Тренинг « Мы - родители «особого ребенка»
материал
Задачи занятия:
Способствовать тому, чтобы родители осознали необходимость создать единую стратегию развития семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ или инвалидностью.
Структура занятия:
Приветствие
Игра «Никто не знает, что я …»
Беседа «Саженец»
Визуализация «Дерево, как образ ребенка»
Рисуночное упражнение «Дерево, как образ ребенка»
Упражнение – обсуждение «Каждодневные дела»
Упражнение «Ресурсные и сильные стороны ребенка»
Визуализация «Мой трудный день»
Упражнение «План по восполнению ресурсов»
Упражнение «Большой сад»
Рефлексия занятия. Прощание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_my_-_roditeli_osobogo_rebenka.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
« Мы - родители «особого ребенка»
Задачи занятия:
Способствовать тому, чтобы родители осознали необходимость создать единую стратегию развития семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ или инвалидностью.
Структура занятия:
Приветствие
Игра «Никто не знает, что я …»
Беседа «Саженец»
Визуализация «Дерево, как образ ребенка»
Рисуночное упражнение «Дерево, как образ ребенка»
Упражнение – обсуждение «Каждодневные дела»
Упражнение «Ресурсные и сильные стороны ребенка»
Визуализация «Мой трудный день»
Упражнение «План по восполнению ресурсов»
Упражнение «Большой сад»
Рефлексия занятия. Прощание.
Материалы: столы, стулья по числу участников; мяч; бумага, изобразительные средства – карандаши, фломастеры, краски, пастель; аудиоаппаратура, запись лиричной мелодии.
Ход занятия:
Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте! Я рада всех вас видеть и также рада тому, что мы встретились здесь все вместе
Игра «Никто не знает, что я …»
Педагог-психолог: Я предлагаю нам всем познакомиться. Я буду передавать по кругу мяч. Как только мячик попадет вам в руки, вы назовете свое имя и закончите фразу: «Никто не знает, что я…» При этом добавите одно свое качество или умение. После этого передавайте мяч следующему участнику.
Итак, давайте начнем. Мяч у меня в руках. Меня зовут …, никто не знает, что я хрупкая и сильная одновременно.
Родители передают мяч по кругу, называют свои имена и выполняют задание.
Беседа «Саженец»
Педагог-психолог: Я рада, что мы встретились. Всех собравшихся здесь объединяет то, что в их семьях растут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В жизни родителей «особых детей» довольно много трудностей, препятствий, сверхперегрузок – эмоциональных, психологических, физических. Бывают моменты, когда справляться со всем накопившимся психоэмоциональным напряжением у родителей нет сил. Жизнь становится одним серым днем постоянной борьбы в состоянии истощения и опустошенности. Постараемся помнить, что самое главное, самое светлое и хорошее – это то, что ребенок есть, он с вами, он радует вас своей улыбкой и маленькими успехами.
Рождение ребенка в семье можно сравнить с посадкой плодового дерева в саду. Родители высаживают маленький саженец, который требует к себе бережного отношения. Его легко сломать, засушить. Чтобы деревце выросло, зацвело, дало плоды, ему нужны крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет и тепло. Его нужно любить, за ним нужно ухаживать. Так и ребенок, а особенно ребенок с ограниченными возможностями здоровья, нуждается в заботе и любви.
Чтобы эффективно решать ежедневные жизненные задачи, необходима единая, цельная позиция, которая объединит всех членов семьи и определит стратегию ее развития. Она напрямую влияет на процесс реабилитации вашего ребенка. Как вы думаете, что может нам в этом помочь?
Родители предлагают варианты ответа.
Педагог-психолог: Да, правильно. Может помочь, если мы будем обсуждать, планировать, подробно обговаривать все стороны и трудности реабилитации ребенка, а также то, как в реабилитации будут участвовать другие члены семьи.
Визуализация «Дерево, как образ ребенка»
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам представить своего ребенка в образе деревца. Сядьте удобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. (Пауза.) Вдохните. (Пауза.) И выдохните. (Пауза.)
Представьте, что вы стоите в саду. Вокруг вас растут деревья и цветы. Летают бабочки, пчелы и маленькие стрекозы. Воздух напоен медовыми и пряными ароматами. У вас в руках маленький саженец. Осмотритесь вокруг, где бы вы хотели его посадить. Выберите место. (Пауза.) Подойдите к этому месту. Смотрите, тут есть лопата, ведро с водой. Посадите свой саженец. Подумайте, что можно еще сделать, чтобы ваше деревце хорошо принялось, ему было комфортно. Вы можете сделать то, что хотите. У вас получилось посадить деревце. (Пауза.) Глубоко вдохните и выдохните. (Пауза.) Откройте глаза.
Родители выполняют задание-визуализацию по мере того, как педагог-психолог читает его текст.
Рисуночное упражнение «Дерево, как образ ребенка»
Педагог-психолог: Ваше деревце – это ваш ребенок. Сейчас я предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши, краски, пастельные мелки. Нарисуйте на листе маленькое деревце.
Педагог-психолог дает время на рисование, включает запись лиричной мелодии. Родители рисуют деревце.
Педагог-психолог: Ваш ребенок растет в семье. Нарисуйте рядом с деревцем - ребенка другие деревья, которые символизируют членов вашей семьи.
Педагог-психолог дает время на рисование. Родители рисуют новые деревья.
Педагог-психолог: Посмотрите, какое время года изображено на вашем рисунке (пауза), какая погода (пауза), в какой земле растут деревья, питательная ли почва (пауза). Посмотрите, есть ли корни у деревьев (пауза), какие у них стволы (пауза), кора (пауза), ветви (пауза), достаточно ли у них листьев (пауза), есть ли плоды…
Педагог-психолог проводит с родителями обсуждение содержания рисунков и их эмоционального состояния на момент рисования.
Педагог-психолог: Ваш ребенок – особенный. И ему нужны особые условия, необходимы медицинская, социальная и психологическая реабилитация. Попробуйте отразить в своем рисунке то, как вы представляете основную цель реабилитации ребенка. Если вы испытываете трудности в поиске метафоры для изображения, вы можете написать словами. Подумайте, чего вы хотите достичь в отношении своего ребенка?
Педагог-психолог дает время на задание. Родители рисуют метафору реабилитации своего ребенка или – по желанию – записывают свои мысли.
Педагог-психолог: Хорошо, мы определились с целью. Теперь подумайте и выделите для себя основные задачи реабилитации, то есть шаги к цели. Не нужно ставить для себя невыполнимые задачи, достаточно определиться с четырьмя-пятью шагами. Задачи должны быть конкретными, достижимыми, и у них должен быть срок исполнения. Подумайте и определитесь со своими задачами. Запишите их на листочке.
По желанию педагог-психолог приводит пример задачи по реабилитации ребенка и дает время на задание. Родители выписывают свои задачи.
Педагог-психолог: Спасибо. Прошу вас поделиться с нами своими мыслями и заметками.
Упражнение – обсуждение «Каждодневные дела»
Педагог-психолог: Любое растение и деревце, которое мы сажаем, нуждается в том, чтобы его поливали, удобряли, защищали от заморозков и вредителей. Так и ребенок нуждается в нашей ежедневной заботе и внимании.
Вспомните и перечислите те дела, ту ежедневную рутину, которую вам необходимо выполнять, чтобы проявлять заботу и уход за ребенком. Как дается вам выполнение ежедневной рутины? Легко? Трудно? Почему? Что вы чувствуете при этом? С какими словами вы обращаетесь к ребенку во время необходимых процедур? Что хочется сделать?
Педагог-психолог инициирует обсуждение в группе. Родители отвечают на вопросы.
Педагог-психолог: Как вы думаете, что чувствует ребенок? Как он относится к делам и к вам во время этого взаимодействия?
Родители отвечают.
Педагог-психолог: Как, по вашему мнению, можно облегчить рутинные дела?
Родители предлагают варианты.
Педагог-психолог: Можно откровенно поговорить с другими членами семьи, поделиться тем, что вызывает самые большие сложности и чем вы можете помочь друг другу.
Будет хорошо, если получится распределить выполнение ежедневных дел по уходу за ребенком, закрепить, кто за что отвечает. Так снимается физическая и эмоциональная нагрузка с одного человека, чаще мамы, укрепляются внутренние семейные отношения.
Упражнение «Ресурсные и сильные стороны ребенка»
Педагог-психолог: Обратимся вновь к вашим рисункам. Посмотрите на свое деревце, которое символизирует вашего ребенка. При всей его хрупкости, ранимости, часто беспомощности у него есть и сильные стороны.
Как вы думаете, какие сильные стороны характера, личности есть у вашего деревца – вашего ребенка? Подчеркните это в рисунке или добавьте к рисунку то, что кажется вам необходимым.
Педагог-психолог дает время на рисование. Родители рисуют.
Педагог-психолог: Расскажите о том, что вы добавили к рисунку, когда изображали сильные стороны вашего ребенка. Что вы чувствуете сейчас, когда акцентировали свое внимание на сильных качествах ребенка?
Родители делятся своими ощущениями.
Педагог-психолог: У каждого человека бывают трудные моменты в жизни. И если у взрослых есть некоторый опыт, чтобы преодолевать трудности по мере того, как они возникают, то ребенку бывает сложно это сделать. Мы можем не увидеть внешних признаков эмоционального напряжения. Изменения в характере, во внутреннем состоянии, в отношениях с близкими людьми часто происходят медленно и незаметно. Как вы думаете, как вы, родители, можете поддержать ребенка? Какие у него есть ресурсы?
Родители отвечают.
Педагог-психолог: В каких ситуациях, по вашему мнению и наблюдениям, ребенок восполняет свои эмоциональные затраты, снимает напряжение? Каким делом ребенок чаще всего занимается, когда вы видите, что у него повышается настроение? Чем вы можете ему помочь?
Родители отвечают.
Визуализация «Мой трудный день»
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам представить ваш день с ребенком, поговорить о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь. Сядьте удобнее, облокотитесь на спинку стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Вдох и выдох. Почувствуйте свое дыхание. (Пауза.) Позвольте вашим ногам и рукам расслабиться.
Вспомните и представьте свой день, связанный с вашим ребенком. День, наполненный суетой, заботами, проблемами и трудностями. (Пауза.) Какие события происходят в этот день? С чем они связаны? Что делаете вы? Что делает ребенок? Представьте все в мелочах: как дышится (пауза), как ощущаются мышцы (пауза), как расправлены плечи (пауза), что видите и слышите вокруг себя (пауза), какие эмоции испытываете (пауза). Погрузитесь в выбранный вами день… Побудьте в нем.
Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Как вы выглядите? (Пауза.) Что чувствуете? (Пауза.) Почему этот день такой трудный? Что бы вы хотели изменить? (Пауза.)
Теперь представьте перед внутренним взором источник – источник жизненных сил. Это может быть знакомый вам источник, из которого вы черпаете свои силы, или любой другой образ, который рисует вам ваше воображение.
Каким вам представляется источник жизненных сил? Приблизьтесь к нему. Что вы ощущаете? Какие чувства вы испытываете? Повзаимодействуйте с ним. Отметьте свои чувства, ощущения, мысли, которые вы при этом испытываете? Прислушайтесь сейчас к своему настроению. Что вам сейчас хочется сделать?
Сейчас вы совсем рядом с источником. Почувствуйте, как вы наполняетесь этой жизненной силой, почувствуйте ее во всем вашем теле. (Пауза.) Побудьте в этом состоянии столько, сколько вам захочется. (Пауза.) Как вы себя сейчас чувствуете? Ваши ощущения изменились? Какие они?
Запомните все, что представилось вам: свои чувства, ощущения, источник, который питает вас жизненной силой и энергией. Вы можете вернуться к источнику, когда захотите.
Сделайте что-нибудь на прощание, если вам хочется. (Пауза.)
Постепенно возвращайтесь сюда, в эту комнату и открывайте глаза… Потянитесь, встряхните руками, улыбнитесь друг другу…
Если вы хотите поделиться своими мыслями и чувствами, вы можете это сделать.
Часто родители описывают свое состояние так: «Я как выжатый лимон», «Чувствую себя как в бесконечном лабиринте», «Руки опускаются», «Я как разряженная батарея и мне никак не зарядиться», «Я на нуле». Важно поддержать родителей, используя активное слушание, телесный контакт.
Упражнение «План по восполнению ресурсов»
Педагог-психолог: Мы встречаемся с трудностями каждый день. Расскажите, с какими трудностями сталкиваетесь вы?
Родители отвечают.
Педагог-психолог: Какие ресурсы и сильные стороны у вас есть? Каких ресурсов вам не хватает?
Родители отвечают.
Педагог-психолог: Что может помочь вам справиться с трудностями и восполнить ваши ресурсы?
Родители отвечают.
Педагог-психолог: Помните о том, что, пока вы молоды, у вас достаточно сил, но в течение жизни ваши ресурсы расходуются. Я предлагаю вам подумать и записать на листочке, что вы будете делать, чтобы их регулярно пополнять. Продумайте, как контролировать, оценивать и расходовать свои ресурсы с максимальной эффективностью.
Педагог-психолог дает время на задание. Родители записывают свои мысли.
Педагог-психолог: Представьте, пожалуйста, свой план по восстановлению.
Родители рассказывают о своих планах.
Педагог-психолог: Хорошие планы. Давайте попробуем их дополнить.
Родители и педагог-психолог в групповом обсуждении дополняют и обогащают индивидуальные планы восстановления.
Упражнение «Большой сад»
Педагог-психолог: Давайте вернемся к вашим рисункам. Я предлагаю вам взять ваш рисунок и разместить его рядом с рисунками других участников.
Родители развешивают рисунки.
Педагог-психолог: Посмотрите, рисунки разные, но в то же время у них много общего. Деревья находятся в одном саду, они защищают и поддерживают друг друга. Так и в реальной жизни важно иметь рядом друга – того человека, который выслушает, поймет и поддержит.
Рефлексия занятия. Прощание.
Педагог-психолог: Наша встреча подходит к концу. Я хочу сказать большое спасибо вам, дорогие родители. Спасибо, что вы искренне делились своими проблемами и переживаниями, своими ошибками и успехами. Надеюсь, что ваши поиски и успехи, напряженный душевный труд, который вы демонстрировали сегодня, найдут отражение в понимании своих детей и себя.
Мне хочется попрощаться с вами следующими словами. «Мне послан ребенок, это дорогой мой гость, я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка… Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем». Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"
Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...
Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"
Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...
Консультация для родителей "Особый ребенок"
Консультация для родителей...
Занятие «Взрослые и дети» тренинга для родителей «Особых детей»
Задачи занятия:Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.Приобретение навыков анализа причин поведен...
Занятие « Мы - родители «особого ребенка» тренинга для родителей
Задачи занятия:Способствовать тому, чтобы родители осознали необходимость создать единую стратегию развития семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ или инвалидностью.Структура занятия:ПриветствиеИгра...
Семинар-практикум с элементами тренинга «Мир глазами - особого ребенка»
Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей, педагогов-психологов, логопедов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентност...
Занятие «Общение с ребенком» из тренинга для родителей «Особых детей»
Задачи занятия:1.Введение понятия «принятие».2.Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.3.Улучшение эмоционального состояния участников....