Занятие с элементами тренинга "Семья глазами ребенка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье
Задачи:
- воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;
- продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;
- помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga_kuzmina_eo.docx | 195.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга «Семья глазами ребенка»
для детей старшего дошкольного возраста
Кузьмина Екатерина Олеговна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары
Цель: развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье
Задачи:
- воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;
- продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;
- помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Материалы и оборудование: заранее подготовленные фотографии из семейных альбомов детей, рабочие листы «Моя семья» (Приложение 1) и «Мое генеалогическое древо» (Приложение 2) (по количеству детей), карандаши (по количеству детей), макет телевизора, микрофон.
Предварительная работа с детьми: рисование на тему «Моя семья».
Методические рекомендации: занятие рассчитано на детей 5-7лет, количество детей – 10-12 детей. Продолжительность занятия 25 мин.
Ход занятия
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети.
1.Беседа «Семейная фотография».
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о семье. Но прежде всего давайте договоримся о том, что такое семья, и разберемся, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (Ответы детей.)
Педагог-психолог: Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи ― очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом: например, есть в семье папа и...
Дети: …мама.
Педагог-психолог: Есть дочь и...
Дети: ...сын.
Педагог-психолог: Есть братья и...
Дети: ...сестры.
Педагог-психолог: Я вижу, вы принесли из дома фотографии, на которых запечатлены члены вашей семьи. Но прежде, чем мы посмотрим их, я предлагаю вам послушать стихотворение.
Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото ― правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много ― и старых и новых ―
У нас, у семейства..!
(Н. Голь, Г. Григорьев)
Я предлагаю вам внимательно посмотреть на семейную фотографию... (называется кто-то из детей или же ребенок вызывается сам.)
Педагог-психолог: Кто изображен на фотографии? Где ты? Где твоя мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра? Что вы делаете? Какое у вас настроение? (Затем по желанию могут быть вызваны другие дети. При этом педагог помогает детям.)
Педагог-психолог: Послушайте еще одно стихотворение про семейный альбом:
Для вас открываем Семейный альбом:
Мы в этом альбоме Гостей принимаем,
Цветы поливаем и в игры играем,
Мы спорим, гуляем, Мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем!
(П. Голь, Г Григорьев)
2.Беседа «Обязанности в семье».
Педагог-психолог: У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки тоже сами не моются. И тем не менее вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» ― ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим. (Каждому ребенку выдается рабочий лист «Моя семья», на котором изображены мама и папа и перечень основных обязанностей в рисунках).
Педагог-психолог: Я вам буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, сто выполняет их в вашей семье, и соедините соответствующий рисунок с изображением мамы или папы.
Перечень обязанностей
© Материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег.
© Приобретение продуктов и приготовление пищи.
© Воспитание и обучение детей.
© Мытье посуды.
© Забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья.
© Уборка квартиры.
© Ремонт вещей и квартиры.
© Забота о здоровье, уход за больными.
© Ремонт одежды, пошив и вязание вещей.
© Организация досуга и отдыха семьи.
Педагог-психолог: Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно. Нарисуйте себя в пустом овале, а на свободных листах нарисуйте остальных членов семьи. Подпишите их имена. (Дети выполняют задание.)
3. Игра «Родители и дети».
Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем. Мы превратимся в родителей. Представьте себе, что вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть. Например, «Будь всегда аккуратным». (Далее выбирают одного из детей, его сажают в круг и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.). Послушайте стихотворение.
Простое слово
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно ―
Из двух слогов простое слово: «Мама».
И нету слов нужнее, чем оно! (И. Мазнин)
Педагог-психолог: Объясните, почему именно мама так нужна и важна для каждого человека. (Ответы детей.) Правильно, именно мама вас любит, заботится о вас, помогает вам, и даже утром, когда открываете глаза, то первым делом многие из вас видят маму, ее лицо улыбку.
4. Этюд «Утреннее фото».
Педагог-психолог: Давайте представим, что сейчас утро.
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет
Ты подставь скорей ладошку.
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
«С добрым утром».
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
А потом с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам... И веселым, интересным
Потянуть руки вверх. Потянуть руки вперед. Подставить ладошки солнышку. Провести ладонями по лицу, наклониться и дотронуться до обуви
Повторить вместе с педагогом
Широко развести руки в стороны; шагать на месте. Улыбнуться друг другу, взяться за руки.
(А. Костецкий)
День твой должен получиться
5. Игра «Фантазии».
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам побывать в роли вашей мамы. Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста.
(Далее педагог исполняет роль журналиста, а кто-то из детей ― роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она недовольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним, и др. Затем роль журналиста может исполнить ребенок.)
Педагог-психолог: Сейчас на минутку закройте глаза и задумайтесь над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы родители были счастливы?» (Ответы детей.)
Педагог-психолог: На нашем занятии мы говорили о ваших семьях. Вы, когда вырастете, наверняка захотите создать свою семью, растить и воспитывать своих детишек. То же самое происходит в мире животных. Только животные вырастают и забывают своих родителей. И своих детенышей они тоже забывают, когда те становятся взрослыми. Животные не помнят своего родства. А человек ― помнит, изучает и даже зарисовывает.
6. Рисунок «Мое генеалогическое дерево».
Педагог-психолог: Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:
1. На вершине дерева, в кроне найдите ячейку (прямоугольник). В эту ячейку впишите свое имя и обведите ее красным карандашом.
2. В ячейки, которые находятся справа и слева от вашего имени, впишите имена своих родных братьев и сестер, если они есть.
3. Ниже запишите имена своих родителей. Ячейки для их имен расположены на стволе дерева.
4. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму. Родителей ваших родителей вы называете бабушками и дедушками. Впишите имена маминых родителей в ячейки, которые расположены в корнях дерева под именем мамы; потом впишите имена папиных родителей в ячейки, которые расположены под именем папы.
5. Цветным карандашом закрасьте ячейки с именем предка, который является твоим тезкой, то есть носит такое же имя, что и ты. Когда вы вырастете, у вас появятся свои дети, на этом дереве жизни появятся новые веточки с именами.
Педагог-психолог: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Рекомендации для родителей
1. Расскажите ребенку что-нибудь интересное из жизни его предков, родственников. Может быть, о некоторых он услышит впервые, на других взглянет иначе, увидит с более привлекательной стороны, они станут ему понятнее и ближе.
2. Попросите ребенка подумать над вопросом: на кого из своих родственников он хотел бы быть похожим? Почему? Пусть ребенок запишет его имя и нарисует его портрет.
3. Попросите ребенка посчитать, сколько братьев и сестер у папы и мамы, записать и запомнить их имена. Объясните ребенку, что это его дяди и тети.
Список использованной литературы
- Запорожец, И. Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду / И. Ю. Запорожец. – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
- Саранская, О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» / О. Н Саранская. – Москва: Книголюб, 2008. – 64 с.
- Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 с.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие с элементами теории: "Для чего нужны глаза"
Для чего нужны глаза? Физкультурное занятие с элементами теории. Программное содержание.Учить детей на носочках (с поднятыми руками) с высоко поднятыми коленями, бегать змейкой. Учить строиться в...
Игровое занятие с элементами математики на тему: « Глаза - зеркало души»
Игровое занятие для профилактики нарушения зрения с элементами математики в старшей группе на тему: « Глаза - зеркало души»...
Занятие с элементами тренинга для родителей "Как эффективно взаимодействовать с гиперактивным ребенком"
В рамках занятия рассматриваются вопросы:1. понятие «гиперактивность» и основными проявлениями2. портрет гиперактивного ребенка3. эффективные способы взаимодействия с сыном или дочерью...
Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»Цели:-...
Занятие по познавательному развитию для подготовительной группы "Конвенция глазами ребенка"
Занятие по познавательному развитию для подготовительной группы "Конвенция глазами ребенка"...
«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»
Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи» ...
Конспект занятия «Космос глазам ребенка»
Конспект занятия «Космос глазам ребенка»...