«Лего-игры и арттерапия в ДОУ»,
материал
Предварительный просмотр:
«Лего-игры и арттерапия в ДОУ»
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья - формируются в дошкольном возрасте. Детство, ключевой период жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.
Полноценное физическое здоровье дошкольника и его развитие, неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей была и остаётся приоритетной задачей в дошкольном образовании.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, и сохранение и укрепление его здоровья.
ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием ряд задач, и на первом месте стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования установки на безопасный и здоровый образ жизни. [3]
В ФГОС, огромное внимание уделяется вопросам сбережения и сохранения здоровья детей, поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития и обучения. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здоровья воспитанников и здорового образа жизни. [1]
За последнее время, появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. Заинтересовало одно, из новых направлений в обучении и развитии дошкольников ЛЕГО - терапия.
ЛЕГО – терапия одна из новых направлений в обучении и развитии дошкольников. В основе которой лежит созидательная конструктивно – игровая деятельность. Выполнение дидактических заданий с использованием деталей ЛЕГО в игровой форме, развивает у детей познавательный интерес, избавляет их от излишнего переутомления.
Каждый конструктор состоит из разной по форме, величине и цвету элементов. Они приятны на ощупь, изготовлены из экологически чистой пластмассы из яркой цветовой гаммы. Конструктор ЛЕГО удобен тем, что в него можно играть не только на столе, но и на полу. Наборы ЛЕГО многофункциональны и предполагают большой диапазон использования построек. [2]
Ознакомилась с отзывами зарубежных и отечественных педагогов. Все они однозначно говорят о том, что терапевтическое воздействие конструктора ЛЕГО проявляется в следующем:
- быстро устанавливается контакт между ребёнком и воспитателем;
- у ребёнка формируется чувство уверенности в своих возможностях, так как он видит наглядный результат своего труда;
- улучшается физическое состояние ребёнка (развивается мелкая моторика рук, координация движений, рук, пальцев);
- формируются и корригируются психические процессы (мышление, память, восприятие, внимание, воображение, развивается эмоционально – волевая сфера ребёнка);
- у ребёнка заметно повышается концентрация внимания, появляется целеустремлённость в доведении задуманного до конца, умение работать в коллективе;
- улучшается восприятие цвета, формы, пропорций, развиваются творческие способности, ассоциативное и абстрактное мышление.
Овладев навыками сборки ЛЕГО:
- дети начинают проявлять инициативу и самостоятельность в игре, в общении;
- у них формируются навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивается умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
- развиваются математические способности, формируются сенсорные представления;
- развиваются творческие и креативные способности;
- дети становятся более усидчивыми и самостоятельными, настойчивыми и целеустремлёнными, умеют подчиняться правилам поведения и социальным нормам;
- у детей обогащается и активизируется достаточный словарный запас, формируется слоговая структура слова, грамматически правильная связная речь;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движений.
Собирая и разбирая конструктор ЛЕГО, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга и на развитие речи. Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, сотрудничать с партнёром, и самое главное – это чувство уверенности в себе.
ЛЕГО - терапия относится к «игровым» методам. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что Лего - терапия направляется в сторону усовершенствования именно тех качеств ребенка, с которыми есть трудности. Преимущество терапевтической игры в том, что она как обычная игра, но через нее дети узнают о себе и своих отношениях к окружающему миру. Посредством игровой терапии дети учатся общаться с другими детьми, выражать свои чувства, изучать различные способы общения с окружающими, изменять свое поведение и развивать свои навыки решения проблем.
Разной формы разноцветные пластмассовые кирпичики ЛЕГО с маленькими фигурками, очень мотивируют детей к игре, которые позволяют создавать, как простую игрушку, так и целые вселенные. Игры с ЛЕГО могут увлечь детей на целый день. Так устраняются в группе непредсказуемые и постоянно меняющиеся концепции поведения детей, которые возникают во время свободной игры. Игра с ЛЕГО позволяет детям чувствовать себя спокойными, отрегулированными и занятыми во время свободной деятельности. Например, подвижный и неусидчивый ребенок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя, а необщительные дети могут попробовать себя инженером, где нужно много общения. Игра предоставляет безопасную дистанцию между проблемой и ее решением. Ребенок косвенно решает свои проблемы сам, не в упор, не насильственно, а естественно и мягко.
Применяя ЛЕГО – терапию в образовательной деятельности и в режимных моментах, заметила, что дети стали больше играть с ЛЕГО. Играя с конструктором более целеустремлены, усидчивы, и настойчивы, доводят задуманное дело до конца. ЛЕГО используют для сюжетных игр, а также изготавливают из него недостающие предметы для сюжетно-ролевых игр (например, для игры «Дом» конструируют предметы быта). Наблюдается сплочение детского коллектива. Дошкольники стали более спокойными и уверенными в себе. У них сформировались навыки сотрудничества. Сами проявляют инициативу в оказании помощи сверстнику или взрослому. Подчиняются правилам поведения и социальным нормам. Пластины ЛЕГО применяем для массажа тела и стопы ног против плоскостопия.
На занятиях воспитанники стали более внимательны. Лучше запоминают и активно отвечают. Стала более правильная связная речь. Хорошо решаю и считают. Прекрасно ориентируются в пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная Лего-игра, как средство развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
ИГРА - ЭТО ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ....
Авторская программа «Лего игры для социально –коммуникативного развития детей»
Авторская программа «Лего- игры для социально –коммуникативного развития детей» направлена на развитие детей с 4 до 6 лет. В программе разработаны сюжетно- ролевые игры с испо...
Методическая разработка. Образовательный проект «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем» (развитие чувства ритма)
Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма. (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора)«В ритме есть нечто волшебное;он заставляет нас верить, чтовозвышенно...
Дидактические лего игры
Дидактические лего игры...
буклет "Лего-игры на интеллектуальное развитие детей"
развивающие игры для детей 5-7 лет с использованием лего-конструктора...
Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО игры
Лего – игры являются новым и актуальным направлением в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование Лего конструктора является хорошим средством для познавательного р...