Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО игры
консультация по коррекционной педагогике

Мерлушкина Елена Викторовна

Лего – игры являются новым и актуальным направлением в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование Лего конструктора является хорошим средством для познавательного развития детей с ОВЗ, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. В нашей практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора крупногабаритных модулей, из бумаги, бросового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО игры

Лего – игры являются новым и актуальным направлением в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование Лего конструктора является хорошим средством для познавательного развития детей с ОВЗ, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. В нашей практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора крупногабаритных модулей, из бумаги, бросового материала.

Из всего разнообразия конструкторов, Лего - это яркий, красочный, полифункциональный материал, представляющий огромные возможности для исследовательской деятельности ребенка. В наборах конструктора много разнообразных деталей (кубики, кирпичики, пластины, человечки и животные), предназначенных для умения строить по инструкции и замыслу. Такое разнообразие элементов привлекает и оживляет строительство. Характеризуя Лего конструктор,  мы можем отметить, что для детей с ОВЗ - это здоровые и безопасные игры с неограниченным потенциалом, подходящие для всех возрастов в дошкольном периоде, как для девочек, так и для мальчиков.  Игры и совместная деятельность взрослых с детьми,  конечно, не обходится без конструктора.

Актуальность ЛЕГО конструктора в том, что он:

- обеспечивает интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативная, речевая, познавательная);

- сочетает образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

- формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

- развивает мелкую моторику и сенсорные представления (форму, цвет, величина);

- совершенствует высшие психические функции: память, внимание, мышление.

Согласно ФГОС  дошкольного образования ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Для успешного овладения детьми основ математики,  мы организовали предметно - развивающую и игровую среды, выбрали конструктор Лего, чтобы ребенок легче усваивал элементарные математические представления. Лего конструктор  позволяет учиться,  играя и обучаться в игре.

Лего полезно и интересно не только мальчикам, но и девочкам. Развивающие игры  создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, по составлению  сравнению связанных между собой понятий и действий, сходства и различия. Детали нужно считать, а при построении конструкций, учитывать  их устойчивость, размер, представление о форме, цвете, расположении. Так в процессе игры развиваются пространственное мышление, планирование. Разделив детали на равные части, ребенок учится составлять целое, доводить начатое дело до конца. Собирая разные конструкции, дошкольник легко ориентироваться в пространстве.

Игры, в которые дети охотно играют сами и под наблюдением  педагогов группы: «Повтори узор» (собрать симметричную половинку) - формирует навык симметричного  расположения на плоскости;  «Справа-слева» (расставить Лего – блоки справа и слева) – формирует ориентировку в пространстве; «Волшебный квадрат» (расположить  Лего конструктор по инструкции в нужном  секторе (верхний правый, верхний левый угол и.т.д) - работа на плоскости по инструкции.

Дети создают конструкции с опорой на схемы, и без них, проявляя фантазию, что  позволяет решать простые и понятные для них задачи, обучаясь в игре. Для сбора модели нужны три товарища - внимание, усидчивость и терпение, что важно для детей с ОВЗ.

Пока дети присоединяют детали друг к другу, развивается мелкая моторика, ловкость пальцев, а за всем этим активно подтягивается речевой аппарат. Вот так собирая Лего – учимся говорить!

При обучении детей  конструктивно-игровой деятельности с Лего, педагоги группы учитывают следующее:

- используют задания, которые должны быть конкретными, не долгими, с частой сменой действий и вариантов;

- тщательно продумывают  выбор раздаточного и наглядного материала;

- речь взрослого четкая, спокойная, эмоциональная, опорные слова выделяются голосом;

- применяют различные виды педагогического воздействия (поощрение, помощь, совет), т.к. уровень развития детей не одинаковый.

В нашей группы сложился алгоритм совместной деятельности воспитателя с детьми в работе с конструктором Лего:

  • демонстрация и рассматривание иллюстраций и объектов для конструирования;
  • сенсорное обследование Лего деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями;
  • изучение схем, моделей;
  • объяснение последовательности и возможных способов выполнения постройки, заданий;
  • анализ и подведение итогов.

В результате систематической работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей, дети дошкольного возраста с  ОВЗ способны выполнять различные задания с помощью Лего (по образцу), анализировать, подбирать  элементы, сопоставлять целое и части, планировать предстоящую деятельность и давать словесные отчеты о проделанной работе.

Лего является подходящим материалом для развития математических способностей, так как доступен для тактильного восприятия и вмещает в себя огромный мир детского творчества.

Таким образом, использование конструктора Лего в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ помогает значительно повысить уровень сформированности математических представлений.


Name

Age

Class

Phone no


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....

Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизинера"; "Логические блоки Дьеныша"; "методика раннего развития Никитина" ;" Разв...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»А.С. М...

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Нетрадиционная техника рисования-это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов необычным способом. Занятие в данном виде рисования  способствует в большей мере развитию – фа...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего возраста с использованием игр В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

 Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие з...