Методическая разработка. Образовательный проект «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем» (развитие чувства ритма)
проект (подготовительная группа)
Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма. (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора)«В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что
возвышенное принадлежит нам».
И.В.Гете
Актуальность.
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребёнок. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, для социализации, играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Все стремления научить ребенка как можно быстрее стать "умным" в конечном счете, сводятся к тому, что ребенок большое количество времени проводит, занимаясь обучением чтению, письму, математике. При этом все меньше времени отводиться на двигательную активность.
Движение тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более доступном для детей уровне, чем интеллектуальное познание.
В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку для правильного развития организма необходимо много двигаться.
Если построить процесс обучения на связи музыки, движения и конструирования это будет способствовать физическому, музыкальному развитию, развитию мышления, а главное эмоционально-положительному развитию психики.
Новизна проекта.
Оригинальный способ развития у детей чувства ритма, выстукивая его ногами и самостоятельно создавая для этого ритмический рисунок с помощью конструктора ЛЕГО. При этом приобщая детей к мировой культуре, знакомя с редко встречающимся видом танца – чечётка (степ), особенностью которого и является выстукивание ритма ногами.
Цель проекта:
Научить детей строить модель ритмического рисунка с помощью конструктора и развивать чувства ритма, выстукивая его ногами (отбивая «чечётку»).
Задачи проекта:
♦ Учить выкладывать понятный всем ритмический рисунок из деталей конструктора;
♦ Развивать чувство ритма, воспроизводя построенный ритмический рисунок голосом, хлопками, притопами;
♦ Способствовать созданию условий для конструирования и развитию его исполнительских, артистических качеств.
♦ Приобщать детей к мировой танцевальной культуре.
Участники проекта: подгруппа детей подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
План осуществления проекта:
• изучение и анализ литературы по данной теме;
• ознакомление детей с историей и особенностями танца чечётка (степ);
• практические занятия по составлению ритмических рисунков с помощью конструктора и считывание ритма, работа над ритмом;
• выстукивание ритмических рисунков ногами, имитация танца чечётка.
Содержание работы.
Беседа с детьми с использованием модели трёх вопросов.
Что мы знаем о танце чечётка?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Из истории.
Чечётка — разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название - «Степ» слово «теп» (от английского «стучать»).
Степ или чечетка – это живой и динамичный танец, замысловатость которого складывается из ритмичных ударов ногами о твердую поверхность для создания звонких дробных звуков.
Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.
Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины — завоевание нового времени. Основатели жанра ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфель и дубовый пол.
И, конечно, главной особенностью этого танца является чёткость в отбивании ритма, а значит должно быть развито чувство ритма. Что такое ритм и чувство ритма? Ритм – это чередование различных длительностей звуков. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.
Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте.
Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций. Конец XIX и начало XX века считают временем появления чечетки и постепенным ее распространением по всему миру.
Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек. Кроме того, не обязательными, но часто встречающимися атрибутами этого танца являлись: шляпа, трость и перчатки.
Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.
Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.
На киностудии «Мосфильм» в 1985 году был снят фильм о мастере чечётки, кумира 1950-х годов - знаменитого чечёточника Алексея Андреевича Быстрова.
Принципы построения педагогического процесса:
♦ Сотрудничество;
♦ Создание ситуации успеха;
♦ Игрового познания;
♦ Возможности самовыражения.
Ресурсы:
1. Методическая литература.
2. Интернет ресурсы.
3. Развивающая среда. (Видеоматериалы, иллюстрации, ЛЕГО -конструктор, музыкальный материал, атрибуты костюмов к танцу)
План реализации проекта:
Проект делится на три этапа: подготовительный, информационный, практический.
Первый этап (подготовительный – первая неделя)
1. Подбор материала для знакомства детей с историей и особенностями танца чечётка.
2. Подбор аудио и видео материалов по теме.
3. Подбор конструктора и места для конструирования элементов ритмического рисунка.
4. Беседа с детьми, с использованием модели трёх вопросов:
- Что мы знаем о танце, о танце чечётка?
- Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Второй этап (информационный - вторая неделя)
Заинтересовать детей данной темой. Расширять кругозор детей, знаниями о мировой культуре.
Проведение занятий по ознакомлению с историей танца чечётка, просмотр видеоматериала, где наглядно можно увидеть исполнение такого необычного танца. Объяснение детям, что основой танца является ритм.
Третий этап (практический – третья неделя)
Переход к непосредственной работе с ЛЕГО конструктором и работе над ритмом.
Составление каждым ребёнком из элементов конструктора своего, так называемого, ритмического рисунка. Высокая конструкция (пирамидка) соответствует длинному звуку, низкая – короткому звуку.
Затем используется приём: проговаривание каждого построенного ритма на слоги – ТА – ТИ -, где – ТА - длинный звук, - ТИ - короткий звук.
Следующий приём: воспроизведение хлопками каждого ритма. И, наконец, простукивание ритма ногами, то, что приближает нас к чечётке.
Один из ритмов отрабатываем особенно тщательно, обращаем внимание на синхронность в движениях.
Как итог – исполнение этого ритма под специально подобранную музыку, это получится подобие танца чечётка. Дети одевают атрибуты костюма танцора, чтобы почувствовать атмосферу танца Чечётка.
Ожидаемые результаты
- Что мы узнали про танец «Чечётка»?
Дети эмоционально рассказывали о том, что нового узнали о мире танца, о незнакомом им до этого танце «Чечётка», «Степ». У них появилось желание рассказать об этом друзьям и родителям, а также возникло желание самим попробовать исполнить такой танец.
Занятия дали положительный результат, были выполнены и другие задачи проекта:
- у детей была мотивация для создания своей ритмической модели танца, не похожей на другие. Не просто конструировать, а создавать новый танец, это возможность почувствовать свою значимость.
- дети стали осознаннее передавать ритмический рисунок, относиться к этому процессу внимательнее и ответственнее;
- научились элементарным способам отбивания чечётки;
- старались согласованно действовать в коллективе, добиваясь синхронности в движениях.
Вывод:
Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Мотивировать ребёнка, заинтересовать, чтобы появилось желание развиваться. Основу данного проекта составляет синтез конструирования, музыки и движения. Это позволило преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.
Перспективы дальнейшего развития проекта. (возможность дальнейшего продолжения проекта)
Познакомить других детей подготовительных групп, с этим видом танца, с историей возникновения и особенностями исполнения «Чечётки», «Степа». Продолжать заинтересовывать детей, увлекая развивать их музыкальные способности.
Литература:
1. Программа «Этот удивительный ритм» И. Каплунова, И. Новоскольцева.
2. Интернет ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем | 375.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Ребенок большое количество времени проводит, занимаясь обучением чтению, письму, математике. При этом все меньше времени отводиться на двигательную активность.
Новизна проекта. Ребенку для правильного развития организма необходимо много двигаться. Если построить процесс обучения на связи музыки, движения и конструирования это будет способствовать физическому, музыкальному развитию, развитию мышления, а главное эмоционально- положительному развитию психики.
Цель проекта: Научить детей строить модель ритмического рисунка с помощью конструктора и развивать чувства ритма, выстукивая его ногами (отбивая «чечётку») картинку
Задачи проекта: Учить выкладывать понятный всем ритмический рисунок из деталей конструктора; Развивать чувство ритма, воспроизводя построенный ритмический рисунок голосом, хлопками, притопами; Способствовать созданию условий для конструирования и развитию его исполнительских, артистических качеств. Приобщать детей к мировой танцевальной культуре.
План реализации проекта: Проект делится на три этапа: подготовительный, информационный, практический. Первый этап (подготовительный – первая неделя) Подбор материала для знакомства детей с историей и особенностями танца чечётка. Подбор аудио и видео материалов по теме. Подбор конструктора и места для конструирования элементов ритмического рисунка. Беседа с детьми, с использованием модели трёх вопросов.
Три вопроса. Дети, что вы знаете о танце Чечётка?
Что бы вы хотели узнать о танце Чечётка?
Второй этап (информационный - вторая неделя) Заинтересовать детей данной темой. Расширять кругозор детей, знаниями о мировой культуре. Проведение занятий по ознакомлению с историей танца чечётка, просмотр видеоматериала, где наглядно можно увидеть исполнение такого необычного танца. Объяснение детям, что основой танца является ритм.
Третий этап (практический – третья неделя) Переход к непосредственной работе с ЛЕГО конструктором и работе над ритмом. - Составление каждым ребёнком из элементов конструктора своей модели ритмического рисунка. фото
- Пропевание , проговаривание и воспроизведение хлопками получившихся моделей ритма.
- Воспроизведение ритма ногами, движения похожие на чечётку.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! «В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». И.В.Гете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)
Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...
Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...
Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....
2019-2020 Консультация для воспитателей:"Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности"
Материал для воспитателей...
Рекомендации для родителей для дистанционной работы с ребенком - Дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма и цвета, композиционных способностей
Дидактические игры, разработанные автором, способствуют развитию творческих способностей у детей посредством использования игрового набора «Дары Фребеля». Игры могут использоваться для сам...
Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»
В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....
Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Использование клавес в речевых и музыкальных играх...