Программа дополнительного образования "Ментальная арифметика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа по дополнительному образованию "Ментальная арифметика" для дошкольников, рабочая программа в приложении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по дополнительному образованию "Ментальная арифметика" | 522.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»……стр.3
- пояснительная записка………………………………………...стр. 3
- цель и задачи программы……………………………………...стр. 6
- содержание программы………………………………………..стр. 7
- планируемые результаты……………………………………стр. 10
Раздел№2 «Комплекс организационно-педагогических условий»..................................................................................................................стр.11
2.1. календарный учебный график………………………………….стр. 11
2.2. условия реализации программы………………………………..стр. 11
2.3. формы аттестации и оценочные материалы…………………..стр. 12
2.4. методические материалы………………………………………..стр. 14
2.5. список литературы………………………………………………стр. 15
Приложение 1. Рабочая программа………………………………….стр.16
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность, реализуется в сетевой форме на базе МБДОУ ДО «Детский сад №26 «Теремок».
Программа разработана на основе нормативно – правовых документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации о 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»; Региональный модельный центр дополнительного образования детей Красноярского края;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Устав МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» утверждён постановлением администрации г. Назарово № 1097-П от 22.08.2018г;
- Порядок предоставления платных образовательных услуг МБДОУ «Детский сад № 26 № Теремок» утверждён приказом заведующего № 32 от 30.08.2020 г.
Программа "Ментальная арифметика" - это система развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются оба полушария головного мозга, т.е. ребенок представляет абакус тем самым, задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты, подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться хороших успехов в области математики. Дети, прошедшие наш курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека. Можно с уверенностью сказать, что данная Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста способствует:
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
• Развитию уверенности в собственных силах;
• Развитию способности концентрировать внимание, сосредотачиваться • Развитию фотографической памяти, способности самостоятельно принимать решения.
Данные качества получают развитие, благодаря грамотным тренировкам арифметических вычислений на абакусе, образному мышлению. Быстрый счет происходит благодаря мысленным манипуляцииям с воображаемыми бусинами абакуса. Так как технология ментальной арифметики включает в себя воображение счетов и соотнесение образной комбинации бусин с числовой записью чисел, то можно утверждать о совместном развитии правого полушария головного мозга и левого, что приводит к гармоничному развитию личности ребенка и эффективному развитию его интеллектуальных способностей.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Задания построены «от простого к сложному» в программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с количеством уроков. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, дидактическими и пальчиковыми играми, кинезиологическими упражнениями, физминутками. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение. Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление. Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается:
- Концентрация внимания;
- Фотографическая память;
- Точность и быстрота реакции;
- Творческое мышление;
- Слух и наблюдательность;
Воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры, мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся. В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, двигаться, запоминать небольшие стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Направленность программы: по содержанию является социально-гуманитарной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной (стартовой).
Адресат программы. Данная программа разработана для всех желающих детей дошкольного возраста (5- 7лет) без особой подготовки и способностей нашего детского сада с нормальным психическим и физическим развитием. Количество детей в группе 8.
Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов 36 в год, 1 академический час в неделю.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 1 академический час, длительность академического часа составляет 25-30 минут для детей 5-7 лет в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы: развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей детей, а также вычислительных навыков и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.
Задачи:
Предметные задачи:
- обучить детей приёмам устного счета с использованием абакуса;
- обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Межпредметные задачи:
- способствовать развитию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
- способствовать развитию мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- способствовать развитию познавательной активности.
Личностные задачи:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей;
- способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой по ментальной арифметике и рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рабочей программе принимаются все желающие, без предварительного отбора. Продолжительность занятий - 1 академический час (25-30 мин.), 1 раз в неделю. В которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями. Программа содержит планирование по разделу обучения «Ментальной арифметики». Работа проводится фронтально в группах до 8 человек. Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счѐты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словестно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов в год | Форма аттестации/контроля | ||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||
Раздел 1. «Введение в ментальную арифметику. Простой счет» (24 часа) | |||||||||||
1 | Вводное занятие. Понятие «ментальная арифметика» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдения Выявление уровня первичной подготовки детей | ||||||
2 | Знакомство с абакусом. История абакуса. | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдения Практическое задание | ||||||
3 | Числа от 0 до 9 на счетах и флэш-картах. | 9 | 1 | 8 | Наблюдения Практическое задание | ||||||
4 | Простое сложение и вычитание единиц. Ментальный счет. | 5 | 1 | 4 | Закрепление и обобщение темы «Простой счет однозначных чисел» | ||||||
5 | Двузначные числа. | 7 | 1 | 6 | Наблюдения Практическое задание | ||||||
6 | Итоговое занятие по теме «Простой счет» | 1 | 1 | Практическое задание | |||||||
итого | 24 | 4 | 20 | ||||||||
Раздел 2 «Маленькие друзья» (12 часов) | |||||||||||
1 | Формулы на сложение с 5 | 5 | 1 | 4 | Наблюдения Практическое задание | ||||||
2 | Формулы на вычитание с 5 | 5 | 1 | 4 | Наблюдения Практическое задание | ||||||
3 | Закрепление и автоматизация счета методом «Помощь брата» | 1 | 1 | Наблюдения Практическое задание | |||||||
4 | Открытое занятие | 1 | 1 | Практическое задание | |||||||
итого | 12 | 2 | 10 | ||||||||
Всего за год | 36 | 6 | 30 | ||||||||
Содержание учебного плана
Раздел 1: «Введение в ментальную арифметику. Простой счет» (24часа)
Тема 1.1. Вводное занятие. Понятие «ментальная арифметика» (1 час)
Теория (0.5ч): Знакомство обучающихся с педагогом. Инструктаж по технике безопасности. История возникновения ментальной арифметики в Японии и Китае.
Практика (0.5ч): Выявление уровня первичной подготовки детей (задания в форме тестирования).
Тема 1.2. Знакомство с абакусом. История абакуса(1 час)
Теория (0.5ч): Знакомство с ментальной арифметикой. Знакомство с абакусом. Строение абакуса. Правила работы на абакусе.
Практика (0.5ч): Пальчиковая гимнастика «Колечки». Физкультминутка. Рассматривание абакуса. Игры со счётами. Закрепление строения абакуса (продуктивная деят-ть)
Тема 1.3. Числа от 0 до 9 на счетах и флэш-картах(9 часов)
Теория (1ч): Простой счет. Числа 0 и 9 Техника расположения рук, пальцев при счете на абакусе. Закрепление правил работы на абакусе. Знакеомство с флэш-картами.
Практика (8ч): Пальчиковая гимнастика. Кинезиологическое упражнения «Фонарики», «Кулак – ребро – ладонь». Физкультминутка «Веселый счет», «Спасатели». Набор чисел на абакусе от 0 до 9. Отработка навыка работы на абакусе по правилам. Выполнение задания на счётах (отражение чисел на счетах).
Тема 1.4. Простое сложение и вычитание единиц. Ментальный счет (5 часов)
Теория (1ч): Знаки + и -. Знакомство с понятиями ментальный счет и ментальные карты.
Практика (4ч): Пальчиковая гимнастика. Кинезиологическое упражнение «Заяц – коза – вилка». Физкультминутка. Ментальный счет, используя ментальные карты. Простое сложение и вычитание от 1 до 9. Сопоставление с написанным числом. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.
Тема 1.5. Двузначные числа(7 часов)
Теория (1ч): Понятие двузначного числа. «Круглые» двузначные числа. «Зеркальные» двузначные числа.
Практика (6ч): Пальчиковая гимнастика. Кинезиологическое упражнение «Заяц – коза – вилка». Физкультминутка. Изучение и набор двузначных чисел на абакусе, в следующей последовательности: числа от 10 до 19, «круглые» и «зеркальные» двузначные числа. Ментальный счет. Автоматизация вычисления примеров с двузначными и однозначными числами.
Тема 1.6. Итоговое занятие по теме «Простой счет»(1 час)
Практика (1ч): Пальчиковая гимнастика. Кинезиологическое упражнение «Заяц – коза – вилка». Физкультминутка. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради: простое сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел на абакусе и по ментальным картам.
Раздел 2: «Маленькие друзья» (12 часов)
Тема 2.1. Формулы на сложение с 5 (5 часов)
Теория (1ч): Знакомство с «Маленькими друзьями». Состав числа 5. Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Знакомство с формулами, используя «Помощь брата» на сложение.
Практика (4ч): Сложение на абакусе, используя «Помощь брата». Отработка навыка работы на абакусе, используя упражнения-тренажеры. Решение примеров по формулам: +1=+5-4, +2=+5-3, +3=+5-2, +4=+5-1.
Тема 2.2. Формулы на вычитание с 5 (5 часов)
Теория (1ч): Знакомство с формулами, используя «Помощь брата» на вычитание.
Практика (4ч): Вычитание на абакусе, используя «Помощь брата». Отработка навыка работы на абакусе, используя упражнения-тренажеры. Решение примеров по формулам: -1=+4-5, -2=+3-5, -3=+2-5, -4=+1-5.
Тема 2.3. Закрепление и автоматизация счета методом «Помощь брата» (1 час)
Практика (1ч): Закрепление формул в 5 на «+» и «-». Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Решение примеров по ментальным картам.
Тема 2.4. Открытое занятие (1 час)
Практика (1ч):
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий по Программе у обучающихся могут быть сформированы и развиты следующие компетенции и личностные качества:
Личностные:
- проявление устойчивого интереса к новому материалу, способам решения новой учебной задачи, умения слушать педагога;
- проявление готовности целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
Предметные:
- овладение вычислительными навыками на абакусе;
- овладение умениями и навыками ментального счета и логического мышления (умение держать в уме цепочку из нескольких чисел, совершать действия с ними по очереди);
- знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
Метапредметные:
- умение анализировать результаты своей деятельности;
- умение адекватно воспринимать оценку выполнения своего задания;
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои личные интересы, с интересами других.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Год обучения | Дата Нач. занятий | Дата Оконч. занятий | Кол-во Учеб. недель | Кол-во Учеб. дней | Режим занятий | Сроки проведения аттестации/ контроля |
1 | 2024-2025 | 01.09. 2024 | 31.05. 2025 | 36 | 36 | 25 -30мин | сентябрь, май Диагностика Декабрь промежуточная аттестация в форме открытого занятия для родителей Май -Итоговое занятие, диагностика Ежемесячно контроль в форме наблюдений и тестовых заданий |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Кабинет для проведения занятий с детьми оборудован: маркерной магнитной доской, столы и стулья по количеству детей, шкаф для хранения дидактических и учебных пособий, индивидуальное рабочее место педагога (стол, стул);
Каждое занятие насыщенно необходимым оборудованием для работы по полноценному интеллектуальному развитию детей:
- Абакус демонстрационный – 1 шт;
- Индивидуальные счёты Абакус (по количеству детей);
- Плакат "Состав числа 5" (формат А2, цветная печать);
- Плакат "Правила набора чисел на абакусе" (формат А2, цветная печать);
- Плакат «Формулы счета «Метод брата» (формат А2, цветная печать);
- Рабочие тетради по количеству детей;
- Ментальные карты по количеству детей;
- Флеш - карты – 1 набор;
- Канцелярские принадлежности (карандаши простые, цветные) - по количеству детей;
- Ноутбук – 1 шт;
- Картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, ориентировке в пространстве;
- Картотека «Кинезиологические игры» для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений;
- Общий материал, на всех: кубики, игрушки, мячи, картинки, фрукты.
- Набор счетных палочек – по количеству детей;
- Игровой материал: мячи, фишки, камешки.
Информационное обеспечение
- http://www.menar.ru.com/indexru.html
- http://www.youtube.com/watch?v=9gBAJVNYiNw
- https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус»)
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется воспитателем, имеющим стаж работы с дошкольниками 15 лет, имеет курсы повышения квалификации по ментальной арифметике.
Образование средне-специальное педагогическое, высшая квалификационная категория.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Беседа
- Наблюдение
- Устный опрос
- Тестовые задания
- Открытое занятие
- Журнал посещаемости
- Видеозапись
Оценочные материалы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации:
- Входной контроль (устный опрос, письменный опрос) - оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.
- Текущий контроль – оценка уровня и качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся в течение всего учебного года.
- Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам изучения раздела, темы.
- Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы по завершению учебного года.
Входной контроль проводится в сентябре (диагностика), результаты фиксируются на листе в таблице по критериям на каждого ребёнка.
Текущий контроль проводится по каждой теме в виде итоговой работы и наблюдения за детьми.
Промежуточный контроль проводится один раз в год в форме итогового занятия.
Итоговый контроль проводится в мае (диагностика) результаты фиксируются в таблице на каждого ребёнка и пишется аналитическая справка. Так же итоговый контроль предусматривает проведения открытого занятия, которое включает в себя решение арифметических задач при помощи счет и без них. В результате учащийся должен продемонстрировать не только навыки устного счета и при помощи абакуса, но и способность концентрировать внимание при разных отвлекающих воздействиях.
Педагогическая диагностика для детей 5-7 лет
(н-начало года, к-конец года).
Ф.И ребёнка | Показатели | |||||||||||||
Эмоц-ная вовлеч-сть ребенка в работу на занятии | Умение набирать и распоз-ть числа на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами) | Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом | Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата» | Умение складывать и вычитать двузначные числа | Ментальный счет | Скор-ть выпол-я задания/ прав-ть решения ариф-ких действий | ||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |
Общее кол-во детей | Начало года Конец года |
В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка навыкам выполнения задания.
В конце первого года обучения проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма организации образовательного процесса: очная.
Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, убеждение, мотивация, стимулирование, поощрение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, практическое занятие, открытое занятие, беседа, игра.
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребѐнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, кинезиологические упражнения, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, игры на развитие мелкой моторики.
Педагогические технологии:
Технология модульного обучения, технология группового обучения, технология индивидуального обучения, здоровьесберегающая технология, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.
Алгоритм учебного занятия:
Подготовительная часть занятия.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма преподнесения материала. Игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребенка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Преподаватель раздает детям рабочие тетради. Показывает обложку. Разрешает детям полистать тетради. Затем выдаются абакусы. Важно дать детям поиграть с абакусом. Позволить произвольно подвигать косточки и т.д.
Для работы на абакусе в начале каждого занятия детям предложено сделать упражнения сначала правой, затем левой рукой —кинезиологические упражнения и пальчиковые игры с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в работе с абакусом.
Основная часть занятия – познавательная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием абакуса, флеш-карт, ментальной карты, заданий в рабочих тетрадях.
Показ преподавателем значения (О) на абакусе (к центральной планке не придвинуты косточки). Дети практикуются правильно обнулять абакус (складываем большой и указательный пальчики птичкой и проводим по центральной планке). Тренировка должна проходить до тех пор, пока у всех детей не начнет получаться правильно обнулять абакус. Затем дети учатся производить простые вычисления на абакусе, не применяя основных правил. После введения правил, вычисления становятся более сложными, работа с ментальными картами способствует развитию быстрого устного счёта ментально.
Заключительная часть занятия – рефлексия (краткий анализ работы, подведение итогов). Педагог вместе с детьми, еще раз проговаривает основные моменты занятия.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач, решение нестандартных задач, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Дидактические материалы. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала на занятиях используются наглядные пособия: плакаты по темам и разделам, флэш – карты, ментальные карты, рисунки, слайды, видеозаписи, карточки, задания для устного и письменного опроса, рабочие тетради, картотеки игр и упражнений.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
2. Книга Малсан Би «Ментальная арифметика для всех»
3. Никифорова О.К. Учимся думать, играя. Задание упражнение по развитию логического мышления / Издательство «Учитель», Волгоград 2016 г. – 79 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | социально-гуманитарная | |
Уровень сложности программы | стартовый | |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) | нет нет | |
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием:
| 36 часов 36 часов нет | |
Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы | развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики ментального счета. | |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Предметные задачи: •Научить пользоваться счетами абакус, набору однозначных и двухзначных чисел на абакусе; •Познакомить с понятиями: цифра, число, разряд, сложение, вычитание. •Научить распознавать изображение числа на счетах и показывать их на счетах. •Научить производить вычисления сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел на абакусе и ментально. •Научить работать с флеш-картами и ментальной картой. •Научить держать в уме цепочку из нескольких чисел, совершать действия с ними по очереди. •Научить перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Межпредметные задачи: •Способствовать развитию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации; •Способствовать развитию мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; •Способствовать расширение пассивного и активного словарного запаса и выражений. Личностные задачи: •воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе. •воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике. •способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; •способствовать проявлению положительных качества личности; | |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) | Количество академических часов в неделю 1, (длительность занятия 25-30 минут). В месяц 4 занятия. | |
Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) | Так дети дошкольного возраста, образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики. | |
Планируемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации | Форма проведения промежуточной аттестации открытое занятие для родителей, форма итогового контроля предусматривает проведение итогового занятия, в мае (диагностика) результаты фиксируются в таблице на каждого ребёнка и пишется аналитическая справка. Результаты Предметные: •умеют пользоваться счетами абакус, освоил набор однозначных и двухзначных чисел на абакусе; •распознают изображение числа на счетах и показывает их на счетах. •умеют производить вычисления сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел на абакусе. •понимают понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание. •умеют работать с флеш-картами и ментальной картой. •умеют держать в уме цепочку из нескольких чисел, совершать действия с ними по очереди. •дети могут перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Межпредметные: •у детей развито внимание, фотографическая память и оперативное мышление, логика и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации; •у детей развита мелкая моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; • у детей расширен пассивный и активный словарный запас. Личностные задачи: •дети проявляют инициативность, самостоятельность и уверенность в себе. •дети проявляют интерес к быстрому счету и ментальной арифметике. •дети умеет взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; •дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика»
Раздел 1. «Введение в ментальную арифметику.
Простой счет» (24 часа)
Цель: ознакомление детей с понятием «ментальная арифметика».
Задачи: сформировать у детей понятие значения числа и цифры. Познакомить с работой на счетах (абакусе): конструкция абакуса, правила передвижения бусинок, изображение и набор чисел на счетах. Научить распознавать изображение однозначных и двузначных чисел на счетах распознают изображение числа на счетах и показывает их на счетах, производить вычисления сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел на абакусе. Познакомить с флеш-картами и ментальной картой.
Фиксация результатов: анализ выполнения детьми заданий, отзывы родителей, наблюдение, журнал посещаемости.
№ п/п | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
11 1 | сентябрь | 3 | 15.40-16.10 | Беседа. Наблюдение | 1 | Вводное занятие Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. | Изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости |
10 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 1 | Знакомство с ментальной арифметикой. Знакомство с абакусом. | Изостудия | Наблюдение, опрос Журнал посещаемости | ||
17 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 1 | Простой счет. Набор чисел на абакусе. Техника расположения рук, пальцев при счете на абакусе. Числа 0 и 1. | изостудия | Наблюдение журнал посещаемости. | ||
24 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. . | 1 | Знакомство с числом 2. Отработка навыка работы на абакусе по правилам. | изостудия | Наблюдение журнал посещаемости. | ||
22 | октябрь | 1 | 15.40-16.10 | 1 | Знакомство с числом 3. Отработка навыка работы на абакусе по правилам. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |
8 | 15.40-16.10 | 1 | Знакомство с числом 4.Числа и цифры от 1-4. Знакомство с флеш-картами. | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости | |||
15, 23 | 15.40-16.10 | 2 | Знаки + и -. Простое сложение и вычитание от 1 до 4. | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости |
3 3 | ноябрь | 5 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 1 | Знакомство с числом 5. | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости |
112 | 15.40-16.10 | 1 | Знакомство с числами 6 и 7. Набор чисел на абакусе. | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости. | |||
119 | 15.40-16.10 | 1 | Знакомство с числами 8 и 9. Набор чисел на абакусе. | |||||
26 | 15.40-16.10 | 1 | Простое сложение и вычитание единиц. Числа и цифры от 0 до 9. | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости. | |||
декабрь | 3, 10, 17, 24 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 4 | Простое сложение и вычитание единиц на абакусе. Ментальный счет. Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради. Сопоставление с написанным числом. | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости. | |
январь | 9, 14 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 2 | Двузначные числа. Изучение и набор цифр 10-19 на абакусе. Ментальный счет. | изостудия | |||
21 | 1 | «Круглые» двузначные числа. | изостудия | |||||
28 | 1 | «Зеркальные» двузначные числа. | изостудия | |||||
февраль | 4, 11. 18 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 3 | Автоматизация вычисления примеров с двузначными и однозначными числами. | изостудия | |||
25 | 1 | Итоговое занятие по теме «Простой счет» | изостудия |
Раздел 2. «Маленькие друзья» (12 часов)
Цель: формирование у детей навыка ментального счета, используя метод «Помощь брата».
Задачи: Познакомить с «маленькими друзьями». Научить сложению и вычитанию, используя метод «Помощь брата». Продолжать отрабатывать навык вычисления на счетах и ментально.
Фиксация результатов: аналитическая справка, дипломы, готовые работы, наблюдения, журнал посещаемости.
№ | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
3 5 | март
| 44 4 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 1 | Маленькие друзья. Сложение, используя метод «Помощь брата». Формула +1=+5-4 | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости |
11 | 15.40-16.10 | 1 | Маленькие друзья. Сложение, используя «Помощь брата». Формула +2=+5-3. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
18 | 15.40-16.10 | 11 | Маленькие друзья. Сложение, используя «Помощь брата». Формула +3=+5-2. | Изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
25 | 15.40-16.10 | 11 | Маленькие друзья. Сложение, используя «Помощь брата». Формула +4=+5-1. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
6 | апрель | 11 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 1 | Маленькие друзья. Закрепление формул на «+». | изостудия | Журнал посещаемости Наблюдение |
8 | 15.40-16.10 | 1 | Маленькие друзья. Вычитание, используя «Помощь брата». Формула -1=+4-5. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
15 | 15.40-16.10 | 1 | Маленькие друзья. Вычитание, используя «Помощь брата». Формула -2=+3-5. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
22 | 15.40-16.10 | 1 | Маленькие друзья. Вычитание, используя «Помощь брата». Формула -3=+2-5. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
7 | май | 66 1 | 15.40-16.10 | Беседа. Презентация. Практическое задание. | 1 | Маленькие друзья. Вычитание, используя «Помощь брата». Формула -4=+1-5. | изостудия | Журнал посещаемости Наблюдение |
113 | 15.40-16.10 | 1 | Маленькие друзья. Маленькие друзья. Закрепление формул на «-». | изостудия | Журнал посещаемости Наблюдение | |||
220 | 15.40-16.10 | 1 | Маленькие друзья. Маленькие друзья. Закрепление формул в 5 на «+» и «-». | изостудия | Журнал посещаемости, | |||
226 | 15.40-16.10 | Практическое задание. | 1 | Открытое занятие. | изостудия | Тестовые задания |
Список литературы
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
2. Книга Малсан Би «Ментальная арифметика для всех»
3. Никифорова О.К. Учимся думать, играя. Задание упражнение по развитию логического мышления / Издательство «Учитель», Волгоград 2016 г. – 79 с.
4. http://www.menar.ru.com/indexru.html
5. http://www.youtube.com/watch?v=9gBAJVNYiNw
6. https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» Цель: обучение технике устного счета на абакусе. Задачи образовательной программы:· развитие концентр...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная образовательная программа по Ментальной арифметике
Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной теме позволяет реб...