Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад «Рябинка» г. Салехард
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР детский сад «Рябинка» г. Салехард ______________ Д.П. Тихонова |
Рабочая программа дополнительного образования для дошкольного возраста 6-7 лет
«Ментальная арифметика»
Срок реализации: 1 года
Васильева Наталья Васильевна
Г. Салехард 2022г.
Содержание
Информационная карта…………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………….4
Содержание программы «Ментальная арифметика»…….7
Тематический план занятий …………………….……...7-19
Ожидаемые результаты …………………………………….7
Формы диагностики………………………………………..19
Список литературы…………………………………………21
Информационная карта программы
Пояснительная записка
Программа носит естественнонаучную направленность, отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является модульность.
Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – Абакус.
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме. Во время прохождения курса происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.
Упражнения на Абакусе развивают мелкую моторику, стимулирует работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшаются: концентрация внимания, фотографическая память, точность и быстрота реакции, слух и наблюдательность, воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребенка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий, у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабомотивированного учащегося. Отрабатывать арифметический̆ навык. Подготовить ум для более серьезной̆ работы. Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.
Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных учащихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и дифференцированном изучении материала и включает в себя развивающие задания для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий.
Программа построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.
Во время прохождения второго этапа учащиеся обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к Абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым Абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.
Объем и срок освоения программы
Программа «Ментальная Арифметика» рассчитана на 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 68 часов образовательной деятельности.
Возраст обучающихся 6-7 лет.
Наполняемость группы 8-10 учащихся
Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета. Тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации.
Задачи программы:
- Совершенствование вычислительных навыков устного счета с использованием Абакуса;
- Обучение умению выстраивать мыслительную картину чисел на Абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти;
- Развитие мелкой моторики, воображения, правого и левого полушария головного мозга;
- Развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности;
- Углубление и расширение знаний по математике;
- Развитие лидерских качеств.
Методические материалы
Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Учебный материал программы «Ментальная арифметика» состоит из двух составных частей:
- Теоретической - формирующей систему понятий, теоретических знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения;
- Практической – направленной на приобретение умений и навыков в области ментальной арифметики.
В основу программы положены следующие принципы:
- Индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка)
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых технических навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям);
- системности и последовательности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному», «от частного – к общему»;
- дифференциации и индивидуализации, предполагающий создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого воспитанника.
Методические приемы:
Для каждого уровня освоения доминирующими методами обучения являются:
для ознакомительного уровня: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При использовании такого метода обучения учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
для базового уровня: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Также используются методы:
- Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
- Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей.
- Словесный метод. Это объяснение методики исполнения, оценка.
- Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного правила счёта.
- Репродуктивный метод. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога.
- Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов).
- Наглядно-иллюстративный метод (Использование цветных рабочих тетрадей).
- Концентрический метод (Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенного материала или способов счёта снова возвращается к пройденному, но с более усложненным вариантом исполнения).
Ожидаемые результаты:
- Дети знают понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание;
- Умеют работать на Абакусе двумя руками одновременно;
- Могут считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки 5 чисел;
- Дети проявляют умение совершать арифметические действия на Абакусе и ментально (+, -);
- У детей формируется: навык устного счета без использования вычислительных устройств, улучшается мелкая моторика через использования Абакуса,
- Формируется познавательная активность, улучшается концентрация внимания, память, точность и быстрота реакций, развивается логическое мышление, воображение, совершенствуется слух и наблюдательность. В итоге повышается общая успеваемость ребенка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Формы организованной образовательной деятельности.
Ментальная арифметика – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с дошкольниками во внеурочное время.
Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей от 6 до 7 лет деятельности - игр-занятий.
В целях развития коммуникативной культуры, организации контроля используются и иные формы:
1. Беседа. Живое общение педагога с детьми.
2. Занятие - зачет. Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является занятие-зачет. Основная цель его - в установлении уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.
3. Решение олимпиадных задач - форма проведения итогового занятия.
Содержание программы
№ п/п | Названия модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Базовый | 68 | 22 | 46 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
Учебный план на 1 год обучения
№ п/п | Название разделы, темы | Количество часов |
| |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | 1
| 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания в рабочей тетради. Диагностика | |||
2 | Повторение. Устройство абакуса | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания в рабочей тетради | |||
3 | Повторение. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка». | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания в рабочей тетради | |||
4 | Повторение. Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел. | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради. | |||
5 | Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2 +\- 5, когда не требуются правила) | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах, ментальной карте и в рабочей тетради | |||
6 | Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3 +\- 5, когда не требуются правила) | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счёта и в рабочей тетради | |||
7 | Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3, 4+\- 5, когда не требуются правила) | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах, ментальной карте и в рабочей тетради | |||
8 | Повторение. Правило: +4 = -1+5. «Повторение. Правило: +4 = -1+5. Обнуление. | 1 | 0,3 | 0,7 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
9 | «Повторение. Правило: +4 = -1+5. Обнуление. | 1 | 0,3 | 0,7 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
10 |
Повторение. Правило: +3 = -2+5. | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
11 |
Повторение. Правило: +2 = -3+5. | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
12 | Повторение. Правило: +1 = -4+5 | 1 | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
13 | Повторение. Решение примеров с применением известных правил. | 0,2 | 0,8 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме. | ||||
14 | Повторение: работа на счетах «птичкой». Состав числа 10. | 0,5 | 0,1 | 0,4 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме. | |||
15 | Правило: +1 = -9+10 |
| 0,6 | 1,4 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
16 | Правило: +2 = -8+10 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
17 | Правило: +3 = -7+10 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме. | |||
18 | Правило: +4 = -6+10 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме. | |||
19 | Правило: +5 = -5+10 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
20 | Правило: +5 = -5+10 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
21 | Правило: +7 = -3+10 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
22 | Правило: +8 = -2+10 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
23 | Правило: +9 = -1+10 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
24 | Повторение. Контрольное задание на правила. | 0,5 | 0,1 | 0,4 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт. | |||
25 | Комбинированный метод +6 (-5,+11) | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
26 | Комбинированный метод +7 (-5,+12) | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
27 | Комбинированный метод +8 (-5,+13) | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
28 | Комбинированный метод +9 (-5,+14) | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на счетах. | |||
29 | Повторение. Решение примеров с применением известных правил | 0,5 | 0,1 | 0,4 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт. | |||
30 | Правило: -1 = -10+9 | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
31 | Правило: -2 = -10+8 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
32 | Правило: -3 = -10+7 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
33 | Правило: -4 = -10+6 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
34 | Правило: -5 = -10+5 | 2 |
| 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
35 | Правило: -6 = -10+4 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
36 | Правило: -7 = -10+3 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
37 | Правило: -8 = -10+2 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
38 | Правило: -9 = -10+1 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте | |||
39 | Повторение правил. Упражнения на все правила. | 0,5 | 0,1 | 0,4 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт. | |||
40 | Комбинированный метод правило -6 (-11,+5) | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. | |||
41 | Правило -7= -12+5 | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. | |||
42 | Правило: -8 = -13+5 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. | |||
43 | Правило: -9 = -14+5 | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. | |||
44 | Отработка правил комбинированного метода | 1 | 0,1 | 0,9 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт. | |||
45 | Итоговое занятие. Вычисления в уме на тренажере. | 1 | 0,1 | 1 | Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт с участием тренажёра. | |||
ИТОГО | 68 | 22 | 46 |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие «Счет в воображении»
Теория: Абакус. Из истории ментальной математики. Диагностика
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Набор чисел на абакусе.
2. Тема «Повторение. Устройство абакуса»
Теория: Строение абакуса. Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Практика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
3. Тема «Повторение. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка»
Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка»
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
4. Тема «Повторение. Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел»
Теория: Что такое «старший разряд» для отображения чисел. Ряд десятков на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.
5. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2 +\- 5, когда не требуются правила)»
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе. Выполнение заданий в рабочей тетради.
6. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3 +\- 5, когда не требуются правила) »
Теория: Флеш-карты и правила работы с ними. Техника работы с абакусом.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт.
7. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3, 4+\- 5, когда не требуются правила)»
Теория: Отображение чисел на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
8. Тема «Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами»
Теория: Отображение чисел на флеш-картах. Двузначные ряды.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
9. Тема «Повторение. Правило: +4 = -1+5»
Теория: Правило: +4 = -1+5. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Математические стихи. Сложение и вычитание на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
10. Тема «Повторение. Правило: +3 = -2+5»
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой. Правило: +3 = -2+5.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме. Ментальный счёт . Выполнение заданий в рабочей тетради.
11. Тема « Повторение. Правило: +2 = -3+5»
Теория: Правильная постановка пальцев при работе на абакусе. Правило: +2 = -3+5.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
12. Тема «Повторение. Правило: +1 = -4+5»
Теория: Правильная постановка пальцев при работе на абакусе. Обнуление. Правило: +1 = -4+5»
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
13. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил»
Теория: Правильная постановка пальцев при работе на абакусе. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради
14. Тема «Повторение: работа на счетах «птичкой». Состав числа 10»
Теория: Состав числа 10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
15. Тема «Правило: +1 = -9+10»
Теория: Правило: +1 = -9+10. Двузначные числа на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Отображение чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
16. Тема «Правило: +2 = -8+10»
Теория: Правило: +2 = -8+10. Отображение и набор чисел.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
17. Тема «Правило: +3 = -7+10»
Теория: Правило: +3 = -7+10. Двузначные числа на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Математические загадки. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
18. Тема «Правило: +4 = -6+10»
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +4 = -6+10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правила на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
19. Тема «Правило: +5 = -5+10»
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +5 = -5+10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте.
Ментальный счет. Выполнение заданий в рабочей тетради.
20. Тема «Правило: +6 = -4+10»
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +6 = -4+10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
21. Тема «Правило: +7 = -3+10»
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +7 = -3+10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
22. Тема «Правило: +8 = -2+10»
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +8 = -2+10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
23. Тема «Правило: +9 = -1+10»
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +9 = -1+10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
24. Тема «Повторение. Контрольное задание на правила»
Теория: правила +2, +3, +4, +5, +6, +7, +8, +9.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи изученных правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение контрольных заданий в рабочей тетради.
25. Тема «Комбинированный метод +6 (-5,+11)»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +6 (-5,+11)
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
26. Тема «Комбинированный метод +7 (-5,+12)»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +7 (-5,+12)
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
27. Тема «Комбинированный метод +8 (-5,+13)»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:+8 (-5,+13)
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
28. Тема «Комбинированный метод +9 (-5,+14)»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:+9 (-5,+14)
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
29. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
30. Тема «Правило: -1 = -10+9»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -1 = -10+9.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
31. Тема «Правило: -2 = -10+8»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -2 = -10+8.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
32. Тема « Правило: -3 = -10+7»
Теория: повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -3 = -10+7.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
33. Тема « Правило: -4 = -10+6»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -4 = -10+6
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
34. Тема «Правило: -5 = -10+5 »
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -5 = -10+5.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
35. Тема «Правило: -6 = -10+4»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -6= -10+4.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
36. Тема «Правило: -7 = -10+3»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -7= -10+3.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
37. Тема «Правило: -8 = -10+2»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -8= -10+2.
38. Тема «Правило: -9 = -10+1»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -9= -10+1.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
39. Тема «Повторение правил. Упражнения на все правила»
Теория: Повторение всех изученных правил.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
40. Тема «Комбинированный метод. Правило -6 (-11,+5)»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:-6 (-11,+5)
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
41. Тема «Правило -7= -12+5»
Теория: Знакомство с комбинированным методом. Правило: -7 = -12, +5.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
42. Тема «Правило: -8 = -13+5»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -8 = -13, +5.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
43. Тема «Правило: -9 = -14+5»
Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -9 = -14, +5.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
44. Тема «Отработка правил комбинированного метода»
Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
45. Итоговое занятие
Практика: Выполнение олимпиадных задач. Счёт на абакусе и ментально. Вычисления в уме на тренажере.
Предполагаемые результаты обучения по окончании второго года обучения.
Формы диагностики.
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности модульной дополнительной общеразвивающей программы:
- педагогическое наблюдение;
- входная и начальная диагностика;
- использование методов специальной диагностики, тестирования;
- беседы с детьми и их родителями;
- открытые занятия;
- олимпиады внутри коллектива;
- промежуточные и итоговые аттестации.
Оценочные материалы
Оценка качества реализации программы «Ментальная арифметика» включает в себя входной контроль (начальная диагностика), текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Хорошей проверкой результативности обучения является самостоятельное исполнение учащимися освоенных техник без помощи педагога, открытые занятия, участие в олимпиадах конкурсах.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся. Начальная диагностика включает в себя проверку познавательных способностей и уровня начальных ЗУН. Входной контроль осуществляется в начале года обучения.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются открытые уроки, решение олимпиадных заданий.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы.
По итогам аттестации определяется уровень освоения программы «высокий», «средний», «низкий».
«Высокий» уровень: технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально.
«Средний» уровень: отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой, считает с помощью ментальной карты и ментально.
«Низкий» уровень: исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью Абакуса.
В начале каждого учебного года проводится диагностирование уровня сохранности пройденного материала. В конце года проводятся олимпиады, где проверяется уровень освоения данной программы.
Карта наблюдений детского развития по программе
«Ментальная арифметика» в группе с 6 до 7 лет
№ п/п | Ф И ребенка | Набор чисел на Абакусе | Работа с флеш - картами | Работа с ментальными картами | Простые вычисления без правил | сложение и вычитание с правилами | Комбинированный метод сложения и вычитания | Ментальный счет | Общее количество баллов | Средний балл | Уровень развития |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Список литературы:
для педагогов:
1. Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью Абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018;
2. Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016
3. Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга», ЭКСМО, Москва, 2011.
для детей и родителей:
Рабочие тетради:
1. «Ментальная арифметика 3-7» подготовительный курс, часть1
2. «Ментальная арифметика 3-7» подготовительный курс, часть2
3. «Ментальная арифметика 3-7» подготовительный курс, часть3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-857159-1485534868.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-803930-1508566326.jpg)
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развивалочка" естественнонаучной направленности
Программа способствует формированию обследовательских действий в первоначальном виде; знакомит детей раннего возраста с играми В.В. Воскобовича, что развивает у детей логическое мышление, творческие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-558312-1664292412.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
. Пояснительная записка.Направленность программы: естественнонаучная.Актуальность:В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического стан...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-765031-1571674128.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соробан» естественнонаучной направленности.
Дать детям возможность гармонично развивать умственные и творческие способности. Программа содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-743971-1669889848.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ментальная арифметика» Срок освоения: 1 учебный год - 2021-2022гг.
Цель программы развить в детях интеллектуальные и познавательные способности вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ментальная арифметика» (5-7 лет)
Ментальная арифметика — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, кальку...