Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
рабочая программа (старшая группа)
Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка 3
- Цели и задачи реализации Программы… 4
- Принципы и подходы к формированию Программы… 4
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 5
- Планируемые результаты освоения Программы… 6
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с развитием ребенка 6
2.2Формы взаимодействия с семьей 7
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Перспективное планирование рабочей программы… 8
3.2. Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
(диагностическая карта) 10
- Методическое обеспечение программы… 12
- Организация развивающей предметно-пространственной среды… 13
- Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы… 13
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Ментальная арифметика» соответствует основным нормативно-правовым документам дошкольного образования: Федеральному закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», приказу Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe. Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в жизни, повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается уверенность в себе, инициативность и самостоятельность. Идет развитие лидерских качеств, благодаря чему ребенок с легкостью поступит в престижный вуз и обретет достойную работу. Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.
Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков счета с использованием японских счет (соробана) с постепенным переводом навыка от механического к умственному (ментальному).
Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность. Занятия проходят в игровой форме один раз в неделю по 25 минут. Курс Ментальной арифметики рассчитана на учебный год.
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» создана для развития логики, воображения, фотографической памяти и т.д. Функциональное назначение программы – общеразвивающее.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
Обучающие:
- обучить вычислительным навыкам с помощью арифметических счет Абакус;
- обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Развивающие:
- развивать концентрацию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логику и воображение, слух и наблюдательность, способности к визуализации;
- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развивать познавательную активность через применение технологии личностно- ориентированного подхода;
- ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
- Системность .
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
- Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
- Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
- Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
- ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Программа рассчитана на детей 5-6лет, исходя из которых выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты. Данная программа отражает систему обучения первого года включая в себя цели и задачи, также тематический план для реализации данного года. Программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка.
Научно доказано, что дети в возрасте с 5 до 6 лет имеют наиболее пластичные мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.
Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию. Дело в том, что в отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абак, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе,
чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.
Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:
-- Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.
-- Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка
-- Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.
Продолжительность занятия 25 минут, в которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения:
- Освоение понятий: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Ознакомление со счетами (абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
- Освоение приемов ментального счета.
- Умение держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.
- Эмоциональное вовлечение в работу на занятии.
- Знание арифметических знаков (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)
- Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА
Ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами). Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.
Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Немаловажный фактор эффективности программы в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок
быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.
- ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.
Задача педагога:
- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).
- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.
- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля. Задача родителей:
- поддержать своего ребенка в обучении;
- создать психологически комфортную атмосферу в семье.
Планирование взаимодействия с семьей
Месяц | Формы взаимодействия |
Сентябрь | Анкетирование «Что такое ментальная арифметика» |
Октябрь | Выступление на родительском собрании о целях и задачах дополнительного образования «Ментальная арифметика» |
Ноябрь | Консультация «Занимательная математика» |
Декабрь | Папка-передвижка «Учим детей считать на абакусе» |
Январь | Консультация «Игры по математике» |
Февраль | Памятка «Как правильно заниматься в прописях» |
Март | Буклет «Развиваем память» |
Апрель | Показ открытого занятия |
Май | Выступление на родительском собрании об итогах работы |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кружковая деятельность осуществляется во второй половине дня по четвергам, отвечает санитарно-гигиеническим нормам (СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26) и обеспечивает выполнение требований ФГОС ДО.
- ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планирование кружковой работы в старшей группе «А» на 2020-2021 учебный год
№ | Тема | Задачи | Количество занятий |
1. | Знакомство с ментальной арифметикой, Абакус и его конструкция. Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе . | Познакомить детей с абакусом. Повторить смысл сложения и вычитания. Учить детей писать числа на абакусе. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности. | 4 |
2. | Сложение на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память. Познакомить с техникой ментального счета. | 4 |
3. | Вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет | Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 4 |
4. | Сложение и вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 4 |
5. | Изучение цифр 5-8 на абакусе. Ментальный счет. | Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе. Закрепить счет до 8. Закрепить умение решать примеры на абакусе.Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 4 |
6. | Добавление и вычитание на абакусе цифр 5- 8. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(5-8). Закрепить счет до 8. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 4 |
7. | Изучение цифр 9-10 на абакусе. Ментальный счет. | Познакомить с цифрами 9 -10 на абакусе. Закрепить счет до 10. Закрепить умение решать примеры на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 4 |
8. | Повторение. Добавление и вычитание пройденных цифр на абакусе. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально | 4 |
9. | Повторение. Набор цифр от 1 до 10 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . | 4 |
10. | Простое сложение и вычитание однозначных чисел. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . | 4 |
11. | Изучение цифр 11-19 на абакусе. | Познакомить с цифрами 11 -19 |
Ментальный счет | на абакусе. Закрепить счет до 10. Закрепить умение решать примеры на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 4 | |
12. | Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет. | Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . | 4 |
13. | Закрепление. Ментальный счет. | Закрепление умений и навыков счета на абакусе. | 2 |
- ТАБЛИЦА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА)
В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка навыкам выполнения задания.
В конце первого года обучения проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.
ФИО обучающегося Возраст (класс) | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами) | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата» | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга» | ||
Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом | ||
Ментальный счет |
Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом | ||
Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач | ||
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: | ||
на счётах «Абакус» | ||
при ментальном счете (скорость, кол-во чисел) |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
- балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
- балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
- балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическая литература:
1. Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
- Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
- Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
- Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал
«Символ науки» №12-2/2016. С. 221-
3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), шнуровки «Крокодил», «Сшей платье»,
«Сад и огород», «Почта», лото: «Простоквашино», «Лото для девочек» 2..Подборка демонстрационного материала.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор разноцветных палочек с оттенками
- Блоки Дьенеша.
- Коробочка с набором объемных тел (6-8 элементов).
- Дидактические игры: «Рассади божьих коровок по цветам», «Веселый паровоз»,
«Найди дорожку», «Подбери гномикам колпачки» 7.Математический календарь
8.Часы с круглым циферблатом и стрелками (2 шт) 9.Счеты
- Набор карточек с изображением количества (от 1 до10) и цифр.
- Пособия: «Состав числа в стихах», «Цыфры», «Веселые задачи», «Лабиринты»,
«Фигурки из палочек», «Времена года», «Дни недели: стихи, загадки, задачи», «Месяцы»
- Абакус 7 разрядный – 30 штук
- Абакус демонстрационный 13 разрядный
3.5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предполагаемый результат:
- Дети будут знать понятия: цифра, число, сложение, вычитание.
- Познакомятся со счетами Абакус, научатся работать на них, считая двумя руками одновременно.
- Будут знать арифметические знаки.
- Научатся совершать арифметические действия на Абакусе
- Дети станут более внимательными, повысится самодисциплина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-479533-1412425044.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-617188-1427880010.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861186-1480773548.jpg)
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877574-1484469937.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207658-1361298100.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-1361848-1636403173.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "волшебный карандаш"
Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. Учиться рисовать можно не только карандашами и кисточками, но и с помощью традиционных и нетрадицио...