"Ментальная арифметика. Сложение и вычитание". Программа дополнительного образования.
рабочая программа по математике (старшая группа)
Программа «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования. Данная программа расчитана на возраст 5 - 6 лет, в целях изучения цифр и чисел от 1 до 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_ment._arif._ispravlena.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №72»
Принято на Педагогическом совете Протокол № ____от_ г. | Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №72» Жукова Е.А. ____________________ Приказ №____________ от г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
октябрь 2024 - май 2025 г.
Направленность: социально-гуманитарная
Автор - составитель:
Варфоломеева А.А., воспитатель
МДОУ «Детский сад №72»
.
Ярославль, 2024
Оглавление
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2.Учебный план и календарный учебный график ……………………………5
3.Содержание образовательной программы…………………………………...8
4.Ожидаемые результаты освоения программы……………………...............12
5.Контрольно-измерительные материалы……………………………………..13
6.Список литературы или информационных источников…………………...14
- Пояснительная записка
Программа «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» (далее – Программа) позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования.
Программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы, направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.
Занятия по данной Программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления.
Программа по ментальной арифметике является адаптированной для детей 5-6 летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного обучающегося.
Назначение программы: максимальное развитие интеллектуальных способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.
Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, на основе системы устного счета. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одаренных и высокомотивированных обучающихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой.
Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподносится доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
– технологии деятельностного подхода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»);
- Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области» (п.14, п.17).
Цель программы: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, формирование вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о таком инструменте для вычислений, как абакус.
- Формировать навыки быстрого и правильного счета на абакусе.
- Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 10.
- Усовершенствовать внимание, слух и восприятие;
- Совершенствовать навыки быстро и рефлекторно выполнять нужные действия, таким образом, улучшая внимание и концентрацию;
- Способствовать увеличению объёма долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- Развивать образное мышление.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать воображение, творческое мышление.
- Амплификация словарного запаса.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета.
- Развитие лидерских качеств.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год
Программа предполагает 1 занятие в неделю.
Продолжительность занятия: 30 минут
Принципы и подходы к формированию
В основу программы заложены следующие основные принципы:
Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна
быть достоверной.
Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.
Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.
Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.
Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.
Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность.
Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.
В программе учитываются следующие подходы:
- Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
- Деятельностный подход предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
- Системный подход — это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
- Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
- Учебный план и календарный учебный график
Учебный план
№ | Тема раздела | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
I | Раздел 1: Знакомство с цифрами и числами от 1-9, в т.ч на абакусе. | |||
1. | «Вводное занятие. Диагностика на знание чисел и цифр 1-9». | 1 | 1 | - |
2. | «Знакомство с ментальной арифметикой и счетами абакус (соробан)». | 1 | 0,7 | 0,3 |
3. | «Число и цифра 1. Знакомство с цифрой 1 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | «Число и цифра 2. Знакомство с цифрой 2 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | «Число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | «Число и цифра 4. Знакомство с цифрой 4 на абакус» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | «Повторение цифр 1-4 на абакусе» | 1 | 0,3 | 0,7 |
8. | «Работа с флэш картами» | 1 | 0,6 | 0,4 |
9. | «Закрепление понятий «сложение» и «вычитание» 1-4 на абакусе». | 1 | 0,3 | 0,7 |
10. | «Число и цифра 5. Знакомство с цифрой 5 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
11. | «Число и цифра 6. Знакомство с цифрой 6 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | «Число и цифра 7. Знакомство с цифрой 7 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | «Число и цифра 8. Знакомство с цифрой 8 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | «Число и цифра 9. Знакомство с цифрой 9 на абакусе». | 1 | 0,5 | 0,5 |
ВСЕГО: | 14 | 7,4 | 6,6 | |
II. | Раздел 2: «Прямое сложение и вычитание. Правило «Просто», младшие и старшие товарищи». | |||
15. | «Состав числа 5. Правило «Просто»». | 1 | 0,7 | 0,3 |
16. | «Прямое сложение +5. Младшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
17. | «Прямое вычитание -5. Младшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
18. | «Прямое сложение и вычитание (+/-5)». | 1 | 0,3 | 0,7 |
19. | «Прямое сложение (+6). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
20. | «Прямое вычитание (-6). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
21. | «Прямое сложение (+7). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
22. | «Прямое вычитание (-7). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
23. | «Прямое сложение (+8). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
24. | «Прямое вычитание (-8). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
25. | «Прямое сложение (+9). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
26. | «Прямое вычитание (-9). Старшие товарищи». | 1 | 0,3 | 0,7 |
27. | Правило: +4=-1+5 -4=-5+1. Формула 4-ки. | 1 | 0,4 | 0,6 |
28. | Правило: +3=-2+5 -3=-5+2. Формула 3-ки | 1 | 0,4 | 0,6 |
29. | Правило: +2=-3+5 -2=-5+3. Формула 2-ки | 1 | 0,4 | 0,6 |
30. | Правило: +1=-4+5 -1=-5+4. Формула 1 (единицы). | 1 | 0,4 | 0,6 |
31. | Закрепление пройденного материала | 1 | 0,1 | 0,9 |
32. | Мониторинг результатов освоения программы. | 1 | - | 1 |
ВСЕГО: | 18 | 6 | 12 | |
ИТОГО: | 32 | 13 | 19 |
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 32 недели | ||
Продолжительность образовательного процесса | 32 недели (8 месяцев) | ||
Режим работы | 1 раз в неделю во второй половине дня | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
1 | 4 | 34 | |
Количество часов | 30 минут (один академический час) |
Календарно-тематический график
Тема занятия | Кол-во часов | Месяц | |
1 | «Вводное занятие. Диагностика на знание чисел и цифр 1-9». | 1 | октябрь |
2 | «Знакомство с ментальной арифметикой и счетами абакус (соробан)». | 1 | |
3 | «Число и цифра 1. Знакомство с цифрой 1 на абакусе». | 1 | |
4 | «Число и цифра 2. Знакомство с цифрой 2 на абакусе». | 1 | |
5 | «Число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3 на абакусе». | 1 | |
6 | «Число и цифра 4. Знакомство с цифрой 4 на абакусе» | 1 | ноябрь |
7 | «Повторение цифр 1-4 на абакусе» | 1 | |
8 | «Работа с флэш картами 1-4» | 1 | |
9 | «Закрепление понятий «сложение» и «вычитание» на абакусе цифр 1-4». | 1 | |
10 | Число и цифра 5. Знакомство с цифрой 5 на абакусе | 1 | декабрь |
11 | Число и цифра 6. Знакомство с цифрой 6 на абакусе | 1 | |
12 | Число и цифра 7. Знакомство с цифрой 7 на абакусе. | 1 | |
13 | Число и цифра 8. Знакомство с цифрой 8 на абакусе. | 1 | |
14 | Число и цифра 9. Знакомство с цифрой 9 на абакусе. | 1 | январь |
15 | Состав числа 5. Правило «Просто». | 1 | |
16 | Прямое сложение (+5). Младшие товарищи. | 1 | |
17 | Прямое вычитание (-5). Младшие товарищи. | 1 | февраль |
18 | Прямое сложение и вычитание (+/-5). Младшие товарищи. | 1 | |
19 | Прямое сложение (+6). Старшие товарищи | 1 | |
20 | Прямое вычитание (-6). Старшие товарищи. | 1 | |
21 | Прямое сложение (+7). Старшие товарищи. | 1 | март |
22 | Прямое вычитание (-7). Старшие товарищи. | 1 | |
23 | Прямое сложение (+8). Старшие товарищи. | 1 | |
24 | Прямое вычитание (-8). Старшие товарищи. | 1 | |
25 | Прямое сложение (+9). Старшие товарищи. | 1 | апрель |
26 | Правило: +4=-1+5; -4=-5+1. Формула 4-ки | 1 | |
27 | Правило: +4=-1+5; -4=-5+1. Формула 4-ки. | 1 | |
28 | Правило: +3=-2+5; -3=-5+2. Формула 3-ки. | 1 | |
29 | Правило: +2=-3+5; -2=-5+3. Формула 2-ки. | 1 | май |
30 | Правило: +1=-4+5; -1=-5+4. Формула 1 (единицы) | 1 | |
31 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
32 | Мониторинг результатов освоения программы | 1 | |
ИТОГО: | 32 |
3. Содержание образовательной программы
- Вводное занятие. Диагностика на знание чисел и цифр 1-9.
- Знакомство с ментальной арифметикой и абакусом.
- Число и цифра 1. Знакомство с цифрой 1 на абакусе.
- Число и цифра 2. Знакомство с цифрой 2 на абакусе.
- Число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3 на абакусе
- Число и цифра 4. Знакомство с цифрой 4 на абакусе
- Повторение цифр 1-4 на абакусе.
- Работа с флэш картами 1-4.
- Закрепление понятий «сложение» и «вычитание» на абакусе цифр 1-4.
- Число и цифра 5. Знакомство с цифрой 5 на абакусе.
- Число и цифра 6. Знакомство с цифрой 6 на абакусе.
- Число и цифра 7. Знакомство с цифрой 7 на абакусе.
- Число и цифра 8. Знакомство с цифрой 8 на абакусе.
- Число и цифра 9. Знакомство с цифрой 9 на абакусе.
- Состав числа 5. Правило «Просто».
- Прямое сложение (+5). Младшие товарищи.
- Прямое вычитание (-5). Младшие товарищи.
- Прямое сложение и вычитание (+/-5). Младшие товарищи.
- Прямое сложение (+6). Старшие товарищи.
- Прямое вычитание (-6). Старшие товарищи.
- Прямое сложение (+7). Старшие товарищи.
- Прямое вычитание (-7). Старшие товарищи.
- Прямое сложение (+8). Старшие товарищи.
- Прямое вычитание (-8). Старшие товарищи.
- Прямое сложение (+9). Старшие товарищи.
- Прямое вычитание (-9). Старшие товарищи.
- Правило: +4=-1+5; -4=-5+1. Формула 4-ки..
- Правило: +3=-2+5; -3=-5+2. Формула 3-ки.
- Правило: +2=-3+5; -2=-5+3. Формула 2-ки.
- Правило: +1=-4+5; -1=-5+4. Формула 1 (единицы).
- Повторение пройденного материала.
- Мониторинг результатов освоения программы.
Содержание занятий
№ | Дата | Тема занятий | Программные задачи |
1. | Октябрь | Вводное занятие. Диагностика на знание чисел и цифр 1-9». | Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом, нахождения в кабинете на занятиях, в группе детей, свободной деятельности. Диагностика познавательной сферы дошкольников. |
2. | Октябрь | «Знакомство с ментальной арифметикой и Абакусом» | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция (братья и друзья). Знакомство со строением соробана. Постановка пальцев рук на соробане. Практика: Правила передвижения косточек. Использование пальцев. Способ набора чисел. |
3. | Октябрь | «Число и цифра 1. Знакомство с цифрой 1 на абакусе» | Повторение набора чисел. Знакомство с цифрой 1, закрепление графического образа цифры 1. Расположение косточки на абакусе. Выбор пальца и автоматизация передвижения косточки. |
4. | Октябрь | «Число и цифра 2. Знакомство с цифрой 2 на абакусе» | Знакомство с цифрой 2, закрепление графического образа цифры 2. Расположение косточки на абакусе. Выбор пальца и автоматизация передвижения косточки. |
5. | Октябрь | «Число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3 на абакусе» | Знакомство с цифрой 3, закрепление графического образа цифры 3. Расположение косточки на абакусе. Выбор пальца и автоматизация передвижения косточки. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Повторение набора чисел. |
6. | Ноябрь | «Число и цифра 4. Знакомство с цифрой 4 на абакусе» | Знакомство с цифрой 3, закрепление графического образа цифры 3. Расположение косточки на абакусе. Выбор пальца и автоматизация передвижения косточки. Пространственные отношения: между, посередине. Состав числа 4. Повторение набора чисел на абакусе. |
7. | Ноябрь | «Повторение цифр 1-4 на абакусе» | Повторение цифр 1-4 на соробане. Состав чисел: 2,3,4. Пространственные отношения: впереди, сзади. Простое сложение и вычитание. Повторение набора чисел на абакусе. |
8. | Ноябрь | «Работа с флэш картами 1-4» | Знакомство с флэш картами. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Повторение цифр 1-4 на абакусе. |
9. | Ноябрь | «Закрепление понятий «сложение» и «вычитание» 1-4 на абакусе» | Закрепление понятий «сложения» и «вычитания». Прямое сложение и вычитание на нижних косточках (1-4). |
10. | Декабрь | «Число и цифра 5. Знакомство с цифрой 5 на абакусе» | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Состав числа 5. Знакомство с верхней косточкой. |
11. | Декабрь | «Число и цифра 6. Знакомство с цифрой 6 на абакусе» | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Состав числа 6. Автоматизация работы пальцами с косточками. |
12. | Декабрь | «Число и цифра 7. Знакомство с цифрой 7 на абакусе» | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание. Состав числа 7. Автоматизация работы пальцами с косточками. |
13. | Декабрь | «Число и цифра 8. Знакомство с цифрой 8 на абакусе» | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 8. Состав числа 8. Автоматизация работы пальцами с косточками. |
14. | Январь | «Число и цифра 9. Знакомство с цифрой 9 на абакусе» | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 9. Состав числа 9. Автоматизация работы пальцами с косточками. |
15. | Январь | «Состав числа 5. Правило «Просто»» | Выполнение заданий на абакусе, выполнение заданий в рабочей тетради. |
16. | Январь | «Прямое сложение +5. Младшие товарищи» | Прямое сложение +5. Закрепление состава чисел до 5. Закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание (+/-1,2,3,4, +/-5) с использованием абакуса и ментально. Работа с ментальной картой. |
17. | Февраль | «Прямое вычитание -5. Младшие товарищи» | Прямое вычитание -5. Закрепление состава чисел 5-9. |
18. | Февраль | «Прямое сложение и вычитание (+/-5). Младшие товарищи» | Прямое сложение и вычитание (+/-5). Выполнение прямого сложения и вычитания ментально. |
19. | Февраль | «Прямое сложение (+6). Старшие товарищи» | Прямое сложение (+6). Тренировка скорости счета. |
20. | Февраль | «Прямое вычитание (-6). Старшие товарищи» | Прямое вычитание (-6). Тренировка скорости счета. |
21. | Мат | «Прямое сложение (+7). Старшие товарищи» | Прямое сложение (+7). Тренировка скорости счета. |
22. | Март | «Прямое вычитание (-7). Старшие товарищи» | Прямое вычитание (-7). Тренировка скорости счета. |
23. | Март | «Прямое сложение (+8). Старшие товарищи» | Прямое сложение (+8). Тренировка скорости счета. |
24. | Март | «Прямое вычитание (-8). Старшие товарищи» | Прямое вычитание (-8). Закрепление состава чисел до 5. Закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание (+/- 1,2,3,4, +/- 7) с использованием абакуса и ментально. Тренировка скорости счета. |
25. | Апрель | «Прямое сложение (+9). Старшие товарищи» | Прямое сложение (+9). Закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание (+/-1,2,3,4, +/-8) с использованием абакуса и ментально. Закрепление состава чисел до 5. |
26. | Апрель | «Прямое вычитание (-9). Старшие товарищи» | Прямое вычитание (-9). Тренировка скорости счета. |
27. | Апрель | «Правило: +4=-1+5. -4= -5+1. Формула 4-ки» | Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление. Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. |
28. | Апрель | «Правило: +3=-2+5 -3=-5+2. Формула 3-ки» | Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление. Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. |
29. | Май | «Правило: +2=-3+5 -2=-5+3. Формула 2-ки» | Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление. Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. |
30. | Май | «Правило: +1=-4+5 -1=-5+4. Формула 1 (единицы)» | Правильная постановка пальцев при сложении и вычитании. Обнуление. Выполнение задания на абакусе и в рабочей тетради. |
31. | Май | «Повторение» | Решение примеров с применением известных правил. Работа с составом числа 5 методом «Младшие товарищи». Строение абакуса. Отображение и набор чисел. Простое контрольное задание на абакусе. Ментальный счет. |
32. | Май | «Мониторинг результатов освоения программы» | Сложение и вычитание чиселот 1 до 4-х. Работа с составом числа 5 методом «Младшие товарищи». Ментальный счет прямое сложение нижние косточки. |
Методы и приемы работы на занятиях
Методы | Приемы |
Наглядный | Наблюдение, показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций. |
Практический | Выполнение задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов, игра, упражнения, эксперименты. |
Словесный | Объяснение, рассказ педагога и детей, чтение, словесные игры |
Проблемного обучения | Создание проблемной ситуации, сравнение, обобщения, выводы из ситуации, постановка проблемных задач, исследование |
Игровой | Создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, предметов, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки |
Средства обучения – тематический демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с используемыми в работе играми, индивидуальные листы заданий на каждого ребенка.
Структура занятия
Содержание | Количество минут | |
Вводная часть | Создание мотивации, сюрпризного момента, целеполагание | 3 мин |
Основная часть | Работа у магнитной доски по очереди; работа на абакусе. | 5 мин |
Самостоятельная работа на абакусе, исправление ошибок; | 8 мин | |
Физминутка, подвижные математические игры; | 2 мин | |
Ментальная работа; | 4 мин | |
Выполнение логических заданий. | 5 мин | |
Заключительная часть | Рефлексия, вопросы, подведение итога | 3 мин |
Итого | 30 мин |
4. Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании учебного года воспитанник должен
Знать:
- Понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитания.
- Прием ментального счета.
- Арифметические знаки (числа от 1 до 9, знак «+», «-», «=»).
- Состав чисел 1-4.
- Состав числа 5.
Уметь:
- Правильно работать с абакусом считая двумя руками одновременно.
- Держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.
- Эмоционально вовлекаться в работу на занятии.
- Работать на листе (постановка руки при написании цифр).
- Соотносить количество и число.
- Совершать арифметические действия ментально.
Описание материально-технического обеспечения
Техническое оснащение:
Стул детский – по количеству детей.
Стол детский - по количеству детей.
Доска магнитно-маркерная – 1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Колонка – 1 шт.
Счеты абакус (соробан) – по количеству детей.
Рабочие тетради – по количеству детей.
Межполушарные доски – по количеству детей.
5. Контрольно-измерительные материалы
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности модульной дополнительной общеразвивающей программы: педагогическое наблюдение; входная и начальная диагностика; использование методов специальной диагностики, тестирования; беседы с детьми и их родителями; олимпиады внутри коллектива; промежуточные и итоговые аттестации.
Оценочные материалы
Оценка качества реализации программы «Ментальная арифметика» включает в себя входной контроль (начальная диагностика), текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Хорошей проверкой результативности обучения является самостоятельное исполнение учащимися освоенных техник без помощи педагога, участие в конкурсах. Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся. Начальная диагностика включает в себя проверку познавательных способностей. Входной контроль осуществляется в начале первого года обучения. Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются задания, выполненные самостоятельно воспитанником. Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы.
По итогам аттестации определяется уровень освоения программы «высокий», «средний», «низкий». «Высокий» уровень: технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально. «Средний» уровень: отметка отражает грамотное исполнение небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой считает с помощью ментальной карты и ментально. «Низкий» уровень: исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью абакуса.
Карта наблюдений детского развития по программе
«Ментальная арифметика» в группе с 5 до 6 лет
Группа №
№ | Фамилия, имя ребенка | Набор числа на абакусе | Работа с ментальными картами | Простые вычисления без правил | Сложение и вычиления с правилами | Ментальный счёт | Общее количество баллов | Средний балл | Уровень развития |
По каждому критерию выставляются баллы от 1 до 3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы:
1 балл – ДОСТАТОЧНЫЙ – ребенок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
2 балла – СРЕДНИЙ – ребенку нравится выполнять задания с числами. Ребенок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла – ВЫСОКИЙ – ребенок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка.
- Список литературы или информационных источников
Литература для организации педагогического процесса:
- Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2014, 68 с.
- Ментальная арифметика «Абакус». Сборник заданий 1, 2014, 84 с.
- Ментальная арифметика «Абакус». Сборник заданий 2, 2014, 74 с.
- Ментальная арифметика «Абакус». Упражнения к урокам, 2014, 54 с.
- Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013, 500 с.
- Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018.
- Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016.
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика, как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
- Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга», ЭКСМО, Москва, 2011.
- Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. №5 (77). С. 53-59.
- Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
- «Годовой курс подготовки к школе» для одарённых детей 5-6 лет»
- Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html
- Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.
Дидактический материал:
- Рабочие тетради;
- Индивидуальные счёты абакус;
- Демонстрационные (большие счеты) абакус;
- Логические игры.
- Письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
- Набор цифр от 0 до 10, флэш-карты от 0 до 10.
- Межполушарные доски.
- Мнемотаблицы.
- Картотека кинезиологических игр и упражнений.
- Картотека нейропсихологических игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» Цель: обучение технике устного счета на абакусе. Задачи образовательной программы:· развитие концентр...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Ментальная арифметика. Сложение и вычитание чисел по формуле "Братья" или "Младшие товарищи".
Тема: Влияние развития математических способностей и навыка устного счёта. Сложение и вычитание чисел по формуле "Братья" или "Младшие товарищи".«Математику уже за то любить ...
Программа дополнительного образования "Ментальная арифметика"
Программа по дополнительному образованию "Ментальная арифметика" для дошкольников, рабочая программа в приложении...