Дополнительная образовательная программа по Ментальной арифметике
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Березовская Наталья Эдуардовна

Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной теме позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад п. Ермаково

Согласовано:                                                                                      Утверждаю:

Педагогический совет                                                                      Заведующий Мдоу

От «   »_______г.                                                                                  ______Головачева Г.Ю.

Протокол № _____От «   »_______г

Дополнительная образовательная программа по

Ментальной арифметике

Возраст воспитанников 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                       Автор составитель: Березовская Н.Э.

Рыбинский муниципальный район

Актуальность кружка определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение. Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление. Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга.

Новизна данной темы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной теме позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные и  двузначные,  числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.       

Педагогическая целесообразность кружка заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Цель программы кружка: развитие интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе. 

Задачи: 

Обучающие:

  • дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
  • обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
  • формировать умения соотносить количество и число;

Развивающие: 

  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
  • развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации; 
  • развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; 
  • развивать познавательную активность; 

Воспитывающие:

  • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
  • воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
  • воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

 Организационно-педагогические условия реализации программы:

Программа кружка предполагает знакомство с теорией и практикой по ментальной арифметике и рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). 

форма обучения – подгрупповая

режим занятий – 1 раза в неделю (по 30 мин ).

На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, игра.

  

Планируемые результаты:                                       

  • Правила работы на инструменте абакус;
  • Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе; 
  • Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;

Овладение: 

  • Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно. 
  • Освоил прием ментального счета. 
  • Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. 
  • Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
  • Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии 
  • Знает арифметические знаки (числа от 1 до 20, знак «+», «-») 
  • Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.

Развитие:

  • Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание. 
  • Развитие скорости мышления и скорость обработки информации; 
  • Развитие концентрации зрительного и слухового внимания; 
  • Развитие наблюдательности, самостоятельности, находчивости, сообразительности.

 

Календарно – тематическое планирование

Дни недели

Тема

Содержание

3 –я неделя

сентябрь

Знакомство с ментальной арифметикой.

Абакус и его конструкция.

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, 

мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика)

4 –я неделя

сентябрь

Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 4

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, развитие внимания (Что изменилось?)

1 –я неделя

октябрь

Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 4

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика)

2 –я неделя

октябрь

Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 4

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, мелкая моторика (обведи по контуру).

3 –я неделя

октябрь

Зачетное занятие

4–я неделя

октябрь

Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 5

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (Запомни и повтори), мелкая моторика (обведи контур двумя руками)

1–я неделя

ноябрь

Прямое сложение и вычитание на косточках (+5) помощь брата

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие воображения (закрой глаза и представь).

2 –я неделя

ноябрь

Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 5

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты. «Дорисуй недостающие косточки».

3 –я неделя

ноябрь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (6)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов)

4 –я неделя

ноябрь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (6)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты , выполнение заданий на время.

1 –я неделя

декабрь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (+\-6)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти. Нейрогимнастика.

2 –я неделя

декабрь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (7)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры с цифрами «что пропущено?», «Найди соседей»

3 –я неделя

декабрь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (7)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, нейрогимнастика, (Игра «Светофор»)..

4 –я неделя

декабрь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (8)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Стой»)..

1 –я неделя

январь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (8)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, нейрогимнастика,

2 –я неделя

январь

Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (9)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, графические упражнения двумя руками.ментальные карты, нейрогимнастика,

3 –я неделя

январь

Прямое сложение и вычитание на косточках, закрепление

Индивидуальная работа 

4 –я неделя

январь

Закрепление прямое сложение и вычитание на ментальной карте

Индивидуальная работа

1 –я неделя

феврарь

Уровень «просто».Прямое сложение и вычитание, двузначные (10)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания игра «посели соседей в дом».

2 –я неделя

феврарь

Уровень «просто».Прямое сложение и вычитание, двузначные (10)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты,  таблицы Шульта, нейрогимнастика.

3 –я неделя

феврарь

Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (10)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие мышления («Машины и пешеходы»).

4 –я неделя февраль

Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (14)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карт, графические упражнения двумя руками.

1 –я неделя

март

Уровень «просто» Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (14)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, таблицы шульта, нейрогимнастика

2 –я неделя

март

Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (15)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, графические упражнения двумя руками.

3 –я неделя

март

Уровень «просто» Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (15)

Счет на абакусе Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания.

4 –я неделя

март

Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (15)

Счет на абакусе Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, таблицы Шульта.

1 –я неделя

апрель

Уровень «просто» Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (19)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. Графические упражнения двумя руками.

2 –я неделя

апрель

Уровень «просто»Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (19-20)

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

3 –я неделя

апрель

Уровень «просто»Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-20) на ментальной карте

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, нейрогимнастика. Игры с цифрами.

4 –я неделя

апрель

Уровень «просто» Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (1-20) на ментальной карте

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

1–я неделя

май

Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (1-20) на ментальной карте

Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

2 –я неделя

май

Открытое занятие для родителей

«Математика на кончиках пальцев».

3-4 –я неделя

май

Конкурсы и соревнования.

Методическое обеспечение

Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, а именно: 

  • Рабочие тетради;
  • Методическая литература; 
  • Индивидуальное рабочее место;
  • Ментальные карты
  • Флеш- карты 
  • Индивидуальные счёты Абакус
  • Демонстрационные (большие счеты) Абакус
  • Канцелярские принадлежности; 
  • Ноутбук; 

Игры на развитие внимания, памяти, мышления:

  • Дидактическая игра «Найди ошибку»
  • Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
  • Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
  • Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…

Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.

  • Игра «Фрукты-овощи»
  • Игра «Сено-солома»
  • Игра «2 города и имя»…

Пальчиковая гимнастика:

  • «Замок»
  • «Помощники»
  • «Удивительно»
  • «Белка»…

Список литературы

1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по ментальной арифметике

2.Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.

3.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.           Д. Вендланд (часть1)

4. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.           Д. Вендланд (часть 2)

5.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»

6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.

7.Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.

8.http://menar.ru.com

9.YouTube «Ментальная арифметика для каждого

10.Онлайн-тренажер «Абакус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ментальной арифметике для детей 6-7 лет

Содержание дополнительной программы по ментальной арифметике заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушари...

Рабочая программа по ментальной арифметике 5-7 лет

Ментальная арифметика для детей 5-7 лет...

Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"

Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»

Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...

Дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Цель и задачи программыЦель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.Задачи образовательной программы:развитие к...

Программа кружка "Ментальная арифметика"

Программа дополнительного образоваания...