Дополнительная образовательная программа по Ментальной арифметике
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной теме позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalnaya_arifmetika.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад п. Ермаково
Согласовано: Утверждаю:
Педагогический совет Заведующий Мдоу
От « »_______г. ______Головачева Г.Ю.
Протокол № _____От « »_______г
Дополнительная образовательная программа по
Ментальной арифметике
Возраст воспитанников 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель: Березовская Н.Э.
Рыбинский муниципальный район
Актуальность кружка определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение. Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление. Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга.
Новизна данной темы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной теме позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные и двузначные, числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.
Педагогическая целесообразность кружка заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Цель программы кружка: развитие интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
- обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
- формировать умения соотносить количество и число;
Развивающие:
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развивать познавательную активность;
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа кружка предполагает знакомство с теорией и практикой по ментальной арифметике и рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).
форма обучения – подгрупповая
режим занятий – 1 раза в неделю (по 30 мин ).
На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, игра.
Планируемые результаты:
- Правила работы на инструменте абакус;
- Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
Овладение:
- Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
- Освоил прием ментального счета.
- Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
- Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
- Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
- Знает арифметические знаки (числа от 1 до 20, знак «+», «-»)
- Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
Развитие:
- Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
- Развитие скорости мышления и скорость обработки информации;
- Развитие концентрации зрительного и слухового внимания;
- Развитие наблюдательности, самостоятельности, находчивости, сообразительности.
Календарно – тематическое планирование
Дни недели | Тема | Содержание |
3 –я неделя сентябрь | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция. | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика) |
4 –я неделя сентябрь | Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 4 | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, развитие внимания (Что изменилось?) |
1 –я неделя октябрь | Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 4 | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика) |
2 –я неделя октябрь | Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 4 | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, мелкая моторика (обведи по контуру). |
3 –я неделя октябрь | Зачетное занятие | |
4–я неделя октябрь | Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 5 | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (Запомни и повтори), мелкая моторика (обведи контур двумя руками) |
1–я неделя ноябрь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+5) помощь брата | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие воображения (закрой глаза и представь). |
2 –я неделя ноябрь | Уровень «просто». сложение и вычитание в пределах 5 | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты. «Дорисуй недостающие косточки». |
3 –я неделя ноябрь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов) |
4 –я неделя ноябрь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты , выполнение заданий на время. |
1 –я неделя декабрь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (+\-6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти. Нейрогимнастика. |
2 –я неделя декабрь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры с цифрами «что пропущено?», «Найди соседей» |
3 –я неделя декабрь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, нейрогимнастика, (Игра «Светофор»).. |
4 –я неделя декабрь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (8) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Стой»).. |
1 –я неделя январь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (8) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, нейрогимнастика, |
2 –я неделя январь | Уровень «просто». Прямое сложение и вычитание на косточках (9) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, графические упражнения двумя руками.ментальные карты, нейрогимнастика, |
3 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках, закрепление | Индивидуальная работа |
4 –я неделя январь | Закрепление прямое сложение и вычитание на ментальной карте | Индивидуальная работа |
1 –я неделя феврарь | Уровень «просто».Прямое сложение и вычитание, двузначные (10) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания игра «посели соседей в дом». |
2 –я неделя феврарь | Уровень «просто».Прямое сложение и вычитание, двузначные (10) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, таблицы Шульта, нейрогимнастика. |
3 –я неделя феврарь | Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (10) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие мышления («Машины и пешеходы»). |
4 –я неделя февраль | Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (14) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карт, графические упражнения двумя руками. |
1 –я неделя март | Уровень «просто» Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (14) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, таблицы шульта, нейрогимнастика |
2 –я неделя март | Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (15) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, графические упражнения двумя руками. |
3 –я неделя март | Уровень «просто» Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (15) | Счет на абакусе Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
4 –я неделя март | Уровень «просто» Прямое сложение и вычитание двузначные (15) | Счет на абакусе Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, таблицы Шульта. |
1 –я неделя апрель | Уровень «просто» Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (19) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. Графические упражнения двумя руками. |
2 –я неделя апрель | Уровень «просто»Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (19-20) | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3 –я неделя апрель | Уровень «просто»Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-20) на ментальной карте | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, нейрогимнастика. Игры с цифрами. |
4 –я неделя апрель | Уровень «просто» Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (1-20) на ментальной карте | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
1–я неделя май | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (1-20) на ментальной карте | Счет на абакусе. Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя май | Открытое занятие для родителей «Математика на кончиках пальцев». | |
3-4 –я неделя май | Конкурсы и соревнования. |
Методическое обеспечение
Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, а именно:
- Рабочие тетради;
- Методическая литература;
- Индивидуальное рабочее место;
- Ментальные карты
- Флеш- карты
- Индивидуальные счёты Абакус
- Демонстрационные (большие счеты) Абакус
- Канцелярские принадлежности;
- Ноутбук;
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:
- Дидактическая игра «Найди ошибку»
- Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
- Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
- Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…
Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.
- Игра «Фрукты-овощи»
- Игра «Сено-солома»
- Игра «2 города и имя»…
Пальчиковая гимнастика:
- «Замок»
- «Помощники»
- «Удивительно»
- «Белка»…
Список литературы
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по ментальной арифметике
2.Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
3.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть1)
4. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть 2)
5.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
7.Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
8.http://menar.ru.com
9.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
10.Онлайн-тренажер «Абакус»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ментальной арифметике для детей 6-7 лет
Содержание дополнительной программы по ментальной арифметике заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушари...
Рабочая программа по ментальной арифметике 5-7 лет
Ментальная арифметика для детей 5-7 лет...
Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"
Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»
Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...
Дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Цель и задачи программыЦель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.Задачи образовательной программы:развитие к...
Программа кружка "Ментальная арифметика"
Программа дополнительного образоваания...