календарно-тематическое планирование детей по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе (осень)
учебно-методический материал (младшая группа)
перспективное календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ознакомление с природой родного края в осенний период | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Форма организации детей. Тема, цель, задачи. | Краткое содержание работы с дошкольниками | Методы и приемы активизации детей в ходе наблюдений. Предварительная работа перед проведением наблюдения или после него для закрепления изученного. | |
ОСЕНЬ СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Прогулка по участку детского сада. Тема: Наблюдение за живой природой. Цель: познакомить детей с новым временем года – осень, с ее яркими характерными признаками в живой природе. Задачи:
| ОПо разным признакам определить, какая погода, а потом рассказать, ясно или пасмурно, тихо или ветрено, сухо или идет дождь. Обратить внимание детей на то, что в ветреную погоду деревья качаются, ветер гонит сухие листья. СС силой ветра дети знакомятся в играх с вертушками. Обратить внимание детей на то, что с изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность .
| 1. Беседа «Разноцветные деньки». 2. Дидактическая игра «Мы - осенние листочки». Мы - листочки, мы - листочки. Мы - осенние листочки. Мы на веточках сидели, (стоят кружком, держа в руках листочки). Ветер дунул - полетели. (разбегаются по дорожке). Мы летали, мы летали- Все листочки так устали! (бегают, помахивая листочками). Перестал дуть ветерок- Все уселись в кружок (садятся в кружок, поднимая листочки над головой). Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул (снова разбегаются и помахивают листочками). Все листочки полетели И на землю тихо сели. (подкидывают листочки вверх). | |
2 | Прогулка по участку детского сада. Тема: Наблюдения за неживой природой. Цель: знакомить детей с факторами неживой природы (состояние небосвода, наличие облаков, туч, солнца, ветра, осадков, температурой воздуха: холодно-тепло). Задачи:
| Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные. Тучи хмурые. Детям предлагается рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного песка. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? | Беседа « Что стало после дождя?» -Какие предметы стали мокрыми? -Какой стал песок? -Что можно делать из мокрого песка? - А из сухого можно лепить? Закрепление изученного материала: 1.Познавательное развитие: «Раз песчинка, два песчинка» (опыты по изучению свойств сухого и мокрого песка) . 2.Игровые упражнения «Когда это бывает?», пальчиковая игра « Ветер» 3.Художественно-эстетическое развитие. Рисование пальчиковыми красками «Дождик, дождик, кап-кап». | |
3. | Прогулка по участку детского сада. Тема: «Листопад, листопад» Цель: Расширить представление детей о деревьях в осенний период года. Задачи:
| Предложить детям найти знакомые деревья, используя для этого игровые приемы. Например, перечисление предметов одного рода с последующим обобщением. (Дождь, снег, град. Как можно всё это назвать одним словом?), Рассмотреть с детьми листья на деревьях и те, которые упали. Какого они цвета, все ли они одинаковые? Обратить внимание на красоту осенних красок: положить сухой листик на столик, предложить любому ребенку подуть. Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют. Воспитатель просит несколько детей по очереди отобрать один самый красивый, понравившийся листик. Уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, – рассматривает вместе с детьми. | 1.Конструирование из строительного материала ” Домик для...” 2.Раскрашивание тематических раскрасок. 3.Дидактическое упражнение” Играем в слова”. 4.Учить детей рассказывать о своих наблюдениях. 5.Обогащать словарь детей образными словами и выражениями; упражнять детей в подборе эпитетов. Музыкальные занятия: Разучивание песни «Листопад» Музыка Т. Потаненко сл. Е.Авдиенко. | |
4. | Работа в группе. Тема: «Что нам осень подарила». Цель: учить различать по внешнему виду и знать названия некоторых овощей (морковь, свекла, кабачок); фруктов (яблоко, груша, слива) Задачи:
| Посещение огорода на подоконнике. Организовывая труд детей, знакомить их с названиями овощей (морковь, свекла, кабачок) и фруктов (яблоко, груша, слива) Организация и проведение игр:
| 1. Развитие речи. Составление рассказа об осени 2. Чтение худ. л-ры ” Огуречик- огуречик” (А. Прокофьев), р.н. сказка ” Репка” 3. Художественно-эстетическое развитие. Рисование ” что растет на огороде?” Ручной труд: Лепка «Собираем урожай». Музыкальные занятия: Развлечение «Праздник урожая». | |
ОСЕНЬ ОКТЯБРЬ | ||||
5. | Прогулка по участку детского сада Тема: Наблюдение за живой природой. Цель: знакомить детей с факторами живой природы; формировать представления об изменениях в природе Задачи: - учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; -развивать способность видеть красоту природы; -вызывать интерес к исследовательской деятельности в живой природе. | Продолжать наблюдать за деревьями и листопадом. Во время каждой прогулки обращать внимание детей на то, что листьев на деревьях становится все меньше, опавшие листья делаются сухими и темными, по дорожкам их гонит ветер, они приятно шуршат под ногами. На деревьях и под ними можно найти семена. Обратить внимание детей на то, что с изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность . | 1. Беседа по картине «Осень» 2.Игровое упражнение «Изобрази» (предложить детям изобразить падающие осенние листья) 3.Художественно-эстетическое развитие коллективная аппликация «Листопад» 4.Познавательное развитие наблюдение за деревьями и кустарниками для определения осенних изменений. | |
6. | Работа в группе. Наблюдение из окна групповой комнаты Тема: Наблюдение за неживой природой. Ветер Цель: формировать представление о ветре Задачи: -знакомить детей с таким явлением природы, как ветер; -развивать речь детей; -вызывать интерес к изучению неживой природы | Осенью чаще дуют порывистые ветры. Подойдя к окну, предложить детям обратить внимание на то, как колышутся деревья, бегут облака. Пояснить, что это дует ветер. СС силой ветра дети закрепляют знания в играх с вертушками во время последующих прогулок. | 1.Беседа по вопросам: -Ребята, а кто знает, что такое ветер? -А как его можно увидеть? -А мы можем его сделать сами? 2.Познавательно-исследовательская деятельность: создание ветра при помощи подручных материалов. 3.Музыкальное сопровождение: «Танец осенних листочков» музыка А. Филиппенко слова А. Макшанцевой. | |
7. | Работа в группе. Наблюдение за погодой из окна групповой комнаты Тема: Осенний дождь Цель: расширить знания детей о дожде. Задачи: -развивать умения детей передавать впечатления об окружающем мире через творчество; -обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности.
| Вместе с детьми вспомнить, какой дождь был летом. Сравнить летний и осенний дожди. Следует с детьми послушать, как стучит осенний дождь по подоконнику, по стеклу. Посмотреть, как капли дождя стекают по стеклу, как образуются и становятся большими лужи, как от дождя стали мокрыми разные поверхности, предметы и т.д. Посмотреть, как от дождя укрываются зонтами люди, и объяснить детям, почему надо укрываться от дождя под зонтами или под навесами. Рассказать детям, что в конце осени дожди усиливаются, и скоро из тучек на землю будут падать снежинки. Осень закончится и наступит зима. | 1. Чтение художественной литературы, стихотворение З.Александровой «Дождик», загадки про осень 2.Дидактическая игра « Ходят капельки по кругу» 3. Подвижная игра « Солнышко и дождик» | |
8. | Праздник, посвященный золотой осени Тема: Волшебная осень Цель: закрепить знания детей о характерных признаках осени Задачи:
мыслительную деятельность | Вместе с детьми устроить утренник, посвященный золотой осени, применять знания, полученные на занятиях, во время наблюдения. На данном празднике проводятся следующие задания: сюжетно-ролевая игра «Прогулка по осеннему лесу», дидактическая игра «Соберем букет из листьев», тематическая игра «В лес за грибами». | 1. «Золотая волшебница осень» праздник для детей 2.Работа с родителями: консультации по ранее пройденным темам (темы предлагает сам педагог) | |
ОСЕНЬ НОЯБРЬ | ||||
9. | Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой и неживой природой Тема: Поздняя осень Цель: знакомить детей с характерными особенностями поздней осени и с изменениями, которые происходят в связи с этим в природе. Задачи: -формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); -учить различать и характеризовать приметы поздней осени, узнавать их в стихотворениях; - воспитывать любовь к природе. | Рассказать детям том, что природа входит в состояние покоя. Обратить внимание детей на то, как меняется характер осадков: дождь часто переходит в снег. Понаблюдать с детьми, что солнце появляется реже, стало холодно, вода превращается в лед и иней.. Знакомить детей с новыми явлениями природы: снег, лед. Обратить внимание детей на то, что с изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность . | 1.Наблюдение на участке ” Что бывает поздней осенью?” 2. Разучивание стихотворения И снег, и лед А серебром деревья уберет. Стоят деревья в инее- То белые, то синие. 3. Дидактическая игра ” Угадай, кто это?” 4. Рассказ воспитателя ” Как звери в лесу готовятся к зиме”. Лепка: «Птицы» (Голуби, воробей). | |
10 | Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой природой Тема: Деревья на нашем участке глубокой осенью Цель: формировать умение детей отыскивать знакомые деревья глубокой осенью по одному - двум признакам.
| Устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями и поведением животных путем наблюдений. Во время прогулки обращать внимание детей на то, как изменились деревья в последний месяц осени, обратить внимание на поведение птиц, животных. | 1. Развитие речи. Познание. отгадывание загадок: Цветки-пчелам и шмелям, плоды-сойкам и дроздам, а кудрявой ветке-место у беседки. (Рябина) 3.Дидактическая игра «Подбери родственные слова» – «Улетают –не улетают.» С прогулки принести еловые шишки, рассмотреть их с детьми и положить в уголок природы. В тепле они раскроются и из них высыплются семена. Из шишек предложить сделать поделки. | |
11 | Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой природой Тема: Птицы поздней осенью Цель: расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада. -знакомить детей с зимующими птицами; -продолжать развивать речь, расширять представление детей о многообразии окружающего мира; -воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах в зимнее время | Провести наблюдение за голубями, покормить их. Обратить внимание детей, что у птиц есть глаза - они видят корм, когда им насыпают; есть клюв - они клюют крошки, и есть ноги и хвост. Обратить внимание на других птиц, которые бывают на участке: галок, ворон, синиц и др. | 1. Беседа-наблюдение о птицах -Какое сейчас время года? - А какого цвета крылья и хвост? 3.Музыкальное занятие: «Птицы нашего леса». 4.Вместе с воспитателем: Подкормка птиц на кормушке участка детского сада. | |
12 | Работа в группе Тема: Поведение животных поздней осенью Цель: обогащать знания детей об изменениях в живой природе поздней осенью. Задачи: -формировать представления детей о повадках зверей осенью; знания детей о природных изменениях осенью; -развивать внимание, память, мышление. -воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. | Рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и зверей. Рассказать детям о жизни животных и как она меняется осенью. С помощью сюжетной игры донести детям, как меняется жизнь зверей поздней осенью (белка, медведь, заяц, еж). Знакомство с поведением животных проводится с использованием наглядного материала по теме. | 1. Сюжетная игра «Путешествие в лес» 2.Рассматривание иллюстраций 3. Беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью 4. Музыкальное развитие. Разучивание песенки «Жил в лесу колючий ежик» сл. И. Зарецкой, муз. И. Бодраченко |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе .Осень
Чтобы правильно подойти к изучению сезонных изменений в природе в младшем дошкольном возрасте было разработано планирование...
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Зима
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с сезонными изменениями в природе детей 2 младшей группы...
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Весна
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с сезонными изменениями во 2 младшей группе...
Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы во II младшей группе . Тема: "Сезонные изменения"
Тема: «Сезонные изменения»Цель: Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изме...
Календарно-тематическое планирование по Речевому развитию детей младшей группы (3-4 года) по программе "От рождения до школы"
Календарно-тематическое планирование по Речевому развитию детей младшей группы (3-4 года) по программе "От рождения до школы"...
Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе на неделю. Тема: «Что нам Осень принесла? Овощи».
Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе на неделю. Тема: «Что нам Осень принесла? Овощи» ....
Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе на неделю. Тема: «Что нам Осень принесла? Фрукты».
Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе на неделю. Тема: «Что нам Осень принесла? Фрукты»....