календарно-тематическое планирование детей по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе (осень)
учебно-методический материал (младшая группа)

перспективное календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Форма организации детей.

Тема, цель, задачи.

Краткое содержание работы с дошкольниками

Методы и приемы активизации детей в ходе наблюдений.

Предварительная работа перед проведением наблюдения или после него для закрепления изученного.

ОСЕНЬ

СЕНТЯБРЬ

1

Прогулка по участку детского сада. 

Тема: Наблюдение за живой природой.

Цель: познакомить детей с новым временем года – осень, с ее яркими характерными признаками в живой природе.

Задачи:

  • знакомить детей с осенними изменениями в природе;
  • знакомить детей с растениями, растущими на участке в осенний период;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь к природе.

ОПо разным признакам определить, какая погода, а потом рассказать, ясно или пасмурно, тихо или ветрено, сухо или идет дождь. Обратить внимание детей на то, что в ветреную погоду деревья качаются, ветер гонит сухие листья.

СС силой ветра дети знакомятся в играх с вертушками.

Обратить внимание детей на то, что с   изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность .

 

1. Беседа «Разноцветные деньки».

2. Дидактическая игра «Мы - осенние листочки».

Мы - листочки, мы - листочки.

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

(стоят кружком, держа в руках листочки).

Ветер дунул - полетели.

(разбегаются по дорожке).

Мы летали, мы летали-

Все листочки так устали! (бегают, помахивая листочками).

Перестал дуть ветерок-

Все уселись в кружок  (садятся в кружок, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул (снова разбегаются и помахивают листочками).

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (подкидывают листочки вверх).

2

Прогулка по участку детского сада. 

Тема: Наблюдения за неживой природой.

Цель: знакомить детей с факторами неживой природы (состояние небосвода, наличие облаков, туч, солнца, ветра, осадков, температурой воздуха: холодно-тепло).

Задачи:

  • Приучать детей следить за погодой, связывая наблюдения с личным опытом, деятельностью;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь к природе.

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое,  серое,  нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные. Тучи хмурые.

Детям предлагается рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного песка. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

 Беседа « Что стало после дождя?»

-Какие предметы стали мокрыми?

-Какой стал песок?

-Что можно делать из мокрого песка?

- А из сухого можно лепить?

 Закрепление изученного материала:

1.Познавательное развитие: «Раз песчинка, два песчинка» (опыты по изучению свойств сухого и мокрого песка) .

2.Игровые упражнения

«Когда это бывает?», пальчиковая игра « Ветер»

3.Художественно-эстетическое развитие. Рисование пальчиковыми красками «Дождик, дождик, кап-кап».

3.

Прогулка по участку детского сада. 

Тема: «Листопад, листопад»

Цель: Расширить представление детей о деревьях в осенний период года.

Задачи:

  • знакомить детей с осенними изменениями в природе;
  • знакомить детей с растениями, растущими на участке в осенний период;
  • дать детям элементарное представление о листопаде;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь к природе.

Предложить детям найти знакомые деревья, используя для этого игровые приемы. Например, перечисление предметов одного рода с последующим обобщением. (Дождь, снег, град. Как можно всё это назвать одним словом?),

 Рассмотреть с детьми листья на деревьях и те, которые упали. Какого они цвета, все ли они одинаковые? Обратить внимание на красоту осенних красок: положить сухой листик на столик, предложить любому ребенку подуть. Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют. Воспитатель просит несколько детей по очереди отобрать один самый красивый, понравившийся листик. Уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем,  – рассматривает   вместе с детьми.

1.Конструирование из строительного материала ” Домик для...”

2.Раскрашивание тематических раскрасок.

3.Дидактическое упражнение” Играем в слова”.

4.Учить детей рассказывать о своих наблюдениях.

5.Обогащать словарь детей образными словами и выражениями; упражнять детей в подборе эпитетов.

Музыкальные занятия: Разучивание песни «Листопад» Музыка Т. Потаненко сл. Е.Авдиенко.

4.

Работа в группе.

Тема: «Что нам осень подарила». Цель: учить различать по внешнему виду и знать названия некоторых овощей (морковь, свекла, кабачок); фруктов (яблоко, груша, слива)

Задачи:

  • расширить представление детей о том, что люди осенью запасают фрукты и овощи;
  • закреплять названия овощей и фруктов;
  • упражнять детей в различении знакомых овощей и фруктов по цвету, форме;
  • формировать бережное отношение к труду своему и других людей.

Посещение огорода на подоконнике. Организовывая труд детей, знакомить их с названиями овощей (морковь, свекла, кабачок) и фруктов (яблоко, груша, слива)

 Организация и проведение игр:

  • «Отгадай фрукт»;
  • «Чудесный мешочек» и др.

1. Развитие речи. Составление рассказа об осени

2. Чтение худ. л-ры ” Огуречик- огуречик” (А. Прокофьев), р.н. сказка ” Репка”

3. Художественно-эстетическое развитие. Рисование ” что растет на огороде?”

Ручной труд: Лепка «Собираем урожай».

Музыкальные занятия: Развлечение «Праздник урожая».

ОСЕНЬ

ОКТЯБРЬ

5.

Прогулка по участку детского сада

Тема: Наблюдение за живой природой.

Цель: знакомить детей с факторами живой природы; формировать представления об изменениях в природе

Задачи:

 - учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;

-развивать способность видеть  красоту природы;

-вызывать интерес к исследовательской деятельности в живой природе.

Продолжать наблюдать за деревьями и листопадом.

Во время каждой прогулки обращать внимание детей на то, что листьев на деревьях становится все меньше, опавшие листья делаются сухими и темными, по дорожкам их гонит ветер, они приятно шуршат под ногами.

На деревьях и под ними можно найти семена.

Обратить внимание детей на то, что с   изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность .

1. Беседа по картине  «Осень»

2.Игровое упражнение «Изобрази» (предложить детям изобразить падающие осенние листья)

3.Художественно-эстетическое развитие коллективная аппликация «Листопад»

4.Познавательное развитие наблюдение за деревьями и кустарниками для определения осенних изменений.

6.

Работа в группе. Наблюдение из окна групповой комнаты

Тема: Наблюдение за неживой природой. Ветер

Цель: формировать представление о ветре

Задачи:

-знакомить детей с таким явлением природы, как ветер;

-развивать речь детей;

-вызывать интерес к изучению неживой природы

Осенью чаще дуют порывистые ветры. Подойдя к окну, предложить детям обратить внимание на то, как колышутся деревья, бегут облака. Пояснить, что это дует ветер.

СС силой ветра дети закрепляют знания в играх с вертушками во время последующих прогулок.

1.Беседа по вопросам:

-Ребята, а кто знает, что такое

ветер?

-А как его можно увидеть?

-А мы можем его сделать сами?

2.Познавательно-исследовательская деятельность:

создание ветра при помощи подручных материалов.

3.Музыкальное сопровождение:

«Танец осенних листочков»

музыка А. Филиппенко слова А. Макшанцевой.

7.

Работа в группе. Наблюдение за погодой из окна групповой комнаты

Тема: Осенний дождь

Цель: расширить знания детей о дожде.

Задачи:

-развивать умения детей передавать

впечатления об окружающем мире

через творчество;

-обогащать словарь, развивать

воображение, мыслительные способности.

 

Вместе с детьми вспомнить, какой дождь был летом. Сравнить  летний и осенний дожди. Следует с детьми послушать, как стучит осенний дождь по подоконнику, по стеклу. Посмотреть, как капли дождя стекают по стеклу, как образуются и становятся большими лужи, как от дождя стали мокрыми разные поверхности, предметы и т.д. Посмотреть, как от дождя укрываются зонтами люди, и объяснить детям, почему надо укрываться от дождя под зонтами или под навесами.

Рассказать детям, что в конце осени дожди усиливаются, и скоро из тучек на землю будут падать снежинки. Осень закончится и наступит зима.

1. Чтение художественной литературы, стихотворение З.Александровой «Дождик», загадки про осень

2.Дидактическая игра « Ходят капельки по кругу»

3. Подвижная игра « Солнышко и дождик»

8.

 Праздник, посвященный золотой осени

Тема: Волшебная осень

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках осени

Задачи:

  • Обогащать словарь,
  • Развивать воображение,

мыслительную деятельность

Вместе с детьми устроить утренник, посвященный золотой осени, применять знания, полученные на занятиях, во время наблюдения. На данном празднике проводятся следующие задания: сюжетно-ролевая игра «Прогулка по осеннему лесу», дидактическая игра «Соберем букет из листьев», тематическая игра «В лес за грибами».

1. «Золотая волшебница осень» праздник  для детей

2.Работа с родителями: консультации по ранее пройденным темам (темы предлагает сам педагог)

ОСЕНЬ

НОЯБРЬ

9.

Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой и неживой природой

Тема: Поздняя осень

Цель: знакомить детей с характерными особенностями поздней осени и с изменениями, которые происходят в связи с этим в природе.

Задачи:

     -формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);

     -учить различать и характеризовать приметы поздней осени,  узнавать их в стихотворениях;                           -  воспитывать любовь к природе.

Рассказать детям том, что природа входит в состояние покоя. Обратить внимание детей на то, как меняется характер осадков: дождь часто переходит в снег. Понаблюдать с детьми, что солнце появляется реже, стало холодно, вода превращается в лед и иней.. Знакомить детей с новыми явлениями природы: снег, лед.

Обратить внимание детей на то, что с   изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность .

1.Наблюдение на участке ” Что бывает поздней осенью?”

2. Разучивание стихотворения

 И снег, и лед

 А серебром деревья уберет.

 Стоят деревья в инее-

 То белые, то синие.

3. Дидактическая игра ” Угадай, кто это?”

4. Рассказ воспитателя ” Как звери в лесу готовятся к зиме”.

Лепка: «Птицы» (Голуби, воробей).

10

Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой природой

Тема: Деревья на нашем участке глубокой осенью

Цель: формировать умение детей отыскивать знакомые деревья глубокой осенью по  одному - двум признакам.
Задачи:

  • знакомить с особенностями рябины, по которым ее легко выделить среди других деревьев;
  • закреплять знания о том, как важны плоды рябины зверям и птицам в холодное время года;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 Устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями и поведением животных путем наблюдений.  Во время прогулки обращать внимание детей на то, как изменились деревья в последний месяц осени, обратить внимание на поведение птиц,  животных.

1. Развитие речи. Познание. отгадывание загадок:

Цветки-пчелам и шмелям, плоды-сойкам и дроздам, а кудрявой ветке-место у беседки. (Рябина)
2. Рассказ воспитателя о  рябине и о том, как важны плоды рябины зверям и птицам в холодное время года.

3.Дидактическая игра «Подбери родственные слова» – «Улетают –не улетают.»

С прогулки принести еловые шишки, рассмотреть их с детьми и положить в уголок природы. В тепле они раскроются и из них высыплются семена. Из шишек предложить сделать поделки.

11

Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой природой

Тема: Птицы поздней осенью

Цель: расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Задачи:

-знакомить детей с зимующими птицами;

-продолжать развивать речь, расширять представление детей о многообразии окружающего мира;

-воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах в зимнее время

Провести наблюдение за голубями, покормить их. Обратить внимание детей, что у птиц есть глаза - они видят корм, когда им насыпают; есть клюв - они клюют крошки,  и есть ноги и хвост.

Обратить внимание на других птиц, которые бывают на участке: галок, ворон, синиц и др.

1. Беседа-наблюдение о птицах

-Какое сейчас время года?
-Какие птицы прилетают на участок детского сада?
-Какого цвета оперенье на голове? -Какого цвета грудка и спинка?

- А какого цвета крылья и хвост?
-Ребята! Давайте мы не будем близко к ним подходить, они очень пугливы, могут испугаться и улететь. Посмотрите, как они передвигаются по земле. Как вы думаете, что они ищут? Какие особенности вы еще заметили? Покажите, как они машут крыльями в воздухе, когда летят.
2.Рисование: «Птицы на нашем участке»

3.Музыкальное занятие: «Птицы нашего леса».

4.Вместе с воспитателем: Подкормка птиц на кормушке участка детского сада.

12

Работа в группе

Тема: Поведение животных поздней осенью

Цель: обогащать знания детей об изменениях в живой природе  поздней осенью.

Задачи:

-формировать представления детей о повадках зверей осенью;

знания детей о природных изменениях осенью;

-развивать внимание, память, мышление.

-воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

 Рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и зверей. Рассказать детям о жизни животных и как она меняется осенью. С помощью сюжетной игры донести детям, как меняется жизнь зверей поздней осенью (белка, медведь, заяц, еж). Знакомство с поведением животных проводится с использованием наглядного материала по теме.

1. Сюжетная игра «Путешествие в лес»

2.Рассматривание иллюстраций

3. Беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью

4. Музыкальное развитие. Разучивание песенки «Жил в лесу колючий ежик» сл. И. Зарецкой, муз. И. Бодраченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе .Осень

Чтобы правильно  подойти к изучению сезонных изменений в природе в младшем дошкольном возрасте было разработано планирование...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Зима

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с сезонными изменениями в природе детей 2 младшей группы...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Весна

Календарно-тематическое планирование  по ознакомлению с сезонными изменениями во 2 младшей группе...

Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы во II младшей группе . Тема: "Сезонные изменения"

Тема: «Сезонные изменения»Цель: Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изме...

Календарно-тематическое планирование по Речевому развитию детей младшей группы (3-4 года) по программе "От рождения до школы"

Календарно-тематическое планирование по Речевому развитию детей младшей группы (3-4 года) по программе "От рождения до школы"...

Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе на неделю. Тема: «Что нам Осень принесла? Овощи».

Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной  деятельности в младшей группе на неделю.   Тема: «Что нам Осень принесла? Овощи» ....

Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе на неделю. Тема: «Что нам Осень принесла? Фрукты».

Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной  деятельности в младшей группе на неделю.   Тема: «Что нам Осень принесла? Фрукты»....