Дополнительная образовательная программа «Чудо шашки»
учебно-методический материал (старшая группа)
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игре в шашки, способствует умению ориентироваться на плоскости, развитию мышления, внимания, усидчивости, собранности, самостоятельности, учит ребенка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yusupova_shashki.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….……..3
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………....5
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………… ……………..28
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………… ……… ………..29
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……… ………………… …..30
6. СИСТЕМА ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………….….…..32
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ……………………….….…33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игре в шашки, способствует умению ориентироваться на плоскости, развитию мышления, внимания, усидчивости, собранности, самостоятельности, учит ребенка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Игра в шашки – одно из любимых народных увлечений. В неё играли и играют везде и всюду люди разных профессий и возрастов. С 1966 года, ещё со времен Советского Союза, а теперь и в Российской Федерации, проводятся командные соревнования школьников по русским шашкам. Дошкольники также принимают участие в этих соревнованиях.
Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4 — 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.
В настоящее время шашки стали профессиональным видом спорта, тренировки носят спортивную направленность. Поэтому, развитие личности юных спортсменов происходит через шашечную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке. Шашки сочетают в себе элементы спорта, науки и искусства, эффективно вырабатывают в учащихся спортивные качества. Формирование этих качеств нуждается в мотивации, а тренировки в шашках способны создать у спортсмена сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных положительных свойств характера и способствуют гармоничному развитию личности.
Сейчас, когда весь мир вступил на новый этап развития спорта, науки и техники, большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют тренировки в шашках.
Цель Программы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, выявление и поддержка спортивно одаренных детей.
Основные задачи
Образовательные:
• Обучение технике шашечной игры;
• Ознакомление с теорией шашечной игры.
• Получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в особенности в области избранного вида спорта – шашки;
Развивающие:
• Развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.
• Обучение умению ориентироваться на плоскости.
• Развитие стремления детей к самостоятельности.
• Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
• Выявление одаренных детей, создание условий для их воспитания и развития;
Воспитательные:
• Развитие социальных навыков детей, умения работать группой.
• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности, воли.
• Подготовка к освоению программ спортивной подготовки по виду спорта шашки.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Занятие проходит во второй половине дня, один раз в неделю.
Месяц | Занятие | Длительность | Количество часов |
Сентябрь | |||
Занятие№1. История возникновения игры. Основные правила игры в шашки РКПШ «Сатраш» 1 задание. Работа в тетрадях в клетку | 20 мин. | 1 | |
Занятие №2 Знакомство с понятиями: доска, фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол. Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Изучаем правила игры. РКПШ «Сатраш» 2 задание | 20 мин. | 1 | |
Занятие №3 Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Простые комбинации. РКПШ «Сатраш» 3 задание Работа в тетрадях в клетку Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Чапаев» | 20 мин. | 1 | |
Занятие №4 Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дидактические упражнения: «Гуляем по дорожкам» РКПШ «Сатраш» 4 задание Работа в тетрадях в клетку Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Чапаев» | 20 мин. | 1 | |
Октябрь | Занятие №5 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Дидактическая игра «Такая длинная дорога». РКПШ «Сатраш» 5 задание Работа в тетрадях в клетку | 20 мин. | 1 |
Занятие №6 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. РКПШ «Сатраш» 6 задание Работа в тетрадях в клетку | 1 | ||
Занятие №7 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. РКПШ «Сатраш» 7 задание Работа в тетрадях в клетку Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Поддавки» | 1 | ||
Занятие №8 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. РКПШ «Сатраш» 8 задание Работа в тетрадях в клетку Дидактическая игра Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Поддавки» | 1 | ||
Ноябрь | Занятие №9 Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Индивидуальные и подгрупповые занятия. РКПШ «Сатраш» 9 задание Работа в тетрадях в клетку | 1 | |
Занятие №10 Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Индивидуальные и подгрупповые занятия. РКПШ «Сатраш» 10задание Работа в тетрадях в клетку Дидактическая игра «Составь доску» Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. | 1 | ||
Занятие №11 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. РКПШ «Сатраш» 11задание Работа в тетрадях в клетку Игра с ограниченным количеством шашек. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Морской бой» | 1 | ||
Занятие №12 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. РКПШ «Сатраш» 12задание Работа в тетрадях в клетку Игра с ограниченным количеством шашек. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Морской бой» | 1 | ||
Декабрь | Занятие №13 Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Индивидуальные и подгрупповые занятия. Дидактическая игра «Составь доску» РКПШ «Сатраш» 13задание Работа в тетрадях в клетку Игра с ограниченным количеством шашек. | 1 | |
Занятие №14 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Дидактическая игра «Составь доску» РКПШ «Сатраш» 14задание Работа в тетрадях в клетку Игра с ограниченным количеством шашек. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Графический диктант» | 1 | ||
Занятие №15 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры.. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 15задание Работа в тетрадях в клетку Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Графический диктант» | 1 | ||
Занятие №16 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 16задание Работа в тетрадях в клетку Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Графический диктант» | 1 | ||
Январь | Занятие №17 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Повторение правила Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 17задание Работа в тетрадях в клетку | 1 | |
Занятие №18 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 18задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми | 1 | ||
Занятие №19 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 19задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение диаграмм (подмечаем, сравниваем, анализируем). Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Охотники и волк» | 1 | ||
Занятие №20 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 20задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Охотники и волк» | 1 | ||
Февраль | Занятие №21 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 21задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам | 1 | |
Занятие №22 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 22задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам | 1 | ||
Занятие №23 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 23задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Жук» | 1 | ||
Занятие №24 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 24задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Жук» | 1 | ||
Март | Занятие №25 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 25задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам | 1 | |
Занятие №26 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 26задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам | 1 | ||
Занятие №27 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 27задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Уголки» | 1 | ||
Занятие №28 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 28задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей «Уголки» | 1 | ||
Апрель | Занятие №29 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 29задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Подготовка к турниру на приз детского сада среди детей первого года обучения. | 1 | |
Занятие №30 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 30задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Подготовка к турниру на приз детского сада среди детей первого года обучения. | 1 | ||
Занятие №31 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 31задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Подготовка к турниру на приз детского сада среди детей первого года обучения. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей По выбору детей | 1 | ||
Занятие №32 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 32задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Подготовка к турниру на приз детского сада среди детей первого года обучения. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей По выбору детей | 1 | ||
Май | Занятие №33 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 33задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Подготовка к турниру на приз детского сада среди детей первого года обучения. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей По выбору детей | 1 | |
Занятие №34 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 34задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Турнир на приз детского сада среди детей первого года обучения. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей По выбору детей | 1 | ||
Занятие №35 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. РКПШ «Сатраш» 35задание Работа в тетрадях в клетку Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Турнир на приз детского сада среди детей первого года обучения. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей По выбору детей | 1 | ||
Итоговое занятие №36 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Игра с ограниченным количеством шашек. Индивидуальные игры с отдельными детьми Парные игры детей. Решение задачи по карточкам Турнир на приз детского сада среди детей первого года обучения. Игра, способствующая привыканию к шашечной доске и развитию умственных способностей По выбору детей | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4 — 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие».
Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки и рассмотрение различных комбинаций. Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.
Реализация Программы направлена на закрепление умений детей различать и называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; выделять структуру плоских геометрических фигур, использовать сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Посредством игровой и познавательной мотивации осваиваются умения группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствуются приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.
Также детям демонстрируются способы осуществления разных видов познавательной деятельности, осуществления контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, поощряется проявление наблюдательности за действиями взрослого и других детей. В процессе организации разных форм совместной познавательной деятельности дети учатся выделять возможности для обсуждения проблемы, для совместного нахождения способов ее решения, проявляют инициативу.
В процессе работы дети обучаются количественному и порядковому счету в пределах десяти, совершенствуют счетные умения, обогащаются представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги и временные зависимости в календарных единицах времени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Обозначенные в Федеральной программе возрастные ориентиры "к одному году", "к трем годам" и так далее имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.
Планируемые результаты к 5-ти годам:
- ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией;
- охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
- ребенок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
- ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Федеральный закон от 29.12.202 № 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
- (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
- Закон республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з «Об образовании Республики
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 oт
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря.
Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки детей 5-7 лет начинающих «с нуля», направлена на формирование общей культуры детей и развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности.
Режим занятий:
- Общее количество часов в год – 36
- Количество часов в неделю – 1.
- Длительность занятий – 25 мин
- Периодичность занятий – 1 занятие в неделю
Методическое обеспечение для реализации программы:
- Наличие кабинета,
- демонстрационная шахматная доска (магнитная),
- шашки – магниты,
- комплекты шашек и досок (по количеству учащихся),
- Развивающий комплект по шашкам «Сатраш» ( по количеству учащихся.),
- Тетрадь в клетку (по количеству учащихся.),
- Цв.карандаши/фломастеры (по количеству учащихся.),
- шахматные часы (2 шт.).
Формы занятий
- Коллективная;
- Подгрупповая;
- Индивидуальная (зависит от темы занятия).
- По особенностям коммуникативного воздействия: игра, соревнования, развлечения.
- При выполнении заданий в парах следует учитывать симпатии детей, уровень их игровых навыков, темперамент.
Методы проведения
- Словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядный: иллюстрация примеров, демонстрация позиций на демонстративной доске
- Практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Решение задач, комбинаций и этюдов.
- Практическая игра.
- Развлечения и познавательные досуги, викторины, турниры
СИСТЕМА ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики для получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он работает или играет один или вместе со сверстниками. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Идрисова А.И. Развивающий комплект по шашкам «Сатраш», Уфа, Юные таланты Башкортостана, 2023.
- Тансыккужина Т.М., Чижов А.Р., Черток Ю.В., Шайбаков А.Р., Зубов Е.В. Учебник шашечной игры. Уфа, Учебно-методический центр «Эдвис», 2023.
- Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу, М., 2004
- Злобинский А.Д. Размышления за шашечной доской, Шашки всем, 2011
- М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт – Петербург, 2001 г.
- А. В. Лангин, Б Герцензон «Школа шашек для первоклашек. Комбинации».
- Л. В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт – Петербург,2000 г.
- В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Веселые шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»
Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»
Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, учас...
Дополнительная образовательная программа "Бумажное чудо"
Программа разработана на основе:Т.С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе”И.А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа&rdquo...
дополнительная общеобразовательная программа " Чудо-шашки"
quot; Чудо-шашки"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...
Методическая разработка. Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Детский фитбол" для детей среднего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на чудо-остров".
Конспект занятия содержит игровые упражнения на совершенствование предметно-манипулятивных действий с фитболом. Музыкально-ритмический комплекс с фитболом "Чунга-чанга". Динамические упражнения из ра...