Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
материал

Пастухова Алена Владимировна

Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

(МБДОУ «Детский сад № 53 «Топтыжка)

_658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 5-11-87, 5-11-89,

detsad-53-2011@mail.ru

«Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности, у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Составители: Пастухова Алёна Владимировна

воспитатель высшей квалификационной категории

город Рубцовск, 2023 г.

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый ребенок знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что Буратино вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой». Аналогичные проблемы подстерегают человека, не получившего необходимые знания, не умеющего добывать информацию и адекватно применять ее на практике, особенно в критических ситуациях.

Поэтому одна из приоритетных задач образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период.

Проблема формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья актуальна для нашего детского сада, так как в детском саду из 12 функционирующих групп – 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей, по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике. Актуальность данной проблемы стимулирует педагогов на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с дошкольниками. Задача педагога – сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе его развития и саморазвития, поддержка инициативы и активности в разнообразных видах деятельности.

Предпосылки функциональной грамотности у детей с ОВЗ формируются уже в предшкольном возрасте при условии соблюдения следующих требований: командная работа и тесное взаимодействие всех специалистов МБДОУ, интеграция образовательных областей, активное взаимодействие с родителями. 

При формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья мы используем различные технологии, методы и приемы, в том числе – коррекционные, обеспечивающие эффективность образовательного процесса: мнемотехнологию (при составлении рассказов и заучивании стихотворных текстов), метод синквейна, активный сторителлинг, проблемно-ориентированные обучающие ситуации, проектную и театрализованную деятельность, дидактические развивающие игры, интерактивные игры, обучающие видео, здоровьесберегающие технологии. Положительно на формирование предпосылок функциональной грамотности влияет использование технологии экспериментирования. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (педагога, родителя). В процессе экспериментирования развивается умение применять полученные знания в разных сферах детской деятельности.

 Формирование предпосылок функциональной грамотности требует организации воспитательно-образовательного процесса в поисковом режиме, создания условий для проявления активности, самостоятельности, креативности воспитанников. Приоритет в работе с воспитанниками с ОВЗ отдается созданию проблемно-ориентированных обучающих ситуаций, в ходе которых воспитанники совместно с педагогом ищут пути их решения. Иначе говоря, создаем «проблему» и ищем пути выхода из нее, применяя знания, опыт, навыки и умения, полученные воспитанниками ранее. Проблема, которую педагог поставил перед воспитанниками, требует поиска новых, недостающих знаний для решения проблемы.

Проблемно-ориентированные обучающие ситуации, прежде всего, ориентированы на активизацию познавательной деятельности воспитанников с ОВЗ, формирование словесно-логического мышления и развитие их творческих качеств.

Интегрированный подход позволяет решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия.

Проблемные ситуации планируются воспитателем исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ, реализуются в период непосредственно образовательной и совместной с воспитанниками деятельности. Например: во время дежурства. У ребенка в руке ложки. Вопрос: Как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решение в данной проблемной ситуации. Или другой пример: потерялась игра, есть только схема как ее найти. Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации и др. В работе с воспитанниками используются такие проблемные ситуации как «Вежливая просьба», «Утешение», «Учимся договариваться» и др.

Педагог-психолог в совместной деятельности с воспитанниками с ОВЗ в рамках программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Приключения будущих первоклассников» кроме проблемно-обучающих ситуаций использует сказкотерапию. Дети, обыгрывая сказку при помощи кукол «Би-ба-бо», проживают вместе с героями школьные будни, учатся находить выход из проблемных ситуаций, которые могли бы случиться с ними в жизни при обучении в школе.

Применяются игры, направленные на социализацию и адаптацию будущих первоклассников, такие как: «Мы поссоримся и помиримся», «Как без ссор решить спор», «Копилка первоклассника», «Школьная пора» и др. Посредством этих игр дошкольники осваивают правила поведения в обществе и учатся общаться друг с другом. Например, в игре «Копилка первоклассника» воспитанникам предлагается «наполнить» две копилки – одну с трудностями ученика, вторую с его успехами. Воспитанники перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, огорчить, или наоборот, обрадовать, принести удовольствие, помочь справиться с трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием мелкого предмета в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, взрослый предлагает детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка успеха звонче, подводим к тому, что и успехов в жизни ученика больше. А если меньше – обсуждаем с детьми, что можно сделать, чтобы улучшить результат и достигнуть желаемого. В игре «Школьная пора» воспитанники, работая в микрогруппах собирают пазлы с изображением школьных ситуаций и обсуждают, как бы они поступили в данной ситуации.

На занятиях учителя-логопеда дошкольники усваивают различные приемы словоизменения и словообразования через словообразовательные морфемы, и в дальнейшем переносят свои умения в повседневную жизнь. Обогащают словарный запас через формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Учатся грамматически правильно оформлять свою речь, используя полученные знания о нормах и правилах русского языка, перенося их в определенную речевую ситуацию. Например, через сюжетно-ролевую игру «Магазин» учитель-логопед формирует у воспитанников с ОВЗ навык ведения диалога, умение взаимодействовать друг с другом (продавец – покупатель), грамматически правильно оформленную речь (диалог ведется с соблюдением грамматических форм русского языка). В свою очередь, воспитатель в этой игре формирует математические представления, зачатки финансовой грамотности, представления об окружающей действительности. В дальнейшем, в повседневной жизни дети смогут применить полученные знания при общении друг с другом и взаимодействии с социумом.

К формированию предпосылок функциональной грамотности привлекаем также родителей. Тесное взаимодействие с родителями по формированию функциональной грамотности осуществляется через родительские собрания, такие как «Функциональная грамотность», «Формирование функциональной математической грамотности посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста», «Необычное в обычном» и др., круглые столы, консультации (индивидуальные и групповые, плановые и по запросу). Данная работа способствует осознанию родителями своей воспитательной и образовательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семьи, созданию условий для овладения родителями знаниями о функциональной грамотности, ее значении в развитии ребенка дошкольного возраста, умении применять знания на практике в повседневной жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

С целью повышения профессиональных компетенций педагогов по озвученной проблеме, в годовой план работы учреждения на 2022-2023 учебный год включены Педагогический совет на тему «Формирование предпосылок функциональной грамотности как одно из условий социализации дошкольников», семинар-практикум «Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников».

Применение практико-ориентированных проблемно-обучающих ситуаций в работе с воспитанниками с ОВЗ позволяет сформировать у воспитанников самостоятельность, инициативность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, договариваться, находить пути решения проблем, что создает условия для формирования функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и их последующей успешной социализации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...