Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
картотека (старшая группа)
В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотеке конспектов непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности с применением технологии развитие критического мышления.
Подготовили воспитатели:
Окутина Е.И.
Сухарева Ж.А.
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну хлеба»
в старшей группе
(с применением технологии развития критического мышления)
Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Обучающие задачи:
расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека;
дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом;
познакомить детей как выращивают хлеб;
разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, колосок, колобок, печенье, иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, жернова, пекарь, тесто, тарелочки с зерном, мукой.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, я пришла к вам не одна. У меня есть дружок - Колобок. Вы знаете, что он очень любознательный и любит путешествовать. Не зря он убежал от бабушки и дедушки. Он любит совершать виртуальные путешествия в зоопарк, страну сказок, покорять космическое пространство. И сегодня он предлагает отправиться в страну…
Колобок: «Стоп, стоп, стоп! А как же загадки? Дети должны, отгадать в какую страну мы отправимся».
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом.
Нарезают ножом. (Хлеб)
Хрустящей корочкой одет.
Мягкий черный, белый. (Хлеб.)
Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб. Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят печенье, пирожные.
Колобок, что это значит?
Колобок: «А это значит, что мы отправляемся в «Страну хлеба». Сегодня мы узнаем, как хлеб попадает на наш стол»
Воспитатель: С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол пришел хлеб. Он нужен человеку каждый день.
В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной и сбору урожая.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать?
Из каких зерновых культур пекут хлеб?
Какие продукты нужны, чтобы испечь хлеб?
Как и где его пекут?
Как он попадает на прилавки в магазины?
Дети: Да
Воспитатель: «Чтобы узнать ответы на вопросы мы вместе с Колобком отправляемся в путешествие.
Колобок, а у тебя есть карта-схема?»
Колобок: «Да, без маршрутной карты нам не справиться»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Следуя, за цифрами в порядке возрастания мы с вами пройдем все этапы, которые проходит хлеб.
Цифра 1. «Зерно»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, у меня в руках колосок. В колоске живут зёрнышки. (Показать детям зерно в тарелочке). Наш колосок был таким же зёрнышком. Весной трактора пашут поле, сеют зернышки в землю.
Слайд (трактор пашет землю)
Воспитатель: Ребята, вы хотите попробовать посеять зерно?
Подойдите ко мне.
Песочный планшет.
Песок – поле. Провожу бороздки и читаю стихотворение.
По земле сырой, нежесткой,
там, где тракторы прошли,
неглубокие бороздки
в черной пашне пролегли.
Воспитатель: Возьмите зерна пшеницы, мы будем сеять их в бороздки.
Воспитатель: Ребята, чтобы зерна проросли что нужно?
Дети: Дождик, влажная земля.
Воспитатель: Я включаю синий цвет.
А что еще?
Дети: Чтобы солнце согревало землю.
Воспитатель: Я включаю желтый цвет.
Солнышко пригревает, дождик поливает. Из зерна вырос колосок, большое поле колосьев.
Физминутка:
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (Присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекало солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски-худышки.
Встает стеною золотой,
Волнуется пшеница.
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
Воспитатель: Ребята, за каждое задание полагается карточка. Но, что на ней изображено вы узнаете позже. А пока в вашей корзине первая бонусная карточка.
Встает стеною золотой,
Волнуется пшеница.
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
Воспитатель: Ребята, выросли колосья. А что же дальше? Посмотрите в маршрутную карту. Цифра 2 подскажет вам, что изображено под цифрой 2?
Дети: комбайн
Слайд: комбайн
Воспитатель: С помощью специальных машин, комбайнов, собирают зерно. (Иллюстрация комбайна)
Ребята, а как называют человека, управляющего комбайном? Трактором?
Дети: Комбайнер. Тракторист.
Воспитатель: Следующая цифра 3
Дети: Это грузовик
Слайд: грузовик.
Воспитатель:
Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы.
Дети повторяют хором профессию.
Слайд: элеватор
С поля сразу в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
На элеваторе хранится много зерна. Сюда его привозят на хранение.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что дальше?
Дети: Цифра 4 – Мельница.
Слайд: мельница
Воспитатель:
Часть зерна везут на мельницу, где из зерен получают муку. Мельник включает жернова и перетирает зерно в муку.
Воспитатель: Ребята, какая следующая цифра.
Дети: Следующая цифра 5. Хлебзавод, пекарня.
Слайд: хлебзавод.
Воспитатель: После мельника с мукой будет работать пекарь.
Мука попадает на хлебозавод, где из муки пекут разные хлебобулочные изделия.
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.
В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба
Ребята, назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете?
(хлеб, печенье, булка, пирожок, ватрушка, кекс, вафля, баранки)
Воспитатель: За правильные ответы в корзину попадет еще одна бонусная карта.
Из муки хлеб пекут – Кто печет? - Пекарь. – Где пекут? – в пекарне.
Воспитатель: Следующая цифра 6.
Дети: Это магазин.
Слайд: магазин
Воспитатель:
А потом его в машины
И развозят в магазины.
Вот откуда к нам на стол,
Теплый, вкусный хлеб пришел.
Воспитатель: Следующее задание «Корзина понятий»
Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!
Дети: тракторист, комбайнер, хлебороб, водитель, пекарь, мельник.
Воспитатель: За это задание вы получаете призовую карточку.
Логическая цепочка
Ребята, давайте попробуем выстроить в логическую цепочку путь зерна
(наш маршрут по стране хлеба)
Воспитатель: За правильно выстроенную логическую цепочку вы получаете еще одну карточку.
- Ребята, вы любите отвечать на вопросы?
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие вопросы:
Как называют людей, которые сеют, растят и убирают хлеб? (хлебороб)
Чем вспахивают землю? (трактором)
Кто управляет трактором? (тракторист)
Как называется машина, которая убирает хлеб? (комбайн)
Кто управляет комбайном? (комбайнер)
Что срезает комбайн? (колосья)
Куда везут зерно? (на мельницу)
Куда везут муку? (на хлебозавод)
Куда везут хлеб? (в магазины)
Толстые вопросы
Почему к хлебу надо бережно относиться? (потому что много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб.)
Почему говорят: «Плох обед, коли хлеба нет»? (Хлеб очень сытный, с ним все вкуснее)
Воспитатель: Карточка за успешно выполненное задание.
Синквейн
Ребята, сегодня мы с вами говорим о хлебе. Я предлагаю вам составить описание хлеба в стиле синквейн.
Я предлагаю вам это сделать сейчас.
Хлеб
Горячий, пышный
Печется, остывает, насыщает
Хлеб всему голова
Еда
Воспитатель: 2 карточки в вашу корзину.
Давайте, посмотрим, сколько карточек в вашей корзине.
Дети: 7
Воспитатель: Назовите, что изображено на карточках?
Дети: мука, яйцо, соль, сахар, масло и вода, дрожжи
Ребята, эти продукты нужны чтобы испечь хлеб!
Давайте попробуем себя в роли пекарей, украсим каравай
Дети лепят.
Воспитатель: Ребята, к хлебу нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не играть им, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько людей трудится, чтоб появился хлеб, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Воспитатель:
Ребята, наше занятие подошло к концу, я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Дети: Чтобы хлеб испечь, надо много усилий приложить.
Хлеб – это труд многих людей.
Воспитатель Кому расскажешь о том, что узнал?
Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Что было трудно? Как справились трудностями?
Как лучше работать по одному, или вместе? Почему?
Чтобы ты предложил сделать на эту тему: рисунок, поделку, физкультминутку?
Воспитатель: Колобок, тебе понравился наш рассказ?
Колобок: Да, очень, вы рассказали мне много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за то, что вы внимательно слушали и выполняли все задания, а колобок вам принес угощение. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, съедобное. Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Дети: Печенье.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем колобку спасибо.
Дети благодарят.
Колобок: До свидания, ребята, я приду еще к вам в гости за вашими интересными рассказами.
Конспект занятия по образовательной области развитию речи
с использованием технологии критического мышления
«Знакомство с песцом»
Цель: Приобщение детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Задачи:
Познакомить детей с сибирским животным «песец»
Расширять словарный запас.
Формировать умение высказывать предположение и делать простейшие выводы.
Развивать умение согласовывать слова в предложении,
умение составлять рассказы из личного опыта.
Воспитывать умение слушать своего товарища, не перебивать; умение работать в группах
Воспитатель: Ребята, посмотрите: «Я нашла картинку разорванную!»
Вы не знаете, что это такое? Давайте попробуем собрать.
Дети: это животное. (Предположение детей) Похоже на лису, только белая.
Воспитатель: А хотите узнать, что это за животное? Чем питается? Где живёт? Мне бы хотелось побольше узнать, а вам (Ответы детей).
А где мы можем узнать и как добыть информацию (Показ картинки на лесенке). Да, правильно спросить у любого взрослого.
А если мало информации? Где можно ещё найти? Читают книжки? А какие есть книги? ( Показ картинки: чтение по книге)
Ответы детей.
Воспитатель: Откуда мы можем узнать ещё информацию?
( Показ картинки: посмотреть передачу научную, интересные фильмы)
Дети смотрят видеофильм.
Физкультминутка: «Мои друзья»
Показ картинки: круглый стол. Дети делают вывод по плану.
• Кто это?
• Цвет
• Части тела
• Чем покрыто?
• Голос
• Чем питается? (Хищное? Травоядное?)
• Жилище
• Что делает?
• Польза человеку
Песец - полярная лиса, живёт в сибирских районах севера.
Воспитатель: Ребята! Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?
Ответы детей.
Тема: «Разговор о театре»
Триединая дидактическая цель занятия состоит из:
а) познавательного аспекта
б) развивающего
в) воспитательного.
Познавательный аспект — создать условия для осмысления, осознания информации о театре, как средстве художественно — эстетического воспитания.
Развивающий аспект — создать условия для развития интонационной выразительности у детей через мимику, жесты, театрализованную деятельность;
для развития творческого самовыражения в театрализации;
для развития коммуникативной компетентности.
Воспитательный аспект — способствовать воспитанию у детей таких качеств, как умение перевоплощаться, умение договариваться в группе, прислушиваться к мнению других, совместно добиваться поставленной цели.
Структура занятия:
1) Вызов — актуализация субъектного опыта (в первой части занятия вспоминают всё, что знают о театре).
2) Осмысление и размышление — систематизация и обобщение знаний
(в театрализованной части, в части ознакомления с правилами поведения в театре).
3) Рефлексия — осознание себя в деятельности, обобщение чувств, ощущений (в конце занятия).
Методы:
- по источникам знаний:
словесные, наглядные, практические.
- по степени взаимодействия воспитателя и детей:
беседа, самостоятельная работа детей.
- по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый, репродуктивный.
- по принципу расчленения или соединения знаний:
аналитические, обобщающие.
- по характеру движения мысли от незнания к знанию:
интерактивный.
Приёмы по технологии развития критического мышления:
1 .ЗУХ (трёхчастный дневник) — «знаю» (наблюдается в вызове),
«узнал» - в знакомстве с правилами поведения в театре,
«хочу узнать» - в рефлексии.
2. для интонационной выразительности — театрализованная деятельность, игровые приёмы с кубиком, веером, с иллюстрациями сказочных персонажей.
Приёмы для активизации познавательной деятельности:
- заполнение чаши бусинками — «знаниями»;
- правила поведения в театре в стихах;
Приёмы для заинтересованности детей:
- билеты в театр
- игровой — «Найди пару к сказке».
Приёмы для формирования интонационной выразительности:
- инсценировка сказки;
- пантомимические изображения сказочного героя из сказки:
- чтение стихов.
- Игровые приёмы — «мимический кубик» , интонационный веер.
Раздаточный материал:
- одноразовые тарелки, разделённые на три части (трёхчастный дневник) тарелочки с бусинками;
- картинки для заполнения трёхчастного дневника;
- билеты для входа.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как и где ваши родители могут отдохнуть после работы?
(Ответы детей).
Воспитатель: Верно. Скажите, как вы проводите свой выходной день? Куда можно сходить с родителями, бабушками, дедушками в выходной день?
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на презентацию. Я вам покажу места, где можно проводить выходной день.
(показываю на презентации картинки – Слайд 2)
Верно, на последней картинке вы видите зрительный зал театра. Мы с вами уже говорили о театре. Сегодня мне хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Вы знаете, что вход в театр возможен по билетам, которые покупают в кассе театра. Сегодня я буду кассиром и раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места за столами, как в театре, соответственно своему номеру билета. За каждым столом 2 места.
(На столах прикреплены номера, дети занимают места за столами, таким образом, они делятся на пары).
Воспитатель: Все заняли свои места. Что - то вы уже знаете о театре, что - то узнаете ещё сегодня. У меня на столе стоит пустая ваза, которую мы сегодня будем наполнять знаниями о театре. У вас на столах стоят чашечки с бусинками. По мере того, как будут пополняться ваши знания о театре, вы будете наполнять, бусинками пустую чашу. За каждый правильный ответ, вы кладёте одну бусинку, в мою пустую вазу.
На каждом столе стоят одноразовые тарелочки, разделённые на три части с условными обозначениями (+, -, ?) - такой трёхчастный дневник, который вы будете заполнять картинками, которые лежат на разносах.
Работать вы будете в парах.
Дети, постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Посовещайтесь с соседом и выберите те картинки о театре, что о нём вам уже известно, и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак (+). Когда вы заполните этот раздел тарелочки и будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой.
Ваши ответы я буду показывать на презентации. Раздел тарелочки, где стоит знак (-), будем заполнять, когда вы что — то узнаете новое о театре.
А раздел, где стоит (?) если вам еще что — то захочется узнать о театре.
(Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности).
Воспитатель: Что ж, вижу, что все готовы.
(Дети рассказывают, что они знают о театре – там есть сцена, зрительный зал, продают билеты, выступают артисты и т.д.)
За каждый правильный ответ кладут бусинку в пустую вазу на столе воспитателя. (Слайд 3)
Воспитатель: Давайте, теперь вспомним о том, какие театры вы знаете? Также за каждый правильный ответ вы кладёте бусинку, в пустую вазу. Чтобы вам было легче вспоминать, я буду показывать картинки на слайдах. (Слайд 4)
(Картинки кукольного театра, театра оперы, балета, драматического, настольного театра, пальчикового театра).
Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов.
(В группе в разных местах организованы театры)
И так, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра. У каждого театра висит вывеска соответствующего цвета. Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.
1. театр юного зрителя.
2. настольный театр.
З. пальчиковый театр.
(Дети, таким образом, делятся на три группы).
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.
Артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок», артистам настольного театра надо показать фрагмент из сказки «Три медведя», а артистам пальчикового театра – фрагмент сказки «Колобок».
Все дети выходят на ковёр.
Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко. Для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие — либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». У меня в руках кубик, на сторонах которого изображены различные фрукты и овощи. Нужно на лице изобразить его вкус выпавшего фрукта или овоща (кислый, горький, сладкий, кислый) (слайд 5)
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Мимический веер». На презентации я вам показываю выражение лица, с которым надо произнести фразу «У нас гости». (Испуганно, радостно, сердито и т.д.)
(слайд 7,8,9,10)
Воспитатель: А теперь займите свои места за столами.
Театр — это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?
Дети: (ответы).
Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.
(Слайд 11,12, 13.14, 15)
(воспитатель говорит от имени куклы)
Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.
Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: “дай, мне дай!”
В зале, где артисты выступают
Не жуют. фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.
Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточку с буквой «П» - это означает правила. И положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак (-). Это то, что вы узнали сегодня на занятии. Надо пополнить бусинками вазу.
Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?
(Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие вопросы): Хотели бы вы узнать, как устроен театр изнутри?
Как называются места в зале, на балконе?
Кто первый создал театр?
Какие театры есть в нашем городе?
Как стать артистом?
Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре.
Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.
Давайте в конце нашего занятия проведём игру «Найди пару сказочному герою». И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.
(На доске вывешены персонажи сказочных героев).
Дети со стола берут карточки с другими сказочными героями и подбирают им пару из одной сказки. Если все персонажи подобраны, верно, то открывается слово «МОЛОДЦЫ!»
Конспект занятия по образовательной области развитию речи
с использованием технологии критического мышления
Тема: «К нам весна шагает»
Задачи:
Образовательные: - Закрепить понятия «тонкие и толстые вопросы»;
обучать навыку уточнения «толстых вопросов».
Продолжать учить создавать синквейн с опорой на графическую модель. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; выделять и называть их, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей.
Закреплять умения отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений; продолжать учить составлять предложение на основе графической схемы, обогащать словарный запас.
Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения, закреплять умение воспринимать образ весны в музыке, картинах.
Развивающие: развивать критическое мышление через речь; активизировать познавательную деятельность через наблюдательность, интерес к окружающей природе, внимание; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; эстетическое восприятие красоты природы; способствовать формированию интереса детей к природе.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе, умение внимательно слушать педагога, своих товарищей, дополнять ответы, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, дружелюбия, инициативности, ответственности, доставить детям радость и удовлетворение от занятия. Технологии, методы, приемы: коммуникативное общение, технология развивающего критического мышления, технология синквейна, здоровьесберегающая.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Материал: проектор, ноутбук, экран, магнитная доска, набор сюжетных картинок «Времена года», картина «К нам весна шагает», Д/и «Верные, неверные суждения», графическая схема синквейна, картинка с тонким и толстым вопросом, колокольчик.
Ход занятия.
1.Игра «Ассоциации». Дети стоят по кругу. Какие ассоциации возникают у вас, дети, когда слышите слово весна: капель, ручей, сосульки, солнце.
(Дети передают маленький мяч друг другу, одновременно отвечая одним словом ассоциацией).
Ребята, какое важное событие произойдёт у каждого из вас осенью, в сентябре.
2. До осени еще далеко, а сейчас, ребята, предлагаю вам на машине времени отправиться в школу, в первый класс. Проходите, садитесь за парты. Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем (звонок звенит).
Вы первоклассники, я учитель. Мы с вами на уроке. Вы знаете, правила будущего первоклассника о поведении на уроках, которые должен знать и выполнять каждый школьник. Давайте вспомним, какие правила, мы соблюдаем на занятиях. (Дети вспоминают и отвечают). Все эти правила будем соблюдать и в школе.
3. Рассматривание картины «К нам весна шагает» (слайд 1)
Дети, посмотрите внимательно на картину, как бы вы назвали ее?
Мне нравятся ваши названия, а называется картина «К нам весна шагает».
И почему она так называется, мы выясним с помощью игры
«Тонкие и толстые вопросы».
4. Игра «Тонкие и толстые вопросы». Ребята, вспомним, что такое «тонкие вопросы» и какие ответы должны быть на «тонкие вопросы»?
(короткими, одним словом). А с каких слов начинаются «тонкие вопросы»? (Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?). Ребята, внимательно посмотрели на картину. Девочки готовы задавать «тонкие вопросы», а мальчики отвечать на них? 1.Кто изображён на картине? (Дети)
2.Кто еще изображён на картине? (Животные)
3.Кто вышел во двор гулять? (Девочка)
4. Кто наблюдает за тем, что происходит во дворе? (Мальчик)
5. Кто еще наблюдает за происходящим во дворе из окна второго этажа? (Кот)
6. Кто на переднем плане картины изображён? (Птицы)
7.Кого еще изобразил художник на переднем плане картины, вы забыли назвать персонажа? (Собаку)
8.Что стоит во дворе и тает? (Снеговик)
9.Что мы видим на дальнем плане картины (Берёзу, кусты)
10. Какое небо? (Голубое)
11. Что можно сказать о солнце? (Яркое)
12.Какое время года наступило? (Весна)
13.Какая весна изображена? (Ранняя)
14. Что происходит весной со снегом? (Тает)
15. В какое время года бегут ручейки, образуются лужи от таяния снега? (Весной)
16.Как называется явление природы «таяние сосулек»? (Капель)
17.Была ли удивлена девочка, когда увидела снеговика, который тает? (Да) Воспитатель: Давайте зададим, вопрос со слов может ли, верно ли.
Может ли стоять девочка под сосульками? (Нет)
Верно ли, что солнце не только светит, но и пригревает? (Да)
Согласны ли вы, что все рады, что пришла весна?(Да)
Какими красками пользовался художник, рисуя эту картину? (Яркими) Уточните какое настроение у всех? (Радостное)
«Тонкие вопросы» помогут вам ответить на «толстые вопросы» и выяснить, почему художник назвал картину «К нам весна шагает». А на «толстые вопросы» какими должны быть ответы? (ответы должны быть развёрнутыми, отвечать полными предложениями). Вспомните, с каких слов начинаются «толстые вопросы»? (Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?) - Девочки попробуйте задать толстый вопрос мальчикам.
1.Почему вы считаете, что тает снег, сосульки, снеговик образуются лужи? (Потому что весной ярко светит солнце и сильнее пригревает).
2.Почему солнце светит ярко весной и сильнее пригревает, согревая все вокруг своим теплом. (Солнышко все выше и выше поднимается, и дольше греет, день длинный).
3.Как вы думаете, кто рад приходу весны? И почему? (Собака рада, может пить воду из лужи).
4. Почему у птиц радостное настроение? (Потеплело, могут пить водичку из лужи, почистить свои перышки в луже).
5. Одета девочка, во что и почему? (Одета девочка в весеннюю одежду).
6. Ребята, есть на картине персонажи, которые удивлены. Почему? (Девочка удивлена потому, что тает снеговик).
7. Кто еще грустит, наблюдая за происходящим из окна 1 этажа? (Мальчик огорчен потому, что он с друзьями лепил снеговика, а снеговик тает).
8. Может другие варианты есть, почему мальчик грустит. (Мальчик может, болеет, ему нельзя гулять).
9. А про кого не задали вопрос, ребята. Посмотрите внимательно на картину. Какое настроение у кота и почему?
(Кот наблюдает и думает, что сложно гулять по лужам, боится лапки замочить. Кот с радостью наблюдает за птичками как они порхают).
10. Почему девочке опасно стоять под сосульками? (Потому, что сосульки могут упасть на девочку и травмировать).
11.Докажите, что художник изобразил весну? (тает снег, снеговик, образовались лужи, ручеёк, с крыши свисают сосульки, капельки воды часто капают с крыши).
Ребята, вы задавали много интересных вопросов, отвечали на них, помогали друг другу. А сейчас вспомним все ваши ответы и ответим на главный вопрос. Почему художник назвал картину «К нам весна шагает».
(Потому, что мы видим на картине яркое солнце, тает снег, сосульки, бежит ручеек). Вы убедили меня, что художник правильно назвал картину.
Физкультминутка: «В школу осенью пойду»
В школу осенью пойду, (Дети шагают на месте)
Там друзей себе найду. (Взяться всем за руки)
Научусь писать, читать, (Наклоны головы)
Быстро, правильно считать. (Прыжки на месте)
Я таким ученым буду, (Поднять руки вверх)
Но свой садик не забуду («Обнимают» себя)
Игра «Верные, неверные суждения» (картинки с изображением четыре времени года). Задание детям: Выбираем по временам года картинку одну на двоих. Договоритесь, посовещайтесь. 1 ребенок верное суждение придумывает, 2 ребенок - неверное суждение.
А мы ребята, если верное суждение, хлопаем в ладоши, если не верное, топаем ногами. Посмотрели внимательно, кто готов высказать свои суждения.
Составление Синквейна - А теперь переходим к самому интересному.
И нам поможет в этом графическая схема составления синквейна.
Ребята, что такое синквейн?
(Это стихотворение, состоящее из пяти строк);(выставить схему). Составляем синквейн по правилам.
1 строка – одно слово, название предмета или объекта (существительное), которое отвечает на вопрос кто? или что?
2 строка – два слова, которые отвечают на вопрос, какая? какой? какое?
(описываем предмет или объект, в двух словах - прилагательных).
3 строка – три слова, которые отвечают на вопрос что делает? что с ним делают? (обычно глаголы, обозначающие действия).
4 строка – это предложение, выражающая отношение к этому предмету, обьекту.
5 срока – одно слово, ассоциация к первому слову
(как можно сказать по-другому).
Девочки составляют синквейн со словом солнце.
мальчики со словом ручей.
Составить синквейн нам поможет графическая схема.
1. Солнце
2. Весеннее, лучистое
3. Светит, греет, радует
4. Солнце очень горячее тело
5. Шар (Звезда)
1. Ручей
2. Весенний, быстрый (холодный, стремительный, звонкий, веселый, говорливый, длинный)
3. Журчит, бежит, звенит (сливается в реку, шумит, рождается)
4. Радуется весне. (Ручейков много на Земле)
5. Вода
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Кто помнит, как называется стихотворение из 5 строк, которое мы с вами составляли по схеме?
Ребята, что вам понравилось и почему? Если вам понравилось занятие, берем зеленые листочки и украшаем деревце на мольберте.
Тема: «В мире животных»
Цель: формирование знаний детей о животных.
Задачи: формировать умения самостоятельно искать информацию.
Способствовать развитию умения рассуждать, развивать словарь и связную речь; развивать умения задавать вопросы.
Оборудование: картинки для игры «4-й лишний», схема синквейна.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Актуализация знаний
– Послушайте загадку и попробуйте отгадать, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой – зимой,
А в рыжей шубке – летом.
– Это белка.
– Как вы догадались?
Дети объясняют.
– О чем мы сегодня будем говорить, как вы думаете?
– О белках, о диких животных, о животных.
Воспитатель: Сегодня мы с вами окунемся в мир животных, а еще научимся составлять стихи и загадки.
Формирование нового понятия и новых способов действия.
Но для начала поиграем в игру «Да-нет». Выбираем ведущего, который будет загадывать животное. Вам нужно будем задавать вопросы, но ведущий может отвечать только да или нет. Кто первый угадает, тот становится ведущим. Попробуем, Саша, начинай.
Дети задают вопросы такого плана:
– Он большой?
– Нет
– У него серая шубка?
– Да
– Он ест сыр?
– Нет
– Он быстро бегает?
– Да
– Это белка?
– Нет
– У него длинные уши?
– Да
– Это заяц?
– Да.
– Ты, Миша, отгадал, будешь ведущим.
– Теперь поиграем в игру «4-й лишний». Посмотрите на картинки, определите, кто лишний, и объясните почему.
Картинки подбираются так, чтобы было несколько правильных ответов. Например, кошка, собака, теленок и заяц.
– Как вы думаете, кто лишний?
– Заяц.
– Почему?
– Потому что он лесной зверь, а остальные – домашние.
– Хорошо, а кто думает по-другому?
– Я думаю, что это теленок, потому что он детеныш, а остальные – взрослые животные.
– Так кто же прав?
Дети предлагают варианты, а педагог обобщает:
– Я думаю, у каждого может быть свое мнение. Эти оба ответа правильные, так как ребята смогли объяснить свою точку зрения.
Закрепление знаний
– А теперь поиграем в игру «Найди несоответствие», «Логические задачи»
– Попробуем составить стихотворение - синквейн.
– Как вы думаете, что это?
Прослушиваются варианты детей.
– Это необычное стихотворение, из 5 строк без рифмы. Например:
Кошка (предмет),
мохнатая, пушистая (два признака)
Ласкается, мяучит, играет (три глагола)
Кошка – это питомец человека (предложение из 4-х слов)
Домашнее животное (похожее слово)
– А теперь попробуйте составить вы, например, про собаку, медведя. Схема на доске вам поможет.
– Молодцы.
Рефлексия:
– Занятие подходит к концу, расскажите, что вы нового узнали? Что вам понравилось?
Детям предлагается найти дома информацию интересные факты о животных.
На втором занятии данные факты обсуждаются, определяется надежность источника информации, также проводятся игры из первого занятия (которые не успели), дети учатся составлять загадки по методу синквейна, когда первое слово необходимо отгадать (с использованием фактов, которые подготовили дома).
Тема: «В мире профессий»
Цель: обогащение знаний детей о профессиях.
Задачи:
- способствовать развитию умения рассуждать и логически мыслить;
- стимулировать развитие умения выражать свое мнение;
- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- побуждать к самоанализу.
Оборудование: половник, микрофон, камера, ножницы, ноутбук, ручка.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Актуализация знаний.
– Давайте мы с вами предположим, что вы выросли. Кем вы стали и почему?
Например, я стала воспитательницей, потому что я люблю детей.
– Я стал стоматологом, потому что я люблю лечить зубы
– Я стала парикмахером, потому что мне нравится делать прически и т.д.
– А теперь посмотрите на предметы, как вы думаете, для какой профессии они подойдут. Кто хочет первый выйти и отгадать?
– Это ручка. Она нужна учителю.
– Хорошо, правильно. А кто думает по-другому?
– Я думаю, ручка нужна писателю.
Предлагающиеся варианты выслушиваются, если ответов мало, то педагог наводящими вопросами подсказывает, какие профессии имеют отношение к ручке.
– А теперь отгадаем загадки о профессиях.
Формирование нового понятия.
– Ребята, откуда берутся торты в магазине?
– Их привозят.
– А кто их делает?
– Повар.
– А профессия повар имеет какие-то разновидности, например, как врач (хирург, стоматолог, окулист).
Варианты детей. Если правильного ответа нет, то:
– Торты, пирожные и другие сладости делает повар кондитер, то есть он готовит кондитерские изделия.
Также рассматриваются другие профессии.
– Поиграем в игру «Закончи предложение»
Если врач не будет лечить людей, то …
Когда парикмахер моет голову, то …
Если летчик не справится с управлением, то …
Если у сотрудника ДПС сломался жезл, то …
Каждое предложение обсуждается с группой.
Закрепление знаний.
– А теперь поиграем в игру «Верю-не верю». Играем парами. Один из вас говорит утверждение, а второй говорит, верит ему или нет
– Молодцы. Поиграем в игру «Да-нет». Ведущий придумывает себе профессию. Дети отвечают, правда, это или нет.
Рефлексия
– Наше занятие подходит к концу. Что вы нового узнали о профессиях? Зачем людям профессия нужна?
Тема: «В мире книг»
Цель: знакомство детей с художественной литературой.
Задачи:
- активизировать словарный запас;
- развивать умения рассуждать, выражать свою точку зрения;
- способствовать формированию критического мышления.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Актуализация знаний.
– Ребята, откуда мы с вами можем узнать информацию?
– Интернет, у родителей, из книг и пр.
– Какие книги вы знаете? Что такое книга?
Обсуждаются варианты детей.
Формирование нового понятия.
– Ребята, а вы слышали про такой рассказ Виктора Драгунского «Друг детства». Как вы думаете, о чем будет рассказ?
Дети размышляют.
– О чем может быть рассказ с таким названием?
ответы детей.
Далее используется прием «Чтение с остановками».
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации, читается текст.
Текст рассказа:
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:
Папа, купи мне грушу!
Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
-Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу. Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
– Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот, это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот, какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
остановка:
Кем хотел стать мальчик?
-А кем вы хотели бы быть? Почему?
На доске появляется «список» картинок: астроном, капитан, спортсмен…Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Что придумала мама? (1-2 версии)
Что будет дальше?
Есть ли у вас любимые игрушки? Какие это игрушки и почему они для вас
любимые?
Чем может закончиться этот рассказ?
После ответов детей, предлагается им задание, придумать концовку рассказа. Дети обсуждают в парах или в небольших группах концовку рассказа и рассказывают.
Воспитатель читаю конец рассказа.
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой – из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот…
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.
Ты что? – сказала мама.
Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:
– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не
буду боксером.
Воспитатель: Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
– Давайте вспомним, с чего началось наше занятие, и проверим ваши ответы.
Рефлексия
-Наше занятие подходит к концу. Что вы нового узнали? Что вам понравилось?
Тема «Транспорт».
Цель: формирование представлений о транспорте.
Задачи:
- Уточнить и расширить словарь детей по теме.
- Развивать связную речь детей, зрительное и речевое восприятие, внимания, память, мышления.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Воспитывать активность и самостоятельность, интерес к различным видам транспорта, чувство ответственности на дороге.
Оборудование: иллюстрации различных видов транспорта для составления «кластера», материал для верных и неверных утверждений, карточки для составления синквейна.
Ход НОД:
Этап «вызов».
Ребята, сегодня я получила письмо от своего знакомого лётчика. Он прислал нам с вами картину, но чтоб она влезла в конверт, он картинку разрезал на части. Когда я начала доставать части картинки из письма, то дунул ветер с форточки и части разлетелись по группе. Предлагаю вам отыскать части картинки и собрать целую картинку на доске.
Дети находят части картины и собирают картину.
На картине изображены части транспорта (колесо, крыло самолёта, мотор для лодки, руль).
Ребята, как вы думаете, что это изображено на картинке?
Предполагаемые ответы детей: На картинке изображены части транспорта.
Правильно! Подумайте, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Предполагаемые ответы детей: о транспорте.
Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о транспорте.
Приём «Корзина идей».
В том году мы с вами проходили эту тему, и я думаю, что вы и сами что-то знаете о транспорте. Предлагаю вам рассмотреть картинки, которые я приготовила для вас и положить в корзину те картинки, предметы или схемы, которые могут нам в изучении нашей темы.
Приём «Верные и неверные суждения».
Сейчас я предлагаю вам проиграть в игру. Если вы думаете, что я называю верное предложение, то поднимаете зелёную карточку. Если думаете, что неверное – то красную.
Все виды транспорта могут быть грузовыми.
Все виды транспорта могут быть пассажирскими.
Всеми видами транспорта управляет пилот.
У всех видов транспорта есть колёса.
После прочитанных предложений воспитатель называет по имени детей и выслушивает их рассуждения.
Этап осмысление:
Приём «Синквейн - загадка».
А сейчас я предлагаю вам отгадать мои загадки, и узнать какой вид транспорта я загадала.
- ???
- Пассажирский, грузовой.
- Летит, гудит, перевозит.
- Летает высоко в облаках.
- Воздушный транспорт.
- ???
- Пассажирский, грузовой.
- Плывет, гудит, перевозит.
- Плавает по синему морю.
- Водный транспорт.
- ???
- Служебная, красная.
- Ездит, тушит, сигнализирует.
- Перевозит пожарных на вызов.
- Служебный транспорт.
Воспитатель: Вы отгадали все мои загадки! А сейчас давайте с вами поразмышляем, какой транспорт существует еще. Слушайте меня внимательно, среди картинок находите подходящую и вкладывайте ее в нашу корзину.
Воздушный транспорт, который:
Перевозит, боеприпасы на войне называется – …. (военным). Что это может быть? (Самолёты, вертолёты).
Перевозит, пассажиров называется – …(пассажирским). Что это может быть? (Самолеты, вертолёты, дирижабль).
находится в космосе называется – .. (космическим). Что это может быть? (Ракеты, луноход, спутник).
Перевозит, грузы называется – … (грузовой). Что это может быть? (Самолет, вертолет).
Транспорт, который плавает, по воде называется – (водный). Что это может быть? (лодка, парусник, корабль).
Транспорт, который плавает, под водой называется – (подводный). Что это может быть? (подводная лодка).
Транспорт, который передвигается, по земле называется – (наземный).
Наземный транспорт, который:
Перевозит грузы – … (грузовой). Что это может быть? (камаз, грузовик).
Помогает на стройке – … (строительный). Что это может быть? (бульдозер, каток, экскаватор, подъемный кран).
Помогает различным службам, таким как скорая помощь, пожарная часть, полиция – … (служебный). Что это может быть? (пожарная машина, машина скорой помощи).
Перевозит пассажиров – … (пассажирский). Что это может быть? (такси, поезд, автобус, мотоцикл).
Помогает убирать хлеб – … (хлебоуборочный). Что это может быть? (комбайн).
Транспорт, который ездит под землей – … (подземный). Что это может быть? (электричка, метро).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам зачитаю тексты, а вы должны подумать, что может произойти дальше.
Приём «Чтение со стопами».
Самым древним видом транспортом является …. (Выслушиваем мнения детей с обоснованием) наземным. Наземный транспорт бывает разный: … (строительный, пассажирский, хлебоуборочный, грузовой и т.д.). Все виды наземного транспорта помогают людям в ….
Для изучения космоса люди используют транспорт ……. Это ……. Благодаря космическому транспорту люди узнали, что ….
Этап осмысления.
Рефлексия:
Ребята, что нового вы сегодня узнали из нашего занятия?
Ответы детей.
Приём «Кластер».
За время нашего занятия мы с вами в нашу шляпу насобирали много картинок. Вот давайте сейчас с вами на доске соберем кластер. Поделимся на 3 группы. 1 группа будет подбирать материал по воздушному транспорту. 2 группа будет подбирать материал по водному и подводному транспорту. 3 группа будет подбирать материал по наземному и подземному транспорту.
После составления кластера каждая группа рассказывает, какой вид транспорта включает в себя их категория.
Воспитатель расспрашивает детей о том, что им давалось на занятии легко, а какие задания показались тяжелыми.
Тема: «Какие бывают растения»
Цель: знакомство детей с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава)
Задачи:
- научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
- формировать умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре; бережное отношение к живой природе.
Педагогические технологии:
развития критического мышления.
Настрой детей на занятие:
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит вкусное!
Повторение пройденного материала
Воспитатель: Давайте вспомним нашу предыдущую тему занятия и ответим на вопросы.
Что такое Земля?
Земля 4 от Солнца планета Солнечной системы?
Отчего происходит на Земле смена дня и ночи?
Чем отличается планета Земля от других планет?
Стадия «Вызов»
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об одной из жизни на Земле.
– Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд 2). Что вы видите? (Разные растения)
– Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? (О растениях)
Я буду задавать вопросы, а покажите карточку зелёного цвета, если согласны с утверждением, и карточку красного цвета, если не согласны.
(Прием «ТРКМ» верю - не верю)
Верно ли….
- растения могут жить без воды?
- растения не живые существа?
- растения называют лёгкими планеты?
- наука, изучающая растения называется экология?
- у всех растений есть корень, лист, стебель, цветок и семена?
- весь растительный мир делится на 3 группы: деревья, кустарники и травы?
- нужно заботится о растениях беречь их, охранять?
ИКТ презентация:
Наблюдение за разнообразием растений.
Воспитатель:
- Назовите растения, которые вы видите на слайдах.
- Чем похожи все растения? Что общего у разных растений?
- А чем отличаются, ответим в конце занятия.
Постановка проблемного вопроса:
- В какие группы можно распределить разные растений?
(оформление схемы, какие бывают растения)
Решение поставленной проблемы.
– На какие три группы можно разделить всё многообразие растений?
(травы, кустарники, деревья)
– Какие растения относятся к деревьям?
– Кто догадался, как проверить, что данное растение – дерево?
– Чем отличается дерево от остальных растений?
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем: Узнай дерево по листьям.
Посмотрите на экран.
- Какие деревья вы видите?
- Давайте сравним ель и березу: вопросы на слайде.
- Давайте разделим деревья на группы.
Следующая группа растений, которую вы назвали: кустарники.
– Что такое кустарники?
– Что можно сказать о кустарнике?
Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие бывают кустарники.
(Воспитатель загадывает детям загадки)
Физкультминутка.
Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к занятию полные сил и уверенности.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем, чем растения отличаются от животных?
– Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения?
И какое значение растения имеют для человека?
Рефлексия:
- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.
Помните, что зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
Берегите растения!
Экологическое дерево. Давайте поместим птиц разноцветных, согласно вашему настроению.
Красная – занятие понравилось, и полученные знания мне пригодятся в дальнейшем.
Желтая - занятие понравилось.
Синяя - Эти знания мне не понадобятся.
Тема: «Весна»
Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему.
Задачи:
- научить детей из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически, мыслить.
- актуализировать знакомые способы добывания информации.
- формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
- воспитывать чувства любви к окружающему нас миру.
Используемые технологии: Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: ноутбук, телефон с видеокамерой, видеофильм, карандаши, бумага.
Ход занятия:
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА:
- Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо.
Это кто-то нам оставил письмо. Хотите узнать, что в нем? И кто его автор?
На экране демонстрируется фрагмент мультфильма «Простоквашино», сопровождаемое следующим текстом:
- «Здравствуйте ребята!
Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам письмо, потому, что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку о временах года. Сейчас у нас в Простоквашино зима. А какое время года наступит после зимы, я не знаю. Может вы мне поможете узнать о нем, побольше.
Узнайте и расскажите: когда приходит Весна? Какие признаки весны вы знаете? Какие изменения происходят зимой? Что происходит с дикими животными и птицами? Буду ждать от вас ответа. Кот Матроскин.
- Ребята, вы узнали от кого получили письмо? О каком живом существе идет речь? Что кот Матроскин хочет узнать о «Весне»? Сможем ли мы ему помочь?
«Знаю-Хочу узнать - Узнал»
- Для того чтобы не забыть вопросы, предлагаю их записать. Буквами записывать очень долго. Чем еще можно записать?
- Какими символами обозначим вопросы:
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какие изменения происходят весной?
- Что происходит с дикими животными и птицами?
Все вопросы записываю в таблицу «ЗХУ»
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ
Приём «Кластер»
Воспитатель вывешивает в центр доски картинку с изображением весны.
(на столе разложены разные картинки). Дети подходят к столу и выбирают картинки символизирующие весну. Картинки систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
«Корзина идей»
- Я предлагаю вам способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о «Весне»
Дети высказывают свои высказывания.
Воспитатель фиксирует символами. Листочки все складываются в корзинку.
- Как вы думаете, все ли вы знаете о весне, достаточно ли информации для ответа Матроскину?
- Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?
Дети высказывают свое мнение.
«Синквейн»– это не простое стихотворение, а стихотворение без рифмы и написанное по следующим правилам:
1 строка 1сущ. Весна
2 строка 2 прилагательных теплая, красивая.
3 строка 3 глагола наступила, началась, расцвела.
4 строка 4 слова, что ты думаешь о Весне. Весна хорошее время года.
5 строка 1 слово ассоциация с первым словом. Природа.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите, лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
«Дерево знаний» (Сбор информации).
Воспитатель: Я предлагаю еще один способ как можно больше нам самим узнать о весне, и рассказать Матроскину. Просмотр познавательного видео ролика «Наступила весна». Дети смотрят фильм (с 1-2 минуты).
(Дети рассказывают, что они узнали из видео ролика)
«Верные и неверные суждения»
(Дети поднимают красную карточку на неправильное утверждение, а зеленую – на правильное утверждение).
-Весна – теплая, ранняя
- Весной – просыпается природа
- Весной прилетают птицы с теплых краев
III стадия рефлексия «ЗХУ»
Воспитатель: - Мы узнали все, что хотели?
(Вернуться к символам из начала занятия)
- Когда приходит Весна?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какие изменения происходят зимой?
- Что происходит с дикими животными и птицами?
- Для кого мы собирали эту информацию?
- Как нам передать эту информацию коту Матроскину? (предложения детей)
Воспитатель: - Я предлагаю записать видео письмо. Кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о Весне громко и последовательно? Вам помогут наши символы.
Воспитатель записывает мини-рассказ на видеокамеру телефона.
- Наше видео письмо можно отправить? Все ли будет понятно?
«Шесть шляп «мышления»
Синяя шляпа
(как океан и в нем маленький остров, или как небо и на нем маленькая звезда, так и мы сегодня в большом количестве информации искали ответы на наши вопросы)
- О ком мы искали сегодня информацию?
Красная шляпа (как все красивое, чувствительное)
- Кому расскажешь о том, что ты узнал?
Желтая шляпа (как солнце яркая, радостная)
- Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Черная шляпа (как что-то плохое, тревожное)
-Что было трудно?
Белая шляпа (чистое, воздушное, поможет избавиться от плохого)
- Как справились с трудностями?
- Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?
Зеленая шляпа (Яркая, творческая, сочная)
-Что бы вы хотели сделать на тему «Весна» (рисунок, физкультминутка, поделка и т. д.?)
Тема: «Виртуальная экскурсия по Байкалу»
Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений об озере Байкал с использованием технологии развития критического мышления.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- Закреплять знания детей об озере Байкал и животном мире;
- учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания;
- активизировать словарь детей словами: Кедровка, голомянка, хариус, омуль.
2. Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умения работать с маршрутным листом, кластером, схемой;
- развивать умение анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными компонентами.
- формировать умения самостоятельно находить пути решения проблемы;
- развивать умение давать полные развернутые ответы.
3. Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели.
- воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку при работе в парах.
Оборудование и материалы: конверт с листом маршрута, кубик Блума, листы для составление кластера, круги красного и зелёного цвета; ноутбук, проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация, видео.
Ход занятия:
Воспитатель звонит в колокольчик, дети становятся в круг возле воспитателя по середине группы, где сейчас стоят столы.
Воспитатель: Мы скажем небу: «Здравствуй!»
Говорят вместе: «Пусть день будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
говорит воспитатель: — Добрый день ребята,
Дети говорят: — Солнце, небо и зверята!
Стук в дверь, на пороге находим лист маршрута.
Воспитатель: - Ребята, кто – то к нам в гости пришёл, пойдём те посмотрим.
Дети: - Никого нет. Но здесь конверт.
Воспитатель: - Открой те его. Посмотрите что в нём. Как вы думай те, что это?
Дети рассматривают лист маршрута и делают вывод
Дети: - Маршрут по Байкалу. Нас пригласили на экскурсию по Байкалу.
Воспитатель: - А на чём можно отправиться на экскурсию?
Дети: - На самолёте, на пароходе, на поезде …. и т.д.
Воспитатель: - У нас с вами нет ни самолёта, ни парохода, ни поезда. Как нам быть?
Дети: - Мы можем отправиться на виртуальную экскурсию.
Воспитатель: - А почему вы так решили?
Дети: Потому что у нас есть интерактивная доска, ноутбук, интернет.
Воспитатель: Хорошо, значит, отправляемся на виртуальную экскурсию?
Дети: Да.
Дети вместе с воспитателем проходят на ковёр к интерактивной доске, прикрепляют маршрут на магнитную доску.
На интерактивной доске показ видео как теплоход движется по Байкалу, а мы с детьми проговариваем слова и выполняем движения.
От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он шагнул назад,
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по Байкалу,
Набирая полный ход.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу -
Влево, вправо, за корму.
На слайде появляется такая же картинка как и на маршруте с различными животными и знак вопроса
Воспитатель: - Вот и первая остановка. На маршруте она обозначена картинкой и знаком вопроса. Что бы это могло значить?
Дети: - Нужно ответить на вопросы.
Воспитатель: - А кто ещё как думает?
Дети: - Разгадать загадки.
Воспитатель: - А вы ребята знаете загадки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Вот вы сейчас сами будете их загадывать, но загадки должны быть о ком? Посмотрите на слайде.
Дети: - О животных.
Воспитатель: А отгадки распределять на специальных листах, по принципу кто, где обитает. Проходите за столы. Работать будете в парах.
Дети садятся за столы парами, где специальные листы и отгадки в картинках, по очереди 3 ребёнка загадывают загадки, а все дети отгадывают и отгадки распределяют по принципу кто, где обитает. Это получается приём «загадки» и «кластера».
Воспитатель: - Кто из вас будет первый загадывать загадку?
Даша Никишина поднимает руку и загадывает загадку, все дети среди картинок ищут отгадку.
Даша: В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
шубки белые менять.
Если очень повезёт – лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)
Воспитатель: - Молодец Даша, как вы думай те ребята, кто это? Найдите отгадку и поместите её на лист и определите место обитание.
Дети размещают отгадку на своих листах.
Воспитатель: - Кто ещё загадает загадку?
Злата поднимает руку и загадывает загадку.
Злата: Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Воспитатель: - Молодец Злата, как вы думай те ребята, кто это? Найдите отгадку и поместите её на лист и определите её место обитание
Дети размещают отгадку на своих листах.
Воспитатель: - Кто ещё хочет загадать загадку?
Саша Коротцев поднимает руку, загадывает загадку.
Саша: В яркой он беретке красной,
В черной курточке атласной,
Не болтает, не рычит.
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Воспитатель: - Кто же это, ребята? Найдите отгадку и поместите её на лист.
Дети размещают отгадку на своих листах.
Воспитатель: - А сейчас ребята, поменяйтесь листами с отгадками и проверьте правильно ли выполнено задание?
Дети меняются и проверяют друг у друга листы.
Воспитатель: Молодцы. Ну что, ребята, оправляемся дальше.
Дети вместе с воспитателем проходят к интерактивной доске. Идёт видео «теплоход плывёт по Байкалу. Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова с движениями
Воспитатель: - Мы плывём, плывём, плывём и не устаём.
- А вот и вторая остановка, на маршруте она обозначена как рисунок с какими - то знаками и картинками. Как вы думайте, что здесь зашифровано? Кто догадался?
На слайде появляется картинка как на листе маршрута. Здесь применяем приём «логическая цепочка»
Алиса поднимает руку и отвечает
Алиса: Это Байкал. В него втекает много рек, а вытекает одна. В этих реках водится много различной рыбы.
Воспитатель: - Ребята, вы согласны с Алисой?
Дети: Да.
Воспитатель: - Ребята, а каких рыб вы знаете, которые водятся в реках Байкала?
Дети по очереди отвечают
Дети: Голомянка, омуль, хариус…. и т.д.
Воспитатель: - Молодцы ребята, Отправляемся дальше?
Дети: - Да
На интерактивной доске снова идёт видео «теплоход плывёт по Байкалу. Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова с движениями
- Мы плывём, плывём, плывём и не устаём.
Воспитатель: Вот мы и на третьей остановке. Посмотрите на маршрут что там изображено?
Дети: Кедр и кубик.
Здесь применяем приём кубик Блума.
Воспитатель: - Как вы думай те, что бы это значило?
Дети: Нам нужно ответить на вопросы кубика о кедре.
Воспитатель: - Давай те пройдём за столы, и поиграем с кубиком.
Дети с воспитателем проходят за столы, по очереди бросают кубик, воспитатель зачитывает задание на каждой грани кубика. Дети рассуждают и отвечают на вопросы.
Вопросы: на кубике:
- Назови, что это?
- Опиши внешний вид дерева.
- Сравни кедр и ель.
- Придумай загадку про кедр.
- Объясни кто такая кедровка?
- Расскажи какая польза от кедра?
Воспитатель: - Умницы, отправляемся дальше?
Дети: - Да.
На интерактивной доске снова идёт видео «теплоход плывёт по Байкалу. Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова с движениями
Воспитатель: - Мы плывём, плывём, плывём и не устаём.
- А вот и четвёртая остановка, Посмотрите, как она обозначена на маршруте?
Дети: - Красный и зелёный круг?
Воспитатель: - Как вы думайте, что они означают?
Дети: - Красный обозначает – не верно, а зелёный – верно.
На слайде изображён красный, зелёный круг и вопросы
Воспитатель: - Ребята, так как вы не умеете ещё читать, я вам буду зачитывать фразы, если это утверждение верно то вы мне будете поднимать зелёную карточку, если не верно – то красную.
Воспитатель зачитывает утверждения на слайде, дети думают и поднимают соответствующую карточку.
- Из Байкала вытекает 4 реки. (не верно)
- Самый большой остров на Байкале Ольхон. (верно)
- В Байкале водятся крокодилы. (не верно)
- У нерпы шубка рыжего цвета (не верно)
- Голомянка на солнце тает и истекает рыбьим жиром (верно)
- Байкал самое глубокое озеро в мире (верно)
- Байкал называют жемчужиной Сибири (верно).
- Байкал не замерзает зимой (не верно)
Воспитатель: - Ребята, вы такие умницы, справились и с этим заданием.
- А теперь посмотрите на наш маршрут, там есть ещё остановки?
Дети: - Нет.
Воспитатель: Значит, наша экскурсия закончилась.
Мы с вами выполнили много заданий, расскажите, какие было выполнить легко?
Что было сложного в нашей экскурсии по озеру Байкал?
Что больше всего понравилось?
- Я надеюсь, что вы поделитесь своими впечатлениями об экскурсии с родителями и своими друзьями.
А сейчас после экскурсии предлагаю вам отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Стендовый доклад для педагогов...
Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"
Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...
Картотека краткосрочных проектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой, краткосрочный.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родителиПроблема: В ходе бесед с детьми, совмес...
Картотека конспектов непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности
Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех ви...