Формирование предпосылок функциональной грамотности ребенка-дошкольника в работе учителя-логопеда.
консультация по логопедии

Штыкова Наталья Валерьевна

*      Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок функциональной грамотности ребенка-дошкольника в работе учителя-логопеда.

Для чего нужно в условиях дошкольной организации формировать функционально грамотного человека?

  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

  • Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.

В процессе работы с детьми с речевыми нарушениями перед многими педагогами стоят задачи оптимизации усвоения программного материала более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы.

Например, изучая тему «Осень», мы берем не только конкретно приметы осени, но и все времена года, чтобы не было абстрактного понимания одного времени года, можно рассмотреть весь календарь, какое время года идет за другим, а какие времена года никогда не встретятся. Изучая тему «Хлеб», выполняя упражнение «Что можно приготовить из муки», можно повторить темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы» и «Ягоды», вспоминая, какая начинка бывает у пирогов. Так же здесь можно повторить тему «Посуда» и «Продукты питания». Изучая тему «Овощи» и «Фрукты», наглядностью могут быть не только картинки и муляжи, но и настоящие овощи и фрукты из которых можно приготовить салат овощной и фруктовый, разложить на борщ и компот.

 Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на начальном этапе дошкольного обучения может повлиять на:

  • общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
  • бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями;
  • коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
  • информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.

 Для этого педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

  • максимально поддерживать инициативу и самостоятельную активность детей в образовательной деятельности;
  • активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия;
  • максимально активизировать психические процессы детей (внимание, воображение, мышление, память);
  • вносить изменения в предметно-пространственную среду группы.

 Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

  • неустойчивое внимание,
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
  • недостаточное развитие способности к переключению,
  • скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия (амбидекстрия – это равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью; такие дети вдвое более склонны к языковым затруднениям),
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
  •  нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
  • отсутствие чувства ритма,
  • снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
  • особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
  • дефекты произношения
  • недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
  • слабо развитое словесно-логического мышления,
  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.

Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.

В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность, как способность обучающегося вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

 Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят; понимают, но не получается; кое-что начинает получаться; получается с каждым разом всё лучше и лучше.

 Таким образом, мы можем сказать, что к концу дошкольного обучения у ребенка сформированы предпосылки функциональной грамотности, если он:

  • владеет навыками речевой активности;
  • выстраивает продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • воспринимает устную и письменную речь;
  • логично и выразительно излагает свою точку зрения по обсуждаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...

Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....