Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22
"Тополёк"
Стендовый доклад:
Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Педагог-психолог:
Пинигина Анастасия Владимировна
г.Бердск 2023 г.
"Ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с тем и формируются". С.Л. Рубинштейн.
Особое место в процессе формирования социальной компетентности детей занимает игровая деятельность. Игра широко используется как основное средство социальной интеграции детей, формирования у них навыков социального поведения. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре.Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания.
К феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
«Назови себя»
Цель:Формирование умения представлять себя коллективу
сверстников.
Инструкция: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково»
Цель: Воспитание доброжелательного отношения детей друг
к другу.
Инструкция: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: Формирование умения быть ласковым, активизировать в
речи детей нежные, ласковые слова.
Инструкция: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка»
Цель: Формирование умения быть ласковыми.
Инструкция: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Замри»
Задачи: Развивать умение слушать, развивать организованность.
Инструкция: Смысл игры в простой команде воспитателя
«Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей,
в самых разных ситуациях.
«Клеевой ручеек»
Задачи: Развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Инструкция: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Магазин вежливых слов»
Задачи: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Инструкция: Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она всё-таки дала тебе яблоко?
«Кузовок»
Задачи:Закреплять вежливые слова.
Инструкция: Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: « Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».
«Вот какая бабушка»
Задачи: Развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Инструкция: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Чудесный мешочек»
Цель: Расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.
Инструкция: Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
«Добрые слова»
Задачи: Развивать умение употреблять в речи добрые слова.
Инструкция: Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
В заключение важно подчеркнуть, что:
– дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
– социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
– социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;
– эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Список литературы:
1 Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:Гном и Д, 2000
2 Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми
3-9 лет. – М.:Генезис, 2003
3 Ильясова В.И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в ДОУ.- Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...
Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"
Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...
Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания
Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...
Презентация "Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников"
Дошкольное образование - как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлен на ...
Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....