Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Стендовый доклад для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22

"Тополёк"

Стендовый доклад:

Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

    Педагог-психолог:

                                  Пинигина Анастасия Владимировна

г.Бердск 2023 г.

"Ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с тем и формируются". С.Л. Рубинштейн.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности детей занимает игровая деятельность. Игра широко используется как основное средство социальной интеграции детей, формирования у них навыков социального поведения. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре.Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания.

К феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

«Назови себя»

Цель:Формирование умения представлять себя коллективу

сверстников.

Инструкция: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: Воспитание доброжелательного отношения детей друг

к другу.

Инструкция: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: Формирование умения быть ласковым, активизировать в

речи детей нежные, ласковые слова.

Инструкция: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель: Формирование умения быть ласковыми.

Инструкция: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Задачи: Развивать умение слушать, развивать организованность.

Инструкция: Смысл игры в простой команде воспитателя

«Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей,

в самых разных ситуациях.

«Клеевой ручеек»

Задачи: Развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Инструкция: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Задачи: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Инструкция: Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она всё-таки дала тебе яблоко?

«Кузовок»

Задачи:Закреплять вежливые слова.

Инструкция: Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: « Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Задачи: Развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Инструкция: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель: Расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Инструкция: Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

Задачи: Развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Инструкция: Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

В заключение важно подчеркнуть, что:

– дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

– социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

– социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;

– эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Список литературы:

1 Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:Гном и Д, 2000

2 Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми

3-9 лет. – М.:Генезис, 2003

3 Ильясова В.И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в ДОУ.- Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Презентация "Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников"

Дошкольное образование - как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлен на ...

Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....