Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
презентация

Полякова Анастасия Валерьевна

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования. Об этом говорится в Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Соответственно был разработан национальный проект «Образование», который преследует следующие цели:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

 Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Алексей Алексеевич Леонтьев).

 (Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).

Функциональная грамотность связана с готовностью:

 ▪ добывать знания

 ▪ применять знания и умения

 ▪ оценивать знания и умения

 ▪ осуществлять саморазвитие

Международные образовательные стандарты нацелены на три основные ключевые грамотности. Это читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, из которых формируются глобальные компетентности.

Читательская грамотность:

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

 Естественнонаучная грамотность

способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 

Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения)

Коммуникативность:

навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения,

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

Креативность:

способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Критическое мышление:

решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Координация (кооперация):

лидерство, работа в команде, сотрудничество

 

На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер.

Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Здесь представлены некоторые из них:

  • Технология метода проектов
  • Технология развивающих игр
  • Технология художественно-творческого развития
  • Технология элементарного детского экспериментирования
  • Технология проблемного обучения
  • Квест-технология
  • Конструирование

Конечно же воспитатели нашего детского сада используют все возможные технологии, но сегодня хочу представить вам технологию экспериментирования, которую активно применяет на практике наш воспитатель Садовникова Оксана Петровна.

Оксана Петровна разработала и реализует общеразвивающую программу естественнонаучной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Программа представлена на портале «Навигатор дополнительного образования НСО». Главная идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования представлений дошкольников об окружающем мире.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности, является отличным практическим методом для развития познавательной активности и самостоятельного творческого мышления, умения анализировать, логически мыслить и делать выводы и обобщения. Что непосредственно влияет на формирование предпосылок функциональной грамотности.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам: дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Алгоритм организации детского экспериментирования формируется следующим образом:

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

предлагает различные варианты ее решения;

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности вы видите на слайде.

Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в твёрдом и жидком состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Лучше начинать проводить опыты с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Механизмом оценки сформированности у детей дошкольного возраста навыков экспериментальной деятельности служат разработанные карты мониторинга показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  • Ребёнок может поставить проблему, выдвинуть гипотезу.
  • Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  • Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  • Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  • Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  • Самостоятельно может делать выводы по результатам опытов.

 

Таким образом, технология элементарного детского экспериментирования является эффективной в формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников, поскольку помогает формировать базовые качества и умения (4К), определяющие функциональную грамотность.

Как видно на последнем слайде.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология элементарного детского экспериментирования как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников По дготовила: старший воспитатель Полякова А.В. МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»

Слайд 2

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования. ФГОС Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года » Национальный проект «Образование» (2019г.)

Слайд 3

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности , общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев

Слайд 4

Функциональная грамотность связана с готовностью: ▪ добывать знания ▪ применять знания и умения ▪ оценивать знания и умения ▪ осуществлять саморазвитие

Слайд 5

Международные образовательные стандарты:

Слайд 6

Выделяют следующие компетенции , определяющие функциональную грамотность :

Слайд 7

Педагогические технологии: Технология метода проектов Технология развивающих игр Технология художественно-творческого развития Технология элементарного детского экспериментирования Технология проблемного обучения Квест -технология Конструирование

Слайд 8

Общеразвивающая программа естественнонаучной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста 5-7. Реализуется воспитателем высшей категории Садовниковой О.П. (представлена на портале «НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НСО»)

Слайд 9

Задачи опытно-экспериментальной деятельности Обучающие Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах . Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Активизировать речь детей, пополнять словарный запас . Развивающие Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, анализировать , обобщать . Развивать мыслительные операции, умение сравнивать , умение выдвигать гипотезы , делать выводы . Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление). Воспитательные Воспитывать умение действовать сообща, работать в команде . Способствовать воспитанию самостоятельности , активности. Поддерживать у детей инициативу , пытливость , критичность .

Слайд 10

Опыт с надувающимся шариком Опыты с водой

Слайд 11

Компетенции ФГОС ДОО Коммуникативность ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Креативность ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Критическое мышление ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Кооперация активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Презентация "Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников"

Дошкольное образование - как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлен на ...

Картотека краткосрочных проектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта:   групповой, краткосрочный.Участники проекта:  дети старшей  группы, воспитатель, родителиПроблема: В ходе бесед с детьми, совмес...