Проект Сказкотерапия «По дорогам русских сказок».
проект
Проект Сказкотерапия «По дорогам русских сказок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazkaterapiya.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Половинкинская СОШ
Проект
Сказкотерапия «По дорогам русских сказок».
Воспитатель:
Богданова А.А
Проект Сказкотерапия «По дорогам русских сказок».
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
А что такое сказка?
Сказка – это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка – это удивительный, иной мир, увлекающий в волшебную страну грез и фантазий. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. В сказочных историях заключены важнейшие общечеловеческие знания и мудрость веков: они открывают перед ребенком новые горизонты познания, существенно расширяющие его мир. Именно из сказок ребенок узнает, что жизнь проявляется в двух важных элементах: зла и добра.
Зачем же детям рассказывать сказки?
Лучше Александра Сергеевича Пушкина на этот вопрос и не ответишь: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Интересней всегда детям слушать именно те сказки, где как – то затронуты внутренние переживания малыша. И именно сказка помогает ребенку поступать правильно или указать необходимый способ действий в определенной ситуации. Развивает в детях эмоциональность и творческие способности.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих – средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказкотерапия – терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное – возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души. Как знать, а может быть, именно сказки помогли стать А.С.Пушкину великим писателем, ведь он признавался своим современникам: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитанием. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»!»
Актуальность:
Актуальность исследования определяется и тем, что в нашем обществе происходит увеличение количества детей имеющих нарушение речи, которое может вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии. Впоследствии эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста.
Данный проект реализуется через дополнительное образование – кружковая деятельность - позволяет расширить сектор воспитательно – образовательной деятельности. Цель, которой состоит в разработке и реализации системы планомерных целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное нравственно – эстетическое развитие, его творческого потенциала.
Проблема: Роль сказкотерапии в развитии и творческих способах детей.
Цели проекта: Создание условий для развития у детей нравственных качеств, через изучение народной сказки.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме;
Познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
Снизить уровень тревожности и агрессивности;
Принципы которыми я пользуюсь в своей работе:
Быть всегда «чуть-чуть» ребенком.
Уметь чувствовать, как дети, радоваться и смеяться вместе с ними, быть незаметным, когда малыш занят делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь.
Принимать его таким, какой он есть.
Детей нужно не только учить, но и самому учиться у них.
Календарный план проекта
Этапы реализации | Мероприятия | педагоги | родители | дети | Сроки | |
Подготовительный | Изучение литературы по теме. | + + + + | + + | Август – сентябрь | ||
Основной этап реализации проекта | Знакомство с русской народной сказкой. | + + + + + + +
| + + + | + + | Сентябрь- апрель 1 раз в неделю | |
Рефлексивный этап | Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. | + + + | + + | + | Май |
Ресурсы
Наличие оснащенной материально – технической базы детского сада:
Дидактический материал;
Кукольный театр;
куклы Би – Ба – Бо;
настольный театр.
электронно – образовательные ресурсы
аудио проигрыватели;
маски – шапки.
ноутбук;
мультимедийное оборудование
Создание предметно – развивающей среды
Наименование | Сроки |
Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка». | Октябрь |
Дидактическая игра «Собери сказку» «Назови сказку по главному герою» | В течение года |
Папка передвижка по сказкам. | В течение года |
Трафареты сказочных героев для рисования | Декабрь Январь |
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка» | В течении года |
Также планируется в течении года пополнение материально – технической базы для детского сада: ширма, театральные костюмы, методическое обеспечение.
Результаты.
Реализация проекта предусматривает совместные усилия всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Кроме того, работа со сказкой создает невидимый мост между ребенком и взрослым, задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.
Системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребенка в сказку через различные виды деятельности: театрально – игровую, ролевую, продуктивно – творческую. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.
Данный проект заключает в себя большие возможности для развития личности ребенка, формирование индивидуальных черт характера, речевых способностей детей, развитие творчества и креативности. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Предполагаемый результат:
Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по настоящее по май 2020г.
Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы, имеющиеся у детей, родителей, составить план работы, подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию нравственно - эстетической сферы детей дошкольного возраста.
Дальнейшая задача проекта, продолжать работу по изучению и внедрению эффективных технологий нравсвенно – эстетического развития, творчеством русского народа, фольклора, приобщение богатствам русской художественной литературы. Повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ технологий.
Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.
Диагностический инструментарий.
Результативность влияния эффективность использования сказкотерапии как нравственно-эстетическое развитие деятельности подтверждается специально организованными исследованиями.
На первом этапе изучалось состояние проблемы в теории и практики социально – культурной деятельности. Проходило изучение научной и методической литературы, были исследованы и систематизированы основные педагогический концепции по проблеме нравственного воспитания детей. В этот период были выявлены основные подходы к исследованию сказкотерапии как технологии социально – культурной деятельности в нравственном воспитании детей в отечественной и зарубежной педагогике. Определена сущность и специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии: охарактеризованы особенности воздействия сказкотерапии на психику ребенка.
Таблица с перечнем критериев диагностики
№ Испытуемого | Доброжелательность к сверстникам | Внимательность | Конфликтность | Взаимоотношения со сверстниками | Уровень сформированности коммуникативных способностей |
Заключительный этап проекта
Дети, как взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта ( Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что – то мастерить своими руками: четвертый обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключок к познанию его внутреннего мира.
Перспективы дальнейшей работы:
В будущем продолжать работу по развитию социально – личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значммости обеспечения системы психологических условий позитивно – личностного развития ребенка.
Продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий нравственного - эстетического развития, не только с творчеством русского народа, фольклора, приобщение богатства русской художественной литературы, но и зарубежной литературы. Повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ технологий.
Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.
Приложение 1
Календарно – тематический план кружковой работы
недели | Тема занятия | Игровые упражнения | Программные задачи | |||
Сентябрь | ||||||
1 | Знакомство с русской народной сказкой. | Игра «Гори-гори ясно» | Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству | |||
2 | Русская народная сказка «Репка» | Игровое упражнение «Угадай, из какой я сказки?» | Учить детей фантазировать, самостоятельно придумывать образы сказочных героев, описывать их внешний вид. Развивать словарный запас. | |||
3 | Сказка «Репка» (на новый лад). | Игры на звукоподражание. («доскажи словечко» и др.) | Познакомить детей с музыкальной сказкой. Распределять роли между собой. Разучить с детьми песенку к музыкальному вступлению. | |||
4 | Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок» | Игра «Живые слова» | Познакомить детей со сказкой, учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей. | |||
Октябрь | ||||||
1 | Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» | Дидактическая игра «Вершки и корешки». | Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках. | |||
2
| Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» | Игра «Закончи фразу» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. | |||
3 | Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» | Игра «Зайцы и лиса» | Развивать у детей образное мышление, фантазию. | |||
4 | Литературная викторина. | Игра "Чьи слова?" | Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам. | |||
Ноябрь | ||||||
1 | Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол» | Игра «Прилетели птицы» | Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. | |||
2
| Фланелеграф по сказке «Гуси лебеди». | Игра «Гуси-лебеди» Игра - ассоциация «Страх» | Развивать монологическую и диалогическую речь. | |||
3 | Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди» | Игра «Удивительные превращения» | Учить детей давать характеристику любимому герою из сказки. Развивать творческие способности | |||
4 | Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек» | Игра «Назови сказку по главному герою» | Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому. | |||
Декабрь | ||||||
1 | Чтение русской народной сказки «Морозко» | Игра «Работа с чувствами» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами | |||
2
| Викторина по математике «Герои сказок в цифрах». | Игра «Ящик-загадка» | Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. | |||
3 | Родительское собрание «По дорогам сказок». | Игра: «Красная Шапочка» | Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, приобщение родителей к русскому народному творчеству. | |||
4 | Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» | Игра: «Волк и козлята» | Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия. | |||
Январь | ||||||
1 | Чтение русского фольклора | Игра « Муха- Цокотуха» | Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей. | |||
2
| Чтение русской народной сказки «Снегурочка». | Игра –драматизация по сказке «Снегурочка». | Учить детей интонационно и мимически выражать настроение героев, добиваться четкости при пересказе текста сказки.. | |||
3 | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Словесная игра «Кто где живет» | Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память. | |||
4 | Чтение русской народной сказки «По щучьему велению» | Игра «Необыкновенные путешествия» | Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя. | |||
Февраль | ||||||
1 | Чтение сказки «Каша из топора». | Игра «Волшебные предметы» | Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора | |||
2
| Аудиозапись сказки «Каша из топора» | Игра «Найди ошибку» | Развить творческое воображение и фантазию. | |||
3 | Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» | «Волшебные предметы» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. | |||
4 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Игра « Найди!» | Учить детей выполнять свои обязанности добросовестно. | |||
Март | ||||||
1 | Сказки, придуманные детьми | Игра: «Дополни имя» | Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию. | |||
2 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Игра «Отгадай загадку» | Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа. | |||
3 | Прослушивание аудио записи сказки «Царевна-лягушка». | Игра- драматизация по сказке «Царевна-лягушка». | Воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма. | |||
4 | Чтение русской народной сказки «Баба –Яга» | Игра «Волшебные слова» | Формировать умение быть внимательными, острожными, смелыми, сочувствовать чужому горю и полагаться в трудностях на собственные силы. | |||
Апрель | ||||||
1 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Игра «Разрезные картинки» | Продолжать развивать нравственно-эстетическое восприятие русских народных сказок. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | |||
2
| Изготовление с детьми настольного театра по сказке «Хаврошечка». | «Отгадай сказку» | Развивать творческие способности у детей. | |||
3 | Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка» | Игра «Волшебные предметы» | Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | |||
4 | Рисование «Моя любимая сказка». | Игра «Закончи» Выставка детских рисунков. | Развивать творческое воображение у детей. | |||
Май | ||||||
1 | Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» | Игра «Угадай, из какой я сказки?» | Воспитывать в детях добру, трудолюбие, терпение и умению ценить советы старших. | |||
2 | Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник» | Игра «Закончи фразу» | Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. | |||
3 | Конкурс «Мой лучший сказочный герой». (Презентация костюмов). | Игра «Волшебные предметы» | Развитие совместного творчества родителей и детей. | |||
4 | Развлечение «Что за прелесть эти сказки!». | «Волшебные предметы» | Развитие монологической и диалогической речи у детей. Развитие артистических способностей у детей. |
Список используемой литературы
1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] – СПБ : Детство-Пресс, 2003.
2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
3. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.
5. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственная реабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии / О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,
2005. – 84 с.
6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.
7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2014. – 48
Приложение 2
Результаты стартовой диагностики воспитаников
№ Испытуемого | Доброжелательность к сверстникам | Внимательность | Конфликтность | Взаимоотношения со сверстниками | Уровень сформированности коммуникативных способностей |
1 | 3 | 1 | 1 | 3 | С |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 | Н |
3 | 2 | 2 | 2 | 2 | С |
4 | 2 | 1 | 1 | 1 | Н |
5 | 1 | 2 | 1 | 1 | Н |
6 | 3 | 1 | 1 | 3 | С |
7 | 2 | 1 | 1 | 3 | С |
8 | 1 | 2 | 1 | 1 | Н |
9 | 1 | 1 | 1 | 2 | Н |
10 | 3 | 3 | 2 | 2 | В |
11 | 3 | 3 | 1 | 1 | С |
12 | 1 | 1 | 1 | 2 | Н |
13 | 1 | 1 | 1 | 2 | Н |
14 | 3 | 3 | 2 | 2 | В |
По результатам стартовой диагностики, высокий уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составил – 15%; средний уровень -36%; низкий уровень – 65%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Проект "По дорогам русских нардных сказок"
Целью проекта являются воспитание любви к русским народным сказкам, формирование чувства гордости за русские народные произведения искусств....
Конспект Непрерывной-образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «По дорогам русских сказок»
В ходе занятия дети вспомнят названия русских народных сказок и сказочных героев. Помогут Зайке отыскать его сказку и вернуться домой....
Проект в средней группе на тему: « По дорогам русских народных сказок»
для воситателей...
Театрализованное физкультурное занятие по русско-народной сказке «Репка» в рамках фольклорно-спортивного проекта с использованием сказкотерапии, как здоровьесберегающей технологии «Сундучок русских сказок».
Спортивное мероприятие рекомендовано воспитателям, инструктору по физической культуре....
ВИКТОРИНА НА ПОЛЕ ЧУДЕС «ДОРОГАМИ РУССКИХ СКАЗОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВИКТОРИНА НА ПОЛЕ ЧУДЕС «ДОРОГАМИ РУССКИХ СКАЗОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Проект "По дороге русских сказок"
Долосрочный проект во второй младшей группе...