Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой».
план-конспект занятия (старшая группа)

Материал по теме "Культура и традиции Южного Урала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izba_st.doshk_._vozr.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Колосок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой».

Воспитатель:

Симонова Татьяна Александровна,

1-я квалификационная категория

Метлино, 2022

Цель.

Воспитание творчески развитой личности, приобщение к русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип деятельности: тематическая.

Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.

Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа)

Форма обучения на занятии: беседа.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей, поддерживать инициативу ответов на вопросы.

Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

Методы: наглядные (просмотр картинок, макета избы),  словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потешек),  практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Индивидуальная работа: с детьми группы, поощрять высказывать свое мнение.

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек. Знакомство с народными праздниками, народными играми.

Оборудование.

Набор картинок по теме.

Обогащение словаря: конек, наличники, печной угол, колыбель, люлька, очеп, кочерга, утварь, ухват, чугунок, прялка, фасад.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

- Ребята, хотите узнать, как и где жили русские люди в прошлом?

- Да.

- Тогда давайте отправимся в путешествие в наше прошлое.

Показ картинки – «русская изба».

- Ребята, как вы думаете, что это?

- Дом.

- Да, это деревянный срубной дом, сложенный из бревен. В таких домах –избах жили наши предки.

- Что находится на самом верху крыши?

- Голова коня. Деревянная.

-Да. Русские люди украшали крышу дома деревянным коньком, потому что верили, что конек оберегал дом от «злых» сил.

-Давайте рассмотрим фасад дома. Фасад дома – это стена, выходящая на улицу. Он уподоблялся лицу человека.

- Что мы видим на фасаде дома?

-Окна.

- Окна считались глазами на лице дома, т.к. слово «окно» произошло от древнего названия глаза – «око».

- Чем украшены окна?

Ответы детей.

- Окна украшали разными досками – наличниками. Наличники так же считались оберегами от «злых» сил.

Показ картинки «русская печь».

-Что это?

- Печь.

- Русская печь была центром жизни человека и занимала основное пространство избы.

- Для чего служила печь?

Ответы детей.

-Да. Печь нужна была для отопления, приготовления пищи людям и животным, для освещения избы. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей. На печке сушили вещи и зерно, в устье печи купали младенцев. Рядом с печью находилась лавка, где хозяйка готовила пищу, тут же находилась вся необходимая посуда. Это место называлось «Печной угол» или «Бабий угол».

- Что готовили в русской печи?

- Суп, щи, кашу, пекли хлеб…

- В русской печи готовили много разных блюд, но особенно любили печь изделия из муки.

Парадной частью избы был «Красный угол».

Показ картинки «Красный угол» в избе. Это красный угол. Почему он красный, потому что красивый. Здесь находились иконы и стол.

Стол обязательно покрывался скатертью. К столу относились с большим уважением. Нельзя было стучать по столу, т.к. считалось, что стол дает достаток в дом и благополучие в семье. На столе всегда находился хлеб и солонка с солью. У каждого члена семьи было свое место. Самое почетное занимал хозяин семьи.

Физминутка.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.         (Дети шагают).

Раз – два – три – четыре

Мыши дернули за гири.             (Дети шагают и поднимают руки поочередно                                                        

                                                           вверх и вниз, как будто тянут за гири).

Тут раздался страшный звон.      (Закрыть уши)

Разбежались мыши вон.                (Бег на месте).

 Показ картинки – «Колыбель».

- Что это?  Ответы детей.

- Это колыбель или люлька, где спал маленький ребенок. Колыбель прикреплялась к очепу (гибкой жерди), а очеп – гибкая жердь подвешивалась к потолку с помощью крюка. Только тот дом считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки, подрастая, нянчат младших.

Наши предки сочинили много колыбельных песен. При укачивании ребенка мама пела ему колыбельную песню.

Давайте послушаем колыбельную песенку.  (включаем колыбельную)

Показ картинки – «Сундук».

- Как называется этот предмет?

- Это сундук.

- Для чего он был нужен?  Ответы детей.

- В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи.

Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.

 

Показ картинки – «Старинная русская посуда».

- Что это?

- Посуда.

- На Руси домашнюю посуду называли «утварью». Домашняя утварь – горшки, кринки, миски, блюда, ковши, чугунки и т.д. использовалась для хранения и приготовления пищи.

- Отгадайте загадку.

Кривая собака

В печку глядит.

Что это?

  Ответы детей.

- Это кочерга. (Картинка)

- Для чего служила кочерга?

 Ответы детей.

- С помощью кочерги хозяйка поддерживала огонь в печи. В народе говорили: «Кочерга – в печи хозяйка».

- Отгадайте еще одну загадку.

 Бычок рогат,

 В руках зажат,

 Еду хватает,

 А сам голодает.

Что это?

Ответы детей.

- Это ухват. (Картинка)

- Что делали с помощью ухвата?

 Ответы детей.

- Ухватом вносили в русскую печь чугунки. Чугунок – это сосуд из чугуна, в котором готовили пищу. (Картинка)

 В старину печная кочерга, ухват – были символами домашнего очага, дающими пищу и тепло.

Физминутка.

Сбил – сколотил              (Стучат кулачками)

Вот колесо.                       (Движение рук по окружности)

Сел да поехал                   (Имитировать езду на велосипеде)

Вот хорошо!                      (Прижать руки к груди)

Обернулся назад               (Обернуться назад)

Одни спицы лежат            (Развести руки в стороны, удивиться).

 Показ картинки – «Прялка».

- Что это за предмет русского быта?

Ответы детей.

- Это прялка.

- Что делали с помощью прялки? Ответы детей.

- С помощью прялки пряли пряжу.

На Руси возделывали «культурное» растение – лен, который кормил и одевал людей. Из стеблей льна люди «получали» волокно. Из волокна женщины пряли льняную пряжу. Волокно привязывали к прялке, одной рукой скручивали нить, а другой рукой наматывали нить на веретено. (Веретено – заостренная гладкая палочка для накручивания нити). Из ниток ткали ткань на ручном ткацком станке. Из ткани шили себе одежду.

Не зря наши предки говорили: «Посеешь лен, а пожнешь золото».

На этом наша «экскурсия» по русской избе заканчивается.

Итог занятия.

- Понравилось путешествие к нашим предкам – русским людям?

- Да.

- Как назывался дом в старину?

- Изба

 - Чем украшали жители крышу?

- Конем.

- Какие предметы русского быта вы запомнили?

- Прялка, колыбель, сундук, кочерга, ухват.

Жизнь наших предков была тяжелой, но интересной, поэтому знакомство с жизнью русских людей продолжится на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком и буквой "С"

Данная авторская разработка направлена на развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки в русской избе»

laquo;Посиделки в русской избе» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, с предметами, которые их окружали в повседневной жизни, приобщать  к народным традициям и обыч...

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с профессией геолог"

Это занятие я проводила в старшей группе в рамках долгосрочного проекта "Ранняя профориетация дошкольников.Знакомство дошкольников с редкими профессиями"...

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"...