Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Посиделки в русской избе"
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста
«Посиделки в русской избе»
Цель: воспитывать интерес к культуре русского народа.
Задачи:
- формировать представление об укладе жизни на Руси, знакомить с обрядовыми праздниками русского народа,
- воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа,
- воспитывать уважительные отношения в общении с другими детьми и взрослыми,
- пополнить словарный запас детей,
- развивать координацию движений, пластику, умение двигаться под музыку.
Оборудование: предметы быта русской избы: прялка, корытце, ковры, люлька, котелок с картошкой, самовар, посуда, ложки деревянные, стол, лавки, платок, мешок для колядования, конфета-петушок на палочке.
Ларец, свиток, зеркальце.
Игрушки: кот, младенец.
Книга с изображениями детей в зимних старинных одеждах.
Мультимедиа, колонки.
Ход развлечения:
Воспитатель: Здравствуйте дети. Я пришла к вам из старины, из прошлого времени. Хотите побывать в прошлом, посмотреть, как раньше дети жили?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда нам поможет волшебный платок. Повторяйте за мной волшебные слова:
А тари, тари тари!
Мне платочек подари!
А тара, тара, тара!
В гости едет детвора!
(Волшебное перемещение в прошлое: воспитатель накрывает детей платком, вместе говорят волшебные слова)
Воспитатель (снимает платок): Вот мы и оказались в прошлом. Смотрите, что это такое? (показывает слайд со старинной избой)
Дети: Это изба!
Воспитатель: Хотите попасть в нее?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Как же нам в нее попасть, что нам нужно для этого?
Дети: Ключ!
Воспитатель: И, правда, а где мы его возьмем? Ой, смотрите! Что это такое? (показывает на ларец, стоящий в уголке ).
Дети: Это ларец.
Воспитатель: И свиток здесь какой-то. На таких свитках раньше писали письма. Давайте прочитаем.
Дети: Давайте!
Воспитатель (читает): «Отгадай загадку, получишь ключ!». Ребята, а вы умеете загадки отгадывать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Тогда слушайте:
«Хвост − во дворе,
Нос − в конуре.
Кто хвост повернет –
Тот в дом войдет».
Дети: Ключ!
Воспитатель: Правильно мы отгадали, смотрите ларец открылся. А что там внутри?
(Педагог достает ключ.)
Дети: Это ключ!
Воспитатель: А теперь можно и в дом войти. Давайте откроем дверь, (делает ключом воображаемые движения). Проходите, гости дорогие (открывается занавес, появляется изба). Посмотрите, как у меня здесь интересно. Вот прялка, раньше на ней пряли шерсть, а потом вязали из нее теплые вещи. А вот и стол, присаживайтесь, пожалуйста. На столе у меня самовар, а рядом с ним чашки, плошки, ложки и даже чугунок с картошкой, осторожно не обожгитесь, он только что из печки! (обыгрывает, дует, перекладывает из руки в руки). А вы знаете для чего эти предметы?
Дети: Чтобы есть, пить.
Воспитатель: Правильно. В самоваре варили чай, из плошек кашу ели деревянными ложками, в чугунке варили всякую еду, или как раньше называли − снедь. Но ложками не только можно есть, но еще и играть на них. Хотите попробовать?
Дети: Хотим!
(воспитатель показывает, как играть на ложках, а дети повторяют, затем играют на ложках под музыку)
(Слышится плач малыша)
Воспитатель: Ой, по-моему, кто-то плачет! Слышите?! Давайте посмотрим. Это же малыш проснулся. Пойдем его успокоим, поиграем с ним.
(Воспитатель проговаривает пестушку, дети повторяют)
Потягунюшки, поростнюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки!
(Слышится плач малыша)
Воспитатель: Что-то малыш не успокаивается, Давайте его покачаем и споем колыбельную песню. Вы потихонечку пойте вместе со мной и как будто качайте маленького.
Колыбельная:
Котя, котенька, коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя ночевать,
Нашу деточку качать.
Я тебе коту, коту
За работу заплачу
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Баю, баю, баю, бай
Детка глазки закрывай.
(Педагог качает малыша и поет колыбельную песню, дети подпевают, имитируют качание малыша.)
Воспитатель: Посмотрите, малыш уснул. Давайте положим его в колыбельку, а сами пойдем на улицу, что бы не разбудить его. (Воспитатель вместе с детьми идут к колыбели, укладывают малыша спать.) Посмотрите в окошко. Что у нас за окном? Какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно зима. А как нужно зимой на улицу одеваться?
Дети: Нужно одевать куртку, штаны, шапку, сапоги.
Воспитатель: Правильно, нужно одеваться в зимнюю одежду. А давайте вспомним, как раньше одевались зимой дети. Давайте посмотрим картинки, у меня книжка интересная есть.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки в книге)
Воспитатель: Смотрите на детях валенки, тулуп, шапка-ушанка, кушак… кушаком раньше подпоясывались. Ну, что пойдем играть на улицу?
Дети: Да!
(Воспитатель и дети встают, выходят на середину зала, появляется слайд с деревенской зимней улицей.)
Воспитатель: Вот мы и на улице. Посмотрите кругом сколько снегу намело.
Самое время играть. Хотите научиться играть в русскую народную игру?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Игра наша называется «Лавата». В нее раньше очень любили играть дети. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Игра «Лавата»:
Запевка:
Дружно танцуем мы
Тра-та-та, тра –та-та
Танец веселый наш
Танец Лавата!
Воспитатель: Мои плечи хороши, а у соседа лучше. Беремся за плечи соседа и идем дальше по кругу. Весело и дружно поем.
(После каждой запевки, воспитатель предлагает взяться за голову, коленки, живот, пятки, спину. Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель: Здорово поиграли, а теперь пойдемте в дом отдохнем.
(Слайд с изображением деревенской избы внутри, воспитатель с детьми проходят в «дом», садятся.)
Воспитатель: Ребята, хорошо мы с вами повеселились. Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Зимой мы еще много раз будем веселиться, ведь Зима богата на праздники. Какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно, а еще есть праздник Рождества.
(Слышится мяуканье кота и звон колокольчика.)
Воспитатель: Ой! Что это за звуки? Это же кот Васька мяукает, нас зовет. Давайте посмотрим.
(Воспитатель с детьми ищут кота, подходят к нему.)
Воспитатель: Смотрите у кота что-то в лапках, но он не отдает, что-то хочет мне сказать.
(Воспитатель наклоняется к коту, как будто шепчется с ним)
Воспитатель: Котик сказал, что хочет поиграть с нами. Поиграем с котом?
Дети: Да!
Игра с пальчиками:
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!
Воспитатель: Ну, котик, покажи, что ты нашел! Ой, смотрите, да это же мое волшебное зеркало. Ему надо сказать волшебные слова, и оно нам покажет что-нибудь интересное. Кто знает, какие слова нужно говорить зеркалу?
Дети: Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…
Воспитатель: Правильно. Давайте попросим зеркальце рассказать нам о любимом зимнем празднике Рождества. Ребята, усаживайтесь поудобнее. А теперь говорим все вместе: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Как в старину Рождество праздновали?». Внимательно смотрите и слушайте!
(Слайд с изображением зеркала, и рассказ Зеркала о Рождестве. В процессе рассказа меняются слайды на которых изображены рождественские сюжеты.)
Зеркало: Рождество самый любимый и очень важный праздник на Руси. Отмечают его 7 января. На рождество наряжают елку. На празднике люди высказывают друг другу пожелания и верят, что сказанное от души обязательно сбудется. На рождество готовят разные вкусные блюда, ходят в гости и угощают ими друг друга. А еще чествуют Коляду − Бога зимы и колядуют. Дети встают с мешками под окнами и поют «пришла Коляда накануне Рождества», просят подарков, подношений, а жадным грозят «не дадите пирога, мы корову за рога». Люди встречают детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. А вы умеете колядовать?
Дети: Нет
Воспитатель: Хотите попробовать поколядовать?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда берите мешок, выходите на улицу, и будем петь колядку. (Дети встают из-за стола, выходят на середину зала.)
Воспитатель: Я буду петь, а вы мне помогайте. Подходите к добрым людям, танцуйте, просите подарочков и кладите их в мешок. Не забывайте благодарить добрых людей!
(Воспитатель исполняет колядку. Во время исполнения дети вместе с воспитателем подходят к гостям, поют и пританцовывают.)
Колядка:
Приходила коляда, накануне Рождества,
Кто даст пирога, тому полон хлев скота.
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога – тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.
Ой, коляда, коляда посконная борода
Открывай ворота, выноси – ка пирога!
Коляда, коляда подай пирога
или хлеба ломтину, или денег полтину.
Не дадите пирога − мы корову за рога,
Не дадите пышку − свинью за лодыжку,
Не дадите хлеба − стащим с печки деда,
Не дадите лапку − стащим с печки бабку.
Уж ты бабушка подай, ты Варварушка подай,
Выноси не ломай, неси целый каравай!
Ты хозяин-мужичек доставай пятачок
Нам на орешки, нам на потешки!
Воспитатель: Ой, сколько мы наколядовали! Всем хватит! А теперь пора отправляться обратно в детский сад, угощение с собой возьмите!
Воспитатель: Скажем волшебные слова.
(Воспитатель накрывает детей платком.)
Вместе:
А тари, тари тари!
Мне платочек подари!
А тара, тара, тара!
Возвращаться нам пора!
(Воспитатель снимает платок.)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. А где мы с вами побывали? Что видели? Что делали?
Дети: Были в избе, видели прялку, плошки, ложки, самовар т.д. Играли, колядовали.
Воспитатель: Вам интересно было?
Дети: Да!
Воспитатель: В нашем городе есть музеи, где можно многое узнать о том, как раньше жили на Руси. Обязательно сходите туда со своими родителями. А мне пора с вами прощаться, была рада знакомству с вами! Пусть праздники запомнятся вам играми, хороводами, песнями. Счастливого вам Нового года и Рождества! Пусть Новый год принесет вам хороших, добрых отношений с друзьями, родителями, крепкого здоровья и всего самого наилучшего. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"РУССКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения составлен совместно с учителем-логопедом. Советую провести его в конце учебного года. Можно использовать материалы сценария для проведения выпускного вечера в подготовительной к ш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-135021-1489660967.jpg)
развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Покров - натопи избу без дров"
"Покров - натопи избу без дров" развлечение (старший дошкольный возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-616062-1427720665.jpg)
Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: «Праздник русской березки» с использованием элементов музыкального народного творчества
Цель. Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с березой, как символом Росс...
Сценарий развлечения для детей и родителей "Посиделки в русской избе"
Цель развлечения:расширить представления детей о народных традициях, обычаях, обрядах.На празднике дети исполнили народные танцы, песни,водили хороводы, играли в народные игры.Познак...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/21/picture-1251026-1590081206.jpg)
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Праздник русского валенка"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-83389-1415728577.jpg)
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. "Герои спасают мир" (использование в сценариях персонажей современной мультипликации)
Интересный и увлекательный сценарий развлечения на современную тематику очень понравился наши малышам, они были в восторге от встречи с современными героями своих любимых мультфильмов....
"«Русский колокольчик» сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Материал знакомит детей с историей использования колокольчииков и колоколов в быту и искусстве нашей страны, содействует обогащению опыта эстетического и эмоционального воспитания....