Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком и буквой "С"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данная авторская разработка направлена на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.
«Знакомство с звуком [С] и буквой «С»
1. Задачи обучающие:
- познакомить с новым звуком[C] , и буквой «С»
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких, звонких, глухих)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- продолжать подготовку руки к письму
2. Задачи развивающие:
- развивать речь детей;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
3. Задачи воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, доброжелательность.
Материалы: две куклы, конверт с письмом, сумка с игрушечной собакой, зеркальца на каждого ребенка, цветные карандаши, простые карандаши, листы с заданиями, модели слов, квадраты синего, зеленого, красного цвета, предметные картинки.
Ход занятия:
1.Введение в тему занятия:
Воспитатель:
-Ребята! К нам в гости пришли сегодня две подружки- Соня и Сима.(Показывает две куклы. У Сони- синий бант, у Симы - зеленый). Они пришли к вам за помощью. Дело в том, что у Сони пропала собака Клякса. Ее похитил злой волшебник и оставил зашифрованное письмо . Мы с вами можем помочь вернуть подружкам собаку Кляксу, если выполним все задания (показывает письмо детям).Вы согласны?
Дети отвечают: «Да!»
Воспитатель:
-Итак, нам необходимо выполнить несколько заданий, и в конце мы узнаем, где спрятана собака Клякса.
2.Знакомство с новым звуком.
Воспитатель:
-Ребята, давайте произнесем имена наших подружек Сони и Симы все вместе.
Дети произносят «Соня, Сима».
-Какой звук вы слышите в начале этих слов?
Дети: «В имени Соня – первый звук[C], в имени Сима- первый звук[C’].
3. Наблюдение за артикуляцией
Воспитатель:
-Ребята, возьмите наши волшебные зеркальца и понаблюдайте за язычком при произнесении этих звуков.
[C]-язык не хочет пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним зубам. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелочка. А воздух все равно прервал преграду и свистел от радости !
4. Характеристики звука
Воспитатель:
- Какой же это звук-гласный или согласный ?
Дети делают вывод: «Согласный!»
-Почему?
-Потому что при произнесении этого звука воздух встречает преграду- зубы и язык.
-Правильно, молодцы! Звук [C] – согласный, не свободный звук.
-А первые звуки в именах Сони и Симы отличаются чем-нибудь? Понаблюдайте за губами!
Дети делают вывод: «Когда мы произносим «Сима», губы растягиваются в улыбке».
Воспитатель:
-Значит, звук [C] может быть твердым и мягким. Потренируйтесь произносить этот звук твердо и мягко.
Дети тренируются : [C] ,[C’].
Воспитатель:
-А теперь, ребята, определим , звонкий он или глухой. Для этого закроем ладошками ушки и произнесем звук[C]. Если ушки у вас гудят, когда вы произносите этот звук, то он звонкий, если нет- то глухой.
Дети определяют, что звук[C] – глухой.
Воспитатель:
-Подведем итог. Что вы можете рассказать про звук [C]?
Дети делают вывод: «Это согласный звук, глухой, может быть и твердым и мягким».
5.Выбор слов из текста с изучаемым звуком.
Воспитатель:
-Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Телеграфисты». Возьмите карандаш в руку. Когда вы услышите слово с звуком [C], вы карандашом стукните по столу.
Текст:
Однажды Соня пошла в гости к Симе. Она надела новое платье, бусы, заплела косы, взяла собаку Кляксу. Сима была рада Соне. Они пили сок, играли в мяч, ели зефир, яблоки, ананас. Соня и Сима любят ходить друг к другу в гости!
6.Определение места звука в словах
Воспитатель:
-Ребята, перед вами несколько картинок .Давайте назовем, что на них изображено!(картинки- собака, миска, месяц, самолет).
-Закрасьте те картинки, на которых звук[C] стоит в начале слова.
(Самостоятельная работа детей).
-Теперь для каждого из этих слов мы подберем схему. (На доске вывешены картинки, рядом лежат готовые схемы слов, среди которых находятся правильные. Воспитатель вызывает желающих к доске, остальные проверяют и контролируют на своих местах. Примерные вопросы: «Ребята, правильно Денис подобрал схему?», «Кто думает иначе?»)
-Ребята, давайте представим, что наши подружки Соня и Сима отправились в магазин. Придумайте, что они могли там купить. Одно условие -эти слова должны начинаться на звук[C].(ответы детей)
-А теперь посчитаем, сколько слогов в словах, которые вы назвали!(«прохлопать» слова по слогам)
7.Физкультминутка.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
8.Знакомство с буквой «С».
Воспитатель:
- А теперь мы познакомимся с буквой, которой обозначаются звуки [C] и [C’].Сима знает стих про новую букву:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
-Повторим этот стих все вместе!(Дети повторяют).
Задание в тетради : заштриховать букву горизонтальными линиями слева направо, написать большую и маленькую печатную букву «С».
9. Построение звуковой модели.
Воспитатель:
-Ребята, а сейчас мы посмотрим, в каких домиках живут Соня и Сима.
Воспитатель под руководством детей «выкладывает» на доске модели слов. Дети делают то же самое у себя на столах.
-А теперь ребята, задание от волшебника! Угадайте к какому слову подходит эта модель слова, и вы узнаете, где спрятана собака Клякса.(На доске размещаются картинки и модель слова, которая подходит лишь к слову «сумка».Дети под руководством воспитателя определяют правильное слово. Воспитатель достает из приготовленной заранее сумки игрушечную собаку.)
-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и теперь Клякса вернулась опять к Соне и Симе!
10. Анализ занятия.
Воспитатель:
Ребята, понравилось вам занятие? С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он? Какой буквой обозначается на письме? Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134400-1351614478.jpg)
Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»
Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664444-1441794326.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Семья Степановых»
Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к защитникам Отечества, землякам, любви к Родине, к матерям и заботы о них, уважительного отношения к ветеранам войны, бережного отнош...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/12/picture-1341285-1628764305.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " По страницам Красной книги " (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Формирование основ экологической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-358272-1391964773.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/12/picture-1488883-1697122450.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...