Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"
план-конспект занятия (старшая группа)
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_oberegovoy_kukloy.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с русской обереговой куклой»
Цель занятия: создание условий для ознакомления детей с русской народной обрядовой куклой
Задачи:
- Знакомить детей с историей русской народной тряпичной куклы, обрядами и традициями русского народа.
- Формировать нравственные и патриотические ценности через изучение традиций народной культуры и обычаев
- Развивать внимание, память, речь через русский народный фольклор.
- Развивать мелкую моторику посредством изготовления тряпичной куклы Кувадки.
- Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
Атрибуты:
Тряпичные куклы-обереги: Подорожница, Зерновушка, кукла-Колокольчик, кукла Пеленашка, кукла Кувадка, сундук Домового, современная кукла, клубочек, презентация, фасоль и горох, солнце с лентами для игры, отрезы ткани, нитки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
И маленькие и большие!
Принимаю я гостей со всех волостей!
Ну что, красны девицы и добры молодцы! Давайте познакомимся. Меня зовут Людмила Анатольевна.
А как вас зовут, поможет узнать мой веселый колокольчик
Мой веселый колокольчик,
Ты звени, звени, звени! У кого мой колокольчик
Свое имя назови.
(дети берут по очереди колокольчик и называют свое имя)
Ну вот мы и познакомились! Проходите, присаживайтесь!
Чудеса сейчас придут, интересно будет тут!
В записи слышен шорох и грохот. Выходит Домовой.
Воспитатель:
Ой, кто это?
Домовой. Здравствуйте, люди добрые! Я – Домовой. Живу в детском саду и охраняю его от разных неприятностей.
Воспитатель:
Приятно познакомиться! А что это у вас в руках?
Домовой. Это сундук моей бабушки, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, вам нужно отгадать загадку:
Ей меняю я наряды.
Спать кладу, гулять вожу.
Расчешу, и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья? (Кукла)
Молодцы, правильно, это кукла (достает из сундука красивую современную куклу). Мне ее подарил домовой из соседнего детского сада.
Воспитатель:
Скажите, ребята, а для чего нужны куклы (Ответы детей)?
- Посмотрите внимательно, что есть у куклы? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)
- А из какого материала она сделаны? (Ответы детей)
А вы знаете, что давным - давно, когда нас с вами еще не было на свете, кукол делали из лоскутков ткани. А предназначались они не только для игры, но и являлись оберегом для маленьких детей и даже взрослых.
(показ на экране)
Звучит спокойная народная мелодия.
Воспитатель:
Сегодня я хочу пригласить вас в мир наших предков, которые жили задолго до нас и познакомить с необычными куклами.
Домовой.
В моем сундучке есть одна необычная кукла. Она поможет вам в дороге, ее так и зовут - Подорожница. Считалось, что те, у кого есть в кармане или суме кукла Подорожница, никогда не заблудятся, и им будет сопутствовать удача.
Воспитатель. А как же мы окажемся в прошлом?
Домовой. Очень просто. У меня в сундучке лежит один волшебный предмет, с помощью которого вы сможете оказаться в прошлом. А что это за предмет, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Воспитатель: Отгадаем, ребята? Слушаем твою загадку, домовой.
Домовой: Ну, слушайте, внимательно!
Очень я похож на мячик, только мячик шерстяной.
И любой котёнок любит весело играть со мной.
Что это? (Дети: клубочек)
Домовой:
Правильно, это клубочек.
Запомните волшебные слова:
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек.
Только сильно не спеши
В прошлое нас приведи.
И клубочек покажет вам дорогу
А я не могу с вами идти. Мне нужно остаться, какой дом без домового?
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим домового! Скажем ему спасибо!
Домовой:
До свиданья, ребята! До новых встреч! (уходит)
Воспитатель: Ну что, пора отправляться в путь!
(Воспитатель произносит слова:
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек.
Только сильно не спеши
В прошлое нас приведи
Звучит волшебная музыка
На экране появляется Картинка деревня «Веселушкино».
Воспитатель: Первая остановка - деревня «Веселушкино».
(Дети подходят к столику, на котором стоит кукла - Колокольчик).
Ребята, интересно, кто же там живет?
(Воспитатель показывает куклу)
Это игровая кукла – Колокольчик. Считалось, если в доме есть такая куколка, там всегда будет царить веселье и радость.
И я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Заря – зареница».
(Воспитатель объясняет правила игры)
Послушайте правила игры. Пока звучит песня, вы идете по кругу, держась за ленты. Водящий идет в противоположную сторону. Как только песня закончится, вы останавливаетесь и произносите слова:
Раз, два не воронь!
Беги как огонь!
Водящий дотрагивается до любого из вас рукой, и они бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто первый добежит до ленты и возьмет ее, тот победит. А тот, кто останется без ленты, становится водящим.
А водящего мы выберем русской народной считалочкой:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Воспитатель: Мы так здорово играли, но пора идти дальше. Интересно, куда же нас приведет клубочек.
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек.
Только сильно не спеши
Дальше в прошлое веди.
Звучит волшебная музыка
На экране появляется Картинка деревня «Кашкино».
Воспитатель: Следующая остановка - деревня «Кашкино»
В этой деревне живет кукла Зерновушка.
Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Эта кукла считалась оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно доставали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.
Наполняли Зерновушку пшеницей, горохом, пшеном, гречихой. Ее можно было дарить с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.
У Зерновушки очень много дел, давайте поможем ей. Нужно отделить зерна фасоли от гороха.
Проводится игра « Кто быстрее разберет фасоль»
Воспитатель. Молодцы, ребята! Зерновушка очень благодарна вам и угощает овсяным печеньем. Она пекла его из отборного полезного овса. Ну, а нам пора отправляться дальше.
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек.
Только сильно не спеши
Дальше в прошлое веди.
Звучит волшебная музыка
На экране появляется Картинка деревня «Малышкино».
.
Воспитатель. Следующая остановка - село Малышкино.
В аудиозаписи звучит плач младенца.
Мне кажется, мы кого – то разбудили?! Кто же это у нас плачет?
(Подходит к люльке с младенцем)
Да это же малыш! Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.
Одна девочка качает колыбельку. Плач не стихает.
Воспитатель Что же нам делать, как успокоить малыша? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, как называются песенки, которые поют малышам, чтобы они не плакали и засыпали? (Ответы детей)
Правильно, колыбельная.
А ваши мамы пели вам колыбельные песни? (Ответы детей)
Давайте вместе споем колыбельную малышу, он успокоится и уснет.
)Дети вместе с воспитателем поют колыбельную, кукла – малыш успокаивается и засыпает. Дети проходят за столы)
Воспитатель. У нашего малыша сегодня первый день рождения. Раньше, пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они ему дарили? (Ответы детей)
Воспитатель кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
И я вам предлагаю сделать подарок для малыша! Только подарок этот будет не простой, а настоящий оберег. Послушайте, как звучит слово - оберег – оберегает, значит. Когда малыш рождался, куколку – оберег клали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Куколки обереги бывали разные: куколку Пеленашку (показывает) клали в колыбельку еще до рождения ребенка. Люди верили, что она согревает своим теплом постельку малыша, охраняет ее от злых духов и дурного глаза. Пеленашка была не только оберегом, но и служила игрушкой ребенку до его крещения. Когда ребенка крестили, ему дарили куколку Кувадку. Я предлагаю вам сделать для нашего малыша именно такую куколку.
Вы, наверно, обратили внимание, что у всех куколок – оберегов нет лица? Это потому, что считалось, если нарисовать кукле лицо, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому лица оставались белыми, чистыми. Все куклы обереги делались без ножниц и иголки, способом скрутки. А закрепляли их веревочками, тесьмой, нитками.
(Воспитатель показывает, как правильно выполнять скрутку, закреплять нитками головы и туловища. Затем выполняет скрутку рук и соединяет обе детали вместе. Работа вместе с детьми.)
Воспитатель: Какие вы молодцы,! Давайте куколку Кувадку , которую сделала я, подвесим к колыбельке, а те, которых делали вы, заберете с собой. Пусть они вас оберегают, ведь вы их делали с чистой душой, любовью и хорошим настроением!
Ну а нам пора возвращаться в детский сад!
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек.
Только сильно не спеши
В детский сад нас приведи.
(Звучит волшебная музыка
На экране появляется Картинка Детский сад.)
Воспитатель.
Ну красны девицы и добры молодцы? Понравилось ли вам со мной путешествовать? Что вы нового узнали? Где вы побывали?
(Имя ребенка) Названия каких куколок-оберегов ты узнал?
(Имя ребенка) Что больше всего тебе понравилось в нашем путешествии?
(Имя ребенка) Что ты сегодня учился делать?
(Имя ребенка) Кому ты расскажешь о нашем путешествии?
Ну вот и пришло время нам расставаться. Я надеюсь, что наша встреча для вас была очень интересной и познавательной.
А как принято на Руси, когда люди прощаются, они обнимают друг друга и дарят свое тепло. И я вас обнимаю! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...
Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...
Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской избой».
Материал по теме "Культура и традиции Южного Урала"...