Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"
план-конспект занятия (старшая группа)

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_oberegovoy_kukloy.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность  для детей старшего дошкольного возраста

               «Знакомство с русской обереговой куклой»

Цель занятия: создание условий для ознакомления детей с русской народной обрядовой куклой

Задачи:

 - Знакомить детей с историей русской народной тряпичной куклы, обрядами и традициями русского народа. 

- Формировать нравственные и патриотические ценности через изучение традиций народной культуры и обычаев

    -  Развивать внимание, память, речь через русский народный фольклор.

    -  Развивать мелкую моторику посредством изготовления тряпичной куклы Кувадки.

 - Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.  

 Атрибуты:

Тряпичные куклы-обереги: Подорожница, Зерновушка, кукла-Колокольчик, кукла Пеленашка, кукла Кувадка, сундук Домового, современная кукла, клубочек, презентация, фасоль и горох, солнце с лентами  для игры, отрезы ткани, нитки.

Ход НОД:

Воспитатель: 

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

И маленькие и большие!

Принимаю я гостей со всех волостей!

Ну что, красны девицы и добры молодцы! Давайте познакомимся. Меня зовут Людмила Анатольевна.

А как вас зовут, поможет узнать мой веселый колокольчик

Мой веселый колокольчик,

Ты звени, звени, звени!  У кого мой колокольчик

Свое имя назови.

(дети берут  по очереди колокольчик и называют свое имя)

Ну вот мы и познакомились! Проходите, присаживайтесь!

Чудеса сейчас придут, интересно будет тут!

В записи слышен шорох и грохот. Выходит Домовой.

Воспитатель: 

Ой, кто это? 

Домовой. Здравствуйте, люди добрые! Я – Домовой. Живу в детском саду и охраняю его от  разных неприятностей.

Воспитатель: 

Приятно познакомиться! А что это у вас в руках?

Домовой. Это сундук моей бабушки, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, вам нужно  отгадать загадку:

Ей меняю я наряды.

Спать кладу, гулять вожу.

Расчешу, и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья? (Кукла)

 Молодцы, правильно, это кукла (достает из сундука красивую современную куклу). Мне ее подарил домовой из соседнего детского сада.

Воспитатель: 

Скажите, ребята, а для чего нужны куклы (Ответы детей)?

- Посмотрите внимательно, что есть у куклы? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

- А из какого материала она сделаны?  (Ответы детей)

  А вы знаете, что давным - давно, когда нас с вами еще не было на свете, кукол делали из лоскутков  ткани.  А предназначались они не только для игры, но и являлись оберегом для маленьких детей и даже взрослых.

(показ на экране)

                     Звучит спокойная народная мелодия.

Воспитатель: 

Сегодня я хочу пригласить вас  в мир наших предков, которые жили задолго до нас и познакомить с необычными куклами.

Домовой. 

В моем сундучке есть одна необычная кукла. Она поможет вам в дороге, ее так и зовут - Подорожница. Считалось, что те, у кого есть в кармане или суме кукла Подорожница, никогда не заблудятся, и им будет сопутствовать удача.

Воспитатель. А как же мы окажемся в прошлом?  

Домовой. Очень просто. У меня в сундучке лежит один волшебный предмет, с помощью которого вы сможете оказаться в прошлом. А что это за предмет, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Воспитатель: Отгадаем, ребята? Слушаем твою загадку, домовой.

Домовой: Ну, слушайте, внимательно!

 Очень я похож на мячик, только мячик шерстяной.

 И любой котёнок любит весело играть со мной.

 Что это? (Дети: клубочек)

Домовой: 

Правильно, это клубочек.

Запомните волшебные слова:

Ты катись, катись, клубочек,

С овражка на мосточек.

Только сильно не спеши

В прошлое нас приведи.

И клубочек покажет вам дорогу

А я не могу с вами идти. Мне нужно остаться, какой дом без домового?

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим домового! Скажем ему спасибо!

Домовой: 

До свиданья, ребята! До новых встреч! (уходит)

Воспитатель: Ну что,  пора отправляться в путь!

(Воспитатель произносит слова:

Ты катись, катись, клубочек,

С овражка на мосточек.

Только сильно не спеши

В прошлое нас приведи

Звучит волшебная музыка

На экране появляется Картинка деревня  «Веселушкино».

Воспитатель: Первая остановка  -  деревня  «Веселушкино».  

(Дети подходят к столику, на котором  стоит кукла  - Колокольчик).

Ребята, интересно, кто же там  живет?

(Воспитатель показывает куклу)

Это игровая кукла – Колокольчик.  Считалось, если в доме есть такая куколка, там всегда будет царить веселье и радость.

И я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Заря – зареница».

(Воспитатель объясняет правила игры)

Послушайте правила игры. Пока звучит песня, вы  идете по кругу, держась за ленты. Водящий идет в противоположную сторону. Как только песня  закончится, вы останавливаетесь и произносите слова:

Раз, два не воронь!

Беги как огонь!

Водящий  дотрагивается до  любого из вас рукой,  и они бегут  в разные стороны по кругу. Тот, кто первый добежит до ленты и возьмет ее, тот победит. А тот, кто останется без ленты, становится водящим.

А водящего мы выберем русской народной считалочкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

     

Воспитатель: Мы так здорово играли, но пора идти дальше. Интересно, куда же нас приведет клубочек.

Ты катись, катись, клубочек,

С овражка на мосточек.

Только сильно не спеши

Дальше в прошлое веди.

Звучит волшебная музыка

На экране появляется Картинка деревня  «Кашкино».

Воспитатель:  Следующая остановка -  деревня «Кашкино»

В этой деревне живет кукла  Зерновушка.

 Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Эта кукла считалась оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно доставали  зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.

 Наполняли  Зерновушку  пшеницей, горохом, пшеном, гречихой.  Ее можно было дарить с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.  

У  Зерновушки очень много дел, давайте поможем ей. Нужно отделить зерна фасоли от гороха.

Проводится игра « Кто быстрее разберет фасоль»

Воспитатель.  Молодцы, ребята! Зерновушка очень благодарна вам и угощает овсяным печеньем. Она пекла его из отборного полезного овса. Ну, а нам пора отправляться дальше.

Ты катись, катись, клубочек,

С овражка на мосточек.

Только сильно не спеши

Дальше в прошлое веди.

Звучит волшебная музыка

На экране появляется Картинка деревня  «Малышкино».

.

    Воспитатель. Следующая остановка -  село Малышкино.

                    В аудиозаписи звучит плач младенца.

Мне кажется, мы кого – то разбудили?! Кто же это у нас плачет?

   (Подходит к люльке с младенцем)

Да это же малыш! Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

           Одна девочка качает колыбельку. Плач не стихает.

    Воспитатель Что же нам делать, как успокоить малыша? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, как называются песенки, которые поют малышам, чтобы они не плакали и засыпали? (Ответы детей)  

Правильно, колыбельная.

 А ваши мамы пели вам колыбельные песни?  (Ответы детей)

Давайте вместе споем колыбельную малышу, он успокоится и уснет.

)Дети вместе с воспитателем поют колыбельную,  кукла – малыш успокаивается и засыпает. Дети проходят за столы)

Воспитатель. У нашего малыша сегодня первый день рождения. Раньше, пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они ему дарили?  (Ответы детей)

    Воспитатель  кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.

И я вам предлагаю сделать  подарок для малыша! Только подарок этот будет не простой, а настоящий оберег. Послушайте, как звучит слово -  оберег – оберегает, значит. Когда малыш рождался, куколку – оберег клали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Куколки обереги бывали разные: куколку Пеленашку (показывает) клали в колыбельку еще до рождения ребенка. Люди верили, что она согревает своим теплом постельку малыша, охраняет ее от злых духов и дурного глаза. Пеленашка была не только оберегом, но и служила игрушкой ребенку до его крещения. Когда ребенка крестили, ему дарили куколку Кувадку. Я предлагаю вам сделать для нашего малыша именно такую куколку.

 Вы, наверно, обратили внимание, что у всех куколок – оберегов нет лица? Это потому, что считалось, если нарисовать кукле лицо, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому лица оставались белыми, чистыми. Все куклы обереги делались без ножниц и иголки, способом скрутки. А закрепляли их веревочками, тесьмой, нитками.

(Воспитатель показывает, как правильно выполнять скрутку, закреплять нитками головы и туловища. Затем выполняет скрутку рук и соединяет обе детали вместе. Работа  вместе с детьми.)

Воспитатель: Какие вы молодцы,!  Давайте  куколку Кувадку , которую сделала я, подвесим к колыбельке, а те, которых делали вы, заберете с собой. Пусть они вас оберегают, ведь вы их делали с чистой душой, любовью и хорошим настроением!

Ну  а нам пора возвращаться в детский сад!

Ты катись, катись, клубочек,

С овражка на мосточек.

Только сильно не спеши

В детский сад нас  приведи.

(Звучит волшебная музыка

На экране появляется Картинка Детский сад.)

Воспитатель. 

Ну красны девицы и добры молодцы? Понравилось ли вам со мной путешествовать? Что вы нового узнали? Где вы побывали?

 (Имя ребенка) Названия каких куколок-оберегов ты  узнал?

(Имя ребенка) Что больше всего тебе понравилось в нашем путешествии?

(Имя ребенка) Что ты сегодня учился делать?

(Имя ребенка) Кому ты расскажешь о нашем путешествии?

Ну вот и пришло время нам расставаться. Я надеюсь, что наша встреча для вас была очень интересной и познавательной.

А как принято на Руси, когда люди прощаются, они обнимают друг друга и дарят свое тепло. И я вас обнимаю! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/

Цель семинара  - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX  начала  XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...