Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка»
Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
с ФФНР
Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Коммуникация
- Здоровье
- Ознакомление с художественной литературой
- Музыка
- Физическая культура
Авторская разработка Салаховой Светланы Алексеевны
учителя-логопеда МДОУ № 6 «Ягодка»
февраль, 2013 год
Вступительное слово
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Актуальность выбора сказки как языкового материала для развития речи определяется той уникальной ролью, которую играет сказка в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память,внимание, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, русская народная сказка служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению( добро,любовь, согласие, взаимовыручка), а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в сказку «Царевна -лягушка»» рассчитан на обучающихся подготовительной группы, имеющих нарушения лексико- грамматического строя речи, обусловленные ФФНР.
Цель: Развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Коррекция лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ФФНР.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Совершенствовать навык составления предложений ,описательного и цепного рассказа по опорным схемам.
Коррекционно- развивающие : Формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Развивать внимание, память, наглядно- действенное мышление, зрительное внимание ,слуховое внимание , конструктивный праксис. Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением). Развивать восприятие детей с помощью тактильных, зрительных,рече-слуховых, рече-двигательных анализаторов.
Воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми . Воспитывать бережное отношение к животным.
Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оздоровительные:
Развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, , упражнений, активизирующих мозговую деятельность.
Материалы демонстрационные: мультимедийная презентация ; раздаточные: цветные палочки, массажные шарики су-джоки, кусочки различного материала, карточки с артикуляционной гимнастикой, «волшебный» клубок.
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов,составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».
Этапы и последовательность НОД
Организационный момент
/Установление эмоционального контакта/Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым , доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Логопед: Доброе утро,ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня!Давайте всем пожелаем доброго утра!
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг ,и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Меня зовут — Светлана, первый звук в моем имени с, последний а, а вас как зовут? Представьтесь,пожалуйста, назовите свое имя, назовите 1-й и последний звук в своем имени.
Самомассаж перед выполнением артикуляционной гимнастики
А теперь, “слепим” хорошее настроение
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем.
Тянем вниз за мочки,
А потом походим пальцами по щечкам,
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем,чтобы улыбались!
Сообщение темы
Ребята, а вы любите сказки ? (дети отвечают). А какие сказки вы знаете? У нас сегодня необычное занятие!Я приглашаю вас в сказку «Царевна-лягушка».
А для того, чтобы нам попасть в сказку, выполним сказочную гимнастику и вспомним сказочных героев:
Артикуляционная гимнастика под музыку «В гостях у сказки»
Если вы не так уж боитесь Кощея (Лягушка-слоник)
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,(Лошадка)
Там, где зеленый дуб на берегу. (Грибок)
Там гуляет черный котище ученый,( Киска сердится)
Пьет он молоко и не ловит мышей,(Киска лакает молоко)
Это настоящий кот говорящий, ( Чашечка)
А на цепи сидит Горыныч-змей. (Змея)
Приходите в гости к нам, (Вкусное варенье)
Поскорей
Приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам, (Месим тесто)
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно! (Часики)
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно, (Качели)
Зато в конце все будет хорошо! (Улыбка)
(Слайд 1)
Логопед:
Слышите, звучит музыка? Мы в волшебной сказке. (Звучит музыка «В гостях у сказки»»)
Вот только никто нас не встречает… Позовем сказочных героев? Как в лесу зовут друг друга?
Игра «Эхо» Развитие просодической стороны речи
- Мы будем ходить по лесу и кричать «Ау! ». Мальчики будут кричать громко, а девочки- эхом тихо… (3 раза) . А теперь наоборот.
(Слайд 2)
Встреча с Иваном Царевичем
Логопед:
Посмотрите, кто появился на наше «Ау»? Дети: Это Иван Царевич.
Логопед: А где же его стрелы?
(Ответы детей.)
А зачем ему стрелы, что он будет делать?
(Ответы детей.)
Логопед:Ага, понятно! Это злой Кощей Бессмертный похитил стрелы, чтобы Иван Царевич не нашел царевну- лягушку , и она так и осталась жить в болоте.
Что же делать?
Дети:
Нам надо помочь Ивану Царевичу и сделать ему новые стрелы, и тогда он найдет свою невесту.
(Слайд 3)
Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, восприятия , мелкой моторики
Логопед:Правильно!Давайте соберем стрелы из палочек.Только посмотрите, стрелы могут быть разными, пусть каждый из вас сделает ту стрелу, которая ему больше всего понравится. Молодцы!
( Слайд 4)
Встреча с лягушкой
Логопед:
Взял Иван стрелу, вышел в чистое поле, натянул лук и выстрелил. Стрела поднялась и улетела в болото.
Увидел Иван, что стрела попала к лягушке и говорит:
- Как же я возьму в жены лягушку?
- А лягушка отвечает:
- Выполнишь мои задания, тогда я в красну девицу превращусь!
( Слайд 5)
Развитие лексико-грамматического строя речи ( образование относительных прилагательных от существительных)
Логопед: А теперь задания Царевны- лягушки .Давайте поиграем в игру «Посели лягушку по месту обитания».
- Как называется лягушка, которая живет в болоте? (болотная).
- Как называется лягушка, которая живет в траве? (травяная).
- А как называется лягушка, которая живет в воде? (водяная),
- В пруду? ( прудовАя) .
- В озере? (озерная).
( Слайд 6)
Составление предложений (развитие связной речи)
Логопед: Следующее задание Царевны- лягушки-составить предложение со словом лягушка.
(Слайд 7)
Рассказывание о животном по алгоритму (развитие связной речи)
Логопед: Царевна лягушка дает следующее задание: рассказать о ней по этой схеме. Иди, Алеша. Ребята, кто хочет дополнить рассказ Алеши?
(Слайд 8)
Логопед: Последнее задание. Давайте поиграем в игру
«Найди лягушечью кожу ».
Ребенку дается в руки кусочек кожаного материала. Он с открытыми глазами ощупывает и с помощью тактильных ощущений запоминает поверхность. Затем этот кусочек смешивается с другими кусочками различного материала и ребенок с закрытыми глазами должен отыскать среди них «лягушечью кожу».
(Слайд 9)
Встреча с Василисой Премудрой
Логопед: Вот и скинула лягушка свою кожу , и вышла из нее Василиса Премудрая - такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Упражнение на развитие эмоциональной сферы
Выходите ко мне! Давайте покажем, как удивились все в царском дворце, увидев Василису Премудрую.
(Слайд 10)
Пересказ эпизода сказки (развитие связной речи)
Логопед: Ребята, кто расскажет, что же случилось дальше? Пересказ детей:
Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приехала Василиса-Премудрая, увидела, что нет кожи, запечалилась и говорит "Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Подождал бы немножко, я бы всею твоею была; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея-Бессмертного!"
(Слайд 11)
Логопед:
Тут сверкнула молния, прогремел гром, подул сильный ветер, подхватил Василису и унес в Кощеево царство.
Дыхательная гимнастика «"Ветер" (музыка ветра)
Логопед:
Загоревал Иван – Царевич, да делать нечего. Снарядился, взял лук да стрелы, и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Упражнение на развитие эмоциональной сферы
Покажите, как огорчился Иван-царевич, какое печальное лицо у него стало. А теперь горько и глубоко вздохните. Посмотрите, как все тело сразу ослабло, опустились плечи, руки.
( Слайд 12)
Встреча с Бабой Ягой
Долго ли, коротко ли, пришел он к избушке на курьих ножках. Выходит из нее Баба-Яга, костяная нога и спрашивает: "Гой еси, добрый молодец, зачем пожаловал?" Царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису-Премудрую.
"А, знаю!"- говорит Баба-Яга. - Она теперь у Кощея-Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: вот карта , если ее разгадать, то узнаешь, , где находится Кощеева смерть
Логопед:
Поможем Ивану -царевичу разгадать, где находится Кощеева смерть, чтобы он смог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
(Слайд 13)
Составление цепного текста с применением мнемотехники (развитие связной речи)
Логопед:Что же это за карта такая мудреная?Что за предметы на ней? Где же искать Кощееву смерть?
Дети:
Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук висит на высоком дубе.
(Слайд 14)
Физкультминутка
Логопед: Отправляемся на поиски дуба, и поможет нам волшебный клубок .Итак, повторяем за мной:
Ты катись, катись, клубок, ( вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)
Приведи ты нас в лесок, (машем вытянутыми руками над головой)
Там высокий дуб стоит,( тянем руки вверх, стоя на носочках)
А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо )
Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)
Нас увидел- убежал, (прыжки)
В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)
И яичко стерегла.(соединяем пальцы рук в щар)
Мы яичко разобьем,(стучим кулачками)
Смерть Кощееву найдем!( хлопаем в ладоши над головой)
(Слайд 15)
Логопед: А вот и дуб, а на дубе сундук, а в сундуке утка, а в утке яйцо!
Пальчиковая гимнастика с применением су-джока.
Ребята, давайте представим, что у нас в руках яйцо, в котором кроется Кощеева смерть!
Произнесем вместе с Иваном волшебное заклинание:
Я яйцо держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Опускаю, зажимаю,
И в ладонях покатаю.
Из руки в руку переложу,
И Василису освобожу.
Финал (Слайд 16)
Так и Иван Царевич Иван-царевич : переложил яйцо из руки в руку - Кощея-Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще из руки в руку перекладывать: перекладывал, перекладывал, а затем смял его в ладони. Вспомните заключительные слова сказки.
Дети: Задрожал Кощей, чует,чует смерть его пришла .Сломал Иван-Царевич иглу, и рассыпался Кощей Бессмертный, как-будто его и не было.
Логопед: Так добро победило зло.
Вышла тут к Ивану – царевичу Василиса Премудрая. Воротились они в свое царство – государство на ковре-самолете и стали жить в любви и согласии.
(Слайд 14)
Гимнастика для глаз
Логопед: Вот мы и заканчиваем путешествие в сказку. Я говорю волшебные слова :
Мы глазами повращаем.
И немножко поморгаем,
Посмотрели вверх и вниз,
И на носик покосись,
Глазки широко раскроем,
И все дружно их закроем
Закрываем мы глаза,
Представляем чудеса.
- Кто царевну,
- Кто лягушку,
- Кто дворец, а кто избушку,
А сейчас откроем глазки
Вот и вышли мы из сказки.
Рефлексия
Ребята, вы прекрасно справились со всеми трудностями и
помогли освободить царевну из темницы. Как вы думаете, почему вам это
удалось? Чему каждый из вас научился? Я очень довольна вашими ответами. Вы все следили за своей речью, старались правильно произносить звуки, грамотно составлять предложения.
Ведь сегодня нам это нужно, чтобы хорошо заниматься в детском саду, а завтра, – чтобы хорошо учиться в школе. А на прощание от меня вам — сюрприз (сладкое угощение).
Список использованных источников
1. М.В.Тихонова «Знакомство с русским народным творчеством»
2. Шипицина Л. М., Нилова Т. А.. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»
3. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры".
4. Т. В. Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
6. В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.
7.Н.С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.
8 .Н. М. Быкова. Игры и упражнения для развития речи.
9.Т.С. Ерошина. Пальчиковая игра тренинг. Логопед 2007 № 4 с.37
10.Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.-
Логопед 2004 № 6 с. 78 - 82.
11.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
12.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий», Москва, ТЦ «Сфера», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)
Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности психолога с детьми старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения , используемые в НОД направленны на на преодоление негативного эмоцион...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»
Конспект тематического занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста. В данном конспекте использованы такие виды работы с детьми как ориентировка на листе бумаги, работа с графами и сче...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Необычайное путешествие".
ОО «Физическое развитие» с использованием информационно-коммуникативной технологии....