Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» «Конструирование для малышей из мягких кирпичиков Лего»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Медведева Маргарита Юрьевна
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» «Конструирование для малышей из мягких кирпичиков Лего» разработана для воспитателей младших групп на 2022-2023учебный год и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_malyshey_lego.docx71.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Принята

Утверждена

на заседании Педагогического

Приказом

совета

МБДОУ «Детский сад

Протоколом

«Солнышко»

от «__»__________2022 г.

от «__»__________2022  г.

№ _________

№ _________

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Конструирование для малышей из мягких кирпичиков Лего»

для детей 2-4 лет

на 2022-2023учебный год

составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

https://legko-shake.ru/images/sets_big/9021-1.jpg

Программу составил: Медведева Маргарита Юрьевна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

г. Тамбов, 2022

Содержание

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

 Цель и задачи программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.1.3.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет, участвующих в реализации данной дополнительной программы

5

1.1.4.

Возрастные и индивидуальные особенности детей3-4 лет, участвующих в реализации данной дополнительной программы

6

1.1.5.

Планируемые результаты

7

Содержательный раздел

8

2.1

Описание образовательной деятельности

8

2.1.2

Учебный план с содержанием занятий первого года обучения

10

2.1.4

Учебный план с содержанием занятий второго года обучения

14

2.1.5

Используемые методы

18

2.2

Система оценивания качества образовательной деятельности

2.2.1

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

19

2.2.2

Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию у детей 2-4 года.

19

3.

Организационный отдел

20

3.1

Организация занятий

20

3.2

Материально-техническое обеспечение программы

20

3.3

Список литературы

20

1. Целевой раздел.

1. 1 Пояснительная записка.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным иинтеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет длясовершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильныхкачеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Кроме этого, реализация этого курса в рамках дополнительного образования помогает развитию творческих способностей за счет активного взаимодействия детей в ходе самостоятельного технического творчества.

Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными

возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же  самими задачу.

Конструктор «Набор мягких кубиков Лего.45009» предоставляет прекрасную возможность учиться ребенкуна собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

Лего-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры. Диапазон использования Лего с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей достаточно широк. Существует несколько направлений. Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх.

Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что очень способствует развитию ребенка. Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому.

Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В. В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из Лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца.

Игры с использованием конструктора Лего позволяют использовать такие речевые приемы, как: "сопровождающая речь, завершающая речь и предваряющая речь"

Созданные постройки из Лего в заключительной части занятия используются детьми в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Устав образовательной организации

  1. 1 Цель: Содействие развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, через возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Первый год обучения:

- учить называть детали конструктора «Набор мягких кубиков Лего.45009» (кирпичик,

кубик, клювик, арка);

- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная, широкая);

- конструировать по образцу;

- различать по цвету и форме;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий;

- развивать умение сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая);

- воспитывать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Второй год обучения:

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, размер, цвет постройки);

- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;

- формироватьумение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная - широкая)

1.1.2 Принципы построения программы:

 Доступности - предусматривает осуществление конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Наглядности - обучение и воспитание предполагает, как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов.

Последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.

Систематичности обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

1.1.3 Возрастные и индивидуальные особенности детей 2- 3 лет, участвующих в реализации данной дополнительной программы.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.  

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

1.1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей3- 4 лет, участвующих в реализации данной дополнительной программы.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате

     В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр очень простые и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

     Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.1.5 Планируемые результаты освоения программы

 В результате обучения дети 2-3 лет должны уметь:

  • Называть цвет деталей;
  • называть детали конструктора;
  • скреплять детали мягкого набора Лего;
  • строить элементарные постройки по творческому замыслу;
  • строить по образцу.

В результате обучения дети 3-4 лет должны уметь:

  • называтьцвет деталей;
  • называть детали конструктора и способах их соединений;
  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  • конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • конструировать по образцу;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения программы дошкольники должны знать:

  • Названия деталей конструктора, различать их.
  • Варианты способов крепления лего-элементов.
  • Основные строительные конструкции.

Дошкольник должен уметь:

  • Конструировать по условиям, заданным педагогом.
  • Конструировать по образцу, заданной схеме путём наложения деталей.

  1. Содержательный раздел.
  1.  Описание образовательной деятельности.

Конструирование детей раннего возраста проходит в форме игровых минуток, в которых дети, экспериментируя, изучают свойства и признаки деталей конструктора. Несмотря на то, что ведущим методом обучения является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные конструкции, но давать образную характеристику. Например, «Найди деталь, похожую на крышу, а теперь – кирпичик, он похож на дом. Давай соединим. Что получилось?»

Это помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. С первого года жизни необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора, научить узнавать и различать, следить и наблюдать за несложными действиями взрослого. Для этого педагог должен организовывать дидактические игры с конструктором Lego: «Найди кирпичик как у меня», «Разложи по цвету», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д.

Под руководством педагога формируется целенаправленные действия. Игра становится более осмысленной, содержательной и конструктивной. Активно обогащается сенсорный опыт детей: приобретают элементарные представления о форме, величине и цвете деталей, учатся ориентироваться в пространстве. Для того чтобы научить детей игровым действиям, нужно несколько раз в процессе игры повторять одно и то же действие.

На занятиях с детьми 2-4 лет используется конструктор «Набор мягких кубиков LEGO». Дети обращают внимание на яркие цвета, для обыгрывания необходимы соразмерные с набором образные игрушки. Сначала педагог может сам показать сюжет игры, раскрыть назначение постройки, а дети постепенно включаются и видят, как интересно играть с конструктором.

В начале каждого учебного года дети знакомятся с техникой безопасности при работе с различными конструкторами и правилами поведения на занятии; названиями и функциональным назначением основных деталей набора мягких кубиков Лего. Получают элементарные представления о правилах скрепления деталей, цвете, подборе деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету, пошаговой схеме изготовления конструкции). Учатся конструировать по образцу, анализировать, с помощью педагога, планировать предстоящую практическую работу технологическую последовательность изготовления несложных конструкций, учатся создавать постройки по собственному замыслу.

Виды занятий:

Конструирование по образцу – когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решить задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Основные формы:

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям по лего-конструированию используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу,

- обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме)

Основные технологии:

- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технология исследовательской деятельности

- «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности)

Учебно-тематический план и содержание занятий первого года обучения (2-3 года)

Месяц

п/п

ТЕМА

Цель занятия

Кол-во часов

Дата

Мониторинг01.09-10.09

Сентябрь

1.

«Вводное занятие. Инструктаж, по технике безопасности. «Давайте познакомимся!» «Построим дорожку красного (желтого, синего, зелёного) цвета из кубиков»

Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; формировать восприятие цвета; помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет; учить называть предмет по форме (кубик) Д/и «Найди деталь как у меня»

1

2.

«Построим и сравним дорожки красного и зеленого цвета из кубиков.

Продолжить знакомить детей с деталями (кубик); учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по форме и цвету; учить детей называть свойства предметов. Д/и «Разложи по цвету»

1

Октябрь

3.

«Красный длинный и красный короткий поезд из кубиков и кирпичиков»

 Учить детей называть свойства предметов; упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (красный длинный поезд и красный короткий поезд); помогать детям обследовать предметы, постройки, выделяя их цвет, величину, форму; учить называть размер поезда (длинный-короткий)

1

4.

«Поезд зеленый длинный из кирпичиков и красный короткий из кубиков»

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (длинный зеленый поезд – короткий красный); закреплять красный и зеленый цвет; учить называть предмет по форме (кирпич). Упражнять в установлении сходства и различия между деталями (кубик-кирпич)

1

Ноябрь

5.

«Башенка высокая желтая и низкая желтая (крыша из клювиков).

Учить называть размер башенки (высокая-низкая), самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; учить детей называть свойства предметов (цвет - желтый), знакомство с новой деталью набора (клювик), использование ее в конструировании крыши башни.Д/и «Передай кирпичик»

1

6.

«Башенка высокая желтая и низкая красная»

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (высокая желтая башня – низкая красная башня); закреплять красный, желтый цвета. Продолжить знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, клювик)

1

Декабрь

7.

«Построим дорожки: узкую синюю и широкую синюю»

Учить детей называть свойство предметов (синий цвет); различать размер и форму предметов (узкий - широкий)

1

8.

«Дорожки: узкая синяя и широкая зеленая»

Закреплять умения различать и называть детали конструктора: кирпич, кубик, клювик. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; закреплять синие, зеленый цвета. Дидактические и логические игры для закрепления умений различать и называть детали конструктора Лего.

1

Январь

9.

«Спрячем птичек на башенках разного цвета. Закрепление цвета»

Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; развивать умение использовать имеющийся опыт; продолжать учить называть свойства предметов (цвет, размер, форму); закрепить четыре основных цвета.

1

10.

«Построим для машин узкие и широкие гаражи»

Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; развивать умение использовать имеющийся опыт; продолжить учить называть свойства предметов (цвет, размер, форму); закрепить понятия «узкий - широкий»

1

Февраль

11.

«Кроватка для куклы Кати»

Развивать мелкую моторику рук; упражнять детей в  названии цветов; воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

1

12.

«Обеденный стол»

Упражнять детей в названии цветов; воспитывать желание строить и обыгрывать свои постройки, различать форму и размер предметов.

1

Март

13.

«Скамеечка для гостей»

Развивать мелкую моторику рук; развивать память, воображение, образное мышление; воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

1

14.

«Скамеечка низкая и скамеечка высокая»

Учить называть размер (высокая - низкая); учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру; развивать умение использовать имеющийся опыт.Д/и «Что изменилось»

1

Апрель

15.

«Исследование формочек. Знакомство с деталью конструктора «арка». Ворота для машин.

Познакомить с деталью конструктора «арка». Развивать умение использовать имеющийся опыт; продолжать учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями, используя усвоенные ранее навыки и новые детали «арка».Д/и «Найди и назови»

1

16.

«Заборчик с воротами»

Воспитывать  желание строить и обыгрывать композицию; развивать умение использовать имеющийся опыт; использовании в конструировании модели всех деталей набора: учить называть свойства предметов.

1

Май

17.

«Домик»

Учить детей строить домик из четырех кубиков, поставленных вертикально, перекрытия двух кирпичиков и крыши из двух клювиков или одной арки. Дидактические и логические игры для закрепления умений различать и называть детали конструктора: «Чудесный конструктор».

1

18.

«Домик с широкой лесенкой из кирпичиков одного цвета, крышей из арок и клювиков»

Закреплять умения различать и называть детали конструктора: кирпич, кубик, клювик, арка. Закрепить умение конструировать модель домика с лесенкой из кирпичей.

1

Мониторинг

16.05-31.05.2022

Всего:

18 часов

Учебно-тематический план и содержание занятий второго года обучения (3-4 года)

Месяц

п/п

ТЕМА

Цель занятия

Кол-во часов

Дата

Мониторинг01.09-10.09

Сентябрь

1.

«Вводное занятие. Инструктаж, по технике безопасности. «Давайте познакомимся!» (Исследование кирпичиков. Ознакомление с формой и цветом деталей набора мягких кубиков Лего. Пирамида из кубиков»

Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету для конструирования пирамиды из кубиков; формировать восприятие цвета; помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет; учить называть предмет по форме (кубик, кирпичик, клювик, арка)

1

2.

«Здравствуй, лес»

Продолжить знакомить детей с деталями набора (кубик, кирпичик, клювик, арка); учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по форме и цвету для конструирования простейших моделей деревьев.

1

Октябрь

3.

«Мы в лесу построим дом»

Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца) Закреплять умения строить разные модели домиков для разных персонажей.

1

4.

«Дидактические и логические игры для закрепления умений различать и называть детали конструктора: «Чудесный конструктор». Ворота для заборчика»

 Учить выполнять простейшую конструкцию из набора мягкого Лего – ворота, устанавливать опоры и класть перекладину. Закреплять умения различать и называть детали конструктора: кирпич, кубик, клювик, арка.

1

Ноябрь

5.

«Башенка высокая и низкая (крыша из клювиков). Д/и «Что изменилось?»

Учить называть размер башенки (высокая-низкая), самостоятельно подбирать необходимые детали по  цвету, форме для конструирования простейшей башенки; использование клювиков и арок для конструирования крыши башни.

1

6.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

Декабрь

7.

«Утята в озере»

Закреплять умения различать и называть детали конструктора: кирпич, кубик, клювик, арка. Упражнять в установлении сходства и различия между деталями. Учить внимательно слушать стихотворение. Строить простейшую модель утки по образцу и словесной пошаговой инструкцией педагога из кубиков, кирпичей и клювиков.

1

8.

«Животные в зоопарке. Крокодил. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Рассказать о зоопарке. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; развивать умение использовать имеющийся опыт для конструирования простейшей модели крокодила по образцу и словесной пошаговой инструкцией педагога.

Январь

9.

«Слон»

Продолжать знакомить детей с зоопарком. Развивать способности детей конструировать простейшую модель слона по образцу и словесной пошаговой инструкцией педагога из кубиков, кирпичей и клювиков.Организация двигательной деятельности с использованием кирпичиков LEGO: «Пройди не задень», «Кто быстрее» и т.д.

10.

«Черепаха»

Продолжать знакомить детей с зоопарком. Развивать способности детей конструировать простейшую модель черепахи по образцу и словесной пошаговой инструкцией педагога из кубиков, кирпичей и клювиков.

1

Февраль

11.

«Мостик через речку. Д/и «Что лишнее?»

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

1

12.

«Кораблик»

Рассказать детям о кораблях. Учить строить более сложную постройку – кораблик. Воспитывать желание строить и обыгрывать свои постройки, различать форму и размер предметов.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

1

Март

13.

«Волшебные рыбки»

Рассказать о рыбках. Учить строить рыбки из конструктора. Развивать мелкую моторику рук; развивать память, воображение, образное мышление; воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

1

14.

«Мебель для кухни»

Закреплять умения строить мебель. Запоминать названия предметов мебели. Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру; развивать умение использовать имеющийся опыт.

1

Апрель

15.

«Печка»

Познакомить с русской печкой. Учить строить печку из конструктора. Развивать воображение, фантазию, умение использовать имеющийся опыт; продолжать учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями по образцу, используя усвоенные ранее навыки.

1

16.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

Май

17.

«Ракета»

Рассказать детям о космосе. Учить строить ракету из деталей конструктора по образцу и пошаговой словесной инструкции педагога или собственному замыслу.Д/и «Кто быстрее» сюжетно-ролевая игра «Полет на ракете.

1

18.

«Луноход»

Продолжать знакомить детей с космосом. Закреплять умения различать и называть детали конструктора: кирпич, кубик, клювик, арка. Учитьстроить модель лунохода по образцу и пошаговой словесной инструкции педагога или собственному замыслу.

1

Мониторинг

16.05-31.05.2022

Всего:

18 часов

2.1.5. Используемые методы.

Методы обучения:

  • Наглядный – рассматривание готовых построек, фотографий;
  • Информационно-рецептивный – обследование деталей лего;
  • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Практический - использование на практике изученных способов конструирования;
  • Эвристический – метод творческой деятельности (выполнение творческих заданий, создание творческих моделей);
  • Объяснительно – иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами);
  • Игровой – обыгрывание ситуаций, включение игровых моментов в ходе занятия;
  • Частично-поисковый решение проблемных задач с помощью педагога.

Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования в ДОУрассчитана на 9 месяцев обучения в период с сентября по май. 

Продолжительность занятия –8/10 мин.

Периодичность занятий:

2 раза в месяц в рамках проведения проекта «Клубный час как эффективная технология

позитивной социализации дошкольников» - 18 занятий.

 Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно- ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);

- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

- сотрудничества;

- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения.

2.2 Система оценивания качества образовательной деятельности

Увеличится число детей, имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к практическому умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

Сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи.

Проведение наблюдения за конструктивные деятельности детей, в которой выделены уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с ЛЕГО.

Наблюдение проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

2.2.1 Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

 2.2.2. Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию у детей 2-4года.

Уровень развития ребенка

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Умение проектировать по образцу

 

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий: 

Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Средний: 

Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий: 

Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

3.Организационный отдел.

3.1. Организация занятий.

Программа «Конструирование для малышей из мягких кирпичиков Лего» рассчитана на 2 года обучения. Занятия групповые, подгрупповые при составе детей 10-12 человек, индивидуальные по необходимости и усмотрению педагога.        

Возраст: 2-4 лет        (дети первой младшей группы и второй младшей групп).        

Режим работы:2 раза в месяц.                

Продолжительность занятий:8-10 минут                        

Общее количество занятий: 18.

3.2 Материально-техническое обеспечение программы

  • Групповая комната
  • Компьютер, Интернет
  • Конструктор «Набор мягких кубиковLEGO»
  • Методические разработки по разделам программы
  • Материал для проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр
  • Образцы построек
  • Чертежи построек
  • Фотоматериалы
  • Интернет-ресурсы

        Помещение для занятий должно отвечать санитарно-техническим требованиям, обеспечиваться теплом и энергоснабжением общего режима здания, хорошо проветриваться.

Материал:

  • раздаточный– детали конструктора, чертежи построек;
  • демонстрационный – картинки, игрушки,фотографии и образцы моделей, собранных педагогом, Интернет-ресурсы.

3.3. Список литературы:

Вяткина Ольга Владимировна «Программа дополнительного образования «Лего для малышей 2-4 лет» / Пермь 2018

Скурьят О.В., Пученкова О.Н «Рабочая программа кружка по познавательно-техническому направлению «Мир Лего малышам для детей 3-4 лет» /МДОУ № 14 «Золотой ключик», 2018

Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999.

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельностиу детей с помощью ЛЕГО. - Авт.- сост. Т.В. Лусс. Под ред.Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5лет по образовательной области «Познавательное развитие» (конструирование,аппликация)

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей  4-5лет по образовательной области «Познавательное развитие» (конструирование,аппликация) по примерной образовате...

конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области " Познавательной развитие" - конструирование

Образовательная область: «Познавательное развитие».Возрастная группа: средняя группа № 2 (4-5 лет).Тема: «Мосты»·        Цель: Развитие самостоятельности и творчеств...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Дидактические игры по познавательному развитию

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное зн...