"Весеннее приключение гусенички"
методическая разработка (старшая группа)

Окунькова Татьяна Викторовна

Образовательная область познавательное развитие для детей старшей группы. Тема: "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № «4 Московского района Санкт – Петербурга

Конспект открытого занятия с детьми старшей  группы компенсирующей направленности

«Весеннее приключение гусенички».

Конспект составил:

Воспитатель

Окунькова Т.В.

2024

Цель: сформировать (закрепить) у детей представления о насекомых. 

Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять знания детей о насекомых;

вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, зрительную и слуховую память, связную речь.

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование: рисунок гусеницы (разборный), разрезные картинки из 5 частей «бабочка», иллюстрации насекомых, презентация «Интересные факты о насекомых», загадывание загадок про насекомых, дидактическая игра «Четвертый лишний», «Чья тень», задачи про насекомых, игра на внимание.

Ход НОД

На мониторе ноутбука появляется изображение конверта (с использованием анимации) и раздается звук пришедшего сообщения.

Воспитатель: Ребята, вы слышали звук? Нам пришло настоящее электронное  письмо! А, чтобы всем было хорошо видно (появляется письмо).

Только вот не понятно, от кого оно. Нет ни адреса, Ни кому оно. Как вы думаете?

Ответы детей (на экране появляется гусеница)

Воспитатель: Правильно, от гусенички. А что же она нам написала, давайте я вам прочитаю!

«Здравствуйте, ребята! Я – маленькая гусеничка! Я живу в очень интересном и необычном мире насекомых. Я мечтаю поскорее превратиться в красивую бабочку! Помочь мне могут в этом только любители и ценители живой природы!

Ребята, помогите мне, пожалуйста!!!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь гусеничке превратиться в прекрасную бабочку? Как же нам это сделать, как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель: У вас интересные предложения, но я вам предлагаю пройти к мольберту. Посмотрите, здесь изображена гусеничка, а на каждом кружке написано задание. За каждое выполненное задание вы получите от меня конверт. Он запечатан и мы откроем его все вместе, после того как все задания выполним.

И так, давайте  посмотрим первое задание…

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же это за задание?

Задание 1. «Отгадайте загадки о моих друзьях»

Каждая отгадка-картинка выставляется на доску.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья…. (коровка).

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит………. (муравей).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая………….. (муха).

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был?............ (Кузнечик).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи?.......... (Оса).

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас..…….(комар).

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает………….. (стрекоза)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать друзей гусенички: муху, осу, комара, пчелу…..?

Ответы детей:  Насекомые.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! За это вы получаете первый конверт, но помните, он запечатан и мы сможем его открыть, только, когда выполним все задания (отдаю конверт ребёнку. Часть разрезной картинки бабочки)

Воспитатель: Ну что, двигаемся дальше?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Следующее задание такое.

Задание 2. Дидактические игры  «Чья тень».

Получают листочек с заданием.

Воспитатель: Найдите,  тень какого насекомого нарисована? Кто может дать ответ поднимает руку.

Воспитатель: С этим заданием вы справились легко. А вот второе задание чуть посложнее.

«Четвертый лишний».

Посмотрите на картинки и обсудите, кто лишний и почему?

Задание для детей:

1. Кузнечик, жук, муравей, колибри (колибри – птица)

2. Стрекоза, бабочка, пчела, муравей (муравей не летает)

3. Стрекоза, бабочка, паук, пчела (паук не насекомое). Он выделен в отдельный класс паукообразных, тип членистоногих. Все потому что у паука не 6, а 8 лапок, а еще у него нет усов. Он хищник, который питается насекомыми (Так же к ним относятся клещи и скорпионы)

Воспитатель: Молодцы! И вы получаете второй конверт с подсказкой. Он запечатан, вы помните?

Ответ детей

Воспитатель: Давайте посмотрим третье задание.

И это задание будет у нас на экране. Смотрите и слушайте внимательно. Но для начала мы с вами сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки отдохнули.

Гимнастика для глаз

Стрекоза

Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево - вправо, влево – вправо и вперед (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Воспитатель: Ну что ж, теперь можно продолжить дальше выполнять задания, но прежде, чем ответить на вопросы, послушайте интересные факты о насекомых. (Показ презентации)

Задание 3. «Почемучка»

Дети рассаживаются на ковре - «полянке».

•        Насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. С тех пор они пережили пять природных бедствий и оказались более живучими, чем тираннозавры (динозавры)

  • Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Муравьи никогда не спят.

  • Как вы думаете, есть ли у комара уши? (Ответы детей)

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

  • Чтоб издать звук (стрекотание), кузнечик потирает задними ногами.

Снаружи они покрыты твердыми щетинками, которые трутся друг о друга и издают звук. Некоторые виды кузнечиков стрекочут, потирая передние лапы, а некоторые трут лапами о корпус. У каждого вида кузнечиков своя особенная песенка. Кровь кузнечика белого цвета.

  • Самые быстрые насекомые на планете это стрекозы.

Скорость их может достигать 57 км/ч. Стрекоза живет 24 часа.

Воспитатель: вы внимательно слушали и смотрели на экран,

Ответы детей

Воспитатель: А теперь вопросы от нашей гусенички.

  • Какие существа появились на Земле первыми? (насекомые)
  • Кто самый сильный на земле? (муравей).
  • Где находятся уши у комара? (в усах)
  • Каким цветом кровь кузнечика? (белого)
  • Назовите самое быстрое насекомое (стрекоза)

Воспитатель: Молодцы! Получайте третью подсказку!

Воспитатель: Ну что, ребята, у нас осталось последнее задание и мы с вами сможем открыть конверты и посмотреть что же там. И так, последнее задание. Но для этого нам понадобится мяч.

Задание 4. «Один-много» с мячом

Одна бабочка – много бабочек

Один шмель – много шмелей

Одна - божья коровка, много - божьих коровок.

Одна муха - много мух.

Один комар - много комаров.

Один муравей – много муравьёв.

Один кузнечик – много кузнечиков.

Одна оса - много ос.

Одна стрекоза – много стрекоз.

Одна гусеница – много гусениц.

Одна пчела – много пчёл.

Один жук – много жуков.

Воспитатель: Молодцы! Вы получаете последний конверт с подсказкой, но помните он запечатан. А распечатаем мы его после того, как немного отдохнем.

Физкультминутка

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щёчкой)

Спит без просыпа всю зиму (руки под левой щёчкой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопают руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (машут руками, как  крыльями)

Воспитатель: Ну что ж, сколько у нас получилось конвертов?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Давайте мы их откроем и посмотрим Что же там. А здесь разрезная картинка. Её надо сложить и мы увидим, что получилось.

Дети складывают бабочку.

На экране появляется бабочка, которая благодарит детей и улетает.

Воспитатель: Какая у нас получилась бабочка?

Ответы детей

 замечательная, красивая бабочка

За вашу помощь бабочка приготовила вам сюрприз (наклейки)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какое самое интересное задание от гусенички вам показалось, Какое самое простое, А какое самое легкое, Что нового вы для себя узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для детей второй младшей группы «Приключение гусенички Фифы»

конспект НОД по речевому развитию, по русской народной  сказке "Репка" с использованием развивающих технологий (развивающие игры В.В.Воскобовича "Чудо соты" и ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по развитию инициативности «Приключения Гусенички в стране Фантазия»

Развитие творческих способностей и креативности у детей старшего дошкольного возраста....

Весеннее развлечение "Весенние приключения" - 2 мл.группа

Сценарий развлечения для детей младшей группы«Весенние приключения».2022 г.Цель: Создание весеннего настроения у малышей. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природ...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности 5-6 лет "Весеннее приключение гусенички"

Развитие речи в группе компенсирующей направленности 5-6 лет. Насекомые...