Обобщение опыта работы творческой группы по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка».
методическая разработка

Иванова Виктория Валентиновна

Изучение и внедрение технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка» в воспитательно-образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_logopchelki.docx246.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Метелица»

Обобщение опыта работы

творческой группы  

по изучению и внедрению

в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица»

технологии элементарного программирования

с использованием Лого-робота «Пчелка».

                                 Составители

                                            Иванова В.В. директор

                                                        Винокурова В. Г. воспитатель

Новый Уренгой

2023


Содержание

Содержание        2

Введение        3

Анализ теоретических источников и передового опыта работы        4

Преимущества и значимость использования логоробота «Пчелка» для детей дошкольного возраста        6

Анализ опыта работы творческой мастерской «Умная Пчелка»        7

Перспективы работы творческой группы «Умная Пчелка»        8

Список литературы        9

Приложение        10

Тематические коврики для Лого-робота «Пчелка»        11

«Лесная прогулка» (Игровые ситуации с использованием мини-роботов BEE-BOT «Умная пчела»)        12

Интерактивный квест во второй младшей группе с использованием интерактивного оборудования «Ежик»        16

«День Рождения Умной Пчелки» (Конспект занятия в подготовительной группе)        19

«Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT» (Мастер-класс для педагогов)        21

План работы по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка»        24


Введение

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к приобретению в нашем детском саду интерактивных, программируемых мини-роботов «Пчелка» Bee-Bot.

Это обусловлено тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки.

Перед педагогами встал вопрос: как внедрить современное развивающее оборудование «Лого-робот Пчелка» в воспитательно-образовательный процесс при проблеме недостатка отечественной методической литературы по работе с данным пособием? Это сподвигло к созданию творческой группы «Умная Пчелка» среди педагогов МАДОУ «ДС «Метелица».

Целью работы творческой группы стало изучение и внедрение технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка» в воспитательно-образовательный процесс.

Достижение цели предполагалось через решение следующих задач:

  • изучить теоретическую сторону данного вопроса;
  • изучить передовой опыт работы по вопросу использования Лого-робота «Пчелка» в работе с дошкольниками;
  • выявить преимущества и значимость данной технологии для детей дошкольного возраста;
  • организовать работу по внедрению современного развивающего пособия в воспитательно-образовательный процесс через осуществление деятельности с педагогами, детьми, родителями;
  • провести анализ проведенной работы с целью корректировки и внесения дополнений в перспективу.

Краткий обзор научно-педагогической литературы по использованию Лого-робота «Пчелка» в дошкольном образовании показал дефицит теоретических источников. Эта проблема несколько затруднила работу творческой группы, но вместе с тем сделала процесс более интересным и значимым. Результаты нашего труда будут полезны для других образовательных организаций и специалистов, которые будут заниматься изучением данной проблемы.

Далее в работе будут освещены опыт работы творческой группы «Умная Пчелка», достигнутые результаты, положительные и отрицательные моменты, выводы и перспективы дальнейшей работы.


Анализ теоретических источников и передового опыта работы

Как уже отмечалось, теоретических источников по использованию Лого-робота «Пчелка» в дошкольном образовании недостаточно. Вместе с тем нам удалось выделить ключевые моменты, которые были необходимы в работе по внедрению современного развивающего оборудования «Лого-робот Пчелка» в воспитательно-образовательный процесс с дошкольниками.

Bee-Bot – это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 до 7 лет. В ассортименте представлено 3 вида продукции:

  1. Программируемые роботы.

На прочном, яром корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота.

Вперед (шаг команды линейного перемещения 15 см)

Назад

Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)

Поворот направо на 90°

II

Пауза продолжительностью

1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой)

Х

Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память)

GO

Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы,  нажимаем кнопку ГОУ)

Также присутствуют элементы управления мини-роботом Bee-Bot

USB charging socket

Гнездо для зарядки

(USB) - заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона

OFF/ ON

ОТКЛ. / ВКЛ.

POWER

ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

SOUND

ЗВУК (Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение.)

Роботы Bee-Bot соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию.

  1. Тематические коврики для организации игр с роботами. Они позволяют придумать "Пчелке" разные приключения. Коврики предназначены для контроля прохождения заданных точек на карте. Тематические коврики могут разрабатываться педагогами совместно с детьми. (Приложение 1)
  2. Программное обеспечение. Специальная программа предназначена для управления роботом с компьютера. Программа включает в себя до 8 различных тематических полей, дизайнерский модуль оболочки для создания собственных полей.

Анализ опыта работы образовательных организаций Нижнего Тагила, Карпинска, Екатеринбурга, Нижневартовска, Новосибирска, Ноябрьска по использованию интерактивного мини-робота «Пчелка» позволил понять суть работы, наметить план работы с детьми в соответствии с их возможностями и интересами, использовать их «изюминки» на практике и дополнять новыми идеями. Так, в процессе работы творческой группы «Пчелка» были получены следующие продукты педагогической значимости:

- разработка плана работы по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка»;

- разработка и реализация образовательных мероприятий; НОД, совместная деятельность с детьми, мастер-класс, открытое занятие и т.д.;

- разработка и изготовление тематического коврика;

- пополнение методической копилки новыми педагогическими разработками;

- пополнение предметно-пространственной среды технологии элементарного программирования.

Анализ теоретических источников и передового опыта работы дал возможность запустить работу по внедрению интерактивного пособия Лого-робот «Пчелка», смотивировал педагогов к дальнейшим поискам и исследованиям, желанию поделиться своими наработками и опытом.


Преимущества и значимость использования логоробота «Пчелка» для детей дошкольного возраста

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Обучение логическому мышлению отождествляется с формированием математических представлений, а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. В этом на помощь приходит маленький помощник – логоробот. Преимущество логороботов:

  • для них применяется простое и понятное программирование, не связанное с использованием компьютера;
  • одним из этапов работы ребенка с роботом «Умная пчела» является умение составлять алгоритм;
  • игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать и решать задания различной сложности;
  • В игре могут принимать участие несколько детей;
  • мини-робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче;
  • способствуют разностороннему развитию ребенка;
  •  это самый простой путь для обучения основам программирования. (Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. И именно логоробот помогает формировать логическое мышление, осваивать методы и способы правильного рассуждения и размышления.);
  •  игры с ними развивают пространственную ориентацию;
  • овладевая логическими операциями, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте;
  • составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости, что способствует освоению счета;
  • программируя логоробота, дети учатся оперировать понятиями «вперед», «назад», «направо», «налево», «посередине», «между», что также способствует формированию речи;
  • использование различных тематических полей позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания, расширить активный и пассивный словарь;
  • для того чтобы игра состоялась, ребятам приходиться взаимодействовать друг с другом, договариваться и решать совместно игровые задачи.

Таким образом, программируемый напольный логоробот «Умная пчела» формирует у детей логическое мышление и может выступать одним из средств приобщения маленьких детей к основам программирования, информационно-коммуникационных технологий, начальной ступени инженерно-технического мышления.


Анализ опыта работы творческой мастерской «Умная Пчелка»

В течение 2021 – 2022 учебного года была проведена большая работа по внедрению в образовательный процесс технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка».

Наряду с теоретической частью работы было проведено много мероприятий практического характера в направлениях: работа с детьми (Приложение 2), работа с педагогами (Приложение 3), работа с родителями, предметно-пространственная среда, ведение документации и саморазвитие. Плотный график мероприятий расписан в плане работы творческой группы. (Приложение № 4)

Следует отметить, что работа с логороботами применялась в различной деятельности и образовательных направлениях, для формирования элементарных математических представлений (решение арифметических задач, ориентировка в пространстве, нахождение рациональных алгоритмов действий), дидактические игры по формированию культуры безопасности, в речевом развитии (речевые игры: «Цепочка слов», «Найди слог», «Составь слово» и др.), настольные спортивные соревнования, ЛОГО-турниры между возрастными группами. Работа с логороботами может проводиться в форме коллективной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах и самостоятельной деятельности детей старшего возраста.

Перспективы работы творческой группы «Умная Пчелка»

На итоговой встрече творческой группы были выстроены перспективы внедрения технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка». Был составлен примерный план работы на 2022 – 2023учебный год с внесением следующих предложений педагогов:

  1. разработать программу факультатива с использованием Лого-робота «Пчелка»;
  2. изучить и подобрать методики для осуществления мониторинга знаний, умений, навыков дошкольников в данном направлении;
  3. разработать диагностическую карту и критерии оценки;
  4. изготовить костюмы на мини-робота для участия в театрализованной деятельности, где роботы выступают в качестве героев;
  5. пополнять методическую копилку новыми разработками;
  6. продолжать работу по изготовлению новых тематических ковриков
  7. спланировать ЛОГО-турнир с приглашением родителей, участие родителей в составе жюри.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что внедрение новых современных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха». Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые, сложные и важные  идеи.


Список литературы

  1. «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и программируемых логороботов»// «Дошкольный вестник», №4, апрель 2017
  2. «Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT», Тандалова А.Н. (http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-2012-master-klass-razvitie-prostranstvennoy-orientacii-doshkolnika-posredstvom-mini-robota-bee-bot/)
  3. «Формирование конструкторских навыков и основ программирования у детей 4-5 лет», Ямилова И.Р. (http://ilsiar.ucoz.net/metodkapilka/formirovanie_konstruktorskikh_navykov_i_osnov_prog.pdf)
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskii-kovrik-dlja-logorobota-pchelki-dorozhnye-znaki.html

Приложение


Приложение 1

Тематические коврики для Лого-робота «Пчелка»

http://nera-msc.ru/upload/iblock/493/493c833d0eb8db320fad089cf20e9115.jpg

                 «На берегу моря»

http://nera-msc.ru/upload/iblock/225/225f3ead9b2812bd821ebab4266a4366.jpg

                                                                         «Цвета и формы»

https://edu-teh.ru/images/thumbnails/280/280/detailed/1/5_hw2x-h7.jpg

                «Остров сокровищ»


Приложение 2

«Лесная прогулка»

Игровые ситуации с использованием мини-роботов BEE-BOT «Умная пчела»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Материалы: мини-робот «Умная пчела», методический коврик «Лесная прогулка», корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.

Цель: формирование элементарных экологических знаний у детей.

Задачи:

•        совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам;

•        развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление;

•        воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Содержание

(Деятельность педагога, деятельность детей)

1.Игровая ситуация: «С какого дерева лист»

Цель: закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.

Мотивация. Звери готовятся к празднику и решили сделать красивую гирлянду из листьев деревьев, но у них только по одному листочку с дерева. Как помочь животным?

1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

2.Педагог предлагает детям выбрать лист с дерева.

3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5.Совместно с детьми подводит итоги.

Дети высказывают свои предложения

1.Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.Дети берут лист с дерева, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле.

3. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

2.Игровая ситуация: «Где растут эти грибы»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза-подберёзовик и т. д. Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

Мотивация. Лисичка собирается в гости к белочке и решила принести в подарок грибы, но не знает, под каким деревом растут эти грибы.

1.Педагог предлагает детям выбрать гриб из корзинки

2.Педагог предлагает по названию гриба найти место его произрастания в лесу

3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5.Совместно с детьми подводит итоги.

Дети высказывают свои предположения

1.Дети выбирают гриб и по внешнему виду определяют его название.

2.Дети находят дерево, под которым растет гриб.

3. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

3.Игровая ситуация «Кто, где живет»

Цель: формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Мотивация. Слоненок подружился с лесными зверями и решил навестить их. Но он не знает, кто, где живет. Как помочь слоненку?

1.Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.

2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

Дети высказывают свои предположения

1.        Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.

2.        Ищут на поле его место обитания и на маршрутном листе прокладывают путь.

3.        Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «дома».

4.Игровая ситуация «Накорми животное»

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе

Мотивация. Волчонок празднует свой день рождения и решил угостить своих друзей, но не знает, кто, чем питается. Как помочь волчонку?

1.Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.

2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3. Наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

Дети высказывают свои предположения

1.        Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.

2.        Ищут на поле пищу для своего животного и на маршрутном листе прокладывают путь.

3.        Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «лакомства».

5. Игровая ситуация «Помоги пчелке найти дорогу домой»

Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.

Учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана.

Мотивация. Педагог ставит перед детьми проблему «пчелка заблудилась». У каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте. 1.Предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.

2.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

Деятельность детей:

1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают план-карту.

2. Ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе.

3.Программируют робота.

После этого ставят робота на отправную точку и запускают его.

6. Игровая ситуация «Волшебные звуки»

Цель: закреплять умения определять местоположение звука в слове.

1.        Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

2.        Педагог предлагает карточку для определения местоположения звука в слове.

3.        Педагог называет звук, местоположение которого необходимо найти.

4.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

5.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

6.Совместно с детьми подводит итоги.

1.Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.дети рассматривают карточку.

3.Дети называют дерево в названии, которого есть определенный звук и его местоположение в слове. Затем находят это дерево на игровом поле.

4.Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

5. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этого дерева.

7. игровая ситуация «Волшебные слоги»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

2.Педагог предлагает детям карточки с цифрами. Детям нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.

3. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5. Совместно с детьми подводит итоги.

1.Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.Дети называют цифру и ищут на коврике картинку, название которой соответствует количеству слогов.

3.Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этой картинки. Закрывают картинку карточкой с цифрой.


Интерактивный квест

во второй младшей группе

с использованием интерактивного оборудования «Ежик»

Программное содержание:

  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • закреплять умение рассказывать потешки, чётко проговаривая слова;
  • формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное;
  • развивать умение сострадать и оказывать помощь;
  • развивать внимательность, формировать певческие навыки;
  • развивать творческие способности у детей через нетрадиционную технику рисования, воспитывать аккуратность при работе с краской.

Реквизиты: пчелки-роботы, дорожка, домик, дерево, лист ватмана, тарелки с гуашевой краской на каждого ребёнка, тычки, влажные салфетки.

Предварительная работа: беседа о маме, чтение стихотворений о маме, разучивание потешки «Зашагали наши ножки», песня «Я пеку, пеку, пеку».

Ход квеста:

Воспитатель: Ребята, я хочу у вас спросить:

-Кто вас будит ото сна? (Мамочка)

-Кто сказал: «Вставать пора?» (Мамочка)

-Кашу кто успел сварить? (Мамочка)

-Чаю в кружечку налить? (Мамочка)

-Кто косички вам заплёл? (Мамочка)

-Целый дом один подмёл? (Мамочка)

-Кто ребячий любит смех? (Мамочка)

-Кто на свете лучше всех? (Мамочка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сегодня со мной приключилась такая история.

-Я шла в детский сад и услышала чей-то плач. Я заглянули за кустик и увидела Ежиху. Она очень горько плакала от того, что потеряла своего маленького Ежонка. Оказывается, он был не очень послушным Ежонком и не послушался свою маму. Она говорила ему не уходить из дома одному, а он её не послушался – ушёл и вот заблудился. Ребята, хорошо Ёжик поступил, что ушёл без разрешения? (Ответы детей)

А вы слушаетесь своих мам? Молодцы! Мама Ёжика очень просит помочь ей отыскать Ежонка. Поможем ей? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски Ежонка. А идти нам нужно по длинной дорожке.

Воспитатель вместе с детьми расстилает на полу дорожку для пчел-роботов и дети друг за другом проходят за ней с сопровождением потешки «Зашагали наши ножки прямо по дорожке».

Зашагали наши ножки

Топ-топ-топ

Прямо по дорожке,

Топ-топ-топ

Ну-ка, веселее,

Топ-топ-топ

Вот как мы умеем

Топ-топ-топ.

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, мы пришли в лес. Здесь нас встречают Умные пчелы-роботы. Они предлагают нам решить загадки, чтобы мы могли пройти сквозь этот дремучий лес

Неизвестно, где живет

Налетит – деревья гнет

Засвистит – по речке дрожь

Озорник, а не уймешь

(Ветер)

Все жужжит она, жужжит

Над цветком она кружит.

Села. Сок с цветка взяла

Мед готовит нам

(Пчела)

Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть, нет головы.

(Гриб)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, Умные пчелки-роботы нам показывают дорогу дальше, мы вышли из дремучего леса (подходим к интерактивной доске/ экрану)

Интерактивный мальчик Спарк: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй, Спарк.

Спарк: Ребята, а что вы делаете в лесу?

Воспитатель: Мы ищем Ежонка. Он не послушался маму и ушел из дома, вот и заблудился.

Спарк: Ребята, а вы слушаете свою маму? (ответы детей)

-А вы помогаете маме? Что вы делаете? (убираем игрушки складываем вещи и убираем за собой)

Спарк: Молодцы! Скажите, ребята, а вы любите свою маму? А как вы любите маму? (дети скрещивают руки на груди и обнимают себя крепко-крепко)

Спарк: Молодцы! Тогда у меня есть для вас очень интересные задания, когда вы их выполните, я скажу вам, куда пошел Ежонок (дети выполняют задания)

Сова: Молодцы ребятки! Какие вы у мамы помощники. А сейчас идите вон на ту полянку, Ёжик точно где-то там!

Дети: Спасибо, Спарк, до встречи!

Воспитатель: Ребята, смотрите, мы пришли к какому- то домику. Давайте узнаем, что там? (подходим к ЛЕГО-центру)

Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Здесь задания, с которыми нам тоже необходимо справиться, чтобы помочь маме Ежонка отыскать его. (Дидактическая игра «Где, чей дом?»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. (За дверью слышим радостное фырканье)

Дети: Там Ёжик! Мы отыскали его!

Воспитатель: Ребята, мама Ежонка очень рада видеть своего сыночка, говорит, что она очень переживала, искала, скучала без него. Мама говорит вам спасибо за помощь.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю сделать вам приятный сюрприз для ваших мам! (рисуем на ватмане отпечатками ладошек солнышко и цветы)

Какие красивые цветы у нас получились! Какое солнышко от самых дорогих ладошек на свете! Вечером придут ваши мамы, вы подойдёте тихонько к ним и скажете: «Как же сильно я тебя люблю!».

Ну, что ж, наше путешествие подошло к концу и нам пора с вами возвращаться в детский сад. Мы сейчас попрощаемся с нашими гостями, а затем пойдём по длинной дорожке обратно в группу.

Ножки, ножки,

Наши ножки

Зашагали по дорожке.

Это мальчики и девочки идут,

Громко песенку поют.

Вывод: Ну, вот, мы и в группе.

- О ком мы сегодня говорили? (о маме)

- Кто самый дорогой, нежный, красивый и заботливый человек на свете? (мама)

А что ещё мы делали сегодня? (помогли Ежихе найти ее Ежонка, рисовали цветы и солнце)

Вам понравилось путешествие?


«День Рождения Умной Пчелки»

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием

пчелок-роботов Bee Bot.

Цели:

  • совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов, профилактика нарушений письменной речи;
  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений, зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, координации речи с движением;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: игры на развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Оборудование: пчелки-роботы Bee Bot (3 шт.), компьютер, магнитная доска, маркер, магнитные буквы алфавита; предметные картинки с изображениями: «дятел»,  «белка», «букет цветов», «бочонок с медом»; стол, коврик-пазл напольный «Алфавит», пластик прозрачный (1м*1м), ватман 60*90 (клетки 15см*15см).

Ход занятия:

(Создание эмоционального положительного фона).

Воспитатель приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня День Рождения Умной Пчелки-робота  Bee Bot.  Давайте посмотрим на нее. Что мы видим у нее на спинке? (Кнопки со стрелочками.)

Воспитатель: Что они означают? (Кнопка «прямо», кнопка «назад», кнопка «влево», кнопка «вправо», кнопка по середине «старт», кнопка крестик «сброс», кнопка с двумя палочками «пауза».)

Воспитатель: Ребята, пчелка приготовила для вас музыку и танец. Давайте потанцуем, выполним движения.  

 (Воспитатель включает на компьютере видеоролик с песней из мультфильма про пчелок).

Воспитатель: Пчелка пригласила двух пчелок – роботов.

-Ребята, давайте узнаем, кого еще пчелка пригласила на День Рождения?

 (Воспитатель предлагает детям встать вокруг стола, где составлены и соединены разные буквы-паззлы).

Упражнение-игра «Собери слово».

У пчелки есть друзья. Соберите слова, с помощью пчелок-роботов,  и вы узнаете, как зовут друзей. Составьте из магнитных букв получившиеся слова, в схеме слова, на магнитной доске.

 (Воспитатель  говорит, сколько раз нажать кнопки: например: «прямо» 3 раза, «направо»1 раз)

Первый ход - пчелка стоит на букве Д. (1 ребенок ставит на магнитной доске  магнитную букву Д, в начале схемы слова). Ребенок нажимает кнопки на пчелке: «прямо» 3 раза, «направо»1 раз (поворот). Пчелка остановилась на букве Я.

Ход переходит другому ребенку, он ставит на магнитной доске магнитную букву Я после буквы Д, и так далее.

Должно получиться слово «ДЯТЕЛ» (сверху над этим словом воспитатель ставит картинку), следующее слово «БЕЛКА» (сверху над этим словом воспитатель ставит картинку).

Игра-соревнование «Кто первый подарит букет цветов пчелке?»

(Воспитатель кладет на стол ватман, сверху пластик, разделитель-дорожка из лего-кубиков, картинка «букет цветов», две  пчелки-робота)

Воспитатель: Чья пчелка-робот первая доедет до букета, тот ребенок и дарит букет (картинку) пчелке на День Рождения.

Воспитатель: Ребята, пчелка хочет вас угостить медом. Давайте с помощью пчелки-робота составим слово: МЁД.

 (Дети составляют слово, используя пчелку-робота и паззлы-алфавит. Затем на магнитной доске дети составляют схему слова: МЁД. Сверху над этим словом воспитатель ставит картинку: «бочонок с мёдом»).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом благодарит их за работу.

-Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Пчелка дарит вам наклейки-конфетки.


Приложение 3

«Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT» (Мастер-класс для педагогов)

 

О чем мечтают дети,

На всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать,

И новый мир познать,

Простых вещей основу,

И таинства узнать!

(Слайд 1) Сегодня воспитание и образование детей невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.

Использование технических средств в обучении – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс имеет много преимуществ, например, (Слайд 2)

•        использование технических средств в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Нами было отмечено, что использование интерактивных средств обучения вызывает обширный интерес у детей за счёт реалистичности изображения, использования анимации, а если есть интерес, то появится желание впитать в себя новую информацию. Практика показала, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается.

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности;

•        использование интерактивных средств также помогает закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности.

(Слайд 3) Одной из таких средств является интерактивная игрушка мини-робот Bee-Bot "Умная пчелка", которая активно используется воспитателями нашего ДОУ в воспитательно-образовательном процессе. И я предлагаю Вам с ней познакомиться.

(Слайд 4) Bee-Bot это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 до 7 лет. В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Как выглядит пчелка - робот, и что она умеет?

Возьмите пчёлку в руки. На прочном корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Давайте узнаем, что они означают: (Слайд 5)

 ↑        Вперед

↓        Назад

←        Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)

→        Поворот направо на 90°

II        Пауза продолжительностью

1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой)

Х        Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память)

GO        Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ)

 

Также присутствуют элементы управления мини-роботом Bee-Bot на брюшке «пчелы»: (Слайд 6)

USB charging socket        Гнездо для зарядки

(USB) - заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона

OFF/ ON        ОТКЛ. / ВКЛ.

POWER        ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

SOUND        ЗВУК (Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение.)

 Предлагаю вам освоить игру с мини-роботом. «Жила-была пчелка. Звали ее Полосатик... однажды она решилась и улетела из своего домика. Во время путешествия Полосатик увидела и узнала много интересного, преодолевая различные опасности. А сегодня пчелка прилетела в гости к нам. Познакомимся с ней поближе».

- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

- Я пришла к вам не одна, а с друзьями. Попробуйте отгадать с кем (загадка: Села на цветок. В цветок – хоботок! Нектару взяла. Сзади игла.) Как вы думаете, что у меня в руках? (достаю пчёлок из улья) Хотите с ними подружиться? (ответы. Раздаю по пчелке) Давайте придумаем своим пчелкам имя? (ответы)

- Ребята! (Слайд 9) В цветочной стране, где живут наши пчелки, случилось несчастье, подул сильный ветер, и с радуги сдуло все цвета, и разбросало по полю. (показываю поле с потерянными цветами радуги(Слайд 10))

- А вы, хотите помочь Радуге найти свои цвета? Как вы думаете, кто нам может в этом помочь? (ответы)

- Правильно, нам помогут пчелки. (Слайд 11) Но пчелки у нас не обычные, сами по себе они двигаться не могут, и мы должны им помочь. Чтобы наша пчелка поехала (полетела) мы должны ее запрограммировать. Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». После того как мы задали нужную программу нажимаем «ГОУ» (старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно мы должны нажать на «сброс» иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую.

- У радуги свои цвета. Какие это цвета? (ответы)

- Хотите попробовать собрать цвета радуги? (ответы) Какой цвет у нас первый? (ответы) Идем к красному цвету. По какому пути должна поехать пчелка? (Показываю на личном примере, как правильно задавать алгоритм движения пчелы.)

- Ребята, все цвета мы с вами собрали. (Слайд 12)

- Наша радуга собралась. Что было интереснее всего? (ответы). А какие сложности у вас возникли? (ответы)

- Ребята, поблагодарим наших пчелок. Какие слова благодарности мы знаем? (ответы). А вы, хотите, чтобы пчелки пришли к нам в гости еще? (ответы. Убираю пчёлок в улей).

- СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики. (Слайд 7)  Они позволяют придумать "Пчелке" разные приключения.

Коврики предназначены для контроля прохождения заданных точек на карте.

Давайте рассмотрим их. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота. Шаг команды линейного перемещения 15 см.

Коврик («Ферма»). Знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур

Коврик («Остров сокровищ»). Этот коврик выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Город». Составляем несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.

Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля».  (Слайд 8) В дальнейшем ассортимент создаваемых игровых полей-ковриков регулярно будет пополняться, в зависимости от целей и задач педагога, от деятельности или интересов детей.

А теперь давайте проявим фантазию. Я предлагаю одной группе из предложенных карточек («Чей домик») создать коврик, дать ему название, сформулировать цель; второй группе придумать задание и проложить маршрут пчёлке.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение мультимедийных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха. Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи. (Слайд 13)


Приложение 4

План работы

по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования

с использованием Лого-робота «Пчелка».

п/п

Сроки проведения

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

Знакомство педагогов с современным развивающим оборудованием Лого-робот «Пчелка». Краткая характеристика и значение в работе с дошкольниками.

Винокурова В.Г.

Октябрь

Просвещение родителей на общем и групповых родительских собраниях о внедрении в воспитательно-образовательный процесс технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка».

воспитатели старших и подготовительных к школе групп

Создание творческой группы по изучению и внедрению технологии в образовательный процесс.

Винокурова В. Г.

Ноябрь

Изучение литературы, передового опыта работы, инструкции работы по использованию Лого-роботов

Винокурова ВГ. участники творческой группы

Обмен накопленной информацией и наработок творческой группы по работе с Лого-роботами «Пчелка», внесение коррективов в план работы по изучению и внедрению данной технологии.

Винокурова В .Г.,

участники творческой группы

Декабрь

Внедрение технологии в воспитательно-образовательный процесс участниками творческой группы: совместная деятельность, НОД, самостоятельная деятельность детей, разработка и изготовление элементарного тематического коврика, мини-логотурниры.

Участники творческой группы

Обсуждение педагогов творческой группы практики работы с детьми с использованием интерактивных Лого-роботов.

Винокурова В .Г.,

участники творческой группы

Январь

Подготовка места и игрового поля для проведения ЛОГО-турниров

участники творческой группы

Проведение пробного ЛОГО-турнира среди детей подготовительных к школе групп.

Иванова ВВ Винокурова В .Г. участники творческой группы

Мастер-класс для педагогов всех возрастных групп «Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота «Пчелка».

Винокурова  В .Г.

Февраль

Открытое занятие в рамках «Фестиваля педагогического мастерства» с использованием технологии элементарного программирования

Винокурова  В .Г.

Разработка, и создание макета тематического коврика для Лого-робота «Пчелка».

Участники творческой группы

Март

Изготовление и печать тематического коврика для Лого-робота «Пчелка».

Сидорова Т.А., родители группы № 11

ЛОГО-турнир среди детей подготовительных к школе групп с приглашением детей средних и старших групп.

Иванова ВВ Винокурова  В .Г. участники творческой группы

Апрель

Анализ проведенной работы по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования

с использованием Лого-робота «Пчелка».

участники творческой группы

Фото-отчет на общем родительском собрании по внедрению в воспитательно-образовательный процесс технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка».

Юдникова Е.Е.,

участники творческой группы

Май

Перспективы внедрения технологии элементарного программирования

с использованием Лого-робота «Пчелка». Составление примерного плана работы на 2023 – 2024 уч. год.

участники творческой группы

Отчет проведенной работы по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования

с использованием Лого-робота «Пчелка» на итоговом Педагогическом Совете.

Винокурова В.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей  среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением  ФГОС ДО были разработаны ...

Из опыта работы творческой группы МАДОУ №1 г. Хабаровска.

    Одной из таких форм методической работы, которые играют особую роль в непрерывном повышении квалификации педагогов, является творческая группа.       Таки...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"

В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...

Обобщение опыта работы по теме: "Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепление здоровья детей"

Обоснование темыОсновной задачей работы моей группы является укрепление здоровья, охрана нервной системы, гармоничное физическое развитие, двига­тельная активность и развитие движений.Считаю работ...

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей

laquo; Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста....