Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennye_opyty.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мишарина Р.Н. педагог-психолог

 Сванидзе Е.В. учитель-дефектолог

 ГБДОУ детский сад №101 компенсирующего вида

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Проектируя создание групп кратковременного пребывания, мы сразу задались вопросом: зачем и для чего нам такие группы? Ведь контингент детей у нас со сложными сочетанными диагностическими особенностями и каждый год наполняемость разная. И что такое художественный опыт с такими детьми? В нашей ситуации – это способ познания окружающего мира через изобразительную деятельность с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Вот, собрали мы всех детей, родителей и педагогов – и что с этим делать?

А пошли мы от самого главного – эмоциональных отношений ребенка и взрослого!

Основоположник теории привязанности (специалист в области развития, психологии семьи психоанализа и психотерапии) Джон Боулби говорил об эмоциональных отношениях с матерью как о необходимом условии душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной года. А это и есть возраст наших детей.

При создании программы, мы столкнулись с определенными проблемами:

  1. Дети с различными видами нарушений и разным уровнем психофизического развития.
  2. Родители – каждый «со своими проблемами в голове» с точки зрения воспитания ребенка.
  3. Отсутствие методической базы программ раннего развития для детей с ОВЗ в условиях кратковременного пребывания.
  4. Отсутствие специального образования по раннему развитию.

В итоге:

  • Мы закончили специальные курсы по раннему развитию
  • Была создана примерная психолого-педагогическая программа «Растем вместе»

Замечательные слова выдающегося детского психолога Майи Ивановны Лисинойо том, что ребенок – личность и партнер.

Работая в этом ключе, мы удовлетворяем ведущую потребность ребенка в общении, а именно – потребность в сотрудничестве, в партнерстве.

Мы не берем отдельного ребенка или взрослого, мы берем их как команду, в которой командир – ребенок, а опора – взрослый.

И если мы говорим о художественно-эстетическом развитии, то здесь как нигде в другой области с одной стороны мы можем проследить отношения «Мать –ребенок», а с другой стороны – способность к развитию сотрудничества, а значит взаимопонимания между матерью и ребенком.

Остановимся на принципах взаимодействия в триаде «Родитель-ребенок-педагог».

Наша модель взаимодействия предполагает наличие трех участников: родитель- ребенок- специалист. При этом ребенок в середине потому, что он самый главный в этом взаимодействии и ему отводится главная, ведущая роль. Работа специалиста и родителя направлена на ребенка.

Наша задача заключается с одной стороны - в обеспечении родителя необходимой информацией, обучении его специальным приемам взаимодействия, а с другой стороны – мы создаем такие ситуации, при которых ребенок будет интересоваться именно тем, что нам необходимо.

Таким образом, и специалист, и родитель будет находиться на одном уровне партнерских отношений. Мы не конкурируем с родителями, а становимся партнерами.

Любая работа, естественно, начинается с диагностики и ею же заканчивается. Мы используем анкетирование родителей, наблюдение за ребенком в свободной деятельности, в условиях созданной педагогом ситуации и, конечно, анализ медицинской документации.

Отношения всей семьи в целом для нас особенно важны и ценны. Почему? Если мы скажем, что к нам приходят сложные семьи – то мы этим ничего не скажем. Более 50% семей – неполные. Мамы находятся в состоянии депрессии: часть из них не может принять своего ребенка, другая часть не хочет принять общество, которое считает ее ребенка «особым». Чувство вины, несбыточных надежд, изолированности, предательства со стороны близких приводит к тому, что одни мамы ставят крест на своей личной жизни, а другие – на ребенке.

Наша основная задача – помочь им понять, принять и полюбить себя и своего ребенка.

Говоря о результатах реализации Программы, мы разделили ожидаемые результаты для родителей и для детей.                Что же мы реально получаем?:

  1. Чувство внутреннего комфорта от пребывания на занятиях.
  2. Ребенок из «вещи в себе» превращается в «мир для всех».
  3. Развитие познавательной активности и, как следствие – развитие коммуникативных навыков (изучает мир вокруг себя).
  4. Более того, параллельно этому, у него развиваются все психические процессы: и внимание, и восприятие, и память.
  5. Появляется потребность к самовыражению через творчество.

Остановимся на возрастной специфике занятий и, как вы понимаете, все они проводятся только в игровой форме.

Структура программы основывается на принципе сезонности: осень, зима и весна. При этом мы обязательно следуем принципам:

  • От простого к сложному
  • Многократного повторения в разных видах и формах деятельности
  • Системный подход

Остановимся поподробнее на наших художественных опытах.

Поскольку изо-деятельность включает в себя и рисование, и лепку, и аппликацию, то основной задачей занятий является знакомство малышей со свойствами этих материалов, их особенностями и возможностями взаимодействия с ними.

  1. Рисованиев этом возрасте нигде не предполагается, но поскольку мы работаем в команде – мы используем все виды рисования (и грязное рисование – пальчиками, и инструментальное рисование – кистью, восковыми мелками).
  2. В лепке, поскольку важна безопасность, в первое полугодие мы работаем с тестом (пресное, соленое – объемная работа), а затем включаем в занятия мягкие сорта пластилина, используя плоскостную лепку.
  3. Детям особенно нравится аппликация из готовых форм с применением не только бумаги, но и природных материалов.

И что в результате получается и как это выглядит, вы можете увидеть на нашей небольшой фотогалерее.

Таким образом, художественные опыты с одной стороны  –    это мастер-классы для родителей, а с другой – творческая мастерская для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей со сложной структурой дефекта

Данна программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности, посещающих группу кратковременного пребывания по индивидуальному ра...

Индивидуальный образовательный маршрут в группе детей со сложной структурой дефекта

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченн...

Работа в группе кратковременного пребывания детей РАС.

Работа в группе кратковременного пребывания детей РАС. Работая в группе кратковременного пребывания детей с РАС, хочу поделиться опытом работы с детьми аутистами, с проблемами, с которыми мы стал...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...