Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_opyty.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишарина Р.Н. педагог-психолог
Сванидзе Е.В. учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад №101 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Проектируя создание групп кратковременного пребывания, мы сразу задались вопросом: зачем и для чего нам такие группы? Ведь контингент детей у нас со сложными сочетанными диагностическими особенностями и каждый год наполняемость разная. И что такое художественный опыт с такими детьми? В нашей ситуации – это способ познания окружающего мира через изобразительную деятельность с детьми раннего возраста с ОВЗ.
Вот, собрали мы всех детей, родителей и педагогов – и что с этим делать?
А пошли мы от самого главного – эмоциональных отношений ребенка и взрослого!
Основоположник теории привязанности (специалист в области развития, психологии семьи психоанализа и психотерапии) Джон Боулби говорил об эмоциональных отношениях с матерью как о необходимом условии душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной года. А это и есть возраст наших детей.
При создании программы, мы столкнулись с определенными проблемами:
- Дети с различными видами нарушений и разным уровнем психофизического развития.
- Родители – каждый «со своими проблемами в голове» с точки зрения воспитания ребенка.
- Отсутствие методической базы программ раннего развития для детей с ОВЗ в условиях кратковременного пребывания.
- Отсутствие специального образования по раннему развитию.
В итоге:
- Мы закончили специальные курсы по раннему развитию
- Была создана примерная психолого-педагогическая программа «Растем вместе»
Замечательные слова выдающегося детского психолога Майи Ивановны Лисинойо том, что ребенок – личность и партнер.
Работая в этом ключе, мы удовлетворяем ведущую потребность ребенка в общении, а именно – потребность в сотрудничестве, в партнерстве.
Мы не берем отдельного ребенка или взрослого, мы берем их как команду, в которой командир – ребенок, а опора – взрослый.
И если мы говорим о художественно-эстетическом развитии, то здесь как нигде в другой области с одной стороны мы можем проследить отношения «Мать –ребенок», а с другой стороны – способность к развитию сотрудничества, а значит взаимопонимания между матерью и ребенком.
Остановимся на принципах взаимодействия в триаде «Родитель-ребенок-педагог».
Наша модель взаимодействия предполагает наличие трех участников: родитель- ребенок- специалист. При этом ребенок в середине потому, что он самый главный в этом взаимодействии и ему отводится главная, ведущая роль. Работа специалиста и родителя направлена на ребенка.
Наша задача заключается с одной стороны - в обеспечении родителя необходимой информацией, обучении его специальным приемам взаимодействия, а с другой стороны – мы создаем такие ситуации, при которых ребенок будет интересоваться именно тем, что нам необходимо.
Таким образом, и специалист, и родитель будет находиться на одном уровне партнерских отношений. Мы не конкурируем с родителями, а становимся партнерами.
Любая работа, естественно, начинается с диагностики и ею же заканчивается. Мы используем анкетирование родителей, наблюдение за ребенком в свободной деятельности, в условиях созданной педагогом ситуации и, конечно, анализ медицинской документации.
Отношения всей семьи в целом для нас особенно важны и ценны. Почему? Если мы скажем, что к нам приходят сложные семьи – то мы этим ничего не скажем. Более 50% семей – неполные. Мамы находятся в состоянии депрессии: часть из них не может принять своего ребенка, другая часть не хочет принять общество, которое считает ее ребенка «особым». Чувство вины, несбыточных надежд, изолированности, предательства со стороны близких приводит к тому, что одни мамы ставят крест на своей личной жизни, а другие – на ребенке.
Наша основная задача – помочь им понять, принять и полюбить себя и своего ребенка.
Говоря о результатах реализации Программы, мы разделили ожидаемые результаты для родителей и для детей. Что же мы реально получаем?:
- Чувство внутреннего комфорта от пребывания на занятиях.
- Ребенок из «вещи в себе» превращается в «мир для всех».
- Развитие познавательной активности и, как следствие – развитие коммуникативных навыков (изучает мир вокруг себя).
- Более того, параллельно этому, у него развиваются все психические процессы: и внимание, и восприятие, и память.
- Появляется потребность к самовыражению через творчество.
Остановимся на возрастной специфике занятий и, как вы понимаете, все они проводятся только в игровой форме.
Структура программы основывается на принципе сезонности: осень, зима и весна. При этом мы обязательно следуем принципам:
- От простого к сложному
- Многократного повторения в разных видах и формах деятельности
- Системный подход
Остановимся поподробнее на наших художественных опытах.
Поскольку изо-деятельность включает в себя и рисование, и лепку, и аппликацию, то основной задачей занятий является знакомство малышей со свойствами этих материалов, их особенностями и возможностями взаимодействия с ними.
- Рисованиев этом возрасте нигде не предполагается, но поскольку мы работаем в команде – мы используем все виды рисования (и грязное рисование – пальчиками, и инструментальное рисование – кистью, восковыми мелками).
- В лепке, поскольку важна безопасность, в первое полугодие мы работаем с тестом (пресное, соленое – объемная работа), а затем включаем в занятия мягкие сорта пластилина, используя плоскостную лепку.
- Детям особенно нравится аппликация из готовых форм с применением не только бумаги, но и природных материалов.
И что в результате получается и как это выглядит, вы можете увидеть на нашей небольшой фотогалерее.
Таким образом, художественные опыты с одной стороны – это мастер-классы для родителей, а с другой – творческая мастерская для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...
Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.
Важным в дошкольном образовании является согласованность совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...
Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей со сложной структурой дефекта
Данна программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности, посещающих группу кратковременного пребывания по индивидуальному ра...
Индивидуальный образовательный маршрут в группе детей со сложной структурой дефекта
Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченн...
Работа в группе кратковременного пребывания детей РАС.
Работа в группе кратковременного пребывания детей РАС. Работая в группе кратковременного пребывания детей с РАС, хочу поделиться опытом работы с детьми аутистами, с проблемами, с которыми мы стал...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"
В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...