Методическая разработка " В мире профессий!" 2022-2023
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Абкарова Татьяна Рафаэловна

Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_professii.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование учреждения

ГБОУ ШКОЛА № 1476

                     Методическая разработка.

Тема: «Формирование у детей старшего  дошкольного возраста  представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Выполнила: воспитатель

Абкарова Т.Р.

                                               учебный год 2022-2023

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности

Задачи:

  • создать  условия для самореализации творческих способностей детей;  развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно – ролевых играх; воспитание уважения к труду взрослых.
  • Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.  
  • Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
  • Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышать взаимодействие с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

              Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Рассмотрим формирование у детей дошкольного возраста  представлений о профессиях посредством игровой деятельности. Знакомство с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее ему радость и приносящее пользу людям.   Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.   Задача педагогов в детском саду не только раскрыть перед школьниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей.

     Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.  Основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, склонностей дошкольников.

     Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений   (с использованием ИКТ) .

Используемые технологии: игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих родителей.
  • Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
  • Позиционирование себя в различных профессиях.
  • использование приобретенных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Взаимодействие с родителями

  1. Консультации:  «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;  «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»; «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
  2. Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
  3. Беседы дома о профессиях родителей.
  4. Памятка для родителей  «Воспитание трудолюбия»;
  5. Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»».
  6. Родительское собрание:«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»,
  7. Привлечение к обогащению РППС группы (центр игры) . Создание (пошив, изготовление атрибутов) к сюжетно-ролевым играм;

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности с детьми.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй.

Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

                       План работы педагога с детьми по теме самообразования

Месяц

Профессия

Задачи

Формы

работы/мероприятия

Сентябрь

«Профессии в детском саду,

в школе»

Словарь:

учитель

 воспитатель,

логопед,

мед. сестра,

прачка, повар, вахтер, завхоз,

заведующая,

помощник воспитателя и др.

1.Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя.

2.Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя.

3.Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе.

4. Расширять и активизировать словарь детей по теме.

Чтение художественной литературы о детском саде, школе.

Чтение: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (учитель; мед. сестра);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?»

(воспитатель; повар)

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики».

Беседа по картине 

«На уроке».

Экскурсия в школу.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…».

Октябрь

«Работники

сельского

хозяйства»

Словарь:

 фермер,

конюх, пастух,

тракторист,

комбайнер,

 доярка,

 птичница,

 хлебороб

1.Углублять знания детей о профессиях.

2.Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека.

3.Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства.

4.Расширять словарь детей по теме.

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (фермер);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (фермер)

Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы»,

«Что выращено колхозниками?»

Рассматривание картины из серии «Кем быть?»

«Врач»

Словарь:

педиатр,

стоматолог,

окулист, хирург, невропатолог, медсестра;

1.Обогащать знания и представления детей о профессиях врача.

2.Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседа.

Экскурсия в медицинский  кабинет,

Чтение «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Врач  и др.);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Врач )

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь».

Ноябрь

«Водитель»

Словарь:

 шофер,

машинист

1.Расширять представления детей о профессии водителя автобуса (троллейбуса), шофёра такси, машиниста поезда.

2.Показать взаимосвязь людей разных профессий.

3.Воспитывать уважение к людям труда.

Сюжетно - ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога».

Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк».

Чтение произведений о правилах дорожного движения

Викторина по правилам дорожного движения

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (машинист);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Водитель, машинист).

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается?»

«Мебельщик»

«Столяр»

1.Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов.

Д/и «Кому что нужно для работы».

Встреча и беседа со столяром д/с.

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (столяр)

«Портниха»

(швея)

«Закройщица»

«Модельер»

«Кинорежис-сер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер»

1.Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды.

1. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера.

2.Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.

Сюжетно - ролевая игра «Ателье».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (портниха)

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (портной)

Декабрь

«Музыкант»

Словарь:

Композитор,

певица, певец,

музыкант

1.Рассказать детям о профессиях музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста), композитора.

2.Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий.

3.Воспитывать любознательность.

Рассматривание иллюстраций с различными инструментами.  

 Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. а также произведений известных композиторов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Встреча с интересными людьми.

Дидактические игры «Угадай на чём играю?»

Настольные игры: «До-ре-ми», «Профессии».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Музыкант)

«Повар»

«Продавец»

«Кассир»

1.Расширять у воспитанников представления о мире взрослых.

2.Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности,

3.Формировать уважение к труду.

Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов».

Экскурсия на кухню.

Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий?», «Угадай профессию».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (повар;

кассир;

продавец);

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (продавец)

Январь

«Строители»

Словарь:

архитектор,

дизайнер,

строитель,

электрик,

инженер,

плотник,

маляр,

крановщик,

каменщик,

сантехник,

плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик

1.Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей.

2.Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий.

Беседы: «Стройка. Профессии», «Секреты плотника: как построить прочный дом».

Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома).

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (строитель, маляр и др.);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (строитель)

Дидактические игры: «Кем я хочу быть?», «Кому что нужно для работы?

«Спортсмен»

1.Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах - лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др.

Организация совместной выставки-конкурса рисунков «Зимние виды спорта»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (спортсмены)

Февраль

«Военные

профессии»

1.Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;

2.Расширять представления детей о Российской армии;

-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

3.Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);

4.Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных»

Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки».

Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий».

Чтение художественной литературы:

«Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (военный и др.)

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (военнослужащий)

Март

«Женские

профессии»

Словарь:

Актриса,

Парикмахер,

Уборщица,

почтальон

Уточнить представления детей о женских профессиях

Беседа «Женские профессии».

Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья?»

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская»,

Чтение художественной литературы.

Рисование на тему «Мамина профессия»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (актриса; парикмахер;

 почтальон);

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (парикмахер)

«Библиотекарь» «Писатель»

«Художник»

1.Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника.

2.Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Экскурсия в библиотеку

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале».

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.

Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (библиотекарь; писатель;

художник);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (библиотекарь)

Апрель

«Космонавт»

1.Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны.

2.Поддерживать интерес к людям редких профессий.

Презентация «Первопроходец космоса».

Сюжетно - ролевая игра:«Космонавты».

Выставка рисунков «Космос».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (космонавт; фотограф)

«Пожарный»

«Полицейский» «Спасатель»

Расширять знания детей о профессии пожарного

Сюжетно - ролевая игра:«Мы - пожарные»

Рисование на тему «Пожарные на пожаре».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г.П. Шалаева (пожарный;

полицейский)

май

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Игра-развлечение «Калейдоскоп профессий».

«Азбука профессий»

(профессии на определенную букву)

А – агроном, актер, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном, артист, акробат.

Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, бармен, балетмейстер, билетер, бульдозерист, бетонщик, барабанщик, брокер.

В – ветеринар, вахтер, воспитатель, врач, водолаз, водитель, военный, визажист.

Г – геолог, грузчик, геодезист, горняк, гармонист, гардеробщик, гувернантка.

Д – доярка, дворник, дирижер, докер, диктор, дизайнер, дрессировщик, диспетчер.

Е – егерь, ефрейтор.        

Ж – журналист, животновод, жонглер, живописец, жестянщик.

З– зубной врач, забойщик, зоотехник, зоолог, закройщик, завхоз, заведующий.

И – инженер, искусствовед, иллюзионист, изобретатель, иллюстратор, инкассатор.

К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик, крановщик, контролер, космонавт, каскадер, конферансье, клоун, кинолог, киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор, кондитер, компьютерщик, косметолог.

Л – летчик, лесничий, лифтер, лаборант, логопед, лакей, литейщик, лингвист.

М – маляр, машинист, медсестра, милиционер, модельер, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед, метеоролог,  массажист, механик.

Н – носильщик, наладчик, нотариус,

О – охранник, охотник, официант, оператор, овощевод, окулист, офтальмолог, орнитолог.

П– пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, почтальон, печник, пожарный, писатель, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель, поэт, продавец, пианист, переводчик.

Р– рабочий, рыбак, редактор, режиссер, радист, реставратор, риелтор.

С – сапожник, сталевар, садовник, стоматолог, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлер, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув, столяр,  садовник, смотритель, синоптик, скульптор, слесарь, столяр, социолог.

Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед, телеведущий, телефонист,

У – учитель, ученый, укротитель, уборщица.

Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт, фокусник, флорист, финансист, фрезеровщик.

Х – художник, хореограф, хлебороб.

Ч – чабан, чеканщик, часовщик.

Ц – цветовод, цирюльник.

Ш– шахтер, шофер, швея, шахматист, штукатур, швейцар.

Э – электромонтер, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик,  экономист, эндокринолог, этнограф, экспедитор.

Ю– юрист, ювелир.

Я – ямщик.

      Консультации для родителей.

«Профориентация детей в дошкольном образовании»

                                                                                                                 

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. 
    В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
    К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. 
     Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Что родители могут рассказать ребенку  о выборе профессии

        Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление .

        Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

        Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

        Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция  может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.  С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.

Как семья влияет на отношение к работе

       Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время? 

       Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

          И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

        И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Ролевая игра "Профессия доктор"

Краткосрочный проект для детей дошкольного возраста старшей - подготовительной группы на тему " Профессия доктор".Создать условия для ознакомления детей с профессией врача, его труда. Развивать интере...

Методическая разработка на тему "Профессии"

Познакомить детей с несколькими профессиями....

Методическая разработка проекта "Все профессии нужны, все профессии важны"

Актуальность данного проекта: в старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом пре...

Методическая разработка ТЕМА: Все профессии нужны, все профессии важны

Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых, продолжать расширять и уточнять представления и словарь детей по данной теме. Формировать грамматический строй речи, развивать связну...

Перспективное планирование по окружающему миру на 2022 – 2023 учебный год

Перспективное планирование по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»Подготовительный возраст 2022 – 2023 учебный год...

Методическая разработка "В мире педагогических профессий"

Цель- расширение представлений дошкольников о педагогических профессиях....

Методическая разработка В мире насекомых по окружающему миру в группе младшего возраста.

Цель: вызвать интерес к окружающему миру,воспитывать бережное отношение к природе,обобщить знание о насекомых....