Методическая разработка "В мире педагогических профессий"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель- расширение представлений дошкольников о педагогических профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apatenko_a.a.uchitel.docx | 52.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
«В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ»
Апатенко Анастасия Александровна
учитель-логопед
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»
г. Губкина Белгородской области
Форма: практико-ориентированная игра.
Цель: расширение представлений дошкольников о педагогических профессиях.
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интегрируемы образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: 6-7 лет.
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширить знаний детей о педагогических профессиях.
- Упражнять в умении подбирать к существительным слова-признаки и слова-действия.
- Ввести в активный словарь новую лексику: педагог, виртуальная школа, хореограф, спортивный тренер; положительный (в значении хороший), отрицательный (в значении плохой); расширить глагольный словарь по теме «профессии».
- Закрепить навык словообразования по аналогии.
- Познакомить детей с понятием стиль в одежде.
- Закрепить умение подбирать обобщающие слова.
- Познакомить с компьютерной клавиатурой на практическом уровне.
- Закрепить представление о математических знаках «+» и «-».
- Закрепить правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Развивающие:
- Способствовать развитию графомоторного навыка, навыка осознанного чтения.
- Развивать умение соотносить число с соответствующей цифрой.
- Расширять кругозор, развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление, произвольное внимание, слухового восприятия.
Воспитательные:
- Способствовать формированию представлений о важности профессии учителя, положительного образа педагога.
- Воспитывать добрые чувства по отношению к окружающим, желание делиться добротой.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, картинки на магнитах (зеркало, сердечко, чемодан со словом «умею»), 3 силуэта человека на магнитной основе, магнитный мольберт или доска, тетрадные листы в клетку по количеству детей, простые карандаши/шариковые ручки, индивидуальные карточки с заданиями (возможны любые варианты), ноутбуки/планшеты на каждого ребенка или на пару детей, картинка «дом профессий», вопросительный знак, сердечки на магнитах по количеству детей для рефлексии.
Ход:
Этап занятия | Содержание занятия |
Оргмомент | Педагог: Ребята, давайте сделаем круг доброты и станем как можно шире. Предлагаю вам пожелать друг другу что-то хорошее и с каждым пожеланием делать шаг в центр. Дети проговаривают свои пожелания и постепенно становятся все ближе и ближе друг к другу Педагог: наш круг стал совсем маленьким! Знаете, почему это произошло? Дети предлагают свои варианты. Педагог подводит к тому, что доброта и добрые поступки сближают людей. |
Мотивационно-ориентировочный | На интерактивной доске появляются картинки с изображением представителей разных профессий. Педагог: Ребята, посмотрите, на экран! Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии? Дети: о профессиях Педагог: Правильно! Как вы думаете, какие добрые поступки совершают представители каждой из этих профессий? Дети: доктор лечит людей, строитель строит дома, повар готовит вкусные блюда, военный защищает страну от врагов, ветеринар лечит животных и т.п. Педагог: молодцы, ребята! Вспомните, какие слова-действия вы использовали для описания профессий? Дети: лечит, строит, защищает, готовит и т.п. Педагог: выберите слово-действие, без которого нельзя получить ни одну из профессий. На магнитной доске карточки со словами: летать, сидеть, рисовать, ходить, учить. Дети: это слово УЧИТЬ. Педагог: как вы думаете почему? Дети: чтобы получить профессию надо учиться! Педагог: полностью с вами согласна! Как вы думаете, для какой профессии это слово-действие является главным? Дети: это слово главное для профессии учителя! |
Поисковый | Педагог: верно! Чему может научить учитель математики? Дети: считать, решать задачи и примеры. Педагог: А как называют учителя, который преподает русский язык и литературу? Дети: учитель русского языка и литературы. Педагог: как вы думаете, чему бы он мог вас научить, с чем познакомить? Дети: правильно писать слова, не ошибаться, познакомить с писателями и книгами, которые они написали. Педагог: спасибо вам за правильные ответы, ребята. А вы знаете, как называют учителей, которые преподают только один предмет? Дети предлагают свои варианты Педагог: таких учителей называют «учителя-предметники». Давайте повторим это словосочетание. Дети выполняют задание Педагог: эти учителя работают в старшей школе. А как называется школа, в которую совсем скоро пойдете вы? Дети предлагают свои варианты Педагог: подберите слово, противоположное по значению слову «старший». Дети: младший. Педагог: правильно! Школу, в которой будете учиться вы, называют младшей или начальной, потому что вы только начинает свой путь к знаниям. Как мы назовем учителя, который учит детей в начальных классах? Дети: учитель начальных классов. Педагог: а может учитель научить танцевать? Ответы детей. Педагог: конечно, может! Такого учителя называют хореографом. Педагог: а научить играть в футбол, баскетбол или владеть приемами карате, учитель может? Ответы детей. Педагог: такого учителя называют спортивным тренером. Педагог: а как вы думаете, каким должен быть любой учитель? Дети: добрым, умным, трудолюбивым, общительным, терпеливым и т.п. Педагог: сегодня я предлагаю вам составить портрет настоящего учителя по следующему плану: как учитель должен выглядеть, какими качествами обладать и что должен уметь. Выберите, картинки, которые соответствуют нашему плану. Дети выбирают зеркало (как должен выглядеть), сердечко (какими качествами должен обладать), чемодан со словом «умею» (что должен уметь), объясняют свой выбор. Педагог: расставьте эти картинки в той последовательности, в которой вы бы хотели составить портрет настоящего учителя. Дети выполняют Педагог: чтобы вы хотели сделать в начале, что затем и, что в конце? Дети: сначала мы хотим узнать, как учитель должен выглядеть, затем, какими качествами должен обладать, и в конце, что он должен уметь. План дети могут выстроить в другой последовательности, тогда следующие этапы занятия могут быть перестроены. |
Практический | Педагог: для выполнения первого пункта плана предлагаю вам разделиться на три команды. Дети делятся Педагог размещает на магнитной доске 3 силуэта и разные наборы одежды на магнитной основе. Педагог: подумайте, как, по вашему мнению, должен выглядеть школьный учитель, хореограф и спортивный тренер. Каждая команда должна одеть на работу только одного учителя. Педагог: кого будет одевать ваша команда? Дети: школьного учителя. Педагог: кого будет одевать ваша команда? Дети: спортивного тренера и т. д. Дети выполняют задание Педагог: у вас получились разные образы для каждого из учителей. Почему вы решили одеть их именно так? Ответы детей Педагог: какой стиль в одежде вы подобрали для школьного учителя? Дети: классический, элегантный стиль. Педагог: какой стиль в одежде вы подобрали для спортивного тренера? Дети: спортивный стиль. Педагог: для хореографа? Дети: мы выбрали удобную одежду, которая не будет мешать хореографу, показывать детям танцевальные движения. Педагог: молодцы! Вы все сделали правильно. Такой стиль в одежде называется минимализм. А как вы думаете, какой из этих стилей должны выбрать и школьный учитель, и хореограф, и спортивный тренер, если их пригласили, например, но концерт, посвященный дню учителя? Дети: классический, элегантный. Педагог: молодцы! Учитель своим внешним видом должен подавать пример окружающим. Педагог: что по плану мы должны узнать дальше? Дети: какими качествами должен обладать учитель. Педагог: для этого предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Плюсы и минусы». Дети садятся за столы. Перед ними лежат тетрадные листы в клетку и простые карандаши. Педагог: сейчас я буду называть разные качества человека. Если вы считаете, что это качество подходит для учителя, ставьте плюс, если нет – минус. Задание вы должны выполнять самостоятельно! Дети выполняют задание. Слова для игры: доброжелательный, злой, воспитанный, грубый, трудолюбивый, ленивый, ответственный, безответственный и т.п. Педагог: посчитайте, сколько плюсов у вас получилось, напишите это число. Дети выполняют задание Педагог: посчитайте минусы, запишите число. Дети выполняют задание Педагог: Как одним словом, можно назвать качества, которые вы обозначили плюсами. Дети: хорошие, добрые… Педагог: правильно, а еще эти качества можно назвать словом «положительные». Педагог: Как одним словом, можно назвать качества, которые вы обозначили минусами? Дети: плохие, нехорошие и т.п. Педагог: правильно, а еще эти качества можно назвать словом «отрицательные». Мы выполнили еще один пункт плана. Что будем делать дальше? Дети: мы должны узнать, что учитель должен уметь. Педагог: предлагаю вам на время стать спортивными тренерами. Хотите? Дети: да! Педагог: тогда становитесь поудобнее, выполним с вами физкультминутку настоящего тренера. Чтобы сильным стать и ловким, (сгибание-разгибание рук к плечам в стороны) Приступаем к тренировке. (ходьба на месте) Носом вдох, а выдох ртом. (руки на поясе, вдох-выдох) Дышим глубже, (руки вверх-вдох; руки вниз-выдох) А потом шаг на месте, не спеша. (ходьба на месте) Как погода хороша! (прыжки на месте) Тренируем руки, ноги, (поднятие ноги, согнутой в колене с перекрестным движением рук) Чтоб не уставать в дороге! Тренируем силу воли, (наклоны корпуса вправо – влево, руки на поясе) Чтоб пятерки были в школе! (скручивание корпуса вправо-влево) Учит тренер быть спортивным, Сильным, ловким и активным! (ходьба на месте). Педагог: молодцы, ребята! Я думаю, что из вас могут получиться отличные спортивные тренеры! Педагог: о ком мы поговорим дальше о школьном учителе или хореографе? Дети: о хореографе. Педагог: хорошо! Как вы думает, что хореограф умеет делать лучше всего? Дети: лучше всего хореограф умеет танцевать. Педагог: а что нужно для того, чтобы поставить красивый танец? Дети предлагают варианты Педагог: для любого танца хореограф сначала выбирает мелодию, а потом пытается изобразить ее при помощи движений, как художник пишет картину при помощи красок. Хотите ненадолго попробовать себя в роли такого учителя? Дети: да! Педагог: разделитесь на две команды. Дети выполняют задание Педагог: предлагаю вам надеть наушники и прослушать музыку, которая в них звучит. Затем вы по очереди изобразите эту мелодию движением, а участники другой команды попробуют подобрать слова-признаки для этой мелодии. Выполняется задание Педагог: интересные образы нарисовало ваше воображение. А теперь давайте послушаем обе мелодии и обсудим, удалось ли командам передать их характер. Слушают мелодию, обсуждают Педагог: оказывается хореографом быть совсем непросто! Но при желании можно научиться и получить такую интересную профессию. О ком нам осталось узнать? Дети: о школьном учителе. Педагог: учитель делится своими знаниями с учениками. А как он может узнать, все ли понятно ученику, усвоил он урок или нет. Дети: учитель может задавать вопросы, провести контрольную работу. Педагог: предлагаю вам на время стать школьными учителями и проверить контрольные работы учеников по математике, русскому языку и окружающему миру. Детям на выбор предлагается одна карточка с заданием. Педагог: если задание учеником выполнено верно, поставьте плюс, если ученик допустил ошибку – минус. Затем подсчитайте количество плюсов. Если правильно выполнены все пять заданий, какую оценку получит ученик? Дети: ученик получит оценку 5. Педагог: если верно выполнено только три задания, какую оценку вы поставите? Дети: мы поставим оценку 3. Педагог: уважаемые, учителя, приступайте к проверке контрольных работ ваших учеников. Дети выполняют задания. Варианты заданий: по математике примеры в пределах 10 (1+1=3; 2+1=4; 1+1=2 и т.п.); по русскому языку слова с допущенными ошибками на правила Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу; по окружающему миру выбрать только насекомых, перелетных или зимующих птиц, диких или домашних животных и т.п. Педагог: справились ли ваши ученики с контрольной работой? Какие оценки они получили? Ответы детей. Педагог: предлагаю выставить оценки ваших учеников в «виртуальной школе». Подойдите к планшетам (ноутбукам). Найдите имя вашего ученика в таблице и поставьте оценку, которую он получил. Дети выполняют задание. Педагог: как вы думаете, почему некоторые из ваших учеников получили плохие оценки? Дети: не внимательно слушали учителя, отвлекались, пропустили урок и т.п. Педагог: а ка помочь таким ребятам. Ведь учителю очень важно, чтобы все правильно выполняли задания. Дети: объяснить еще раз, спросить, что именно не понятно и т.п. Педагог: правильно! Я думаю, что если вы захотите, то непременно станете хорошими школьными учителями, и все ваши ученики будут учиться на одни пятёрки! |
Рефлексия | Педагог: о каких профессиях мы с вами сегодня говорили? Дети: о профессии школьного учителя, хореографа и спортивного тренера. Педагог: что мы узнали сначала? Обратить внимание на план Дети: как учитель должен выглядеть. Педагог: как он должен одеваться? Дети: красиво, элегантно, он должен быть примером для окружающих. Педагог: Что мы делали дальше? Дети: узнали, какими качествами он должен обладать. Педагог: каким словом можно назвать хорошие качества человека? Дети: положительные. Педагог: каким математическим знаком мы их обозначали? Дети: мы их обозначали знаком «+». Педагог: какой же портрет учителя нам удалось составить, каким он должен быть? Дети: добрым, отзывчивым, трудолюбивым, элегантным и т.п. Педагог: (Имя...), на каком этапе ты испытал трудности? (Имя...), а что тебе понравилось больше всего? Педагог: я думаю, что вы уже задумывались о том, кем станете, когда вырастите. Если вы хотите стать учителем, прикрепите сердечко к нашим учителям (силуэты), если вы хотите быть кем-то другим разместите ваше сердечко в «доме профессий», а если вы еще не определились с выбором, то прикрепите сердечко под знаком вопроса. Дети выполняют задание. Педагог: мы будем с вами и дальше путешествовать по миру профессий, и я думаю, что каждый из вас сделает правильный выбор. А с какой профессией вы бы хотели познакомиться на следующем занятии? Ответы детей. |
ЛИТЕРАТУРА
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э. М. Дорофеева. Инновационная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. —336 c.
- Нищева, Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 240 с.
- УМК к Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет, Нищевой Н.В.
- УМК к основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вкераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой М.А.
- https://kollegiotradny.ru/images/downloads/Sbornik-statey-okruzhnogo-konkursa-po-ranney-proforientacii-doshkol_nikov.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Ролевая игра "Профессия доктор"
Краткосрочный проект для детей дошкольного возраста старшей - подготовительной группы на тему " Профессия доктор".Создать условия для ознакомления детей с профессией врача, его труда. Развивать интере...
Методическая разработка на тему "Профессии"
Познакомить детей с несколькими профессиями....
Составительская методическая разработка - Стихи про профессии
Составительская методическая разработка - Стихи про профессии...
Методическая разработка проекта "Все профессии нужны, все профессии важны"
Актуальность данного проекта: в старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом пре...
Методические разработки на тему : "Профессии"
Ознакомление детей с различными профессиями...
Методическая разработка ТЕМА: Все профессии нужны, все профессии важны
Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых, продолжать расширять и уточнять представления и словарь детей по данной теме. Формировать грамматический строй речи, развивать связну...
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...