Тематический мониторинг «Состояние работы по созданию условий для развития алгоритмических умений воспитанников ДОО»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Тематический мониторинг
«Состояние работы по созданию условий для развития алгоритмических умений воспитанников ДОО»
Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Необходимым условием формирования алгоритмической культуры, как отмечают многие исследователи, является развитие алгоритмического стиля мышления (А.П. Ершов, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Ю.А. Первин и др.). При этом под алгоритмическим мышлением они предлагают понимать особый способ мышления, основанный на технологии пошагового решения задачи с конечным числом этих шагов.
Развитие алгоритмического мышления, является искусством и способностью размышлять, планировать, предусматривать различные обстоятельства и поступать в соответствии с ними, то есть умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Конечная цель при этом заключается в том, чтобы научить ребенка выделять конкретное содержание реальной задачи для построения алгоритма ее решения. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей
Алгоритмика, предусматривает изучение основных алгоритмических конструкций и построение алгоритмов разных типов. Вместе с этим в понятие общей культуры современного человека включился новый элемент, получивший название «алгоритмической культуры».
Данный мониторинг проводился с целью определить, насколько эффективна воспитательно-образовательная работа по развитию алгоритмического мышления у старших дошкольников; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию алгоритмических умений.
Задачей мониторинга являлось:
1.Выявить состояние работы педагогов дошкльных групп по формированию алгоритмических умений в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности и режимных моментах.
2. Обмен опытом педагогов (методы и приемы), способствующие улучшению работы по формированию алгоритмических умений.
3.Выявить педагогов, имеющих проблемы в формировании у детей алгоритмического мышления, с целью оказания методической помощи
Скачать:
Предварительный просмотр:
i
Критерии и показатели оценки уровней форсированности алгоритмических умений у детей дошкольного возраста | |||||||||||
Критерии | Показатели | ФИО детей, группа № | |||||||||
Познавательные | |||||||||||
сформированность умения выполнять алгоритмы математических действий | умение выполнять алгоритм счета в пределах 5 | ||||||||||
умение выполнять алгоритм установления взаимнооднозначного соответствия между элементами двух множеств (приемы наложения, приложения) | |||||||||||
умение выполнять алгоритм построения сериационного ряда (до 5 предметов) | |||||||||||
умение выполнять алгоритм сравнения предметов по размеру (непосредственное сравнение) | |||||||||||
сформированность логических умений | умение проводить анализ математических объектов с целью выделения существенных признаков | ||||||||||
умение производить сравнение объектов по форме | |||||||||||
умение разбивать множество объектов на группы | |||||||||||
сформированность математических умений | умение считать в пределах 5 (8) | ||||||||||
умение проводить порядковый счет | |||||||||||
умение называть геометрические фигуры и их свойства | |||||||||||
умение выделять величину в предмете (длину, высоту, ширину) | |||||||||||
умение определять пространственное расположение предметов (относительно себя) | |||||||||||
умение определять части суток | |||||||||||
сформированность умения моделировать | умение выполнять алгоритм, используя карточки подсказки | ||||||||||
умение находить карточку с недостающим шагом алгоритма | |||||||||||
умение применять модели при выполнении математических действий | |||||||||||
Регулятивные | |||||||||||
сформированность умения осуществлять целеполагание | умение принимать цель деятельности для достижения результата | ||||||||||
сформированность умения контролировать и корректировать свою деятельность | умение сравнивать достигнутый результат с эталоном | ||||||||||
умение сравнивать ход решения с эталоном при помощи педагога | |||||||||||
умение исправлять ошибки в алгоритме по указанию педагога | |||||||||||
сформированность умения оценивать собственные математические действия | умение адекватно воспринимать оценку взрослого, других детей | ||||||||||
умение адекватно, аргументировано оценить правильность своего решения при помощи взрослого | |||||||||||
сформированность умения планировать и реализовывать план для достижения цели | умение разбивать деятельность по достижению цели на отдельные шаги при помощи педагога | ||||||||||
умение последовательно выполнять изученный алгоритм самостоятельно при решении математических задач | |||||||||||
Коммуникативные | |||||||||||
сформированность коммуникативных умений | умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения алгоритма при решении математических задач, заданий, исполнении правил игры | ||||||||||
умение выражать алгоритмические действия адекватными и понятными языковыми средствами | |||||||||||
умение использовать вербальные и невербальные средства общения согласно возрасту в процессе работы по алгоритму | |||||||||||
умение согласовывать усилия по достижению общей математической цели | |||||||||||
Сумма баллов |
Оценочная шкала сформированности показателей алгоритмических умений:
0 баллов – не умеет выполнять и составлять алгоритмы;
1 балл – выполняет и составляет алгоритмы при помощи воспитателя;
2 балла – умеет самостоятельно выполнять и составлять алгоритмы.
Критерии и показатели оценки уровня сформированности алгоритмических умений у дошкольников установлены в соответствии с умениями, выделенными для каждого компонента (познавательного, регулятивного и коммуникативного) данных умений и включают математические знания и умения, необходимые для осуществления алгоритмической деятельности в процессе обучения математике.
Баллы выставляются на основании оценки каждого показателя (после проведения диагностики и на основании ежедневных наблюдений) затем все баллы, набранные каждым ребенком, суммируются, и определяется уровень сформированности у него алгоритмических умений.
Уровни сформированности алгоритмических умений у детей дошкольного возраста
Уровни
Репродуктивный 0-35
Продуктивный 36-45
Творческий 46-56
Описание уровней сформированности алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.
Характеристика репродуктивного уровня сформированности алгоритмических умений
Познавательный компонент. Для применения изученного алгоритма при решении математических задач, выполнении задания ребенку необходимы подсказки для осознания цели предстоящей деятельности, для установления связи между условием и результатом, который должен быть получен. При изучении математики может выполнить усвоенный алгоритм самостоятельно только в типичной ситуации. Без помощи воспитателя затрудняется составить алгоритм решения задачи, выполнения задания. С помощью педагога может дополнить недостающие шаги алгоритма при решении математической задачи. Может использовать блок-схему записи алгоритма при его выполнении, но затрудняется самостоятельно создавать блок-схемы алгоритма. Может сравнить объекты по величине в типичной ситуации. При помощи педагога ребенок осуществляет анализ объектов с целью выделения его существенных признаков и проводит обобщение по выделенным признакам с опорой на наглядность, при помощи воспитателя.
Регулятивный компонент. Дошкольник способен к принятию задачи, может удерживать цель предстоящей деятельности непродолжительное время. Способен спланировать действия по применению изученного несложного алгоритма в типичной ситуации, спланировать последовательность шагов. Без помощи воспитателя не может в новых условиях осуществить планирование решения задачи, применения изученного алгоритма математического действия. Осуществляет контроль своей деятельности и оценку результата ее выполнения при помощи эталона, с подсказками педагога. Оценка решения задачи недостаточно обоснована, аргументирована и не всегда адекватна.
Коммуникативный компонент. Умеет общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения, составления алгоритма при решении математических задач, но не может обосновать свои действия. Достигает частичного взаимопонимания при достижении общей цели. Не может обосновывать и доказывать свое мнение при решении математических задач, выполнении заданий, в игре. Свои вопросы формулирует расплывчато, его ответ недостаточно полный, аргументированный.
Характеристика продуктивного уровня сформированности алгоритмических умений
Познавательный компонент. При применении изученного алгоритма решения математических задач, выполнения задания ребенок осознает цель предстоящей деятельности, устанавливает самостоятельно связи между данными условия и результатом, который должен быть получен. Может выполнить усвоенный алгоритм самостоятельно при изучении математики в типичной ситуации, при помощи воспитателя применить алгоритм в нестандартной ситуации. Ребенок способен составить алгоритм решения задачи, выполнения задания при стандартных условиях. С помощью педагога может дополнить недостающие шаги алгоритма при решении математической задачи в новых условиях. Может использовать блок-схему записи алгоритма при его выполнении, самостоятельно создать блок-схему алгоритма. Ребенок способен перевести условие задачи на знаково-символический язык. Может сравнить объекты по величине, осуществить анализ объектов с целью выделения его существенных признаков и провести обобщение по выделенным признакам в типичной ситуации.
Регулятивный компонент. Дошкольник способен к принятию задачи, может удерживать цель предстоящей деятельности продолжительное время. Способен спланировать действия по применению изученного алгоритма в типичной ситуации, спланировать последовательность шагов. Может в новых условиях осуществить планирование решения задачи, применение изученного алгоритма математического действия с опорой на ориентиры действий, предложенные педагогом. Осуществляет самостоятельно контроль своей деятельности и оценку результата ее выполнения при помощи эталона. Оценка решения задачи обоснована, аргументирована и адекватна.
Коммуникативный компонент. Ребенок умеет общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения, составления алгоритма при решении математических задач, может обосновать свои действия. При достижении общей цели высказывания ребенка понятны партнерам. Дошкольник способен обосновать свое мнение при решении математических задач, выполнении заданий, в игре. Свои вопросы формулирует правильно, но не всегда последовательно, своевременно, его ответ полный, аргументированный.
Характеристика творческого уровня сформированности алгоритмических умений
Познавательный компонент. При применении изученного алгоритма решения математических задач, выполнения задания ребенок при помощи воспитателя может сам определить цель предстоящей деятельности. Устанавливает самостоятельно связи между данными условия и результатом, который должен быть получен, способен при небольшой помощи воспитателя осуществить поиск информации для достижения результата. Может выполнить усвоенный алгоритм самостоятельно при изучении математики в типичной и в нестандартной ситуации. Ребенок способен составить алгоритм решения задачи, выполнения задания при стандартных условиях. С небольшой помощью педагога может составить алгоритм решения математической задачи в новых условиях. Может использовать блок-схему записи алгоритма при его выполнении, самостоятельно создать блок-схему алгоритма. Ребенок способен перевести условие задачи на знаково-символический язык. Может сравнить объекты по величине, осуществить анализ объектов с целью выделения его существенных признаков и провести обобщение по выделенным признакам в типичной и нестандартной ситуации.
Регулятивный компонент. Дошкольник способен к принятию задачи, может осуществить целеполагание предстоящей деятельности. Способен спланировать действия по применению изученного алгоритма, спланировать последовательность шагов для достижения результата в типичной и нестандартной ситуации. Может в новых условиях осуществить применение изученного алгоритма математического действия. Осуществляет самостоятельно контроль своей деятельности и оценку результата ее выполнения. Оценка решения задачи обоснована, аргументирована и адекватна.
Коммуникативный компонент. Умеет общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения, составления алгоритма при решении математических задач, может обосновать свои действия последовательно и точно. При достижении общей цели ребенок способен передать партнерам необходимую информацию своевременно и точно, учитывает мнение партнера. Обосновывает свое мнение при решении математических задач, выполнении заданий при изучении математики. Задает вопросы для организации своей деятельности по составлению и выполнению алгоритмов при решении математических задач, выполнении заданий, в игре.
Инструментарий для проведения мониторинга
(Познавательный компонент)
Построение числовой эквивалентности или взаимнооднозначного соответствия [PiagetJ., SzeminskaА., 1952].
Материалы: 12 красных и 12 синих фишек (или 12 яиц и 12 подставочек для яиц).
Методика проведения: 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраиваются в ряд (на расстоянии 2 сантиметров друг от друга).
Пункт 1.
Ребенка просят положить столько же (такое же число, ровно столько) синих фишек (или яиц), сколько красных (или подставочек для яиц) - не больше и не меньше. Ребенку позволяют свободно манипулировать с фишками, пока он не объявит, что окончил работу. Затем Педагог спрашивает: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить еще кому-то? Почему ты думаешь, что фишек поровну?» К следующему пункту приступают после того, как ребенок установит правильное взаимно-однозначное соответствие элементов в двух рядах. Если это ребенку не удается. Педагог сам устанавливает фишки во взаимнооднозначном соответствии и спрашивает у испытуемого, поровну ли фишек в рядах. Можно также в качестве исходного момента
задачи использовать и неравное число элементов, если на этом настаивает ребенок.
Пункт 2.
Ребенка просят сдвинуть красные фишки (или подставочки для яиц) друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков (если необходимо, Педагог сам делает это), затем ребенка спрашивают: «А теперь поровну красных и синих фишек (подставочек для яиц)? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить?» Если ребенок говорит, что теперь не поровну, его спрашивают: «Что надо сделать, чтобы снова стало поровну?» Если ребенок не отвечает, Педагог задает такой вопрос: «Нужно ли нам добавить сюда несколько фишек (указывает на ряд, где, по мнению испытуемого, фишек меньше)?» Или задается такой вопрос: «Может быть, мы должны убрать несколько фишек отсюда (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, их больше)?» Для того чтобы оценить уверенность ответов ребенка, Педагог предлагает контраргумент в виде вымышленного диалога: «А знаешь, один мальчик мне сказал... (далее повторяются слова испытуемого), а другой не согласился с ним и сказал...». Если ребенок не меняет своего ответа, Педагог может пойти еще дальше: «Этот мальчик сказал, что фишек поровну, потому что их не прибавляли и не убавляли. Но другой мальчик сказал мне, что здесь больше, потому что этот ряд длиннее... А ты как думаешь? Кто из них прав?» Если испытуемый меняет свои первоначальные ответы, несколько подпунктов задачи повторяются.
Методика «Полянки» («Схематизация») Р.И. Бардина
Оценка уровня сформированности умения моделировать: умения читать несложные блок-схемы алгоритмов, выполнять алгоритм, записанный на языке блок-схем, записывать несложные алгоритмы при помощи блок-схем.
Используется задание, аналогичное заданиям в методике «Полянки» («Схематизация»), а письмо-инструкция содержит не просто схему как дойти до нужного домика, а изменена на письмо-инструкцию с блок-схемой алгоритма «Как найти дорогу к домику»
Инструкция: Для первой вводной задачи даётся инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. В письме написано, как нужно идти, чтобы найти нужный домик». Педагог смотрит и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Дойди до нужного домика Письмо-инструкция
Во второй задаче для нахождения дороги к домику необходимо применить словесную инструкцию. После нахождения ребенком домика ему дается задание: изобразить словесную инструкцию воспитателя с помощью блок-схемы.
Словесная инструкция: «От полянки идешь по дорожке, после того, как пройдешь елку, повернуть в сторону пройти колокольчик, вот и нужный домик»
(Регулятивный компонент). Графический диктант.
Логическая закономерность(линейная). Заполни ряд, какая фигура пропущена
Логическая закономерность (пространственная). Размести котика в пустую клетку. Найди ошибку в правиле во второй таблице.
(Коммуникативный компонент).
Методика «Рукавички» (Цукерман Г.А.)
Оцениваем: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара детей получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
- низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
- средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
- высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
«Братья и сестры» (Пиаже, 1997).
Оцениваем: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Инструкция:
1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»
2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»
3. «Сколько сестер в этой семье?»
Критерии оценивания:
· понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
· координация разных точек зрения.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
Оцениваем: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить, как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одногруппника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Опросник для оценки уровня сформированности умений: целеполагания, планирования, действий контроля, действия оценки.
Инструкция для воспитателей: Перед Вами список вопросов о различных проявлениях умений, входящих в регулятивный компонент алгоритмических умений старших дошкольников. Ваша задача – основываясь на результатах наблюдения за поведением ребенка во время непосредственно образовательной деятельности, его самостоятельной деятельности в различных видах детской деятельности, во время выполнения заданий методик, дать ответ на каждый вопрос, используя предложенные варианты ответов.
При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил:
- Учитывайте, прежде всего, все те особенности поведения ребенка, которые проявляются в новых ситуациях применения известного алгоритма. Именно такие ситуации, с точки зрения, оценки сформированности регулятивного компонента алгоритмических умений, являются наиболее информативными и показательными.
- Зафиксируйте в первую очередь наиболее характерные, устойчивые особенности произвольного поведения ребенка как показателя уровня сформированности оцениваемых умений, но непременно обратите внимание и на то, что проявляется изредка.
- Охарактеризуйте уровень сформированности оцениваемых умений на данный момент, а не по состоянию на несколько месяцев назад.
Зафиксируйте все ответы по каждому ребенку в таблице, в которой против фамилии каждого дошкольника вы последовательно пишите выбранный Вами ответ на текст опросника (например, 1а,2а,3б и др.).
Первичные данные по оценке сформированности регулятивного компонента алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (по опроснику)
Фамилия, имя ребенка | Ответы на вопросы | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Текст опросника по оценке уровня сформированности регулятивного компонента алгоритмических умений. Вопросы с вариантами ответов:
- Как ребенок реагирует на новый алгоритм при изучении математики.
а) безразлично; б) эмоционально.
- Как ребенок включается в выполнение новых практических заданий, на применение хорошо известного алгоритма?
а) неохотно, безразлично; б) охотно.
- Отвлекается ли ребенок при изучении новых алгоритмов математических действий?
а) очень легко; б) работает сосредоточенно.
- Задает ли ребенок вопросы по выполнению нового для него алгоритма математических действий, решения задач?
а) нет; б) задает.
- Как относится к ответам педагога на свои вопросы (или на вопросы других детей)?
а) удовлетворяет любой ответ; б) добивается содержательного ответа.
- Стремится ли ребенок к самостоятельному выполнению алгоритмов при решении математических задач, выполнении заданий при изучении математики, во время игры?
а) нет, охотно прибегает у внешней помощи; б) да.
- Как ребенок реагирует на факт самостоятельного решения им математической задачи, создания алгоритма?
а) безразлично; б) эмоционально.
- Стремится ли ребенок отвечать на вопросы по выполнению или созданию нового изучаемого алгоритма математических действий, решения задачи, выполнения заданий?
а) нет; б) да.
- Бывает ли, чтобы вопросы ребенка по выполнению и созданию нового алгоритма математических действий, решения задачи, выполнения заданий выходили за пределы темы?
а) нет; б) да.
- Пытается ли ребенок делать самостоятельные выводы по применению нового алгоритма математических действий, решения задачи, выполнения заданий?
а) нет; б) да.
- Проявляет ли ребенок стремление использовать изученные алгоритмы математических действий вне детского сада?
а) нет (изредка); б) да.
- Может ли ребенок правильно ответить на вопрос: «Что нужно узнать?» до решения задачи?
а) нет; б) да.
- Может ли ребенок ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?» и «Что узнал нового?» - после решения задачи, выполнения задания в процессе обучения математике?
а) нет; б) да.
- Различает ли ребенок задачи, задания, требующие применения разных алгоритмов математических действий, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)?
а) нет; б) да.
- Как ребенок включается в решение новой задачи, выполнение задания в процессе обучения математике?
а) не включается;
б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату;
в) включается, сохраняя все существенное содержание цели.
- На что направлена основная активность ребенка при выполнении, создании алгоритмов решения новых задач, заданий математического содержания?
а) на копирование действий (указаний) других (педагога, детей);
б) самостоятельный поиск алгоритма решения.
- Может ли ребенок самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу, выполнив задание в процессе обучения математике?
а) нет; б) да.
- Пытается ли ребенок при решении новой задачи использовать уже известные ему алгоритмы математических действий?
а) нет;
б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений;
в) да (с небольшой помощью, подсказкой педагога).
- Если ребенок использует для решения какой-либо алгоритм математических действий, непригодный для данной задачи, задания, может ли он без помощи педагога обнаружить свою ошибку?
а) нет; б) да.
- Может ли ребенок внести изменения в усвоенный ранее алгоритм математических действий в соответствии с условиями новой задачи? а) нет;
б) только с помощью;
в) пытается сделать сам, но не может;
г) может сделать самостоятельно с небольшой помощью педагога.
- Может ли ребенок после неудачных попыток применить алгоритм при решении задачи правильно, объяснить причину неудач?
а) практически нет; б) может с небольшой помощью педагога.
- Допускается ли ребенок в процессе выполнения изученного алгоритма математических действий одни и те же ошибки?
а) да; б) иногда; в) нет.
- Может ли ребенок при выполнении алгоритма самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку с опорой на эталон?
а) нет; б) в некоторых случаях; в) да.
- Умеет ли ребенок после сравнения с эталоном правильно объяснить ошибку в выполнении алгоритма математического действия, в решении задачи?
а) нет; б) да.
- Как поступает ребенок, если ему указывают на наличие ошибки (педагог, дети или родители)?
а) некритически исправляет;
б) исправляет после того, как поймет основание критики.
- Как ребенок обосновывает правильность выполнения, составления алгоритма, решения задачи, если не допускает ошибок?
а) не обосновывает;
б) ссылается на слова педагога;
в) ссылается на эталон.
- Как относится ребенок к критике своих действий при применении алгоритмов математических действий со стороны педагога (детей)?
а) безразлично;
б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики;
в) стремится разобраться в основании критики.
Ключи для обработки результатов опросника оценки уровня сформированности регулятивного компонента алгоритмических умений (переносятся в таблицу 1)
Критерии | Показатели | Выбранные ответы | Баллы |
сформированность умения осуществлять целеполагание | умение принимать и удерживать цель деятельности для достижения результата | 1 б, 3 б, 13 б, 15 в в 1, 3, 13 другой вариант выбора ответов, 15 б 1 а, 3 а, 13 а, 15а | 2 1 0 |
сформированность умения контролировать и корректировать свою деятельность | умение сравнивать достигнутый результат с эталоном | 23 в, 26 в 23 б, 26 б 23 а, 26 а | 2 1 0 |
умение сравнивать ход решения с эталоном | 23 в, 24 б 23 б, 24 а или б 23 а, 24 а | 2 1 0 | |
умение самостоятельно исправлять ошибки в алгоритме | 22 в 22 б 22 а | 2 1 0 | |
сформированность умения оценивать собственные математические действия | умение адекватно воспринимать оценку взрослого, других детей | 7 б, 25 б, 27 В 7, 25 другой вариант выбора ответов, 27 б 7 а, 25 а, 27 а | 2 1 0 |
умение самостоятельно, адекватно, аргументировано оценить правильность своего решения | 17 б, 21 б, 24 б в 17, 21, 24 другой вариант выбора ответов 17 а, 21 а, 24 а | 2 1 0 | |
умение определить верность или ошибочность полученного результата | 19 б 19 а | 2 0 | |
сформированность умения планировать и реализовывать план для достижения цели | умение самостоятельно определять последовательность шагов алгоритма по решению математической задачи | 2 б, 4 б, 5 б, 14 б в 2, 4, 5,14 другой вариант выбора ответов 2 а, 4 а, 5 а, 14 а | 2 1 0 |
умение самостоятельно составлять алгоритм действий по достижению цели при решении математических задач | 6 б, 8 б, 9 б, 12 б, 16б в 6, 8,12,16 другой вариант выбора ответов 6 а, 8 а, 9 а, 12 а, 16 а | 2 1 0 | |
умение самостоятельно вносить изменения в алгоритм решения математической задачи, задания, применяемый в новых условиях | 10 б, 11 б, 18 в, 20 в 18 б, 20 б 10 а, 11 а, 18 а, 20 а | 2 1 0 |
Предварительный просмотр:
Анкета для воспитателей «Самоанализ РППС»
#1042;аше Фамилия Имя Отчество
#1059;кажите номер группы, возраст детей
#1048;меются ли у Вас в группе карточки-алгоритмы, схемы, инструкции по следующим направлениям развития детей
- формирование культурно-гигиенических навыков
- для конструктивной деятельности
- для речевого развития
- другое
#1048;меются ли у Вас в группе в Центре трудового воспитания:
- схемы для одевания и раздевания
- схемы для организации разных видов дежурства
- схемы сервировки стола
- схемы уборки кроватей
- другое
#1048;меются ли у Вас в группе в Центре физкультуры и здоровья:
- Алгоритмы подвижных игр
- Гимнастика для глаз
- Схемы точечного массажа
- иное
#1048;меются ли у Вас в группе в Центре сюжетно-ролевых игр карты по организации сюжетно-ролевых игр:
- последовательность действий для прически, маникюра
- порядок вызова врача на дом. скорой помощи
- правила измерения температуры тела
- действия работников различных мастерских (по профессиям)
- схема составных частей автомобилей для автомастерских
- алгоритм действий на автозаправке
- порядок оформления билетов на самолет
- правила приобретения покупок
-технологические карты приготовления блюд
- иное
#1048;меются ли у Вас в группе в Центре художественно -эстетического развития:
-карточки с алгоритмами рисования, лепки, аппликации
-схемы подготовки и уборки рабочего места
-схема правил обращения с ножницами
-правила обращения с книгой
-схема ремонта и реставрации книг
-схема организации театра
-карточки с алгоритмами по сюжету сказок
-схемы построек из разного конструктора, поделок из природного материала, оригами
-другое
#1048;меются ли у Вас в группе в Центре познавательно- исследовательской деятельности
-схема ухода за растениями
-схемы смены частей суток, времен года
-Схемы цикла развития растений
-алгоритмы проведения опытов, наблюдений
-схемы подготовки рабочего места для проведения исследования, наблюдения
-алгоритмы нанизывания бусин и т.п.
-алгоритмы выполнения графических диктантов (схемы)
-схемы сопоставления цифр с количеством предметов
-схемы составления описательных рассказов
-Символы, обозначающие цвет, форму, величину и др.
-Игры-лабиринты
-Игры на ориентировку в пространстве
-Игры-бродилки
-Игровые поля для применения пиктограмм
-логические блоки Дьенеша
-Игры с правилами
-другое
#1069;стетическое состояние карточек-алгоритмов, схем
-удовлетворительное
-неудовлетворительное
10. Как Вы считаете, представлена ли у Вас в группе информация для родителей в виде алгоритмов, например, алгоритм подготовки к празднику, алгоритм изготовления поделок к конкурсу, алгоритм общения в чате и др.? Укажите, какая именно.
Предварительный просмотр:
Анкета для воспитателей "Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста"
Укажите возрастную группу, в которой Вы работаете
*3-4
*4-5
*5-6
*6-7
Понимаете ли Вы, что такое алгоритмическое мышление и зачем его формировать у воспитанников.
-Да, очень хорошо понимаю
-Имею некоторое представление, но затрудняюсь дать определение
- Нет
Как Вы считаете, на каких занятиях возможно формирование у детей алгоритмических умений
-ФЭМП
-Развитие речи
-Музыка
-Чтение художественной литературы
-Физическая культура
-Лепка, аппликация, рисование
-Ознакомление с окружающим миром
-Подготовка к обучению грамоте
-Познавательно- исследовательская деятельность
-Продуктивно –модельная деятельность
Выберите виды алгоритмов
-Цикличные
-Имитационные
-Линейные
-Компьютерные
-Информационные
-Разветвляющиеся
С какого дошкольного возраста должна начинаться работа по формированию алгоритмических умений у детей
-младший
- средний
- старший
- подготовительный к школе
В каком возрасте в процессе обучения математике формируется умение исполнять линейные алгоритмы
*2-3
*3-4
*4-5
*5-6
*6-7
Используются ли разветвляющиеся и циклические алгоритмы в процессе решения дидактических, математических задач, в самостоятельной деятельности и режимных моментах в старшей группе
-да
-нет
Сколько этапов включает процесс формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста
*2
*3
*4
*5
*6
Выделите основные средства, используемые для формирования алгоритмических умений у дошкольников 5-6 лет
При выборе правильных ответы, Вы получите итоговые 6 баллов
-выполнение действий при помощи вопросов на которые можно дать ответ только «да» или «нет»
-игры с правилами
-эвристическая беседа
-игры –проблемы
-игры с определением первого и последнего действия (шага)
-игры с неполным составом действий
-квесты (работа в парах)
-задания интегрированного типа
-игры с пропусками шагов
-настольные игры-бродилки
-игры с продолжением последовательности
-метод проблемно-диалогического обучения
Выберите все варианты умений, которые необходимо сформировать к концу этапа работы над алгоритмическими умениями у детей именно вашей возрастной группы (словосочетание "решение математических задач" рассматривается в общем значении и не связано с арифметическими задачами)
-никакие
-записывать алгоритмы с помощью блок –схемы и выполнять их
-выполнять в процессе решения математических задач разветвляющийся алгоритм
-выполнять линейные алгоритмы при решении математических задач: разбиение на этапы,
-выделение опорных действий и условий их правильного выполнения
-удерживать цель деятельности
-составлять любой алгоритм при решении математических задач, выполнения упражнений
-выполнять любой алгоритм в процессе обучения математике
-осуществлять при помощи взрослого контроль и коррекцию деятельности по выполнению линейного алгоритма
-исполнять циклический алгоритм в процессе решения математических задач
- вносить коррективы в имеющиеся алгоритмы согласно изменившимся условиям
-описывать исполнение линейного алгоритма понятными языковыми средствами.
- составлять алгоритмы как линейные, так и цикличные, и разветвленные.
- описывать алгоритм словесно, с помощью знаков-заменителей, блок-схем
-осуществлять с помощью взрослого целеполагание, контроль, коррекцию своей деятельности при выполнении или создании алгоритма при решении математических задач или организации своего поведения
-применять ранее изученные алгоритмы в нестандартных ситуациях
-общаться со взрослыми и детьми в процессе исполнения алгоритмов и организации своего поведения в процессе обучения математике
-осуществлять простейшее целеполагание, контроль, самоконтроль своей деятельности, имеющий алгоритмический характер в процессе решения математических задач, выполнения заданий, упражнений.
Интересна ли Вам, как педагогу, такие технологии работы с детьми как начальное программирование и робототехника
-да
-нет
-затрудняюсь ответить
Укажите Ваши фамилию, имя, отчество
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Алгоритмическое мышление детей дошкольного возраста»
#1059;кажите возраст Вашего ребенка
#1059;кажите группу, которую посещает Ваш ребенок
#1047;накомо ли Вам понятие "Алгоритмическое мышление"?
Да, знакомо
Нет, не знакомо
#1057;читаете ли вы развитие у детей основ алгоритмического мышления важной необходимостью или скоротечной тенденцией?
-да, важно
-нет, скоротечная тенденция
-затрудняюсь ответить
#1050;акие навыки кажутся вам действительно ценными в развитии вашего ребенка?
- Адаптивность: стрессоустойчивость, гибкость, умение встраиваться в любую систему.
- Концентрация и управление вниманием: тайм-менеджмент и планирование.
- Креативность: воображение, фантазия и творческий потенциал.
- Цифровая грамотность: умение пользоваться гаджетами, ориентироваться в цифровом пространстве, добывать и фильтровать информацию.
- Критическое мышление: умение собирать мнения и формировать своё, отличать фейки.
- Мультиязычность: знание нескольких языков, умение наладить коммуникации на их языке.
- Эмоциональная грамотность: эмпатия, умение считывать эмоции другого человека.
- Коммуникация: умение наладить отношения с кем угодно, поддержать small talk, заводить полезные связи.
- Коллобарация: умение работать в команде, договариваться, делегировать, поддерживать.
- Системное мышление: умение просчитывать возможные варианты развития событий, опираясь на имеющиеся данные.
- Анализ большого объёма информации: умение вычленять самое необходимое из массива информации.
- Осознанность: умение остановиться и задаться вопросом: «Чего именно я хочу? Мне нравится то, чем я занимаюсь?».
- Способность к самообучению: умение прокачивать свои навыки, приобретать новые, осваивать новую профессию.
#1048;меется ли у вас возможность поиграть с ребенком в развивающие или другие игры познавательного характера? Как часто это происходит?
- каждый день
- 3-4 раза в неделю
- редко
#1050;акие развивающие игры на развитие логики Вы используете в совместной деятельности с ребенком? (Настольные, словесные, счетные палочки и т.д.) Перечислите, какие именно
#1045;сть ли у вас дома специальные карточки-алгоритмы?
(У дошкольников карточки помогают формировать представления о последовательности действий, знакомят детей с понятиями: «правила», «алгоритм». С помощью карточек-алгоритмов, показывающих порядок действий, возможно сформировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами), т. е. знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов. Важно понимание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и т. п.), а также умение работать с алгоритмами и составлять их самостоятельно, решать логические задачи с помощью алгоритмов.)
#1057;читаете ли вы важным их использование? Почему?
#1061;отели бы Вы чтобы Ваш ребенок освоил навыки начального программирования без компьютера?
- да, конечно
- не уверен, что это возможно
#1061;отелось бы вам узнать больше о пользе и преимуществах использования алгоритмов?
-да
-нет
-затрудняюсь ответить
#1042; какой форме(формах) вы хотели бы узнать об основах алгоритмического мышления и их формировании? (Методическое пособие, родительское собрания, круглые столы, открытые занятия, консультации и т.д.)
Предварительный просмотр:
Выводы по результатам анкетирования родителей
Вопросы анкеты | Возрастные группы | ||||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | ||
Всего приняли участие в опросе | |||||
1 вопрос | 3-4 | ||||
4-5 | |||||
5-6 | |||||
6-7 | |||||
2 вопрос | да | ||||
нет | |||||
3 вопрос | Да | ||||
Нет | |||||
затрудняюсь | |||||
4 вопрос. | #1040;даптивность: стрессоустойчивость, гибкость, умение встраиваться в любую систему. | ||||
#1050;онцентрация и управление вниманием: тайм-менеджмент и планирование. | |||||
#1050;реативность: воображение, фантазия и творческий потенциал. | |||||
#1062;ифровая грамотность: умение пользоваться гаджетами, ориентироваться в цифровом пространстве, добывать и фильтровать информацию. | |||||
#1050;ритическое мышление: умение собирать мнения и формировать своё, отличать фейки. | |||||
#1052;ультиязычность: знание нескольких языков, умение наладить коммуникации на их языке | |||||
#1069;моциональная грамотность: эмпатия, умение считывать эмоции другого человека. | |||||
#1050;оммуникация: умение наладить отношения с кем угодно, поддержать small talk, заводить полезные связи. | |||||
#1050;оллобарация: умение работать в команде, договариваться, делегировать, поддерживать. | |||||
#1057;истемное мышление: умение просчитывать возможные варианты развития событий, опираясь на имеющиеся данные. | |||||
#1040;нализ большого объёма информации: умение вычленять самое необходимое из массива информации. | |||||
#1054;сознанность: умение остановиться и задаться вопросом: «Чего именно я хочу? Мне нравится то, чем я занимаюсь?». | |||||
#1057;пособность к самообучению: умение прокачивать свои навыки, приобретать новые, осваивать новую профессию. | |||||
5 вопрос | Каждый день | ||||
3-4 раза в неделю | |||||
редко | |||||
6 вопрос | Свои ответы | ||||
7 вопрос | Да | ||||
Нет | |||||
Свой ответ | |||||
8 вопрос | Да | ||||
Нет | |||||
Свой ответ | |||||
9 вопрос | да | ||||
нет | |||||
Не уверен,что возможно | |||||
10 вопрос | Да | ||||
Нет | |||||
Затрудняюсь | |||||
11 вопрос. Наиболее распространенные варианты родителей |
Предварительный просмотр:
Карта анализа работы с родителями в рамках тематического контроля
«Эффективность работы дошкольных групп по формированию алгоритмических умений у дошкольников»
Критерии анализа | Возрастные группы | ||||||
Анкетирование родителей | |||||||
Организация и проведение консультаций | |||||||
Наличие наглядной информации, ее эстетичность | |||||||
Рекомендации для родителей для работы с детьми в домашних условиях | |||||||
Участие родителей в выставках | |||||||
Сотворчество родителей и детей | |||||||
Совместные досуговые мероприятия | |||||||
Форма подачи материала | |||||||
Папки-передвижки | |||||||
Стенды | |||||||
Ширмы | |||||||
Информационные письма-памятки, буклеты для родителей | |||||||
Другое | |||||||
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов |
Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень
Предварительный просмотр:
КАРТА ОЦЕНКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
(методика И. С. Морозова)
Фамилия, инициалы ________________________________________________________ Дата _______________________
Тема _______________________________________
Наименование педагогических способностей | Индикаторы каждой педагогической способности | Баллы |
1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении | 1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА НА ЗАНЯТИИ: А) контролируются отдельные слабые \ сильные воспитанники Б) требуется ответ от конкретных воспитанников для оценивания В) воспитанники побуждаются оценивать свою собственную работу Г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе каждого ребенка | |
2. Способы организации педагогических воздействий воспитателя на ребенка |
А) дикция способствует пониманию речи воспитателя Б) подача материала (объем \ скорость) нормальная В) устная речь правильная Г) произношение правильное | |
А) демонстрация материала (информация) точна, своевременна Б) комментарии и реакции на вопросы детей точны, адекватны В) содержание материала предъявляется в логической последовательности Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала | ||
3. Организация времени занятия, предметно – развивающей среды | #1059;ДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОГРАММНЫМ ЗАДАЧАМ А) привлекается внимание детей перед объяснением материала Б) используется игровая ситуация, сюрпризный момент В) дидактические пособия и средства обучения доступны для детей Г) эффективность работы группы стимулируется эмоционально | |
#1057;ОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ: А) групповая комната приведена в порядок, чиста Б) познавательная активность совместима с окружающими условиями В) дидактический материал соответствует программным задачам Г) пособия расположены упорядоченно с учетом возрастных особенностей | ||
4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми |
А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов Б) общение адекватно, ошибок в общении мало В) используемые игровые моменты оптимизируют усвоение материала Г) основные наиболее трудные моменты материала выделены | |
А) определение областей непонимания материала и повторное объяснение Б) стремление к устранению непонимания материала В) использование различных слов, примеров Г) разъяснения даются с учетом актуального уровня развития ребенка | ||
А) пояснения (вопросы: примеры) запрашиваются у воспитанников Б) выясняются воспитанники, желающие дать пояснения В) реакции и идеи детей принимаются с благодарностью Г) идеи детей используются на занятии | ||
А) вербальная похвала относительно результатов деятельности детей Б) невербальное поощрение успехов воспитанников В) особая обратная связь предоставляется воспитанникам при неадекватном выполнении работы Г) воспитанникам предоставляются предложения по улучшению выполнения работы | ||
5. Демонстрация воспитателем соответствующих методов обучения |
А) каждый метод обучения соответствует программным задачам занятия Б) один из методов используется приемлемо В) два и больше методов используются приемлемо Г) каждый метод используется приемлемо | |
А) материал занятия соответствует возрастным особенностям детей Б) все воспитанники имеют возможность для реализации познавательных потребностей В) соответствующее время отводится для достижения программных целей Г) воспитатель использует индивидуальный подход к каждому | ||
А) средства обучения соответствуют возрастным особенностям детей Б) средства обучения используются с учетом личностных особенностей В) дидактические материалы соответствуют возрастным особенностям детей Г) используемые дидактические материалы способствуют активизации познавательной активности воспитанников | ||
А) занятие начинается со стимулирующего введения Б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом В) используются игровые моменты Г) занятие имеет логическое окончание | ||
6. Поддержка творческой атмосферы на занятии |
А) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики Б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций В) энтузиазм передается энергичной позой Г) энтузиазм передается жестами | |
А) формулируется важность темы занятия Б) используются игровой, сюрпризный момент В) интерес стимулируется с помощью юмора Г) занятие персонализируется с помощью использования опыта детей | ||
16. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ДРУЖЕЛЮБИЯ: А) приятный тон голоса Б) имена детей используются в теплой, дружеской манере В) теплота, дружелюбие демонстрируется посредством юмора, улыбок Г) используется тактильный контакт с воспитанниками | ||
17. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В ВЫРАБОТКЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ А) речь воспитателя свободна от сарказма и насмешек Б) воспитатель относится с пониманием к любым высказываниям ребенка В) персонализированное поощрение за хорошую работу Г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе | ||
7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников
| #1055;ОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАНЯТИЕ: А) варьирование стимуляции путем изменения голоса, жестов воспитателя Б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся В) поощрение участия воспитанников в работе Г) плотность занятия соответствует программному содержанию | |
19. РУКОВОДСТВО ДЕТЬМИ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В ЗАНЯТИЕ: А) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих воспитанников в работу на занятии Б) использование вербальных средств В) использование средств поддержки внимания и заинтересованности | ||
20. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: А) управление поведением всей группы детей на занятии Б) дети редко нарушают течение занятия В) нарушители сталкиваются с быстрой реакцией воспитателя Г) детям предоставляется вербальная / невербальная связь относительно неприемлемого поведения |
КЛЮЧ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
Наименование педагогических способностей | Номера индикаторов каждой педагогической способности | Полное количество индикаторов по каждой способности | Минимально необходимое количество индикаторов по каждой способности |
1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении | 1 | А, Б, В, Г ИТОГО – 4 | А + 1 = 2 ИТОГО – 2 |
2. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | 2 3 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 8 | А, Б, В, Г А, Б, В ИТОГО – 7 |
3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | 4 5 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 8 | А, Б, В Любые три ИТОГО – 6 |
4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми | 6 7 8 9 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А + 2 Б + 1 А, Б А, Б + 1 ИТОГО – 10 |
5. Демонстрация воспитателем соответствующи методов обучения | 10 11 12 13 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А, Б + 1 А, Б + 1 А, В А, В + 1 ИТОГО – 11 |
6. Поддержка творческой атмосферы на занятии | 14 15 16 17 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А, Б + 2 А, В + 1 А + 2 А + 1 ИТОГО – 11 |
7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников | 18 19 20 | А, Б, В, Г А, Б, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 11 | Г + 2 В + 2 А, В, Г ИТОГО – 9 |
Предварительный просмотр:
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Направления воспитательно-образовательной работы | Возрастные группы | ||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | |
1. Общие вопросы | |||||||||||
Эстетика оформления | |||||||||||
Общие вопросы (режим, сетка занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей) | |||||||||||
2. Планирование занятий | |||||||||||
Программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи | |||||||||||
Методы активизации детей на занятии: вопросы, проблемные ситуации, кроссворды, графические диктанты, дидактические игры на сериацию, сравнение и т.д. | |||||||||||
Материалы и оборудование | |||||||||||
Физкультминутки с опорой на известные алгоритмы | |||||||||||
3. Планирование воспитательно-образовательной работы вне занятий | |||||||||||
Дидактические игры с программированным заданием, моделированием | |||||||||||
Интеллектуальные игры, игры с правилами, творческие игровые задания, направленные на применение алгоритмов в изменившихся условиях | |||||||||||
Проблемные ситуации, решение практических задач с помощью известных алгоритмов. | |||||||||||
Сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры (организация игровой деятельности по заданным условиям, создание условий сотрудничества в парах или небольшой группе) | |||||||||||
Планирование заданий, направленных на формирование регулятивных действий | |||||||||||
Внесение изменений в РППС | |||||||||||
Планирование интеллектуальных досугов с использованием алгоритмов, карт-схем, кодировки и раскодирования, пиктограмм и др. | |||||||||||
4. Сотрудничество с родителями | |||||||||||
а) Индивидуальные беседы | |||||||||||
б) Консультации | |||||||||||
в) Наглядная информация | |||||||||||
г) Совместные мероприятия | |||||||||||
Выводы, замечания и предложения: |
Предварительный просмотр:
Тематический мониторинг
«Состояние работы по созданию условий для развития алгоритмических умений воспитанников ДОО»
Цель: определить, насколько эффективна воспитательно-образовательная работа по развитию алгоритмического мышления у старших дошкольников; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию алгоритмических умений.
Задачи:
#1042;ыявить состояние работы педагогов дошкольных групп по формированию алгоритмических умений в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности и режимных моментах.
2. Обмен опытом педагогов (методы и приемы), способствующие улучшению
работы по формированию алгоритмических умений.
#1042;ыявить педагогов, имеющих проблемы в формировании у детей алгоритмического мышления, с целью оказания методической помощи
Сроки осуществления: «___» _________20___г. – «___» __________20___г.
Рабочие материалы контроля.
- Приказ о проведении контроля.
- План контроля.
- Критерии и показатели оценки уровней сформированности алгоритмических умений у детей старшего дошкольного возраста
- Опросник для оценки уровня сформированности умений: целеполагания, планирования, действий контроля, действия оценки.
- Анкета для оценки и самооценки профессионализма воспитателя.
-План проведения открытых просмотров:
-Использование линейных алгоритмов в формировании у дошкольников КГН, навыков элементарной трудовой деятельности и основ коммуникации (младший и средний дошкольный возраст);
- Использование различных типов алгоритмов на занятиях по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)
- Карта анализа занятия
- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
- Анкета для родителей «Алгоритмическое мышление детей дошкольного возраста»
-Карта анализа наглядной информации для родителей
- Выводы по результатам анкетирования родителей
- Оценочный лист «Организация РППС (с точки зрения компетентности воспитателя при ее создании)»
- Аналитическая справка
№ п/п | Направление работы | Предлагаемые рабочие материалы |
1 | Обследование уровня развития детей |
|
2 | Оценка профессиональных умений воспитателя | |
3 | Оценка создания условий: - в группе - в ДОО |
|
4 | Оценка планирования работы |
|
5 | Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности
Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения...
Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы»
Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы» (план, карты контроля и аналитическ...
Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "
В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста"....
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...
Доклад на тему «Совместная работа педагогов и родителей по созданию условий для развития творческого потенциала воспитанников ДОУ»
Развивать творческие способности у дошкольников....
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»
Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...
Создание условий для развития творческих способностей воспитанников с учётом их индивидуальных особенностей
Важным условием развития творческих способностей является учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Важно принимать во внимание не только умения и навыки, способности ребёнка, но и его психологическое...