Игры на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников .
картотека (старшая группа)

Максакова Марианна Федоровна

Картотека с играми на развитие эмоций, чувств, эмпатии у старших дошкоьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие эмоциональной сферы

старших дошкольников.

В жизни детей эмоции играют важную роль, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства, которые испытывают дошколята, придают им самую разнообразную окраску, выразительность. Именно поэтому эмоции, которые ребенок испытывает, легко увидеть на лице, в жестах, в позе и в поведении.

Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия, непривычные ему. Незнакомое окружение детей и взрослых где нужно налаживать взаимоотношение. И тут родителям и педагогам необходимо развить умение общаться по средствам эмоций и контролю поведения для выстраивания хороших отношений между сверстниками и взрослыми.

Напомню, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности-игра, а это значит нам помогут игры. Но помните, что сначала нужно ребенка познакомить с каждой эмоцией и чустом.

Игра «Детский сад»

Цель: развить способность распознать и выражать различные эмоции.

Двум участникам предлагаем разыграть ситуацию-за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком а ребенок рассказать причину своего состояния.

 Игра «Художник»

Цель: развить способность выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну из карточек и нарисовать историю в которой выбранное эмоциональное состояние является основой сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является  героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

 Игра «Четвертый лишний»

Цель: развить внимание, восприятие, память, распознание различных эмоций.

Психолог показывает детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным.

  • Радость, отзывчивость, добродушие, жадность.
  • Грусть, обида, вина, зависть
  • Трудолюбие, лень, жадность, зависть
  • Жадность, злость, зависть, отзывчивость

Игра «Кого-куда»

Цель: развить способность распознавать различные эмоции.

Психолог показывает портреты детей с разным выражением Эмоций и чувств. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

  • Можно посадить за праздничный стол
  • Нужно успокоить, подбодрить
  • Обидел воспитатель

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы»

Цель: развить способность распознать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) который отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и тд.)

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая-ситуация в которой  герои смеются.

Игра «Что случилось?»

Цель: учить распознавать разливные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Психолог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что...» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг...»

 Игра «Выражение эмоций»

Цель: развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Психолог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась с хатку, увидела, что девочка ушла и давай бить кота и ругать, почему кот отпустил девочку, не задержал ее и  не выцарапал глаза ей».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

«Аленушка обвязала его шелковым поясом и повела с собой, а сама-то громко плачет...»

Дети выражают грусть (печаль).

Психолог зачитает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли.»

Дети выражают мимикой лица –радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит-стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: – Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Психолог читает отрывок из сказки «Репка»

«Тянут- потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу...»

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе- пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка ряб»:

«Мышка бежала бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

Игра «Крошка Енот»

Цель: развить способность распознавать и выражать различные эмоции.

 Один ребенок- Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем светлей».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"

Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...

электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия:   - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....

Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

В методической разработке рассказывается об особенностях эмоциональной сферы старших дошкольников,о ее развитии....

Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают ...