Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В методической разработке рассказывается об особенностях эмоциональной сферы старших дошкольников,о ее развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_emotsionalnaya_sfera.docx | 50.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные тенденции семейного воспитания больше связаны с развитием познавательной сферы, а эмоциональная сфера развивается спонтанно. Но
неумение осознавать собственные эмоции и управ-лять ими, делает ребёнка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины. Сумма страхов
современного общества делает ребёнка более пассивным, у него исчезает свойственное детям любопытство, непосредственность и открытость; появляется состояние психического напряжения, а положительные эмоции начинают исключаться из внутреннего психического мира.
Невозможность понимать и оценивать эмоции других, регулировать своё поведение, создаёт серьёзные сложности в общении, как со сверстниками, так и с родителями и другими взрослыми. У детей с нарушением речи так же на первый план выдвигаются не столько познавательные проблемы, сколько особенности эмоционально-волевой сферы. Волевая регуляция у этой группы детей на более низкой ступени развития, как и уровень общения и сотрудни-
чества. Дети лучше ориентируются на инструкцию, направленную на предметную деятельность, чем на познавательную. А любое переключение с одного вида деятельности на другой сопровождается взрывом « вербальной»активности. Им трудно выполнить многоступенчатую инструкцию. Они
способны её выполнить только тогда, когда проговаривают эту инструкцию про себя. Начальный период обучения у детей с нарушением речи характеризуется огромным количеством конфликтов. Исследования активного словаря этой категории детей показали, что они в два раза реже употребляют в своём словаре эмоциональную лексику, им трудно мимикой передать эмоции гнева, страха, удивления, а 53% не могут адекватно выразить эмоционально-
смысловое содержание высказывания.
Кроме того, психологи связывают эмоциональные процессы с познавательными. Они считают, что между этими процессами прямые и обратные отношения. Так как когнитивная (познавательная) деятельность и источник эмоций и сама эта деятельность зависит от состояния субъекта. Эмоции влияют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение память и мышление. Положительные эмоции усиливают все эти процессы, ускоряют, улучшают качество их. Кроме того положительные эмоции увеличивают мотивацию. Тесно связаны с эмоциями и волевые процессы.
Привлекательность цели умножает силы человека, а непривлекательность - снижает способность к волевому усилию. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому важно не только научить детей стимулировать волевые действия. С помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных.
Словарь для выражения чувств и эмоциональных состояний начинает накапливаться в семье и уже в полтора - два года ребёнок может говорить о своих переживаниях. Родители становятся отражателем чувств ребёнка. Они должны озвучивать то состояние, в котором находится ребёнок и подтверждать, что это нормально.
Взрослый говорит ребёнку:
1. у тебя нормальные чувства;
2. мне нравится, когда ты делишься со мной своими чувствами;
3. все твои чувства очень важные;
4. если тебе грустно, страшно или ты злишься - это ничего, так бывает;
5. если тебе хочется - можно поплакать.
Не надо заглушать, подавлять гнев, обиду. Они тоже должны выражаться.
Надо учить анализировать свои чувства - этим мы и расширяем эмоциональный словарь детей и в то же время обогащаем его чувства, а значит, укрепляем здоровье. Считается, чем богаче у человека словарь эмоциональных слов, т.е. чем лучше может человек рассказать о том, что он чувствует, тем он более соматически здоров.
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением речи имеет свои особенности:
1. дети с нарушением речи имеют более низкий уровень развития мимической мускулатуры, интонационной выразительности речи;
2. у таких детей чаще присутствует тревожность и внутренняя напряжённость;
3. они очень редко в коллективе попадают в категорию «звёзд», а чаще в категорию «оттеснённых», а иногда и « отверженных»;
4. отрицательные и положительные эмоции у большинства не дифференцированы;
Таким образом, старших дошкольников необходимо знакомить с упражнениями психокоррекционной направленности, при проведении которых
1. развивать мимику и жесты;
2. учить различать положительные и отрицательные эмоции;
3. расширять активный эмоциональный словарь детей;
4. развивать чувство ритма и рифмы;
5. развивать произвольность поведения и психических процессов;
6. развивать любознательность, мотивацию и повышать самооценку;
7. развивать пространственно-временные представления, так как они лежат не только в основе познавательной деятельности, но и эмоциональной жизни ребёнка.
Этим занимаются педагоги на коррекционных занятиях, а родители закрепляют и продолжают эту работу дома. Огромную помощь в этом может оказать использование элементов психогимнастики: проигрывание пантомимических этюдов( попрыгать как испуганный зайчик), упражнения на регуляцию мышечного тонуса( расслабление и напряжение).
Поэтому, создание условий для развития коммуни-кативной компетентности поможет сформировать у таких детей адекватную реакцию на происходящее вокруг, адекватный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление их эмоциональных состояний принятыми в обществе средствами и адекватное социальное поведение. То есть, будет способствовать развитию в целом гармоничной личности и гармонич-ных семейных отношений.
Уважаемые родители старших дошкольников! Впереди у вас и ваших детей очень интересный, волнительный и ответственный самый первый учебный год. Будьте для своих детей не только любящими родителями, но и адвокатами и даже психологами!
Учитель-логопед Красильникова С.Г.
При наблюдении за эмоциональной сферой ребёнка используются следующие критерии:
1. чувствительность ребёнка при резкой перемене голоса;
2. наличие дискомфорта при незнакомых людях и при длительном зрительном контакте;
3. повышенная чувствительность к качеству прикосновений (напряжение, отклонение);
4. появление беспокойства при изменении дистанции во время общения;
5. капризность при быстрой смене деятельности;
6. страх оставаться в больших или маленьких помещениях;
7. засыпание при свете;
8. особенности аппетита;
9. длительность переживаний;
10. реакция на успех и неудачу.
Специалистами разработан опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия дошкольника.
В этом опроснике используются следующие критерии:
1. нарушение настроения;
2. наличие нарушений сна;
3. нарушения аппетита;
4. потливость;
5. недержание мочи и стула;
6. вредные привычки;
7. жалобы на самочувствие;
8. тревога и страхи;
9. нарушение двигательной активности;
10. трудности общения со сверстниками;
11. неуверенность в себе;
12. чрезмерная чувствительность к замечаниям и наказаниям;
13. тики;
14. заикание.
Для 1-12 шкал 0-минимум, 3 балла максимум; 13-14 шкалы минимум 0,максимум 2 балла.
Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес.Существуют определенные противоречия между неразраб...
Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на музыкальном занятии через синтез искусств.
Дается понятие об эмоциях и их значении в развитии ребенка....
Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"
Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...
электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия: - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...
Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"
Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатления. Вот почему специально организованное общение в процессе театрализованной деятел...