Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на музыкальном занятии через синтез искусств.
статья (подготовительная группа) по теме
Дается понятие об эмоциях и их значении в развитии ребенка.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ ИСКУССТВ
(из опыта работы)
Что означает слово «эмоция»? В переводе с латинского «емовео» - потрясаю, волную. Чувства и эмоции оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка, оставляют след на всю жизнь и определяют характер.
На современном этапе в нашей стране много внимания уделяется интеллектуальному развитию дошкольников, чего не скажешь о внимании к его эмоциональной сфере. А ведь именно « эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие». С каждым годом дети удивляются и восхищаются все меньше. Их интересы однообразны, а общество нуждается в творческих людях. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, и актуальна и важна. Проблема эмоционального развития исследовалась многими педагогами и психологами ( Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.П.Усова, Т.А.Маркова и др.) Передо мной стояла задача - разбудить в детях эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самому себе. Важно было создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребенка. Современные методические разработки по музыкальному воспитанию позволили мне скорректировать работу в сторону эмоциональной составляющей, то есть максимально активизировать эмоциональную сферу ребенка.
Новизна работы заключается в разработке условий оптимального построения музыкального занятия на основе синтеза искусств. Использовать интеграцию различных видов деятельности, способствующих эмоциональному развитию старших дошкольников.
Была поставлена цель: исследовать процесс и улучшить пути развития у детей эмоциональной сферы через синтез искусств.
Задачи, стоящие передо мной, в процессе исследования:
1.Изучить опыт работы специалистов по данной теме.
2.Провести диагностическое исследование на определение уровня развития эмоций у дошкольников.
3.Исследовать процесс воздействия музыки, литературы, живописи на эмоциональную сферу детей, подтвердить гипотезу об их положительном влиянии.
4.Дать практические рекомендации педагогам и родителям.
Гипотеза: искусство влияет на развитие эмоции ребенка, если
-будут созданы благоприятные условия;
-будут продуманы методические приемы;
-будут задействованы все органы чувств ребенка.
Опираясь на диагностику В.Минаевой по изучению эмоциональной сферы ребенка, выяснилось, что в контрольной группе 85% детей не умеют правильно выражать свои эмоции, разговаривать о них; не умеют разрешать конфликты с окружающими, управлять своими эмоциями. Ежегодное, проводимое вместе с педагогом-психологом диагностическое обследование выявило увеличение количества эмоционально неблагополучных детей. У дошкольников в общении преобладают отрицательные эмоции. Причина в том, что родители мало общаются с детьми, не выражают открыто своих чувств по отношению к ним. Другая причина – индивидуальные особенности детей, специфика их внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость).
Для формирования и развития эмоциональной сферы ребенка я выбрала программу «Синтез» под редакцией К.Тарасовой, которую вариативно использую в своей работе и программу «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой. Синтез искусств, погружая детей в трехмерное пространство (музыка, живопись, литература), как раз и позволяет активизировать эмоции ребенка. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. Программа «Музыкальные шедевры» интересна тем, что в ней автором собраны и систематизированы по принципу контрастности и тематичности ярчайшие образцы музыкальной классики. В работе были использованы методические разработки А.И.Бурениной, Н.Сорокиной, Э.Г.Чуриловой, В.М. Минаевой, М.Чистяковой. Для решения поставленных задач я разработала перспективный план. Для его реализации использовала музыкальные занятия. К традиционным методам и приемам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на музыкальном занятии, были добавлены:
- метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
- метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- метод «подмастерья», определяющий сотворчество педагога и ребенка.
- диалогический метод, позволяющий стимулировать самостоятельное познание, инициативу, свободу выбора.
- игровой метод - несет эмоциональный заряд при передаче информации, стимулирует творческий процесс, способствует развитию коммуникативных качеств.
Занятия включают в себя:
- слушание музыкальных произведений;
- художественное слово;
- игры;
- этюды, упражнения;
- беседу;
- тематическое рисование;
- рассматривание картин;
- релаксация;
Занятия разбиты на три раздела.
1раздел. Цель раздела: знакомство с эмоциями, различать их по схеме, понимать и передавать, используя различные выразительные средства.
2раздел. Цель раздела: углубление знаний об эмоциях, развивать воображение.
3раздел. Цель раздела: закрепление знаний на праздниках, развлечениях и в театральной деятельности; развивать эмпатию.
В ходе подготовки к занятиям создавалась предметно-развивающая среда «Сундучок удивительных вещей»: волшебный плащ, волшебная палочка, книга сказок, волшебное зеркало, чудесное яблоко, шляпа - невидимка и др. Эти предметы помогали перевоплощению, вхождению в образ.
Виды деятельности на занятии варьировались.
Ценность таких занятий:
- у детей расширяется круг понимания эмоций;
- дети глубже понимают себя и других;
- появляются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Работа строилась в тесном контакте с профильными специалистами: психологом, логопедом, преподавателем по изодеятельности, инструктором по физической культуре. Они помогали детям в разучивании стихов, игр, упражнений.
Поставленные цели и задачи решались не только в рамках занятий. Регулярно проводилась индивидуальная работа с детьми, которая помогала активизировать, раскрепощать застенчивых и стеснительных детей, работа с одаренными детьми расширяла круг их возможностей.
Общность музыки и других видов искусств я соотношу осторожно, в наиболее доступных и понимаемых детьми формах. На первых этапах знакомства с произведением необходимо проживание музыкальных интонаций в словах: дети должны осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства она вызывает. В дальнейшем это поможет им найти наиболее точный, емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно-эстетической деятельности. Необходимо подстраиваться к психологическим особенностям детей («кинестетикам» легче дается восприятие музыки через движение, «визуалистам»- через зрительные образы, «аудиалисты»- через звучащее слово.) Анализируя музыку, обращаю внимание детей на особенности мелодии, ритма, тембра, композиции. Дети хорошо осваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, низкими звуками и темными красками. Дети способны передать в рисунке узор музыки и ее мелодическое развитие. Дети сочиняют цветную музыку, у них формируется музыкальное цветоощущение.
Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать: какие бывают чувства, как ими можно поделиться, что с их помощью можно выразить. На занятиях дети с помощью мимики и различных поз учатся выражать определенные эмоции, настроения.
При изучении музыкального произведения дети описывают ее характер, выражают эмоции, вызванные услышанной музыкой. Таким образом, они определяют свое отношение к ней. Создание мысленных картин при слушании - пример упражнений, способствующих самораскрытию ребенка, росту его личности. Такой своеобразный тренинг помогает детям не только выразить свое эмоциональное состояние, но и адекватно реагировать на состояние окружающих его людей. Ребенок начинает определять и контролировать свои поведенческие реакции.
Для того чтобы дети могли раскрепоститься и лучше выражать свои эмоции в импровизациях, предложила сделать на занятии по изодеятельности забавных насекомых: пчелок, жуков. Это удобное пособие в освоении детьми выразительных возможностей мелодии, развитию фантазии, воображения, эмоций. Например, упражнение «Весело – грустно» или «Быстро – медленно»
С помощью этих простых игрушек дети озвучивают различные эмоциональные состояния при восприятии музыки, в игровых и творческих проявлениях. У детей обогащается эмоционально – образный словарь. Это эффективный эмоциональный тренинг, который формирует оценочное восприятие к собственным эмоциям и эмоциональным проявлением партнера по игре.
Использую в своей работе и интегрированные занятия разработанные Т.Э.Тютюнниковой. Они разнообразны как по тематике, так и по видам деятельности.
Например: «Брат Мажор и брат Минор», «Солнечный урок», и др.
Театральная деятельность - часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально – творческом развитии ребенка. Мой театр – это музыкальный театр. Все постановки сопровождает музыка, в них много движений, действия. В репертуаре детские оперы и музыкальные сказки. («Колобок», «Как избушка стала дворцом», «Случай в лесу», «Дюймовочка», «Апрелечка»)
Подводя итог проделанной работы можно утверждать, что я добилась определенных результатов:
- дети стали эстетически воспитаны, эмоционально развиты.
- дети позитивно настроены к себе и окружающему миру.
- характер у детей стал более мягким, поведение осознанным, чувства открытые и искренние, преобладают положительные эмоции.
- ребенок умеет анализировать музыкальное произведение, описывает картину, рождающуюся при ее прослушивании.
- любит импровизировать.
- выразительна мимика детей и пантомимика, они умеют передавать позой и жестом гамму чувств.
- дети умеют передавать свои музыкальные впечатления в ритмопластике и изодеятельности.
Отсюда вывод: синтез искусств - это действенное средство развития и обогащение эмоциональной сферы дошкольников. Интегрированные занятия духовно развивают детей, воспитывают устойчивый интерес к искусству, формируют опыт общения, создают условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Приложение. Упражнения на релаксацию.
Листья падают.
Под плавную музыку дети руками имитируют падающие листья. Движения передают скольжение музыкальной мелодии.
Сосулька плачет.
Ритмическое повторение падающих с сосульки капель передать при помощи ритмичного движения руки. Обратить внимание на четкость и фиксированность, порывистость и внутреннюю пульсацию движений.
Музыкальные руки.
Развитие воображения и координации движений в соответствии с музыкальном образом. Дети руками создают образ, эмоционально и ритмически соответствующий произведению. Могут прозвучать марш (движения четкие, геометрические), вальс (движения скользящие, кругообразные), танец (движения плавные, четкие). Важно, чтобы каждый ребенок мог по- своему пластически «прочитать» музыкальный образ.
Этюды по картине. Проводятся после знакомства с жанрами живописи. Целесообразно использовать такие жанры, как портрет, жанровую живопись, пейзаж. Исходным является создание статистических этюдов с последующим их динамическим развитием, причем важно соответствие эмоционального, пространственного, ритмического рисунков живописи и пластики. Для этюдов по картинам предлагаются картины, где изображены дети в разных ситуациях ( «Утро» Т.Н.Яблонская, «Тройка» В.Г.Перов, «У дверей школы», «Устный счет» Н.П.Богданов-Бельский и др.). Важна предварительная беседа о картинах (характер, колорит, настроение). При пластической фиксации сюжета важна точность позы, эмоционального рисунка, мимики.
Для пластических этюдов по портрету предлагаются картины: «Девочка с персиками» В.Серова, «Голова девочки» А.Харламова и др.
Пейзажная живопись может быть дополнена музыкой и поэзией. Например, «Березовая роща» А.Куинджи - используем русскую народную песню «Во поле береза стояла», а при этюде по картине «Север» А.Куинджи – стихотворение М Лермонтова «Сосна». При выборе музыкального и поэтического отрывков к живописному произведению, необходимо опираться на поисковый принцип.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес.Существуют определенные противоречия между неразраб...
Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"
Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...
электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия: - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...
Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"
Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....
Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
В методической разработке рассказывается об особенностях эмоциональной сферы старших дошкольников,о ее развитии....
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник».
Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник»....