Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детям
представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsiiword_7.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 172
г. о. Самара
КРУЖОК
«СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»
по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника
Актуальность. Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения побудили направить внимание педагогов на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптивной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость нынешней социокультурной ситуации. Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и национально-политические конфликты приводят к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности уже в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период формируется мир эмоций и чувств человека, обозначаются его устремления, закладывается базис личной культуры, включающей ценности переживания.
Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которые выступают наиболее сильными эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации его духовной сферы. Это определяет необходимость разработки системы педагогической деятельности, создающей условия для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.
Роль эмоций в жизни человека, их влияние на поведение и формирования личности ребенка представляли интерес для ученых различных областей знаний - философии, физиологии, психологии, педагогики и других. В психологической науке такие ученые, как В.Н. Вилюнас, В.Вундт, Л.С.Выготский, И.Гербарт, Р.Джеймс, Б.И.Додонов, А.В. Запорожец, П.Ланге, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин и др. рассматривали эмоции в деятельностном, поведенческом, личностном аспектах, выделяли динамику их становления, раскрывали механизм эмоциональных проявлений детей.
В исследованиях эмоциональной сферы детей дошкольного возраста А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович, Л.П.Стрелкова и др. указывают на интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания, в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов.
Известные философы, педагоги, психологи, музыканты Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, М.С.Каган, Б.М.Неменский, Н.А.Ветлугина и др. подчеркивают значительную роль искусства в формировании психики ребенка и развитии его эмоций и чувств.
Положения специальной педагогики и дошкольной дидактики, в которых отмечается ведущая роль воспитания и обучения в формировании художественно-творческих способностей ребенка, легли в основу теории художественного развития детей Л.С.Выготского, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца.
В условиях дошкольного учреждения развитием эмоциональной сферы детей занимаются различные специалисты – психолог, физинструктор, музыкальный руководитель, преподаватель изобразительного искусства, хореограф. Но нередко их деятельность носит достаточно изолированный характер. Объединить усилия различных специалистов по решению данной проблемы способен педагог, поскольку педагогическая деятельность носит комплексной характер и обладает собственными эффективными формами, методами, средствами развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Цель:
Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детям
представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
Задачи:
1. Развивать у детей способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
- Обучить элементарным приемам регулирования поведения.
- Снизить у дошкольников эмоциональное напряжение.
- Развить способность понимать эмоциональные состояния, чувства, настроения других людей.
- Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЧЕБУРАШКА»
Основные направления работы | Задачи | Сроки | Содержание работы | Форма работы | Научное обеспечение | Участники педагогического процесса | Предполагаемый результат | |||
воспитанники | воспитатели | родители | другие | |||||||
Сказочные персонажи | 1.Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. 2.Закреплять образ «доброго» и «злого» героя. 3.Закреплять умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях | Сентябрь | «Русские народные сказки» | КВН | Авторская разработка | + | + | Муз.работник | 1.Умение детей определять эмоции. 2. Закрепление образа «доброго» и «злого». 3.Умение детей находить позитивные решения в конфликтных ситуациях. | |
«Что за прелесть эти сказки» | Литературное лото | Авторская разработка | + | + | Методист. | |||||
Снежная королева | Игра-сказка | Нравственные беседы с детьми 4-7 лет | + | + | ||||||
Лесная школа | Беседа | Дошкольное воспитание № 4, 1998г. | + | + | ||||||
Красная шапочка | Игра-сказка | Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1995 | + | + | Муз. работн. | |||||
Избушка и Баба-Яга | Игра-драматизация | Нравственные беседы с детьми 4-7 лет | + | + | Муз. работн. | |||||
Знай и люби родную природу |
| Октябрь | «Путешествие на цветочную поляну» | Развлекательно-познавательная беседа | Авторская разработка | + | + | 1.Сформированность эмоционально-позитивного отношения дошкольников к природе. 2. Навык ответственного отношения детей к природе | ||
Октябрь | «Путешествие по лесной тропе» | Развлекательно-познавательная беседа | Авторская разработка | + | + | |||||
Ноябрь | «День леса» | Игра | И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. Приходите в гости к нам на праздник. Сборник сценариев для детей | + | + | Методист | ||||
Ноябрь | «В защиту природы» | Беседа | Дошкольное воспитание, №6 1996 | + | + | Методист | ||||
Ноябрь | «Бал цветов» | Игра-конкурс | Авторская разработка | + | + | Методист | ||||
Ноябрь | «Цветочная почемучка» | Игра- путешествие | Авторская разработка | + | + | Методист | ||||
Ноябрь | Лесная сказка | Праздник | И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. Приходите в гости к нам на праздник. Сборник сценариев для детей | + | + | Муз. работник | ||||
Осень, осень в гости просим! |
| Октябрь | Осенние встречи | Праздник | Авторская разработка | + | + | + | Уровни включенности эмоционально-нравственного отношения дошкольников к природе | |
Ноябрь | Золотая осень | Праздник | + | + | ||||||
Ноябрь | Осенний калейдоскоп | Конкурс рисунков и плакатов | + | + | + | |||||
Ноябрь | Стихи об осени | Конкурс | Авторская разработка | + | + | |||||
Ноябрь | Осенняя фантазия | Конкурс поделок из природного материала | Авторская разработка | + | + | + | ||||
К нам приходит Новый год! |
| Декабрь | «Новогодний праздник» | Праздник | С.В. Романова. Сб. сценариев детских развлекательных программ | + | + | + | + | Навыки социального взаимодействия со сверстниками |
Январь | «Мастерская Деда Мороза | Конкурс новогодних игрушек | Дошкольное воспитание №3, 1993 | + | + | + | + | |||
Январь | «Поздравления» | Конкурс новогодних стихов | Дошкольное воспитание №3, 1993 | + | + | + | + | |||
Пусть всегда будет мама! | 1.Развитие способности совершать нравственные поступки.
4. Развитие гендерных установок. | Март | «Самая, самая, самая…» | Конкурс красавиц | С.В. Романова. Сб. сценариев детских развлекательных программ | + | + | Муз. работн. | 1.Навык бережного отношения к природе 2.Сформированность чувства доверия, благодарности, отзывчивости, стыда. 3. Навык гендерных установок. | |
Март | Мамы и дочки | Игра-беседа | Авторская разработка | + | + | |||||
7 марта | «Загляните в мамины глаза | Праздник | Авторская разработка | + | + | |||||
Март | Наша красавица» | Концерт | + | + | + | муз работн. | ||||
Март | «Вот такие наши мамы» | Конкурс рисунков | Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев. | + | + | методист | ||||
Мир волшебный, мир чудесный | Приобщение детей к нравственным идеалам, принципам и нормам поведения русского народа. | Февраль | Путешествие к Незнайке | Брейн-ринг | Авторская разработка | + | + | методист | Сформированность восприятия детей нравственных идеалов, принципов и норм поведения русского народа. | |
Февраль | «Сказочный денек» | КВН | Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев. | + | + | методист | ||||
Сказочные персонажи | Игра | Авторская разработка | ||||||||
Путешествие на Луну | Игра-путешествие | Авторская разработка | ||||||||
Лесная школа | Игра-драматизация | Авторская разработка | ||||||||
Шаловливые игры | Игра | Авторская разработка | ||||||||
Болезнь куклы | Беседа | Авторская разработка | ||||||||
Наши «братья меньшие» |
| Апрель | «Наши пернатые друзья» | КВН | Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев. | + | + | Муз. работн | Сформированность чувства сострадания и жалости к животным у дошкольников. 2. Навык бережного отношения к животным | |
Апрель | «Рыбы, птицы, звери» | Познавательная игра | Авторская разработка | + | + | |||||
Апрель | «Эти забавные животные» | Конкурс | Авторская разработка | + | + | методист | ||||
Май | «Знаешь ли ты животных?» | Брейн-гинг | Авторская разработка | + | + | + | ||||
Май | «Мисс Кис-кис и мистер Мяу» | Театрализованное игровое представление | Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев. | + | + | Муз. работн | ||||
«В гости к тигру» | Праздник | Авторская разработка | Муз. работн |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес.Существуют определенные противоречия между неразраб...
Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на музыкальном занятии через синтез искусств.
Дается понятие об эмоциях и их значении в развитии ребенка....
электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия: - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...
Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"
Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....
Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
В методической разработке рассказывается об особенностях эмоциональной сферы старших дошкольников,о ее развитии....
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатления. Вот почему специально организованное общение в процессе театрализованной деятел...