Использование информационных технологий при взаимодействии с семьей в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Гавва Розалия Тальгатовна

Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы с семьей в группе раннего возраста, которая приведет к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, основанной на индивидуальном подходе к каждой семье и своевременном информировании всех заинтересованных сторон.

Наиболее эффективно в современных условиях решают проблему взаимодействия  с родителями в период адаптации ребенка к ДОУ информационно-коммуникационные технологии, так как они становятся неотъемлемой частью не только нашей жизни, но и жизни наших детей, в том числе и самых маленьких. Следовательно, разумно используя их, мы можем выйти на современный  уровень общения с родителями, детьми и педагогами, т.е. всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИМ ДОУ

                                                                                                                                                       Тенькова А. Н.,                                                                                        Гавва Р. Т.,                                                                                      Ефимушкина Е. Н. (Прокопьевск)                

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению очень актуальна. Это отмечается и в ФГОС ДО,  где определено, что деятельность воспитателя, в том числе по адаптации детей раннего возраста, базируется на основной образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на «…создание условий  к социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы с семьей в группе раннего возраста, которая приведет к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, основанной на индивидуальном подходе к каждой семье и своевременном информировании всех заинтересованных сторон.

Наиболее эффективно в современных условиях решают проблему взаимодействия  с родителями в период адаптации ребенка к ДОУ информационно-коммуникационные технологии, так как они становятся неотъемлемой частью не только нашей жизни, но и жизни наших детей, в том числе и самых маленьких. Следовательно, разумно используя их, мы можем выйти на современный  уровень общения с родителями, детьми и педагогами, т.е. всеми участниками образовательного процесса.

В практике дошкольных учреждений широко применяют такие формы работы как электронная почта, размещение информации на сайте детского сада или личных страничках педагогов, создание родительских групп в социальных сетях, семейный фотоальбом, использование презентаций.

Так в нашем детском саду еще до приёма детей в группу проводится родительское собрание, в котором принимают участие заведующий детским садом, старший воспитатель, медик и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. В ходе собрания родителям демонстрируются презентации «Один день из жизни ДОУ», «Экскурсия по детскому саду», «Ребенок в период адаптации», в ходе которых специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности, образовательного учреждения, отвечают на вопросы.

В прошлом году мы совместно с музыкальным руководителем была апробирована такая форма работы  как «Мамина колыбельная».

Суть мини-проекта «Мамина колыбельная» заключалась в том, что мамы и бабушки, были даже тети, исполнили и записали на электронные носители знакомые малышам колыбельные песни. А педагоги, укладывая детей на сончас, проигрывали эти записи. Ребенок, слыша родной голос мамы, как правило, успокаивался и быстрее засыпал.

Наиболее перспективной, на наш взгляд, является создание сборника видеопередач «Я иду в детский сад!». Цель данного электронного пособия для родителей и детей раннего возраста - формирование представлений детей о ДОУ посредством ITтехнологий. Основной акцент сделан на то, что работу по знакомству малыша с детским садом нужно начинать за несколько недель до первого посещения его ребенком. Основными задачами являются: подготовка и ускорение процесса адаптации детей к детскому саду; создание благоприятного психологического настроя детей к детскому саду; снижение уровня стресса дошкольников в процессе адаптации; становление благоприятного эмоционального контакта между воспитателем и детьми, родителями.

        Сборник состоит из нескольких видеороликов и систематически пополняется в зависимости от запроса участников образовательных отношений.  Все видеоролики выполнены в едином стиле в программе DaVinci Resolve с использованием настроек звука, коррекции картинок, созданием переходов и анимации.
Продолжительность каждого ролика не более 6 минут, что учитывает возрастные особенности детей раннего возраста. Героями выступают знакомые детям персонажи: кукла Катя и кошечка Мурочка

        Первый сюжет «Для Вас, родители!» - ознакомительный. Видеоролик адресован родителям будущих воспитанников, его предлагает руководитель при первой встрече в стенах детского сада. И в случае согласия родителей отправляет его на адрес электронной почты. Цель ознакомительного сюжета - создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, формирование представлений родителей о режиме дня, особенностях питания, организации педагогического процесса в группе раннего возраста.

        Второй фильм «Давайте познакомимся»,  как и все остальные, предназначены непосредственно малышам. Цель его: знакомство с будущими педагогами, и группой. Он представлен видеороликом в котором воспитатели в шуточной форме познакомят малышей с приёмной и группой раннего возраста.

        Третий блок сюжетов «Вместе весело играть!» представлен тремя фильмами, которые в занимательной форме рассказывают детям о том, что их ждет в детском саду: «Воздушный шарик», «Веселая разминка» и «Кошечка в гостях у ребят». Цель блока: формирование эмоционального контакта, доверия, привязанности детей к воспитателю. Под чутким руководством воспитателя малыши нарисуют воздушный шарик, познакомятся со спортивным и музыкальным залами, сделают веселую разминку, в занимательной форме накормят кошечку Мурочку молочком и поиграют с ней.

        Таким образом, применение в работе сборника видеопередач «Я иду в детский сад!» позволяет: минимизировать время доступа родителей к информации; дает возможность воспитателю продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечивает индивидуальный подход к семьям воспитанников; способствуют безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям и, как следствие,  оптимизирует процесс  взаимодействия педагога с семьей.                                                                                                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения.: ГОСТ Р 55750-2013 от 01.01.2015.

2. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.: ГОСТ Р 53620-2009 от 01.01.2011.

3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...

ОПЫТ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Актуальность темы. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается  на психическом и ...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ.

Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых – воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колы...

Доклад «Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеФилиал «Солнышко» МБДОУ детский сад «Радуга» Староюрьевский район, с. Староюрьево, Тамбовская область...