Доклад «Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»
материал (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Филиал «Солнышко» МБДОУ детский сад «Радуга» Староюрьевский район, с. Староюрьево, Тамбовская область
Доклад
«Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»
Подготовила воспитатель:
Игнатова Любовь Николаевна
2022г.
Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации
Введение: Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период становления человека и его здоровья . Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании .Каким будет человек, в большей степени зависит от этого периода. Я стремлюсь к тому ,чтобы воспитание маленьких детей было ориентировано в первую очередь на личностные ,индивидуальные , возрастные особенности ребёнка. Это значит ,что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему :чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть ,слышать , трогать руками ,пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Целью моей работы в этот период было: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, путём взаимодействия детского сада и семьи.
Конкретные задачи работы заключаются в следующем:
- Изучить понятие и сущность адаптации детей к ДОУ;
- Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста;
- Разработать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
- Выделить средовые факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики и реализации;
- Проанализировать результаты и сделать выводы;
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ.
Одно из условий успешной адаптации – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.
Определила формы работы с родителями:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогических исследований
- Изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
- Проведение родительского собрания.
- Раздача памяток с рекомендациями по подготовке ребёнка к адаптационному периоду.
- Оформление родительского уголка (консультации, папки-передвижки).
- «День открытых дверей».
- Организация предметно-развивающей среды.
Первое собрание с родителями я проводила в нетрадиционной форме. Чтобы создать располагающую к общению обстановку предлагала игру «Давайте познакомимся!», в которой каждый родитель коротко рассказывал о своей семье (как зовут членов семьи, семейные увлечения и т.п.).
Потом я рассказала родителям, как проходит адаптационный период в детском саду, чтобы объяснить, что особенности поведения, которые их очень беспокоят, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнк, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Течение адаптации: Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение, так как в этот период у ребёнка изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность. Кризис адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
- Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
- Возраст малыша.
- Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни)
- Cоциальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)
- Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.) Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
Я советую родителям рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему нужно, чтобы малыш пошел в детский сад.
Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми.
В саду все приспособлено для детей: там маленькие столики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.
Я советую родителям :подробно рассказывать ребенку о время препровождении в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ, и тем чаще будет его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в сад .Надо стараться дома соблюдать режим дня, предусмотренный в детском саду.
Рекомендую родителям :не создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объяснять нужно, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Мамы должны сказать малышу: «воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать».
Даю советы родителям: чаще гулять с ребенком на детской площадке, давать ребенку возможность учиться самому разрешать конфликты, находить выход из ситуации; научить надо знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Рекомендую мамам: ходить с ребенком в гости и приглашать гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учитьребенка общаться, вместе играть, делиться своими игрушками и т.п. – показывать. как это надо делать.
Советую родителям : игратьс ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий, роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.
Даю рекомендации мамам приучать детей к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Советую родителям убедить ребёнка в том, что ему будет интересно и комфортно в детском саду. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Рекомендую родителям не говорить при ребёнке о том, что приходится отдавать его в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения .Рекомендую родителям помочь ребенку в этом, познакомьтесься с другими родителями и их детьми; спрашивать дома своего малыша о других детях. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Провожу беседы с родителями о том ,чтобы в присутствии ребенка избегать критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугать ребенка детским садом.
Советую мамам в период адаптации эмоционально поддерживать малыша. Теперь они проводите с ним меньше времени, компенсировать надо это качеством общения, чаще обнимать ребенка, сказать малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Желание родителей принимать участие в жизни группы очень способствует положительному отношению детей к детскому саду. Какое отношение у родителей, такое отношение будет и у детей.
Самое главное – это доверие педагогам и вера родителей в то, что с их детьми все будет хорошо и тогда адаптация для всех пройдёт более успешно и безболезненно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_2022_doklad.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Филиал «Солнышко» МБДОУ детский сад «Радуга» Староюрьевский район, с. Староюрьево, Тамбовская область
Доклад
«Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»
Подготовила воспитатель:
Игнатова Любовь Николаевна
2022г.
Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации
Введение: Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период становления человека и его здоровья . Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании .Каким будет человек, в большей степени зависит от этого периода. Я стремлюсь к тому ,чтобы воспитание маленьких детей было ориентировано в первую очередь на личностные ,индивидуальные , возрастные особенности ребёнка. Это значит ,что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему :чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть ,слышать , трогать руками ,пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Целью моей работы в этот период было: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, путём взаимодействия детского сада и семьи.
Конкретные задачи работы заключаются в следующем:
- Изучить понятие и сущность адаптации детей к ДОУ;
- Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста;
- Разработать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
- Выделить средовые факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики и реализации;
- Проанализировать результаты и сделать выводы;
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ.
Одно из условий успешной адаптации – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.
Определила формы работы с родителями:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогических исследований
- Изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
- Проведение родительского собрания.
- Раздача памяток с рекомендациями по подготовке ребёнка к адаптационному периоду.
- Оформление родительского уголка (консультации, папки-передвижки).
- «День открытых дверей».
- Организация предметно-развивающей среды.
Первое собрание с родителями я проводила в нетрадиционной форме. Чтобы создать располагающую к общению обстановку предлагала игру «Давайте познакомимся!», в которой каждый родитель коротко рассказывал о своей семье (как зовут членов семьи, семейные увлечения и т.п.).
Потом я рассказала родителям, как проходит адаптационный период в детском саду, чтобы объяснить, что особенности поведения, которые их очень беспокоят, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнк, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Течение адаптации: Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение, так как в этот период у ребёнка изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность. Кризис адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
- Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
- Возраст малыша.
- Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни)
- Cоциальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)
- Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.) Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
Я советую родителям рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему нужно, чтобы малыш пошел в детский сад.
Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми.
В саду все приспособлено для детей: там маленькие столики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.
Я советую родителям :подробно рассказывать ребенку о время препровождении в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ, и тем чаще будет его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в сад .Надо стараться дома соблюдать режим дня, предусмотренный в детском саду.
Рекомендую родителям :не создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объяснять нужно, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Мамы должны сказать малышу: «воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать».
Даю советы родителям: чаще гулять с ребенком на детской площадке, давать ребенку возможность учиться самому разрешать конфликты, находить выход из ситуации; научить надо знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Рекомендую мамам: ходить с ребенком в гости и приглашать гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учитьребенка общаться, вместе играть, делиться своими игрушками и т.п. – показывать. как это надо делать.
Советую родителям : игратьс ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий, роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.
Даю рекомендации мамам приучать детей к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Советую родителям убедить ребёнка в том, что ему будет интересно и комфортно в детском саду. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Рекомендую родителям не говорить при ребёнке о том, что приходится отдавать его в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения .Рекомендую родителям помочь ребенку в этом, познакомьтесься с другими родителями и их детьми; спрашивать дома своего малыша о других детях. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Провожу беседы с родителями о том ,чтобы в присутствии ребенка избегать критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугать ребенка детским садом.
Советую мамам в период адаптации эмоционально поддерживать малыша. Теперь они проводите с ним меньше времени, компенсировать надо это качеством общения, чаще обнимать ребенка, сказать малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Желание родителей принимать участие в жизни группы очень способствует положительному отношению детей к детскому саду. Какое отношение у родителей, такое отношение будет и у детей.
Самое главное – это доверие педагогам и вера родителей в то, что с их детьми все будет хорошо и тогда адаптация для всех пройдёт более успешно и безболезненно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...
Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...
обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки прив...
Взаимодействие с семьёй в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Презентация...
Взаимодействие с семьёй в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации.
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вх...
Использование информационных технологий при взаимодействии с семьей в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ
Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы с семьей в группе раннего возраста, которая приведет к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, основ...