Социализация дошкольников с недоразвитием речи
консультация (старшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshkolnika.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация дошкольников с недоразвитием речи.

В современном темпе жизни мы не всегда  успеваем уделять достаточно внимания общению друг с другом и особенно с детьми. Дефицит этого может особенно сказаться на их развитии. Недостаточное  внимание родителей к своим чадам может привести к серьёзным проблемам, начиная с самого разного возраста. Вот почему современные педагоги и психологи всё больше и больше внимания уделяют процессу социализации ребёнка, то есть «вхождению» мир взрослых, адаптации к социальной реальности.

Это сложный процесс взаимодействия со средой, в результате которого формируется личность ребёнка.

Сущность социализации состоит в том, что в её процессе ребёнок формируется как член общества.

В сложном комплексе нарушений развития при недоразвитии речи отмечаются не только отставание  в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность  познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие детей должным образом не формируется.

Данная проблема была изучена  в ходе педагогической работы.  Проведённое обследование двух групп детей в возрасте 3-3,5 года (экспериментальной – с недоразвитием речи и контрольной – с нормальной речью) показало, что основная часть экспериментальной группы имеет низкий и средний уровень развития социального поведения. Дети из контрольной группы показали высокий уровень развития социального поведения.

Оказалось, что для детей с недоразвитием речи характерно следующее: недостаточная общительность, неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи, снижение подражательной деятельности, самостоятельности, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, неустойчивость снимания, сниженный уровень мотивации, повышенная психическая истощаемость, утомляемость, нарушения поведения.
Анализ обобщённых данных показал, что в условиях общего недоразвития речи необходимые речевые контакты, включаемые в деятельность ребёнка, сводятся к минимуму. Практическая деятельность  и поведение остаются  невербализованными и неосознанными.  И такой разрыв несёт две опасности. С одной стороны, формируется своего рода «речевая ситуативность». В этом случае ребёнок общается со взрослыми в пределах уже существующих «речевых штампов». С другой,  данные навыки остаются на стадии ситуативного, неосознанного и поэтому непроизвольного поведения.

Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозиться недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей.

Дети с недоразвитием речи в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, в силу ряда обстоятельств:

  • Дошкольники не имеют достаточного набора адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами.
  • Они не способны искать компромисс в решении проблемных ситуаций  

с помощью речевого общения.

  • При этом дети демонстрируют достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния,  сопереживания другому человеку.
  • Дошкольники не владеют в достаточной мере навыками самообслуживания.

Экспериментальное обучение проводилось в течение года в игровой форме. Активизация же поведения осуществлялась по разработанной системе при особых условиях, в режиме, стимулирующем эмоциональное развитие, формирующем мотивацию к взаимодействию и обучению. Развивалось и активизировалось  сотрудничество в играх и упражнениях, целенаправленно формировались навыки самообслуживания, развивалось понимание и речевая активность, подражательность действиям и на этой основе – речь. Использовались не только учебные задания,  но и естественные ситуации для обучения навыкам, формировалась чёткость поведения и способность переноса приобретённых  знаний в реальные жизненные ситуации.

Изучение динамики изменения социального поведения детей с недоразвитием речи доказало, что использование специальных дидактических игр для социализации позволяет ребёнку более  органично вписаться в социальное окружение.

Результаты нашего исследования подтверждают необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению  их коммуникативного и социального опыта, развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нарушение формирования словаря у младших дошкольников с недоразвитием речи»

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слов...

"Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи"

                 Консультация для воспитателей «Особенности развития игровой деятельности      у дошкольников с недора...

План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»

План работы «Социализация дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ»...

Методы развития мелкой моторики у младших дошкольников с недоразвитием речи

План по самообразованию Зебзеевой Е.П., воспитатель I категории на 2019-2021 учебный год.От того насколько ловко, ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит дальнейшее его развитие. Наряду ...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой  указыв...

Социализация дошкольников с нарушениями речи.

     В работе рассмотрены вопросы социализации дошкольников с нарушениями речи.  Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с...

Публикация на тему: "Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с недоразвитием речи."

Жизненный успех, уровень самооценки ребенка-школьника в основном зависит от его успехов в младшей школе. Одним из распространенных нарушений речи  у детей младшего школьного возраста является нар...