"Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи"
консультация на тему

                   Консультация для воспитателей

 

«Особенности развития игровой деятельности

      у дошкольников с недоразвитием речи» 

  

         В системе современного дошкольного образования всё более значимое место занимает интегрированное воспитание и обучение детей. Итоги стихийной интеграции и международный опыт совместного воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и их нормально развивающихся сверстников доказывает целесообразность данной образовательной модели. В интегрированной или массовой группе дошкольного учреждения воспитываются дети с различными особенностями развития. Но, как показывает практика, это в основном дети с трудностями в обучении и дети с нарушениями речи. Воспитателю дошкольного учреждения нужно хорошо знать психологические особенности таких детей, в том числе и особенности их игровой деятельности.

    Л. С. Выготским обосновано положение об общности закономерностей развития нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с ОПФР. Ребёнок с особенностями развития проходит те же стадии психического становления, что и нормально развивающийся дошкольник, у него тоже происходит последовательная смена ведущего вида деятельности. Однако для этого педагогам следует создать особые специальные условия для развития, в том числе и для развития игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Одним из направлений коррекционно-развивающего обучения является целенаправленное формирование игровой деятельности.

  Следует охарактеризовать особенности предметной деятельности детей с трудностями в обучении и недоразвитием речи.

1.      Дети приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения. Например, ребёнок берёт большую куклу и пытается прокатить её в маленькой коляске. Он осуществляет множество попыток усадить куклу в коляску, предварительно не проанализировав ситуацию: кукла и коляска не подходят друг другу по величине.

2.      У детей раннего возраста предметные и предметно-игровые действия сосуществуют с неадекватными действиями, т. е. ребёнок со знакомыми  предметами и игрушками действует правильно, с незнакомыми – манипулирует.

3.      Отмечается склонность к стереотипным предметно-игровым действиям. Например, с машиной ребёнок выполняет одно и то же игровое действие – прокатывание машины по поверхности стола.

4.      Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

 

     Своеобразие предметной деятельности непосредственно отражается на развитии игровой деятельности дошкольников. Она тоже будет характеризоваться рядом особенностей:

 

1.        Действия с игрушками не всегда ориентируются на свойства и назначение этих игрушек. Например, дети перекладывают куклу с места на место, кладут машину в коляску и т. д.

2.        Отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Например, повторение в игре одного и того же действия или сочетания действий: ребёнок моет кукле руки, потом кормит куклу, потом опять моет руки и кормит и т. д.

3.      Несформированность   целевого компонента игры. Игровое действие выполняется ради самого действия, без значимой конкретной цели в игре. Например, ребёнок перевозит на машине кубики, не ставя цель игры – «отвезти кирпичи на стройку».

4.      Снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого.

5.      Неустойчив интерес к игре и к игрушкам.

Не отмечается глубокого погружения в игру, случайные раздражители могут привести к прекращению игры. Например, проехавшая мимо группового участка машина отвлекла детей от игры, и игра распалась.

6.      Нечеткое и неточное выполнение некоторых игровых действий из-за нарушений мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

7.       Бедность игровых сюжетов.   У ребёнка ограничен жизненный опыт в силу особенностей его развития, недостаточен объём знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом об отношениях людей в процессе их деятельности. Поэтому ребёнок не может полноценно развить сюжет игры.

8.     Недостаточность эмоциональных реакций по ходу игры.  Дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.

9.     Нарушения логической последовательности в цепочке действий. Например, при укладывании куклы спать забывают о том, что куклу следует сначала раздеть.

10.         Игровые действия излишне детализированы, длительное время продолжают носить развёрнутый характер, не замещаются словом или символическим жестом.  Например,  кормление куклы не ограничивается несколькими движениями в сочетании со словом «поела», а продолжается в течение нескольких минут.

11.         Узость использования предметов-заменителей. Дети отдают предпочтение игрушкам, функция замещения формируется с некоторым запаздыванием.

12.         Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения.

13.         Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Например, ребёнок приняв роль больного, не может действовать в рамках этой роли до конца игры: обращается к партнёру то как к врачу, то как к Васе, переходя с уровня ролевых взаимоотношений на уровень отношений реальных.

14.        Отмечаются предпочтения в выборе роли. Например, ребёнок хочет быть «продавцом», потому что эта роль ему хорошо знакома, он стремиться выполнять её всегда при игре в «магазин», отказываясь от всех других ролей.

Процесс обучения игре дошкольников с особенностями развития строится с учётом закономерностей её формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т. д.  Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

·       Широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учёт индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребёнка;

·       Постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребёнком в сюжетно-ролевой игре;

·       Адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей;

·       Выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;

·       Повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

                   Консультация для воспитателей

«Особенности развития игровой деятельности

      у дошкольников с недоразвитием речи»  

   

         В системе современного дошкольного образования всё более значимое место занимает интегрированное воспитание и обучение детей. Итоги стихийной интеграции и международный опыт совместного воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и их нормально развивающихся сверстников доказывает целесообразность данной образовательной модели. В интегрированной или массовой группе дошкольного учреждения воспитываются дети с различными особенностями развития. Но, как показывает практика, это в основном дети с трудностями в обучении и дети с нарушениями речи. Воспитателю дошкольного учреждения нужно хорошо знать психологические особенности таких детей, в том числе и особенности их игровой деятельности.

    Л. С. Выготским обосновано положение об общности закономерностей развития нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с ОПФР. Ребёнок с особенностями развития проходит те же стадии психического становления, что и нормально развивающийся дошкольник, у него тоже происходит последовательная смена ведущего вида деятельности. Однако для этого педагогам следует создать особые специальные условия для развития, в том числе и для развития игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Одним из направлений коррекционно-развивающего обучения является целенаправленное формирование игровой деятельности.

  Следует охарактеризовать особенности предметной деятельности детей с трудностями в обучении и недоразвитием речи.

  1.    Дети приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения. Например, ребёнок берёт большую куклу и пытается прокатить её в маленькой коляске. Он осуществляет множество попыток усадить куклу в коляску, предварительно не проанализировав ситуацию: кукла и коляска не подходят друг другу по величине.
  2.    У детей раннего возраста предметные и предметно-игровые действия сосуществуют с неадекватными действиями, т. е. ребёнок со знакомыми  предметами и игрушками действует правильно, с незнакомыми – манипулирует.
  3.    Отмечается склонность к стереотипным предметно-игровым действиям. Например, с машиной ребёнок выполняет одно и то же игровое действие – прокатывание машины по поверхности стола.
  4.    Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

     Своеобразие предметной деятельности непосредственно отражается на развитии игровой деятельности дошкольников. Она тоже будет характеризоваться рядом особенностей:

  1.      Действия с игрушками не всегда ориентируются на свойства и назначение этих игрушек. Например, дети перекладывают куклу с места на место, кладут машину в коляску и т. д.
  2.      Отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Например, повторение в игре одного и того же действия или сочетания действий: ребёнок моет кукле руки, потом кормит куклу, потом опять моет руки и кормит и т. д.
  3.    Несформированность   целевого компонента игры. Игровое действие выполняется ради самого действия, без значимой конкретной цели в игре. Например, ребёнок перевозит на машине кубики, не ставя цель игры – «отвезти кирпичи на стройку».
  4.    Снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого.
  5.    Неустойчив интерес к игре и к игрушкам.

Не отмечается глубокого погружения в игру, случайные раздражители могут привести к прекращению игры. Например, проехавшая мимо группового участка машина отвлекла детей от игры, и игра распалась.

  1.    Нечеткое и неточное выполнение некоторых игровых действий из-за нарушений мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  2.     Бедность игровых сюжетов.   У ребёнка ограничен жизненный опыт в силу особенностей его развития, недостаточен объём знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом об отношениях людей в процессе их деятельности. Поэтому ребёнок не может полноценно развить сюжет игры.
  3.   Недостаточность эмоциональных реакций по ходу игры.  Дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.
  4.   Нарушения логической последовательности в цепочке действий. Например, при укладывании куклы спать забывают о том, что куклу следует сначала раздеть.
  5.  Игровые действия излишне детализированы, длительное время продолжают носить развёрнутый характер, не замещаются словом или символическим жестом.  Например,  кормление куклы не ограничивается несколькими движениями в сочетании со словом «поела», а продолжается в течение нескольких минут.
  6.  Узость использования предметов-заменителей. Дети отдают предпочтение игрушкам, функция замещения формируется с некоторым запаздыванием.
  7.  Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения.
  8.  Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Например, ребёнок приняв роль больного, не может действовать в рамках этой роли до конца игры: обращается к партнёру то как к врачу, то как к Васе, переходя с уровня ролевых взаимоотношений на уровень отношений реальных.
  9. Отмечаются предпочтения в выборе роли. Например, ребёнок хочет быть «продавцом», потому что эта роль ему хорошо знакома, он стремиться выполнять её всегда при игре в «магазин», отказываясь от всех других ролей.

Процесс обучения игре дошкольников с особенностями развития строится с учётом закономерностей её формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т. д.  Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

  • Широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учёт индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребёнка;
  • Постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребёнком в сюжетно-ролевой игре;
  • Адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей;
  • Выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
  • Повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...

Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи

Одним из аспектов коррекционно-воспитательной работы является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция ...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Особенности развития игровой деятельности дошкольников

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ...

Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольника

Игра основной вид деятельности ребенка дошкольника...

"Особенности организации игровой деятельности с дошкольниками"

Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение. Процесс руководства творческой игрой должен быть пос...