Методы развития мелкой моторики у младших дошкольников с недоразвитием речи
методическая разработка (младшая, средняя группа)
План по самообразованию Зебзеевой Е.П., воспитатель I категории на 2019-2021 учебный год.
От того насколько ловко, ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит дальнейшее его развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются: память, внимание, мышление, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_zebzeeva_e.p.docx | 79.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Методы развития мелкой моторики у младших дошкольников с недоразвитием речи»
Выполнила: Зебзеева Елена Павловна
Место работы: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» (дошкольное отделение), КГБОУ ШИ1 дошкольное отделение г. Хабаровск
Должность: Воспитатель I категории
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
(В. А. Сухомлинский
Актуальность
О том, как развивается ребенок, на начальном этапе жизни именно развитие мелкой моторики, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы на 2020-2021 учебный год
Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Задачи:
Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.
Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:
- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• лабиринты
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Обоснование выбранной темы: под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.
Список литературы для самостоятельного изучения:
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
План работы на 2019-2020 учебный год
Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
Практическая деятельность | 1.Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. 2.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики. 3.Пополнить картотеку речевого материала пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. 4.Подготовить буклет для родителй по развитию мелкой моторики. 5.Оформить фотовыставку для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем». 6.Предложить родителям тесты «Левша или правша». | В течение учебного года На последнем родительском собрании |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1.Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация». 2.Провести консультации с презентацией для воспитателей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей». 3.Провести тренинг для воспитателей «Пальцы помогают говорить». 4.Семинар – практикум «Профилактика письменной речи у детей дошкольного возраста». 5.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей младших групп. | В течение учебного года ноябрь январь март |
Систематизация знаний по изучаемой теме | Разработка конспектов по теме «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры» | Размещение материала на личном сайте воспитателя |
Освоение ТСО | Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office PowerPoint 2010 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. | В течение учебного года |
Участие РМО | Тренинг для педагогов ДОУ. Тема: «Пальцы помогают говорить» | Январь |
Подведение итогов самообразования | 1.Выступление на заседаниях РМО. 2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 3. Составить картотеку игр, пособий по развитию мелкой моторики. | Январь май В течение учебного года |
Приложение № 1
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
ФЛАЖОК
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
ЛОДКА
Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
ГРАБЛИ
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.
СКВОРЕЧНИК
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...
Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"
Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи
Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как...