опытно – экспериментальная деятельность «Уголек, как золото: и блестит и ценится».
план-конспект занятия (старшая группа)
Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_-eksperimentalnaya_d._s_kamennym_uglyom.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно – экспериментальная деятельность
«Уголек, как золото: и блестит и ценится».
Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.
Демонстрационный материал:
- кукла Незнайка, посылка;
- иллюстрации с изображением карьера и шахты, шахтёра, мартеновского цеха, хлебобулочных изделий;
- уголь, молоток, салфетка, лупа, прозрачная ёмкость с водой, спиртовка, щипцы, металлическая ёмкость;
- знаки - символы
Раздаточный материал:
- кусочки угля, лупа, прозрачные ёмкости с водой;
- перчатки, бейджики «лаборант»
Ход:
- Ребята, сегодня к нам за помощью пришёл Незнайка. Давайте послушаем его.
Незнайка – Мне пришла посылка, но я не могу её открыть. Она откроется, если отгадаешь загадку, а я никак не могу её отгадать.
- Ну, что, ребята, попробуем помочь Незнайке? Слушайте внимательно:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
Дети отгадывают загадку и посылка открывается.
Предлагаю ребятам пройти в лабораторию. Дети садятся за столы.
Ребята, приступим к исследованию угля, но сначала наденьте все перчатки.
1. Давайте определим его внешние качества, то есть то, что нам могут рассказать наши глазки. Какой уголь?
Дети: - Уголь чёрный и блестящий.
Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (ответы детей).
Уголь - бугристый как дерево… давайте скажем это слово…
Ставим на доску знаки– символы.
2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? (у него нет запаха) Ставим на доску знак – символ.
3. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?. Он твёрдый как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Ставим на доску знак – символ.
4. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики под столы. Положите кусочек угля в салфеточку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину. Зачем мы это делаем? Правильно это техника безопасности, её всегда соблюдают в лабораториях. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный).
- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Можно сказать по- другому – хрупкий. Ставим на доску знак – символ.
5. Садитесь за столы, познакомимся еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почем (Он тяжёлый). Ставим на доску знак – символ.
6. Помешайте его палочкой, что мы видим. Растворился уголь. Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется. Ставим на доску знак – символ.
7. А что будет, если мы подожжём уголь? Для этого в лаборатории используют спиртовку, а мы рассмотрим картинки.
Надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно.
Что происходит с каменным углем? Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь (предположения детей). А дерево горит? Это ещё раз доказывает, что угль образовался под землёй из деревьев, которые росли на Земле в доисторические времена, миллиарды лет назад. Если посмотреть на уголь в микроскоп, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже и насекомых.
Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ.
8. Что можно ещё сказать про уголь? Посмотрите на свои перчатки. Невелик кусок угля, а пачкает. Вот так выглядит шахтёр после работы. (показ фотографии). Это ещё одно его свойство – уголь пачкает. Ставим на доску знак – символ.
Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети называют свойства угля с опорой на знаки – символы: каменный уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет, он твёрдый, но хрупкий, тяжёлый, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, пачкается.
- Ну, что Незнайка, убедился, что это не просто камушек.
Незнайка. –Я и подумать не мог, что он такой ценный. И кто же мог мне его прислать?
- Я думаю, что о тебе позаботился настоящий друг!
Незнайка. – Я расскажу всем своим коротышкам, пусть они тоже знают какой уголь полезный, может им эти знания пригодятся!
Итог занятия:
- Вот наша работа в лаборатории и закончилась…
- Ребята, вам понравилось быть лаборантами?
- Маша, что тебе понравилось? Ты хорошим была лаборантом?
- А ты, Коля, что нового узнал об угле?
- Будем в дальнейшем ещё экспериментировать? Договорились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится». Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект НОД по РЭМП с опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе комбинированной направленности "Поиски золотого ключика"
Конспект НОД по РЭМП с опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе комбинированной направленности "Поиски золотого ключика"ЦЕЛЬ: развивать пространственную ориентацию;- закреплят...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в форме игры квеста «В поисках золотого ключика»
образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению со свойствам магнита...
Презентация : "Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе, на тему: " Уголёк, как золото, и блестит и ценится"
Опытная деятельность в детском саду осуществляется в совместной с педагогом деятельности или в форме самостоятельных занятий.Педагог современного детского сада не является для детей лектором, передающ...
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».
Данный конспект поможет воспитателю расширить знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную рабо...
Мастер - класс «Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе – Путешествие золотой рыбки», «Помощь золотой рыбке»
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Эксперимент...