Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Вода – это жизнь"
план-конспект занятия (младшая группа)

Ирина Николаевна Бородина

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s10.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Вода – это жизнь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

- Накапливать у детей представления о свойствах воды (не имеет цвета, вкуса, запаха, способность растворять некоторые вещества).

- Закрепить знания детей о значении воды.

-Развивать речь, любознательность, наблюдательность.

-Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений.

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желания делать выводы.

-Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, лаборатория, лаборант.

-Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Материал и оборудование:

-Символы, обозначающие свойства воды;

-Прозрачные пластмассовые стаканы 0,25 по 4 штуки на каждого;

-Соломка для воды по 2 штуки на каждого;

-Разовые ложки по 2 штуки на каждого;

-Тарелочки с сахаром по 1 на стол;

-Тарелочки с кофе по 1 на стол;

- Капельки и тучки для подвижной игры;

- Глобус, письмо.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что же это такое у меня в руках? (Показываю детям глобус)

Дети: Это глобус

Воспитатель: Правильно, это глобус – модель земли, так наша планета Земля выглядит из космоса. Давайте все вместе скажем глобус.

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что означает синий цвет?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Вода окружает нас повсюду. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша. Какие виды водоемов вы знаете?

Дети: Реки, моря, океаны, озера.

Воспитатель: Правильно, ребятки, вы очень внимательны. А коричневым и желтым показана суша. Посмотрите на глобус (провожу пальцем и показываю где суша, а где вода). Приглашаю несколько детей и прошу показать и назвать где суша, а где вода.

Воспитатель: А кому нужна вода?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: И так, вода нужна насекомым – они тоже нуждаются в воде, рыбам – они живут в воде, птицам, растениям, людям. Получается, что вода нужна всем. Вода – это жизнь, для всех нас вода имеет очень большое значение.

Воспитатель: А для чего человеку нужна вода?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Без воды все живое погибнет. А сейчас мы с вами поиграем. Вы хотите поиграть в игру?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Вы будете капельками воды (раздаю детям капельки, а это тучки – ваши домики. Когда звучит музыка вы передвигаетесь, но как музыка останавливается – вы занимаете свои тучки - домики. Капелька, которой не хватило тучки – испарилась (высохла). Вы поняли меня?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинаем нашу игру.

Физкультминутка

На полу разложены тучки (на один меньше, чем детей).

Все дети – это капельки.

Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе.

Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку».

«Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: Как весело мы с вами поиграли. Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, меня встретил почтальон. И передал мне письмо. Я не стала его открывать без вас. Прочитаем письмо?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие, ребята, приглашаем вас в лабораторию для исследования воды. Мы будем рады вас увидеть». Ну что отправимся?

Дети: Да.

Воспитатель: Закрываем глазки, вокруг себя повернись и в лаборатории окажись. Вот мы с вами оказались в лаборатории, где мы с вами, скажем все вместе.

Дети: В лаборатории

Воспитатель: Мы будем лаборантами. Кем мы с вами будем?

Дети: Лаборантами.

Воспитатель: Молодцы. В лаборатории нужно вести себя очень аккуратно, не толкаться, без разрешения ничего не брать, громко не разговаривать. Наденем фартуки, чтобы не испачкать нашу одежду. Все надели?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь садимся за столы очень аккуратно. Сейчас мы с вами узнаем о свойствах воды, какая вода.

Опыты:

Воспитатель: Перед нами стоят приборы для исследования воды. Возьмите стакан с водой и перелейте воду в пустой стакан. Что мы делаем с водой?

Дети: Переливаем.

Воспитатель: Почему вода льется?

Дети: Потому что она жидкая.

Воспитатель: Правильно. Вода жидкая, она течет (вывешиваю символ). А если вода была бы твердой она смогла бы течь?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь нам нужно узнать имеет ли вода запах. Понюхайте воду. Что вы чувствуете, есть ли запах у воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Итак, вода не имеет запаха. Значит вода без запаха (вывешивается следующий символ). Имеет ли вода запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Приступим к следующему опыту. Поставим перед собой стакан с молоком и стакан с водой. Опустим по одной трубочке в стакан с молоком и в стакан с водой. Видно ли трубочки?

Дети: В стакане с водой видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель: Что мы можем сказать о воде?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: А молоко, какого цвета?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Вода прозрачная (вывешиваю следующий символ).

Воспитатель: Проделаем следующий опыт. Попробуйте воду через соломинку. Какая она на вкус? Есть ли вкус у воды?

Дети: Нет вкуса.

Воспитатель: Значит, вода имеет вкус?

Дети: Нет, вода без вкуса (вывешивается следующий символ).

Воспитатель: А теперь возьмем стаканчик с водой и добавим ложечку сахара, хорошенько помешаем. Посмотрите, а куда делся наш сахар?

Дети: Он растворился.

Воспитатель: Правильно, сахар растворился, волшебница вода растворила его. Что стало с сахаром?

Дети: Он растворился.

Воспитатель: Некоторые вещества вода растворяет. Попробуйте воду, какой она стала?

Дети: Сладкой.

Воспитатель: Вода может поменять вкус, если в нее что-нибудь добавить. А теперь в эту сладкую воду положите сухой ложечкой кофе и посмотрите, что произойдет? Чудеса, а где же кофе?

Дети: Кофе растворился.

Воспитатель: Опять волшебница вода сотворила чудеса, наш кофе растворился. Наша вода была без чего? Обращаю внимание детей на символы.

Дети: Без цвета и без запаха.

Воспитатель: Правильно, какие вы у меня внимательные. А сейчас понюхайте, есть ли запах?

Дети: Да, у воды появился запах.

Воспитатель: Ребятки у нашей воды появился аромат кофе. У воды может появится запах того, что в нее добавишь. А если бы мы добавили малиновое варенье, то какой запах имела бы вода?

Дети: Малиновый.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу, что могут делать пузырьки газа. Опустите в свои стаканчики с газированной водой виноградинку. Посмотрите, как ее всю облепили пузырьки газа и как они ее поднимают наверх. На поверхности пузырьки лопаются и виноградинка снова опускается на дно стакана. Ёе снова облепливают пузырьки и поднимают наверх. Виноградинка, как будто прыгает.

Вывод: пузырьки газа в воде всегда поднимаются наверх и могут поднимать вместе с собой легкие предметы.

Воспитатель: А сейчас ребята я вам покажу, как вода реагирует с другими веществами, такими как масло и соль. Мне нужна вода, масло (наливаю в воду, краситель. Я буду сыпать медленно соль, и волшебные капельки будут подниматься вверх и опускаться вниз. Включаю подсветку и медленно сыплю соль. Получается эффект лавовой лампы.

Воспитатель: Что мы узнали о воде?

Дети: Вода жидкая, вода не имеет запаха, не имеет вкуса, вода прозрачная, вода растворяет сахар и кофе, пузырьки газа в воде поднимаются всегда наверх.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь осторожно выходим из-за столов и снимаем фартуки. Нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернись в детском саду окажись. Ребята, где мы с вами были?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Кем мы были?

Дети: Лаборантами.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что было самое сложное? А что не вызвало проблем?

Дети: ответы детей

Воспитатель:Что мы с вами сегодня изучали?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Из вас получились настоящие лаборанты, в следующий раз нас обязательно туда пригласят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с элементами театрализации. Область "Коммуникация"

Цель: Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине.Задачи:-Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием;-Развивать внимание, память;-Воспитывать умение в...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе Тема «Удивительные свойства воды».

Цель: Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водойЗадачи:1. Создать образовательную ситуацию для обеспечения эмоционального подъема и мотивации детей на предстоящую деятельность.2. Ут...

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе.

ФЭМП в старшей группе. Знакомство с образованием числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами7 и 8....

Конспект образовательной деятельности с элементами театрализации по общей теме "Осень" для детей с ЗПР

Интегрированное занятие с элементами театрализации в старшей группе для детей с ЗПР по общей теме «Осень»...

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития и изобразительной деятельности для детей средней группы «Путешествие по сказкам»

Задачи:Образовательные:-       продолжать осмысливать содержание характера персонажей;-       познакомить детей с последовательностью выполнения аппликации...

Конспект образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности «Дерево и камень» во 2 младшей группе.

Цель: формировать представления о свойствах дерева и камня, учить сравнивать по весу, по качеству поверхности,  по издаваемой громкости, тонет-не тонет в воде....

Конспект образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы «Я выбираю здоровый образ жизни»

Данный материал поможет формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена&raq...