Рабочая программа кружка «Играем и познаем» по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения через технологию ТРИЗ
рабочая программа (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Скоморохова

 

Рабочая программа кружка

«Играем и познаем»

по развитию у детей 5-6 лет

творческого воображения

через технологию ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx45.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №   ______

от «_______» ________ 2024г

УТВЕРЖДАЮ

И. о заведующего

МБДОУ «Детский сад № 26»

__________ С.И. Киселева

«___» _____________2024г

Рабочая программа кружка

«Играем и познаем»

по развитию у детей 5-6 лет

творческого воображения

через технологию ТРИЗ

                                                                        Воспитатель:

Скоморохова

Наталья

Геннадьевна

Ачинск, 2024г

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методического пособия Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:

Программа кружка реализует образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром, предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-6 лет.

        Срок программы 1 год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Старшая группа – 25 минут.

        Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.

         Актуальность: 

        Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии. Развитие творческих способностей дошкольников является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ.

         Для этого мною была поставлена задача уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта и организовать непосредственно образовательную деятельность в течении всего дня так, чтобы сформировать умения добывать новые знания на базе интуиции в познавательной и творческой деятельности и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ технологии. 

Соответственно можно говорить об актуальности программы «Играем и познаем»

Цель: Развитие творческого мышления путем решения проблемных ситуаций, противоречий в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

-Учить системно воспринимать и анализировать ситуации.

-Знакомить детей с разными сторонами действительности:

явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений

культуры, миром собственных переживаний.

Развивающие: 

- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и

учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к

достижению цели;

- Развивать управляемое творческое воображение;

Воспитывающие: 

- Воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям.

- Воспитывать познавательную активность и интерес.

Предполагаемый результат:

В результате обучения дети

- Познакомятся с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний;

- Научатся принимать оптимальное решение жизненной и

учебной задачи при преодолении препятствий;

- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;

Формы работы:

   Художественное слово

   Игровые упражнения и ситуации

   Беседы с применением наглядных пособий

   Дидактическая игра

   Практическая работа

   Наблюдения на прогулках;

   Повторение

Календарно - тематическое планирование

Месяц

Игровые ситуации

Цель

           Источник

Сентябрь

«Объяснялки»

учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у

объекта с точки зрения двух разных требований.

С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого

мышления, воображения, с 4

Сентябрь

«Маятник»

Учить выделять

противоречивые свойства обьекта.

С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 12

Сентябрь

«Пинг – понг»

Упражнять в подборе слов -

антонимов.

С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 13

Сентябрь

«Перевертыш»

Учить детей объяснять

любое событие с точки

зрения "хорошо - плохо

С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 14

Октябрь

«Кто (что) это может

быть?»

Учить детей находить

объекты с парой

противоположных свойств.

С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 14

Октябрь

«Помирим гномов»

Учить объяснять наличие

противоположных значений

одного признака, используя

приемы разрешения

противоречий.

  С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 15

 Октябрь

«Один - хорошо, много -

плохо»

Учить детей объяснять,

когда количество объекта

может изменить его

качество.

  С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 16

 Октябрь

«Что имеем - не храним,

потерявши – плачем»

Упражнять детей в

понимании взаимосвязи

между категориями "много

- мало", "цена - стоимость"

  С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 16

Ноябрь

«Робинзон Крузо»

Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы

использования ресурсов в

проблемных ситуациях.

  С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 17

Ноябрь

Противоречия в погоде

активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.

Оборудование: «черный ящик», полотенце.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 10

Ноябрь

Противоречия в предметах

систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам,

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 11

Ноябрь

Противоречия в предметах (продолжение)

систематизировать знания детей о профессиях;

Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 13

 Декабрь

Противоречия в ситуациях

обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Оборудование: бинт, шарф.

С.И. Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду, с 14

Декабрь

Противоречия в размерах

активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; Оборудование: кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 15

Декабрь

Противоречия в количестве

активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации Оборудование: конфета.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 16

Декабрь

Противоположные признаки

систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; Оборудование: пакет от подарка.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 18

Январь

Обобщающее занятие по противоречиям

систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 20

Январь

Подсистемы человека

систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

Оборудование: бумажные части тела робота.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 20

Январь

 объект «чайник»

систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем Оборудование: настоящий и игрушечный чайники

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.21

Январь

 объект «машина»

систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 22

Февраль

Обобщающее занятие по подсистемам

систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.23

Февраль

Метод «маленьких человечков»

познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; Оборудование: мяч.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с25

Февраль

Твердые и жидкие человечки»

активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.26

Февраль

«Газообразные человечки»

активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.27

Март

«Цветные человечки»

активизировать мышление детей; развивать вообра¬жение, фантазию Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.29

Март

Обобщающее занятие  

развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.31

 Март

Функции подсистем

систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; Оборудование: кубики.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.33

 Март

«Системный лифт»

формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; Оборудование: детские рисунки, ручка, грибок, флажок.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с34

Апрель

Надсистемы и подсистемы объекта

активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.36

Апрель

Обобщающее занятие по над- и подсистемам

закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.37

Апрель

«Прошлое»

обобщить представления детей о прошлом различ¬ных объектов; развивать умение инсценировать. Оборудование: мяч.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с38

Апрель

«Будущее человека»

систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.39

Май

«Будущее предметов»

развивать умение прогнозировать; формировать на¬вык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. Оборудование: мяч.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.40

Май

Другая точка зрения

систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.46

Май

Использование ресурсов для сочинения сказки

обучать приемам сочинения загадок;

– развивать умение сравнивать и обобщать;

– развивать навыки фантазирования;

– активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций;

Оборудование:

рисунки Колобка и Ежика.

С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 50

Май

Другая точка зрения

систематизировать представления детей о жанре сказки; – познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; – развивать эмпатию;

Оборудование:

«волшебная палочка»

Оптимальные условия для развития индивидуальных, в том числе творческих способностей детей возможны при эффективном взаимодействии родителей (законных представителей) и педагогов. Поэтому программа кружковой деятельности «Играем и познаем» включает в себя ряд совместных с родителями мероприятий.

Период

Мероприятие

Цель

октябрь

Памятка «Методы и приемы технологии ТРИЗ»

Знакомство родителей с теорией решения изобретательских задач, некоторыми методами и приёмами технологии.

Декабрь

Консультация «Развитие творческого воображения и

абстрактного мышления через ТРИЗ»

Как лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития личности, улучшения настроения.

Март

Консультация

«Развивающие игры ТРИЗ»

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Литература:

1.С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого

мышления, воображения.

2.С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 51

3.Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

4.Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей

5.Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

Мониторинг

Рекомендации по определению уровня развития ребенка:

Высокий – от 4,0 до 5,0

Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками.

Средний – от 2,9 до 3,9

Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть.

Низкий – от 0 до 2,8

Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям.

Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:

1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.

Мониторинг

п/п

Фамилия, имя ребенка

делает умозаключения на основе данных из разных источников информации

самостоятельно планирует свои действия

выявляет и называет составляющие объекта

( части)

умеет сравнивать объекты с другими по разнообразным признакам

умеет выделять противоречия в различных жизненных ситуациях

Сент

Май

Сент

Май

Сент

Май

Сент

Май

Сент

Май

1

Боровик Вера

2

Вайда Соня

3

Вершнякова Аня

4

Волобуев Марк

5

Волошин Миша

6

Зюзя Никита

7

Емельянов Дима

8

Линенбергер Денис

9

Лыспак Маша

10

Носков Иван

11

Оленин Костя

12

Пономарева Арина

13

Саросек Миша

14

Стрякин Артем

15

Сушенко Полина

16

Куприянов Руслав

17

Татарников Рома

18

Хаиров Раиль

19

Толстихина Ева

20

Чернявская Ярослава

21

Демина Маша

22

Шахов Андрей

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...

Рабочая программа кружка по валеологии «Познай себя»

Рабочая программа кружка по валеологии в подготовительной группе...

План - программа по развитию у детей творческого воображения через технологию ТРИЗ

В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительны...

Рабочая программа кружка «Воображалка» по развитию у детей 4–5 лет творческого воображения через технологию ТРИЗ

Рабочая программа кружка«Воображалка»по развитию у детей 4–5 леттворческого воображениячерез технологию ТРИЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

    Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...