Рабочая программа кружка «Играем и познаем» по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения через технологию ТРИЗ
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа кружка
«Играем и познаем»
по развитию у детей 5-6 лет
творческого воображения
через технологию ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 45.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № ______ от «_______» ________ 2024г | УТВЕРЖДАЮ И. о заведующего МБДОУ «Детский сад № 26» __________ С.И. Киселева «___» _____________2024г |
Рабочая программа кружка
«Играем и познаем»
по развитию у детей 5-6 лет
творческого воображения
через технологию ТРИЗ
Воспитатель:
Скоморохова
Наталья
Геннадьевна
Ачинск, 2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методического пособия Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:
Программа кружка реализует образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром, предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-6 лет.
Срок программы 1 год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Старшая группа – 25 минут.
Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
Актуальность:
Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии. Развитие творческих способностей дошкольников является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ.
Для этого мною была поставлена задача уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта и организовать непосредственно образовательную деятельность в течении всего дня так, чтобы сформировать умения добывать новые знания на базе интуиции в познавательной и творческой деятельности и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ технологии.
Соответственно можно говорить об актуальности программы «Играем и познаем»
Цель: Развитие творческого мышления путем решения проблемных ситуаций, противоречий в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
-Учить системно воспринимать и анализировать ситуации.
-Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений
культуры, миром собственных переживаний.
Развивающие:
- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и
учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к
достижению цели;
- Развивать управляемое творческое воображение;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям.
- Воспитывать познавательную активность и интерес.
Предполагаемый результат:
В результате обучения дети
- Познакомятся с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний;
- Научатся принимать оптимальное решение жизненной и
учебной задачи при преодолении препятствий;
- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
Формы работы:
Художественное слово
Игровые упражнения и ситуации
Беседы с применением наглядных пособий
Дидактическая игра
Практическая работа
Наблюдения на прогулках;
Повторение
Календарно - тематическое планирование
Месяц | Игровые ситуации | Цель | Источник |
Сентябрь | «Объяснялки» | учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 4 |
Сентябрь | «Маятник» | Учить выделять противоречивые свойства обьекта. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 12 |
Сентябрь | «Пинг – понг» | Упражнять в подборе слов - антонимов. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 13 |
Сентябрь | «Перевертыш» | Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 14 |
Октябрь | «Кто (что) это может быть?» | Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 14 |
Октябрь | «Помирим гномов» | Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 15 |
Октябрь | «Один - хорошо, много - плохо» | Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 16 |
Октябрь | «Что имеем - не храним, потерявши – плачем» | Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много - мало", "цена - стоимость" | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 16 |
Ноябрь | «Робинзон Крузо» | Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. | С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения, с 17 |
Ноябрь | Противоречия в погоде | активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. Оборудование: «черный ящик», полотенце. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 10 |
Ноябрь | Противоречия в предметах | систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток). | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 11 |
Ноябрь | Противоречия в предметах (продолжение) | систематизировать знания детей о профессиях; Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 13 |
Декабрь | Противоречия в ситуациях | обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. Оборудование: бинт, шарф. | С.И. Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду, с 14 |
Декабрь | Противоречия в размерах | активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; Оборудование: кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 15 |
Декабрь | Противоречия в количестве | активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации Оборудование: конфета. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», с 16 |
Декабрь | Противоположные признаки | систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; Оборудование: пакет от подарка. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 18 |
Январь | Обобщающее занятие по противоречиям | систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 20 |
Январь | Подсистемы человека | систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение. Оборудование: бумажные части тела робота. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 20 |
Январь | объект «чайник» | систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем Оборудование: настоящий и игрушечный чайники | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.21 |
Январь | объект «машина» | систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения. Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 22 |
Февраль | Обобщающее занятие по подсистемам | систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. Оборудование: разборные игрушки. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.23 |
Февраль | Метод «маленьких человечков» | познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; Оборудование: мяч. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с25 |
Февраль | Твердые и жидкие человечки» | активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.26 |
Февраль | «Газообразные человечки» | активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; Оборудование: карточки с «маленькими человечками». | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.27 |
Март | «Цветные человечки» | активизировать мышление детей; развивать вообра¬жение, фантазию Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.29 |
Март | Обобщающее занятие | развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.31 |
Март | Функции подсистем | систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; Оборудование: кубики. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.33 |
Март | «Системный лифт» | формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; Оборудование: детские рисунки, ручка, грибок, флажок. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с34 |
Апрель | Надсистемы и подсистемы объекта | активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.36 |
Апрель | Обобщающее занятие по над- и подсистемам | закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».Оборудование: «системный лифт», наборы карточек. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.37 |
Апрель | «Прошлое» | обобщить представления детей о прошлом различ¬ных объектов; развивать умение инсценировать. Оборудование: мяч. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с38 |
Апрель | «Будущее человека» | систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.39 |
Май | «Будущее предметов» | развивать умение прогнозировать; формировать на¬вык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. Оборудование: мяч. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.40 |
Май | Другая точка зрения | систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.46 |
Май | Использование ресурсов для сочинения сказки | обучать приемам сочинения загадок; – развивать умение сравнивать и обобщать; – развивать навыки фантазирования; – активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; Оборудование: рисунки Колобка и Ежика. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 50 |
Май | Другая точка зрения | систематизировать представления детей о жанре сказки; – познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; – развивать эмпатию; Оборудование: «волшебная палочка» |
Оптимальные условия для развития индивидуальных, в том числе творческих способностей детей возможны при эффективном взаимодействии родителей (законных представителей) и педагогов. Поэтому программа кружковой деятельности «Играем и познаем» включает в себя ряд совместных с родителями мероприятий.
Период | Мероприятие | Цель |
октябрь | Памятка «Методы и приемы технологии ТРИЗ» | Знакомство родителей с теорией решения изобретательских задач, некоторыми методами и приёмами технологии. |
Декабрь | Консультация «Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ» | Как лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития личности, улучшения настроения. |
Март | Консультация «Развивающие игры ТРИЗ» | Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. |
Литература:
1.С.В. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого
мышления, воображения.
2.С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с 51
3.Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
4.Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей
5.Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
Мониторинг
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть.
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.
Мониторинг
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | делает умозаключения на основе данных из разных источников информации | самостоятельно планирует свои действия | выявляет и называет составляющие объекта ( части) | умеет сравнивать объекты с другими по разнообразным признакам | умеет выделять противоречия в различных жизненных ситуациях | |||||||
Сент | Май | Сент | Май | Сент | Май | Сент | Май | Сент | Май | ||||
1 | Боровик Вера | ||||||||||||
2 | Вайда Соня | ||||||||||||
3 | Вершнякова Аня | ||||||||||||
4 | Волобуев Марк | ||||||||||||
5 | Волошин Миша | ||||||||||||
6 | Зюзя Никита | ||||||||||||
7 | Емельянов Дима | ||||||||||||
8 | Линенбергер Денис | ||||||||||||
9 | Лыспак Маша | ||||||||||||
10 | Носков Иван | ||||||||||||
11 | Оленин Костя | ||||||||||||
12 | Пономарева Арина | ||||||||||||
13 | Саросек Миша | ||||||||||||
14 | Стрякин Артем | ||||||||||||
15 | Сушенко Полина | ||||||||||||
16 | Куприянов Руслав | ||||||||||||
17 | Татарников Рома | ||||||||||||
18 | Хаиров Раиль | ||||||||||||
19 | Толстихина Ева | ||||||||||||
20 | Чернявская Ярослава | ||||||||||||
21 | Демина Маша | ||||||||||||
22 | Шахов Андрей |
Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...
Рабочая программа кружка по валеологии «Познай себя»
Рабочая программа кружка по валеологии в подготовительной группе...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» по математическому развитию для детей 5-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"...
План - программа по развитию у детей творческого воображения через технологию ТРИЗ
В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительны...
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе № 5 с ТНР
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит ...
Рабочая программа кружка «Воображалка» по развитию у детей 4–5 лет творческого воображения через технологию ТРИЗ
Рабочая программа кружка«Воображалка»по развитию у детей 4–5 леттворческого воображениячерез технологию ТРИЗ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...