Рабочая программа кружка «Занимательная математика» по математическому развитию для детей 5-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
материал (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_mat-ke_no7_novyy.docx | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Принята на педагогическом совете | Утверждена: |
ОП «ЦРР – д/с «Росинка» | Директор МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» |
Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | _____________________Ю.В. Бозов |
Рабочая программа кружка
«Занимательная математика»
по математическому развитию
для детей 5-7 лет
на 2019- 2020 учебный год.
Составитель: Малышкина О.В.,
воспитатель
г. Ковылкино, 2019 г.
Содержание
Раздел 1. | Целевой | 3-12 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи реализации рабочей программы | 5 | |
Принципы формирования рабочей программы | 5 | |
Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастных и индивидуальных особенностей детей. | 5 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
Раздел 2. | Содержательный | 13-14 |
2.1. | Содержание рабочей программы | 13 |
2.2. | Вариативные формы, способы и средства реализации программы | 14 |
2.3. | Взаимодействие с семьями | 14 |
Раздел 3. | Организационный | 15-23 |
3.1. | Организация обучения детей | 15 |
3.2. | Тематический план работы | 17 |
3.3. | Традиционные праздники и развлечения | 23 |
3.4. | Описание материально-технического обеспечения программы | 23 |
Список литературы | 24 | |
Приложение № 1 | 25 | |
Приложение № 2 | 26 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 г. № 1155. А
А также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Направленность программы - социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, не только при обучении математике.
Настоящая программа кружка по математике составлена на основе заимствования материала из пособия З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников» с незначительными изменениями. Программа разработана на основе источников, приведенных в списке литературы для детей дошкольного возраста (6 -7 лет). Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения, головоломки, логические задачи. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
Математические развлечения представлены разного рода задачами, играми на пространственные преобразования, упражнениями моделирования и воссоздания фигур и силуэтов. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.
Данная программа состоит из 25 занятий, предназначенных для детей подготовительной к школе группы, и рассчитана на проведение занятий в течение учебного года - с октября по апрель. Численность группы не должна превышать 12-15 человек. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Рекомендуется провести первичную диагностику развития творческого мышления детей в сентябре и для отслеживания динамики развития, повторную в мае.
Цель и задачи курса:
- Формирование, мотивация учения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость, творчество.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций.
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазий, воображения и творческих способностей.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.
Разновозрастную дошкольную группу посещают дети, не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная рабочая программа предназначена для всех детей данного возраста (5-7 лет).
- Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:
· арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
· произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
· основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
· творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
· навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
· желание заниматься математической деятельностью.
Требования к уровню подготовки воспитанников
В результате изучения учебной дисциплины «Занимательная математика» дошкольник должен знать:
- геометрические фигуры, способы видоизменения их путем составления новых геометрических фигур по образцу и замыслу;
- игры на воссоздание силуэтов:
- «Колумбово яйцо»
- «Монгольская игра»
- «Танграм».
К концу учебного года дети должны уметь:
- составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
- составлять различные формы из палочек по образцу;
- сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
- выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
- выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
- «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
- создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения, составлять несложные силуэты самостоятельно;
- выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по заданным свойствам;
Способы проверки знаний, умений и навыков.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).
- Педагогический анализ № 1 (сентябрь) – комплексный
(Диагностическая методика обследования сформированности математических представлений у ребенка).
- Контрольный срез (январь) по параметрам.
- Педагогический анализ № 2 (май) – комплексный
(Диагностическая методика по проверке знаний, умений детей).
Уровень подготовки знаний воспитанников можно определить, воспользовавшись данной диагностикой.
Диагностическая методика обследования сформированности математических представлений у ребенка
(сентябрь)
Цель: выявить уровень сформированности математических представлений у детей подготовительной к школе группы.
Контрольно-диагностическое задание направлено не только на проверку усвоения ребенком учебного материала, но и на выявление факторов успеха его выполнения, уровня и динамики его развития. За каждое правильное задание ставится 5 баллов.
Примерные диагностические задания:
- Перед ребенком 10 игрушек. Задаются вопросы: Сколько игрушек изображено? (2 балла). На котором месте находится та или иная игрушка? (3 балла).
- На карточке изображено пять разных предметов мебели. Посчитать, сколько всего предметов (2 балла) и сколько каких (одинаковых по предназначению) предметов (3 балла)?
- Даются 10 моделей елочек (или других одинаковых деревьев) разной высоты (разница 1 см). Разложить елочки в ряд по порядку, начиная с самой высокой (5 баллов).
- Назвать, на какую геометрическую фигуру похожи следующие предметы: книга, мяч, косынка, кубик, лицо (за каждый правильный ответ – 1 балл).
- Даются модели квадрата и прямоугольника. Задаются вопросы: Назвать геометрические фигуры? Определить, чем они похожи и чем отличаются? (по 1 баллу). Как можно назвать одним словом?
( 3 балла).
- Даются лист бумаги и 5 моделей геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник. Задание: разложить модели в указанном месте (например, круг – в верхнем правом углу, треугольник - у нижней стороны и т.д.). За каждую фигуру - 1 балл.
- Даются кукла и разложенные около нее 5 игрушек. Вопросы: Как расположены предметы по отношению к кукле ( например, мяч справа от куклы, ведерко слева от куклы, савок слева от куклы, собачка перед куклой и т.д.) ?
- Вопрос: Назвать целые сутки, начиная от утра (2 балла), от ночи (3 балла). Например: утро, день, вечер, ночь.
- Назвать день недели, стоящий до и после названного дня ( берутся 5 дней, за каждый - 1 балл). Например, перед понедельником – воскресенье, после понедельника - вторник.
- Ответить на предложенные вопросы: Назвать предыдущее и последующее числа, относительно определенного числа ( например, 7, 9, 3, 4, 6).
Критерии оценивания
От 0 до 10 - низкий уровень знаний
От 10 до 30 – средний уровень знаний.
От 30 до 50 – высокий уровень знаний.
При выполнении данного задания целесообразно внести данные в таблицу и ниже дать анализ результатов обследования.
Диагностическая карта обследования уровня сформированности математических представлений у ребенка
Ф.И. № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итог |
После проведенной диагностики были отобраны дети, имеющие средний и высокий уровни знаний для занятий в кружке.
Контрольный срез
(январь)
1. Головоломки с палочками
Предложить ребенку из предложенных палочек составить геометрические фигуры по заданию воспитателя:
- квадрат и треугольник маленького размера;
- маленький и большой квадраты;
- прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
- составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
- составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
- составить 3 разных треугольника из 7 палочек;
- составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
- составить 3 равных квадрата из 10 палочек
Высокий уровень: ребенок владеет способом составления геометрических фигур на плоскости стола, присоединения одной фигуры к другой, проявляет
инициативу, самостоятельность, анализируют и обследуют их зрительно- осязательным способом.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
2. Составление головоломок из геометрических фигур
(«Головоломки Пифагора»)
Предложить ребенку составить силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, напоминающие объекты реальной действительности.
Высокий уровень: ребенок создает силуэтное изображение путем последовательного укладывания деталей на расчлененный образец, выполненный в том же масштабе, что и набор для игры, постоянно прибегает к зрительному контролю своих действий.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки,
но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Игры на воссоздание силуэтов («Коломбово яйцо», «Танграм»).
Поочередно предложить ребенку комплекты элементов игр («Коломбово яйцо», «Танграм») и предложить составить из данных комплектов силуэты.
Высокий уровень: ребенок выкладывает силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, силуэты птиц, различных видов транспорта на плоскости, проявляя при этом самостоятельность, творческое воображение.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки,
но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Диагностическая методика по проверке знаний, умений детей
(май)
1. Головоломки с палочками
Предложить ребенку из предложенных палочек составить геометрические фигуры по заданию воспитателя:
- квадрат и треугольник маленького размера;
- маленький и большой квадраты;
- составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
- составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
- составить 3 разных треугольника из 7 палочек;
- составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
- составить 3 равных квадрата из 10 палочек
- из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
- отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата;
- в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник (рис.1);
- в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата (рис. 2);
- составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок (рис. 3);
- в данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника (рис. 4);
- в фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата (рис. 5).
Высокий уровень: ребенок владеет способом составления геометрических фигур на плоскости стола, присоединения одной фигуры к другой, проявляет
инициативу, самостоятельность, анализируют и обследуют их зрительно- осязательным способом.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
2. Составление головоломок из геометрических фигур
(«Головоломки Пифагора»)
Предложить ребенку составить силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, напоминающие объекты реальной действительности.
Высокий уровень: ребенок создает силуэтное изображение путем последовательного укладывания деталей на нерасчлененный образец, большего или меньшего размера, чем создаваемое силуэтное изображение, постоянно прибегает к зрительному контролю своих действий. При составлении силуэта по замыслу дети прибегают к мысленным или практическим пробам.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки,
но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого
- Игры на воссоздание силуэтов («Коломбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм»).
Поочередно предложить ребенку комплекты элементов игр («Коломбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм») и предложить составить из данных комплектов силуэты.
Высокий уровень: ребенок выкладывает силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, силуэты птиц, различных видов транспорта на плоскости, проявляя при этом самостоятельность, творческое воображение.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки,
но исправляет их самостоятельно
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Логические задачи
Предложить ребенку чертежи, рисунки, иллюстрированные предметами и выполнить практические действия: подобрать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы.
Высокий уровень: ребенок самостоятельно решает задачи, анализирует свои действия, приходит к правильному решению, придумывает простые логические задачи самостоятельно.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки,
но исправляет их самостоятельно
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Наименование тем | Количество занятий |
Октябрь | |
Тема 1. «Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре» | 1 |
Тема 2. «Головоломки с палочками, придуманные детьми» | 1 |
Тема 3. «Головоломки Пифагора» (Ракета) | 1 |
Тема 4. «Головоломки Пифагора» (Пилотка) | 1 |
Ноябрь | |
Тема 1. « Головоломки Пифагора» (Грибок) | 1 |
Тема 2. «Колумбово яйцо» (Птичка) | 1 |
Тема 3 «Колумбово яйцо» (Человечек) | 1 |
Тема 4 «Головоломки, придуманные детьми» | 1 |
Декабрь «Игры на воссоздание силуэтов» | |
Тема 1 «Танграм» (Силуэт зайчика) | 1 |
Тема 2 «Танграм» | 1 |
Тема 3 «Танграм» | 1 |
Тема 4 «Составление фигур по собственному замыслу» | 1 |
Январь «Монгольская игра» | |
Тема 1 «Юрта» | 1 |
Тема 2 «Кошка» | 1 |
Тема 3 «Жираф» | 1 |
Тема 4 «Силуэт домика» | 1 |
Февраль | |
Тема 1 «Построй дом» | 1 |
Тема 2 «Построй дом» | 1 |
Тема 3 «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок?» | 1 |
Тема 4 «Какая фигура лишняя и почему?» | 1 |
Март | |
Тема 1 «Лабиринты» | 1 |
Тема 2 «Помоги фигурам выбраться из леса» | 1 |
Тема 3 «Помоги муравьишкам» | 1 |
Тема 3 «Домино» | 1 |
Апрель Развлечение «Путешествие к необитаемым островам» | 1 |
Итоговые занятия | 3 |
Май | |
Итоговые занятия | 1 |
Педагогическая диагностика | 3 |
2.2. Вариативные формы, способы и средства реализации программы.
- занятия;
- беседы;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- чтение художественной литературы;
- наблюдение;
- подвижные игры;
- участие в математических мероприятиях: праздниках, развлечениях.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной ступеней образования.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста.
Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи.
Для успешного взаимодействия необходимо создать единое образовательное пространство. Поэтому работа строится в непосредственном и тесном контакте с родителями.
В своей работе использую новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом. На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания и развития детей, оказывают практическую помощь семье. Так же использую такие формы работы как: стендовая информация, персональный сайт педагога, страничка группы на официальном сайте ДОУ, папки-передвижки. Активность родителей в организации выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
Раздел 3 Организационный
- Организация обучения детей.
Данная программа состоит из 25 занятий, предназначенных для детей подготовительной к школе группы, и рассчитана на проведение занятий в течение учебного года - с октября по апрель. Численность группы не должна превышать 12-15 человек. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Расписание (Приложение № 2)
Рекомендуется провести первичную диагностику развития творческого мышления детей в сентябре и для отслеживания динамики развития, повторную в мае.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Использую все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.
Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей:
- достаточное количество предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов по размерам;
- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
- художественное оформление.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогаю детям применять математические знания в разных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям). С целью развития логического мышления, внимания использую настольную игру шашки.
- Тематический план
Октябрь
Тема 1. «Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре»
Задачи:
Упражнять в умении осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счет обдумывания хода решения догадки.
Методические приемы: объяснение, вопросы к детям, напоминание воспитателем о необходимости предварительного обдумывания хода решения, зарисовывание, объяснение решения одним из детей, анализ
Материал: счетные палочки у детей, у воспитателя изображенные графически задачи
Тема 2. «Головоломки с палочками, придуманные детьми»
Задачи:
Активизировать детские мысли, развивать логическое мышление, выработать умение догадываться, соображать.
Методические приемы: анализ условий задачи, рассуждение, практические действия.
Материал: счетные палочки по 20 штук на каждого ребенка.
Тема 3. «Головоломки Пифагора» (Ракета)
Задачи:
Познакомить детей с игрой. Научить детей составлять из семи геометрических фигур – частей игры плоских изображений: силуэтов, строений, предметов
Методические приемы: анализ образца, разметки на доске мелом, варианты детей, рассказ детей, анализ
Материал: квадрат 7х7 см, разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: два разных по размеру квадрата, два маленьких треугольника, два больших треугольника и один маленький четырехугольник
Тема 4. «Головоломки Пифагора» (Пилотка)
Задачи: Научить детей составлять из семи геометрических фигур – частей игры плоских изображений: силуэтов, строений, предметов
Методические приемы: анализ образца, разметки на доске мелом, варианты детей, рассказ детей, анализ
Материал: квадрат 7х7 см, разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: два разных по размеру квадрата, два маленьких треугольника, два больших треугольника и один маленький четырехугольник
Ноябрь
Тема 1. « Головоломки Пифагора» (Грибок)
Задачи:
Закрепить у детей представление о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур
Методические приемы: анализ образца, разметки на доске мелом, варианты детей, рассказ детей, анализ работ детей
Материал: квадрат 7х7 см, разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: два разных по размеру квадрата, два маленьких треугольника, два больших треугольника и один маленький четырехугольник
Тема 2. «Колумбово яйцо» (Птичка)
Задачи:
Познакомить детей с игрой. Развивать геометрическое воображение, пространственное представление, умственные способности
Методические приемы: беседа, разбор образца, графическое изображение, игровая ситуация, самостоятельная работа детей, физкультминутка
Материал: круг диаметром 20 см, разделен на 10 частей: 2 больших треугольника, 4 маленьких, 2 больших полуовала и 2 большие половинки круга
Тема 3 «Колумбово яйцо» (Человечек)
Задачи: Развивать геометрическое воображение, пространственное представление, умственные способности
Методические приемы: беседа, разбор образца, графическое изображение, игровая ситуация, самостоятельная работа детей, физкультминутка
Материал: круг диаметром 20 см, разделен на 10 частей: 2 больших треугольника, 4 маленьких, 2 больших полуовала и 2 большие половинки круга
Тема 4 «Головоломки, придуманные детьми»
Задачи:
Развивать умение фантазировать, составлять несложные силуэты самостоятельно
Методические приемы: беседа, вопросы, показ ранее изготовленных головоломок, самостоятельная работа, физкультминутка, самоанализ
Материал: набор фигур к играм «Головоломки Пифагора»
Декабрь «Игры на воссоздание силуэтов»
Тема 1 «Танграм» (Силуэт зайчика)
Задачи:
Упражнять детей в умении создавать новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Методические приемы: беседа, объяснение, показ образца, вопросы к детям, рассказы детей о последовательности выполнения задания, анализ работ детей, физкультминутка
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и таблицы, с изображенными на них геометрическими фигурами
Тема 2 «Танграм»
Задачи: Упражнять детей в умении создавать новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Методические приемы: беседа, объяснение, показ образца, вопросы к детям, рассказы детей о последовательности выполнения задания, анализ работ детей, физкультминутка
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и таблицы, с изображенными на них геометрическими фигурами
Тема 3 «Танграм»
Задачи: Упражнять детей в умении создавать новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Методические приемы: беседа, объяснение, показ образца, вопросы к детям, рассказы детей о последовательности выполнения задания, анализ работ детей, физкультминутка
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и таблицы, с изображенными на них геометрическими фигурами
Тема 4 «Составление фигур по собственному замыслу»
Задачи:
Упражнять детей в решении задач на основе мыслительного анализа путем выдвигания гипотезы и проверки ее.
Методические приемы: беседа, вопросы, игровая ситуация, анализ работ детей, самоанализ
Материал: счетные палочки, набор к играм «Танграм» и «Пифагор»
Январь
«Монгольская игра»
Тема 1 «Юрта»
Задачи:
Научить детей способам присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой, не накладывая одну на другую
Методические приемы: показ образца, объяснение, рассуждение, работа детей, физкультминутка, анализ работ
Материал: квадрат 10х10 см, разрезанный, как показано на доске (11 частей): 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой)
Тема 2 «Кошка»
Задачи: Научить детей способам присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой, не накладывая одну на другую
Методические приемы: показ образца, объяснение, рассуждение, работа детей, физкультминутка, анализ работ
Материал: квадрат 10х10 см, разрезанный, как показано на доске (11 частей): 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой)
Тема 3 «Жираф»
Задачи: Научить детей способам присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой, не накладывая одну на другую
Методические приемы: показ образца, объяснение, рассуждение, работа детей, физкультминутка, анализ работ
Материал: квадрат 10х10 см, разрезанный, как показано на доске (11 частей): 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой)
Тема 4 «Силуэт домика»
Задачи: Научить детей способам присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой, не накладывая одну на другую
Методические приемы: показ образца, объяснение, рассуждение, работа детей, физкультминутка, анализ работ
Материал: квадрат 10х10 см, разрезанный, как показано на доске (11 частей): 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой)
Февраль
Тема 1 «Построй дом»
Задачи:
Развивать логическое мышление, внимание.
Методические приемы: беседа, игровая ситуация, самоанализ
Материал: набор логических фигур в мешочке, 4 карточки – домики, прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.).
Тема 2 «Построй дом»
Задачи:
Развивать логическое мышление, внимание.
Методические приемы: беседа, игровая ситуация, самоанализ
Материал: набор логических фигур в мешочке, 4 карточки – домики, прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.).
Тема 3 «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок?»
Задачи:
Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению
Методические приемы: объяснение, игровая ситуация, вопросы, анализ
Материал: карточки с логическими таблицами, логические фигуры.
Тема 4 « Какая фигура лишняя и почему?»
Задачи:
Развитие логического мышления, умение доказывать правильность решения, рассуждать
Методические приемы: игровая ситуация, вопросы к детям, обобщение, уточнение, самоанализ
Материал: 4 таблицы с разными предметами, цветные карандаши
Март
Тема 1 «Лабиринты»
Задачи:
Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость
Методические приемы: игры-забавы, вопросы, объяснение, уточнение, работы детей, анализ
Материал: логические фигуры, таблицы
Тема 2 «Помоги фигурам выбраться из леса»
Задачи:
Развивать логическое мышление, умение рассуждать
Методические приемы: объяснение, анализ, игровая ситуация, итог
Материал: логические фигуры, таблицы
Тема 3 «Помоги муравьишкам»
Задачи:
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словом, которое его обозначает, умение выявлять и абстрагировать свойство
Методические приемы: объяснение правил игры, игровая ситуация, загадки
Материал: непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.
Тема 4 «Домино»
Задачи:
Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по заданным свойствам
Методические приемы: объяснение, показ, игры детей
Материал: плоские логические фигуры
Апрель
Развлечение «Путешествие к необитаемым островам»
Цель: находить выход из лабиринта, учить соревноваться, создать радостное настроение, помогать друг другу
Май
Итоговые занятия
Педагогическая диагностика
- Традиционные праздники, развлечения.
Итоговый компонент – неотъемленная часть обучения воспитанников. В конце года проводится праздник, на котором закрепляются полученные знаний и умения детей, полученных в течение учебного года.
- Описание материально-технического обеспечения программы
- геометрические фигуры;
- наборы разрезных картинок;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- дидактические игры;
- игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», головоломка «Пифагора»;
- игры с блоками «Дьенеша».
Список литературы:
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. С.-П., 2007.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. С-П., 2009
- Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. С-П, 2008.
- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
- Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
- Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
- Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
- Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
- Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
- Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Приложение № 1
Список детей старшей группы № 7
1. Ануфриева Ольга
2. Алуев Давид
3.Воробьёва Кира
4.Кабанов Кирилл
5.Вельмякина Наташа
6.Новичкова Лера
7.Каблова Саша
8.Кулякина Лиза
9.Рачкова Даша
10.Умрик Даша
11.Обманкина Полина
12.Павлова Ярослава
13.Загороднова Кристина
14.Мелькаева Вера
15.Попов Коля
16.Петайкина Лиза
17.Рогаленкова Ангелина
18.Сосов Гриша
19.Куропаткина Аня
20.Егорова Саша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разновозрастной (второй младшей-средней) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2019-2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разновозрастной (второй младшей-средней) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа второй младшей группы № 5 (от 3 до 4 лет) на 2019/2020 учебный год
1.1. Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский ...
Рабочая Программа Педагога-психолога старшей и подготовительной группы для детей с ТНР на 2019/2020 учебный год
Рабочая ПрограммаПедагога-психолога старшей и подготовительной группыдля детей с ТНРна 2019/2020 учебный год...
Рабочая программа подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ Сявского детского сада «Колокольчик» от 31.08.2019г.ООП ДО МБДОУ Сявского детско...
Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей старшего возраста на 2019 – 2020 учебный год
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы общеразвивающей направленности возраст детей 5-6 лет 2019-2020 учебный год
Структура №НаименованиеСтраница1I. Целевой раздел321.1.Пояснительная записка331.2 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей341.3. Планируемые результаты о...
Рабочая образовательная программа курса художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки» для детей дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год
Пояснительная запискаДошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлен...