РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
методическая разработка (средняя группа)

Савельева Виктория Вячеславовна

      Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika_4-5let_konshina.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного

 направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

Принято                                                                                                                                                                                                 Утверждаю:

на педагогическом совете                                                                                                                                 Заведующий МБДОУ                                                                                            

№ ____   от ___   2022г.                                        _________Ю. С. Батуева

                                                                                                                                                                                                                              «__»____________2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»  ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

Ф.И.О. и должность автора программы:

Воспитатель: Савельева виктория Вячеславовна

   

Пояснительная записка

(Актуальность выбранной темы)

      Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

      В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду  должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

       Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.

       Организации кружка  «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию  логических форм мышления.  Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Цель программы:

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;

2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;

3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

5. Воспитывать личностные качества и навыки  самоконтроля и самооценки.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России  от 23 ноября 2009г. N 655. Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции Р.Ф.)
  •  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)
  • Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
  • Концепцией о дошкольном образовании.

Содержание программы

       Все НОД проводятся  в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

      Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

      НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.

       Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 20 - 25 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы организации НОД :

В процессе НОД используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
  • Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

Итоговые результаты освоения Программы

 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет.

  • Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
  • Считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет).
  • Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
  • Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
  • Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть:  круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
  • Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.
  • Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой

деятельности.

«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

 «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.  Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 «Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

        Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

      Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Контроль

  • Итоговые НОД
  • Мониторинг

Разделы рабочей программы:

1.   «Количество и счет»

      Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

      Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

      Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

      Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).

     Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

     На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

2.   «Ознакомление с геометрическими фигурами»

     Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

     Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно - двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

    Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

    Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

    Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

     Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

3.   «Определение величины»  Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

     Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

     Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

4.   «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

     Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

     Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, аберезка растет далеко).

     Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

5.   «Решение  логических задач»

      Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Программное    содержание

НОД

Материалы

Методическое

обеспечение НОД

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

СЕНТЯБРЬ

«Сравнение предметов».

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые.

Для воспитателя: пять зелёных шариков.

 Для детей: пять жёлтых шариков.

       В. П. Новикова

Стр. 4

РТ стр. 1

Дидактическая игра

«Где, сколько»

«Числа 1, 2».

Развивать формовосприятие, мышление, память.

 Учить считаь до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше - меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве

Для воспитателя: счёты, цифры 1 и 2; игрушки квадратной и круглой формы, два подноса.

 Для детей: цифры 1 и 2; два синих и два красных кубика.

      В. П. Новикова

Стр. 6.

З. Т. Асанова

Стр. 67

     РТ стр. 2

Дидактические игры

«Чего по одному, чего по два»

   «Где, сколько»

«Найди пару»

«Число – цифра»

«Ориентировка в

пространстве»

 «Вкусные и полезные».

Развивать мышление, внимание,  память.

 Учить ориентироваться в пространстве: на-верху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счёте в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2.

   Воспитывать доброжелательность.

  Развивать умение ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.

  Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы.

В.: настольный театр; цифры 1 и 2.

Д.: лото «Парные картинки», числовая карточка; мелкие предметы двух видов (по 2 штуки) на подносе.

Для в.: игрушки: зайчик, мишка, мяч; два мешочка

с игрушками круглой и квадратной формы;

фишки.

 Для д.: карточки  с времен. отрезками.

В. П. Новикова

Стр. 9.

З. Т. Асанова

Стр. 61.

     РТ стр. 15

В. П. Новикова

Стр. 12.

Н. С. Голицына

Стр. 12

Дидактические игры

       

«Что, где»

«Число, цифра»

Дидактические игры

«Что, когда»

«Подбери картинку»

ОКТЯБРЬ

«Число 3».  

   Развивать пространственные представления, внимательность, память.

   Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; упражнять в ориентировке в пространстве.

   Воспитывать понимание того, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом.

  Ддя в.: иллюстрации с изо. 3-х членов семьи, карточки с цифрами, мяч.

 Для д.: 6 одинаковых кубиков, карточки с цифрами 1, 2 и 3, числовая карточка, два вида предметов (по 4 каждый).

В. П. Новикова

Стр. 15.

З. Т. Асанова

Стр. 69

РТ стр. 3

Дидактические игры

«Число – цифра»

«Едем, едем…»

«Чудесный мешочек»

«Сравнение по высоте».

   

  Развивать глазомер,  пространственное

мышление, формовосприятие.

 Учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников; учить сравнивать предметы по высоте, отражать вречи результат сравнения; упражнять в счёте в пределах трёх.

 Воспитывать любознательность, активность.

Для в.: две куклы, две ёлки разной величины, несколько бочонков и мисочек разной величины, мяч.

Для д.: констр. типа «Лего», по три равнобедренных треугольника зелён. цвета,  выр. из бум.

В. П. Новикова

Стр. 17.

 РТ стр. 13

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

Игровое упр. «Необыкновенный зоопарк»

«Треугольник»

  Развивать познавательный интерес.

  Учить находить предметы названной формы.

  Учить составлять домик из четырёх треугольников, сделанных из квадрата.

  Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.

  Закрепить названия геометрических фигур.

  Воспитывать стремление говорить правильно.

  Для в.: магнитная доска; игрушечный зайчик, 2 квадрата (большой и маленьк.), разрез. по диагоналям «Чудесный мешочек» с набором геометрич. фигур.

 Для д.: по две карт. на кажд. из кот. 1, 2, или 3пр.

В. П. Новикова

Стр.20.

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

«Найди свой домик»

  «В деревне»

  Развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором

месте стоит?»

  Упражнять в счёте звуков на слух.

  Закреплять знание о частях суток.

  Воспитывать стремление говорить правильно  

  Для в.: игрушки – домашние животные, иллюстрации сельской местности, колокольчик.

  Для д.: цветные карандаши.

Н. С. Голицина

Стр. 56.

Дидактические игры

«Который по счёту»

«Когда это бывает?»

НОЯБРЬ

«Куб, шар»

   «Число 4».

  Развивать внимательность, временные и пространственные представления, представление об устойчивости и неустойчивости, слуховое восприятие

  Познакомить с геометрическими телами -  кубом и шаром; учить обследовать их осязательно – двигательным способом.

  Развивать внимательность, мышление и память.

 Закрепить знание об образовании числа 4 и цифры 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо.

 Воспитывать любознательность, стремление добиваться хорошего результата.

Для в.: куб и шар, маленькие ворота (дуги); два мешочка, в каждом из которых по пять кубиков и

шариков.

 Для в.: карточки с цифрами в пределах четырёх.

 Для д.: десять одинаковых кубиков, цифры от 1 до 4 (на карточках), числовая карточка, по пять грибочков и ёжиков (карточки).

В. П. Новикова

Стр. 24.

Дидактические игры

«Что, где»

«Чудесный мешочек»

В. П. Новикова

Стр. 29

РТ стр.4

Дидактические игры

«Число – цифра»

«Едем, едем…»

«День рождения

зайчонка»

  Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственные представления.

  Познакомить с порядковым значением чисел в пределах 3.

  Закрепить знание названий порядковых

числительных в пределах 3, геометрических  фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

   Воспитывать любознательность.

Магнитная доска, изо. игрушек – заяц, белка, лиса, ёж, кукольная мебель, ка-

рточки с геом. фигур.

 Для д.: числовые карточки с кругами от 1 до 3, карточки  с геометрическими

фигурами.

Н. С. Голицына, стр. 69.

Дидактические игры

«Назови форму»

«Который по счёту»

«Прогулка по зоопарку».

  Развивать воображение, мышление, память.

 Учить сравнивать множества, выраженные рядом стоящими числами 2 и 3.

 Уточнить представления о отличительных признаках прямоугольника.

 Упражнять в пространственном расположении предметов относительно себя.

 Закрепить представления о диких животных, закрепить употребление слов: угол, вершина, сторона.

 Для в.: вольеры с дикими животными, расположенные в разных местах

групповой комнаты, магнитная доска, силуэты диких жив., флажок с полотнищем 8*16 см, полоски бум. дл. 8 и 16 см.

 Для д.: геом. фиг., флажки

Н. С. Голицына

Стр. 61.

Дидактические игры

«Найди свой домик»

«Узнай фигуру»

«Счёт предметов

по разному расположен-ных»

  Развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов;

  Закреплять умение отсчитывать определённое число предметов по образцу и названному числу.

  Воспитывать понимание, что число предметов не зависит от их расположения в пространстве.

  Мяч, лиса, корзина с геометрическими фигурами разных цветов и размеров (по пять штук каждого вида); магнитная доска с цифрами разных цветов, две вырезанные из картона морковки.

З. Т. Асанова

Стр. 75

РТ стр. 9

Дидактические игры

«Где сколько»

«Цифра – число»

«Сколько раз постчали»

ДЕКАБРЬ

«Прямоуголь-ник»

(Закрепление).

   

   Развивать  мышление, внимание, память, формовосприятие.                                                                                                            

 Продолжать учить из счётных палочек делать прямоугольник; находить в окружении и

называть предметы прямоугольной  формы; считать в пределах четырёх.        

  Воспитывать любознательность.        

 Для в.: фишки, мяч,

геометрические формы

 Для д.: счётные

палочки в коробке.

В. П. Новикова

Стр. 37.

Дидактические игры

«Что потом?»

«Найди предметы такой же формы»

«Число 4»

 Развивать внимание, память, мышление.

 Уточнить знание об  образовании числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо.

 Воспитывать познавательный интерес, активность.

Для в.: карточки с цифрами в пределах четырёх

 Для д.: десять один. кубиков, цифры от 1 до 4 (на карточках), числовая карточка, по пять гриб. и ёж. (карт)

В. П. Новикова

Стр. 29.

Дидактические игры

«Цифра – число»

«Что за чем»

«Найди свой домик»

«Прямоуголь-   ник».

   Развивать пространственные представления, память, мышление.

   Уточнить представления детей о прямоугольнике, закрепить умение различать квадрат и прямоугольник, упражнять в счёте в пределах четырёх; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

     Воспитывать любознательность.

 Для в.: мышонок; круг и прямоугольник из плотной бумаги; два обруча, мяч.

 Для д.: из плотной бум., кв., прямоуг., который в два раза

больше кв.; лист бумаги и кружок.

В. П. Новикова

Стр. 32

РТ стр.10

Дидактическое пражнение

«Как проверить?»

«Сравнение

предметов

по высоте».

Развивать формовосприятие, мышление.

  сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя

группами предметов, различать количественный и порядковый счёт, закрепить представление о временах суток.

 Воспитывать любознательность.

Для в.: два обруча; набор геометрических фигур.

 Для д.: кусок пластилина, клеёнка.

В. П. Новикова

Стр. 45

РТ стр. 13

Дидактические игры

«На что похоже?» «Найди свой домик»

ЯНВАРЬ

«На лесной

 полянке».

   Развивать мышление, память, внимание.

   Закреплять представление о том, как зимуют звери в лесу.

   Упражнять в сравнении 2 гр. предметов,

выраженных смежными числами 3 и 4.

   Учить отсчитывать 3 и 4 предмета по образцу.

   Упражнять в счёте движений.

   Упражнять в употреблении слов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

  Воспитывать любознательность

Для в.: магн.  доска, картина полянки в зимнем лесу, сил. изо. зайцев и белок, илл. жив. средней полосы, карт. С изо. 3 снегирей, 4 синиц, игрушка птица.

 Для д.: счётные линейки, разноцв. геометр.  фигуры.

Н. С. Голицына

Стр. 98.

Дидактическое упражнение

«Больше, меньше, поровну»

«Ориентировка

  во времени».

  Развивать временные представления, воображение, память.

  Упражнять в классифицировании фигур по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счёте; учить различать и называть части суток; находить одинаковые предметы.

   Воспитывать любознательность, активность.

Для в: слонёнок, мишка, лошадка, поросёнок,

формочки разной величины и формы.

 Для д.: набор геометр фигур разного цвета, вел., формы, картинка с опред.   отрезком.

В. П. Новикова

Стр. 50.

Дидактическое упражнение

«Найди сходство»

«Вчера и сегодня».

  Развивать временные представления, воображение, память.

  Закрепить знание образования  числа 5.

  Закрепить представление о сходстве и различии треугольника и круга.

  Упражнять в различении значения слов:

сегодня, завтра.

  Воспитывать любознательность, активность.

Для в.: игр., геом. фигуры треугольники и круги – по 5 шт., круг, кв., фонограмма спокойной мелодии.

 Для д.: карт. с линейн располож. кругов от 1 до 5 (у кажд. реб. 2 карт. , одна из кот. с 5 кр.), круги, треугольн.

Н. С. Голицына

Стр. 113.

Дидактические игры    «Восстанови числовой ряд»

«Вчера, сегодня»

ФЕВРАЛЬ

«Что из чего сделано?»

  Развивать представления о межчисловых отношениях, мышление, память.

  Закреплять знания о материалах и их свойствах, представление о количественном и порядковом значении чисел 1 – 4.

  Упражнять в раскладывании 3 – 4 предметов по убывающей ширине.

  Закрепить представление о сходстве и различиях треугольника и четырёхугольников.

  Закреплять понимание определений: ширина, самая широкая, поуже, ещё уже, самая узкая.

  Воспитывать любознательность.

Для в.: магн. доска, предм., сдел. из разн.

матер., в том числе

стак. – стекл., дерев., металл., пластмассов,

4 кук. кров. разн.

шир., 4 пол. цвет. ткани один. дл., ра

зной ширины, треуг., кв., прямоугольник.

 Для д.: кр. крас. И син. цвет., полоски 2/16 см, 4/16 см, 6*16 см, 8/16 см

Н. С. Голицына

Стр. 119.

Дидактические игры                  «Что из чего сделано?»

«Разложи   по убыванию»

«Машины на нашей улице».

Развивать представления о межчисловых отношениях, мышление, память.

 Учить сравнивать 2 группы предметов, выраженные рядом стоящими числами 4 и 5.

 Упражнять в сравнении 4- 5 предметов по высоте.

 Упражнять в различении направления звука.

 Побуждать детей употреблять в речи слова: высокий, пониже, ещё ниже, самый низкий, справа, слева, впереди, сзади.

Для в.: магн. доска, силуэты машин красного и син. цв. – по 5-6 шт. светоф. разной высоты – 4 шт., 4 игрушки раз-ной высоты.

 Для д.: мелкие игр.

2 видов – по 6 шт. (или фишки двух цветов).

Н. С. Голицына

Стр. 132.

Дидактические игры

«Что выше?»

«Больше, меньше, поровну»

                 

«Измерение»

 

Развивать пространственные представления, глазомер, мышление, внимание.

  Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать

словарь (далеко – близко).

  Воспитывать любознательность, активность.

Для в.: мяч, карт., на кот. нарисован уличн. фонарь.

 Для д.: карт., на кот.

нарис. приставная лестница в накл. пол. (такой же высоты, что и фонарь); полоска-мерка (длин. лестн.); ножницы.

В. П. Новикова

Стр. 60.

Дидактическое упражнение

«Далеко – близко»

«Сравнение   предметов по высоте».

 Развивать глазомер, внимание, память.

 Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше, ниже).

 Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый временной отрезок.

 Воспитывать любознательность.

Для в.: мяч.

 Для д.: картинка, на которой нарисованы две ёлки, слегка отличающиеся по высоте; две полоски разной длины, но обязательно длиннее ёлок; карандаш.

В. П. Новикова

Стр. 62.

Дидактическое упражнение

«Выше, ниже»

МАРТ

«Вместе с мамой».

 Развивать понимание независимости количества от пространственного расположения.

 Упражнять в сравнении предметов по ширине путём наложения и приложения.

 Закрепить знания о геометрических фигурах; употребление в речи слов: наложить, приложить, одинаковые по длине, разные по ширине

 Воспитывать любознательность.

Для в.: магн. доска, силуэты мамы и девочки, 2 квадрата, 5 мячей, 5 кукол.

 Для д.: пол. бум. – синяя 3/15 см, красная 6/15,

геометрические фигуры.

Н. С. Голицына

Стр. 158.

Дидактическое упражнение

«Сравни по ширине»

«Порядковый счёт»

 Развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о межчисловых отношениях.

 Упражнять в счёте в пределах 5; в сравнении предметов по величине.

 Продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт.

 Воспитывать любознательность, стремление к хорошему результату.

Для в.: 3 вазы с цветами: в первой два жёлт. и два красн. цв., во втор. вазе два крас. и три жёлтых цветка, в третьей один жёлтый и два красн.

 Для д.: карт. с цифр. разного цвета, по одной пирамидке.

В. П. Новикова

Стр. 65.

Дидактическое упражнение

«Который по счёту»

«Физкультур-ное

занятие».

 Развивать представление о межчисловых отношениях, умение определять части суток.

 Упражнять в сравнении групп предметов, выраженных смежными числами.

 Закреплять умение отсчитывать предметы по образцу и заданному числу.

 Воспитывать потребность заниматься физической культурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни.

Для в.: числ. карт. с количеством предме

тов от 1 до 5, 5 игрушек, картинки – символы частей суток фонограмма спокойной мелодии.

 Для д.: картинки действий детей в разное время суток.

Н. С. Голицына

Стр. 165.

Дидактическая  игра                 «Будь внимательным»

 

«Опасное путешествие»

  Закреплять умение сравнивать предметы по 2 параметрам; отсчитывать предметы по образцу и названному числу; соотносить натуральные предметы с геометрическими фигурами.

 Упражнять в образовании прилагательных от существительных, сочетая в роде (квадратный, треугольный и т. д.).

  Воспитывать стремление придерживаться правил безопасного поведения.

Для в.: карт. предм. 5 пирожк., 4 ромашки; сил. корзин разной формы, 2 дорожки разной длины.

 Для д.: счётн. лин., геометрич. фигуры, полоски бумаги

разных цветов, 2/5 см и 2/10 см.

Н. С. Голицына

Стр. 172.

Дидактическая  игры

«Отсчитай столько, сколько…»

«Какой формы?»

               

АПРЕЛЬ

«Прогулка в лес».

  Развивать пространственные представления.

 Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с натуральными предметами окружающей обстановки и изображёнными на картинке; представление об изменениях в природе

весной; умение определять расположение предметов относительно себя; считать

звуки на слух;  умение образовывать прилагательные от существительных, сочетая в роде.

Для в.: игрушка птичка, картинки предметов разной геометр. формы – книга, листок, платок и т. д., макет муравейника, гнездо,

круг, треуг., овал.

 Для д.: бумажные

листья круглой, овальной, треугольн. формы.

Н. С. Голицына

Стр. 179.

РТ стр. 8

Дидактическая  игры

«Сосчитай на слух»

«Найди предмет такой же формы»

«Кто прилетел?».

  Развивать пространственные представления, формовосприятие, воображение, память.

  Закреплять представление о птицах, порядковый счёт в пределах 5, знание о независимости

количества от пространственного расположения предметов, знания о свойствах квадрата и прямоугольника.

  Закреплять умение отсчитывать предметы по образцу и названному числу.

  Упражнять в употреблении порядковых числительных, слов: сторона, угол, названий птиц.

  Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Для в.: силуэтные изображения квадратной и прямоугольной кормушек, птиц – воробья, голубя, вороны, сороки, снегиря, синицы, ласточки, грача, скворца, полоски бумаги, равные сторонам кормушек.

 Для д.: счётные линейки, геометрические

фигуры.

Н. С. Голицына

Стр. 185.

Дидактическая  игры

«Зима – весна»

«Что потом?»

«Цветы на лужайке».

  Развивать представление о независимости количества предметов от величины.

  Закреплять знания о частях суток и их последовательности.

  Упражнять в раскладывании предметов по убывающей высоте.

  Уточнить временные понятия: быстро-медленно.

  Воспитывать любознательность.

 

Для в.: магн. доска, силуэты лужайки, больш. и маленьких цветов – по 5 шт., фонограмма быстр.

и медленной музыки.

 Для д.: плоскостные цветы 4-5 размеров по высоте, картинки действий детей в разн. время суток.

Н. С. Голицына

Стр. 191

РТ стр. 12

Дидактическая  игры

«Стройплощадка»

«Расставь по высоте»

«Части суток»

«Ориентирова-ние в пространстве».

  Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.

  Упражнять в различении количественного и  порядкового счёта.

  Учить правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счёту?

 Воспитывать любознательность.

Для в.: большой лист голубой бумаги, лист бумаги с наклеенными иллюстрациями знакомых детям предметов.

В. П. Новикова

Стр. 68.

РТ стр. 14

Дидактические игры

«Найди  где спрятано»

«Где позвонили?»

МАЙ

«Счёт по образцу, числа и цифры

 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой».

  Развивать логическое мышление, внимание.

  Закрепить умение считать в пределах 5,

соотносить цифру с количеством предметов.

  Учить решать логические задачи на сравнение.

  Воспитывать стремление к положительному  результату.

  Для в.: задания на карточках, корзина с овощами и фруктами, горшочек с задачами, две картинки на нахождение  отличий.

З. Т. Асанова

Стр. 91.

РТ стр. 5

Дидактические игры

«Число – цифра»

«Больше, меньше, поровну»

«Установление соответствия между цифрой и количеством

 предметов.

Слева, посередине, справа».

Развивать зрительное внимание, мышление.

 Учить соотносить цифру с количеством предметов, обозначать словами положение

предмета на листе бумаги (слева, справа, в

 середине).

 Воспитывать самостоятельность, стремление к хорошему результату.

  Игрушки: белочка и

зайчик, задания на карточках, грецкие орешки.

З. Т. Асанова

Стр. 89.

РТ стр. 6

Дидактические игры

«Где правая, где левая»

«Кто первый назовёт?»

«Величина»

  Развивать глазомер, мышление, память.

  Упражнять в сравнении предметов по

величине и учить отражать в речи этот признак.

  Закрепить название геометрических фигур; упражнять в счёте в пределах 5.

  Воспитывать любознательность.

Для в.: фишки, две ленты, две куклы, две книги, две бутылки и т. д. (все разные).

 Для д.: набор мисочек, набор формочек, набор бочонков (по пять предметов); пирамидка.

В. П. Новикова

Стр. 71.

РТ стр. 11

Дидактические игры                   «Не промочи ноги»

«Найди свой домик»

«Сравнение

множеств и

установление

соответствия

между ними».

  Развивать внимание, мышление, память.

  Закреплять умения сравнивать по количеству две группы предметов, устанавливать равенство между ними; различать, где один предмет, а где много; считать слева направо, называть

числительные по порядку.

  Воспитывать стремление к хорошему результату.

Для в.: посылка, внутри которой пять апельсинов цифры от 1 до 5, игрушка

Чебурашка, набор кубиков.

З. Т. Асанова

Стр. 90.

    РТ стр. 7

Дидактические игры

«Какое число пропущено?»

«Найди такую же»

«Волчок»                  

Используемая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 368 с.
  2. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
  3. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа / авт.-сост. З. Т. Асанова.

- Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 246 с.

4. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 96 с. Н. С. Голицына

5. Рабочая тетрадь по математике 4-5 лет. В.П. Новикова. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП). на тему: «Ознакомление детей с календарем».

: Систематизировать представления о времени, уточнить представления о последовательности дней недели, использование календаря. Вызвать интерес к календарю....

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Образовательный процесс в ДОУ немыслим бе...

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие»

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (средняя группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (средняя группа)...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (старшая группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (старшая группа)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП)«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы

Рабочая     программа     разработана     по     образовательной области «Познавательное развитие» для старш...