РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного
направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№ ____ от ___ 2022г. _________Ю. С. Батуева
«__»____________2022 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Ф.И.О. и должность автора программы:
Воспитатель: Савельева виктория Вячеславовна
Пояснительная записка
(Актуальность выбранной темы)
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Цель программы:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Задачи программы:
1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;
2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;
3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009г. N 655. Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции Р.Ф.)
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
- Концепцией о дошкольном образовании.
Содержание программы
Все НОД проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.
Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 20 - 25 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Основными принципами программы математического кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации НОД :
В процессе НОД используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
- Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет.
- Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
- Считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет).
- Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
- Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
- Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
- Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.
- Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой
деятельности.
«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Контроль
- Итоговые НОД
- Мониторинг
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).
Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно - двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
3. «Определение величины» Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).
Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, аберезка растет далеко).
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
5. «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Календарно-тематическое планирование
Тема | Программное содержание НОД | Материалы | Методическое обеспечение НОД | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности |
СЕНТЯБРЬ
«Сравнение предметов». | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые. | Для воспитателя: пять зелёных шариков. Для детей: пять жёлтых шариков. | В. П. Новикова Стр. 4 РТ стр. 1 | Дидактическая игра «Где, сколько» | ||
«Числа 1, 2». | Развивать формовосприятие, мышление, память. Учить считаь до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше - меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве | Для воспитателя: счёты, цифры 1 и 2; игрушки квадратной и круглой формы, два подноса. Для детей: цифры 1 и 2; два синих и два красных кубика. | В. П. Новикова Стр. 6. З. Т. Асанова Стр. 67 РТ стр. 2 | Дидактические игры «Чего по одному, чего по два» «Где, сколько» «Найди пару» «Число – цифра» | ||
«Ориентировка в пространстве» «Вкусные и полезные». | Развивать мышление, внимание, память. Учить ориентироваться в пространстве: на-верху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счёте в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2. Воспитывать доброжелательность. Развивать умение ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному. Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы. | В.: настольный театр; цифры 1 и 2. Д.: лото «Парные картинки», числовая карточка; мелкие предметы двух видов (по 2 штуки) на подносе. Для в.: игрушки: зайчик, мишка, мяч; два мешочка с игрушками круглой и квадратной формы; фишки. Для д.: карточки с времен. отрезками. | В. П. Новикова Стр. 9. З. Т. Асанова Стр. 61. РТ стр. 15 В. П. Новикова Стр. 12. Н. С. Голицына Стр. 12 | Дидактические игры
«Что, где» «Число, цифра» Дидактические игры «Что, когда» «Подбери картинку» | ||
ОКТЯБРЬ | ||||||
«Число 3». | Развивать пространственные представления, внимательность, память. Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; упражнять в ориентировке в пространстве. Воспитывать понимание того, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом. | Ддя в.: иллюстрации с изо. 3-х членов семьи, карточки с цифрами, мяч. Для д.: 6 одинаковых кубиков, карточки с цифрами 1, 2 и 3, числовая карточка, два вида предметов (по 4 каждый). | В. П. Новикова Стр. 15. З. Т. Асанова Стр. 69 РТ стр. 3 | Дидактические игры «Число – цифра» «Едем, едем…» «Чудесный мешочек» | ||
«Сравнение по высоте». |
Развивать глазомер, пространственное мышление, формовосприятие. Учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников; учить сравнивать предметы по высоте, отражать вречи результат сравнения; упражнять в счёте в пределах трёх. Воспитывать любознательность, активность. | Для в.: две куклы, две ёлки разной величины, несколько бочонков и мисочек разной величины, мяч. Для д.: констр. типа «Лего», по три равнобедренных треугольника зелён. цвета, выр. из бум. | В. П. Новикова Стр. 17. РТ стр. 13 | Дидактические игры «Чудесный мешочек» Игровое упр. «Необыкновенный зоопарк» | ||
«Треугольник» | Развивать познавательный интерес. Учить находить предметы названной формы. Учить составлять домик из четырёх треугольников, сделанных из квадрата. Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Закрепить названия геометрических фигур. Воспитывать стремление говорить правильно. | Для в.: магнитная доска; игрушечный зайчик, 2 квадрата (большой и маленьк.), разрез. по диагоналям «Чудесный мешочек» с набором геометрич. фигур. Для д.: по две карт. на кажд. из кот. 1, 2, или 3пр. | В. П. Новикова Стр.20. | Дидактические игры «Чудесный мешочек» «Найди свой домик» | ||
«В деревне» | Развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором месте стоит?» Упражнять в счёте звуков на слух. Закреплять знание о частях суток. Воспитывать стремление говорить правильно | Для в.: игрушки – домашние животные, иллюстрации сельской местности, колокольчик. Для д.: цветные карандаши. | Н. С. Голицина Стр. 56. | Дидактические игры «Который по счёту» «Когда это бывает?» | ||
НОЯБРЬ | ||||||
«Куб, шар» «Число 4». | Развивать внимательность, временные и пространственные представления, представление об устойчивости и неустойчивости, слуховое восприятие Познакомить с геометрическими телами - кубом и шаром; учить обследовать их осязательно – двигательным способом. Развивать внимательность, мышление и память. Закрепить знание об образовании числа 4 и цифры 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Воспитывать любознательность, стремление добиваться хорошего результата. | Для в.: куб и шар, маленькие ворота (дуги); два мешочка, в каждом из которых по пять кубиков и шариков. Для в.: карточки с цифрами в пределах четырёх. Для д.: десять одинаковых кубиков, цифры от 1 до 4 (на карточках), числовая карточка, по пять грибочков и ёжиков (карточки). | В. П. Новикова Стр. 24. | Дидактические игры «Что, где» «Чудесный мешочек» | ||
В. П. Новикова Стр. 29 РТ стр.4 | Дидактические игры «Число – цифра» «Едем, едем…» | |||||
«День рождения зайчонка» | Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственные представления. Познакомить с порядковым значением чисел в пределах 3. Закрепить знание названий порядковых числительных в пределах 3, геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Воспитывать любознательность. | Магнитная доска, изо. игрушек – заяц, белка, лиса, ёж, кукольная мебель, ка- рточки с геом. фигур. Для д.: числовые карточки с кругами от 1 до 3, карточки с геометрическими фигурами. | Н. С. Голицына, стр. 69. | Дидактические игры «Назови форму» «Который по счёту» | ||
«Прогулка по зоопарку». | Развивать воображение, мышление, память. Учить сравнивать множества, выраженные рядом стоящими числами 2 и 3. Уточнить представления о отличительных признаках прямоугольника. Упражнять в пространственном расположении предметов относительно себя. Закрепить представления о диких животных, закрепить употребление слов: угол, вершина, сторона. | Для в.: вольеры с дикими животными, расположенные в разных местах групповой комнаты, магнитная доска, силуэты диких жив., флажок с полотнищем 8*16 см, полоски бум. дл. 8 и 16 см. Для д.: геом. фиг., флажки | Н. С. Голицына Стр. 61. | Дидактические игры «Найди свой домик» «Узнай фигуру» | ||
«Счёт предметов по разному расположен-ных» | Развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов; Закреплять умение отсчитывать определённое число предметов по образцу и названному числу. Воспитывать понимание, что число предметов не зависит от их расположения в пространстве. | Мяч, лиса, корзина с геометрическими фигурами разных цветов и размеров (по пять штук каждого вида); магнитная доска с цифрами разных цветов, две вырезанные из картона морковки. | З. Т. Асанова Стр. 75 РТ стр. 9 | Дидактические игры «Где сколько» «Цифра – число» «Сколько раз постчали» | ||
ДЕКАБРЬ | ||||||
«Прямоуголь-ник» (Закрепление).
| Развивать мышление, внимание, память, формовосприятие. Продолжать учить из счётных палочек делать прямоугольник; находить в окружении и называть предметы прямоугольной формы; считать в пределах четырёх. Воспитывать любознательность. | Для в.: фишки, мяч, геометрические формы Для д.: счётные палочки в коробке. | В. П. Новикова Стр. 37. | Дидактические игры «Что потом?» «Найди предметы такой же формы» | ||
«Число 4» | Развивать внимание, память, мышление. Уточнить знание об образовании числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Воспитывать познавательный интерес, активность. | Для в.: карточки с цифрами в пределах четырёх Для д.: десять один. кубиков, цифры от 1 до 4 (на карточках), числовая карточка, по пять гриб. и ёж. (карт) | В. П. Новикова Стр. 29. | Дидактические игры «Цифра – число» «Что за чем» «Найди свой домик» | ||
«Прямоуголь- ник». | Развивать пространственные представления, память, мышление. Уточнить представления детей о прямоугольнике, закрепить умение различать квадрат и прямоугольник, упражнять в счёте в пределах четырёх; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Воспитывать любознательность. | Для в.: мышонок; круг и прямоугольник из плотной бумаги; два обруча, мяч. Для д.: из плотной бум., кв., прямоуг., который в два раза больше кв.; лист бумаги и кружок. | В. П. Новикова Стр. 32 РТ стр.10 | Дидактическое пражнение «Как проверить?» | ||
«Сравнение предметов по высоте». | Развивать формовосприятие, мышление. сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт, закрепить представление о временах суток. Воспитывать любознательность. | Для в.: два обруча; набор геометрических фигур. Для д.: кусок пластилина, клеёнка. | В. П. Новикова Стр. 45 РТ стр. 13 | Дидактические игры «На что похоже?» «Найди свой домик» | ||
ЯНВАРЬ | ||||||
«На лесной полянке». | Развивать мышление, память, внимание. Закреплять представление о том, как зимуют звери в лесу. Упражнять в сравнении 2 гр. предметов, выраженных смежными числами 3 и 4. Учить отсчитывать 3 и 4 предмета по образцу. Упражнять в счёте движений. Упражнять в употреблении слов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Воспитывать любознательность | Для в.: магн. доска, картина полянки в зимнем лесу, сил. изо. зайцев и белок, илл. жив. средней полосы, карт. С изо. 3 снегирей, 4 синиц, игрушка птица. Для д.: счётные линейки, разноцв. геометр. фигуры. | Н. С. Голицына Стр. 98. | Дидактическое упражнение «Больше, меньше, поровну» | ||
«Ориентировка во времени». | Развивать временные представления, воображение, память. Упражнять в классифицировании фигур по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счёте; учить различать и называть части суток; находить одинаковые предметы. Воспитывать любознательность, активность. | Для в: слонёнок, мишка, лошадка, поросёнок, формочки разной величины и формы. Для д.: набор геометр фигур разного цвета, вел., формы, картинка с опред. отрезком. | В. П. Новикова Стр. 50. | Дидактическое упражнение «Найди сходство» | ||
«Вчера и сегодня». | Развивать временные представления, воображение, память. Закрепить знание образования числа 5. Закрепить представление о сходстве и различии треугольника и круга. Упражнять в различении значения слов: сегодня, завтра. Воспитывать любознательность, активность. | Для в.: игр., геом. фигуры треугольники и круги – по 5 шт., круг, кв., фонограмма спокойной мелодии. Для д.: карт. с линейн располож. кругов от 1 до 5 (у кажд. реб. 2 карт. , одна из кот. с 5 кр.), круги, треугольн. | Н. С. Голицына Стр. 113. | Дидактические игры «Восстанови числовой ряд» «Вчера, сегодня» | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
«Что из чего сделано?» | Развивать представления о межчисловых отношениях, мышление, память. Закреплять знания о материалах и их свойствах, представление о количественном и порядковом значении чисел 1 – 4. Упражнять в раскладывании 3 – 4 предметов по убывающей ширине. Закрепить представление о сходстве и различиях треугольника и четырёхугольников. Закреплять понимание определений: ширина, самая широкая, поуже, ещё уже, самая узкая. Воспитывать любознательность. | Для в.: магн. доска, предм., сдел. из разн. матер., в том числе стак. – стекл., дерев., металл., пластмассов, 4 кук. кров. разн. шир., 4 пол. цвет. ткани один. дл., ра зной ширины, треуг., кв., прямоугольник. Для д.: кр. крас. И син. цвет., полоски 2/16 см, 4/16 см, 6*16 см, 8/16 см | Н. С. Голицына Стр. 119. | Дидактические игры «Что из чего сделано?» | ||
«Разложи по убыванию» | ||||||
«Машины на нашей улице». | Развивать представления о межчисловых отношениях, мышление, память. Учить сравнивать 2 группы предметов, выраженные рядом стоящими числами 4 и 5. Упражнять в сравнении 4- 5 предметов по высоте. Упражнять в различении направления звука. Побуждать детей употреблять в речи слова: высокий, пониже, ещё ниже, самый низкий, справа, слева, впереди, сзади. | Для в.: магн. доска, силуэты машин красного и син. цв. – по 5-6 шт. светоф. разной высоты – 4 шт., 4 игрушки раз-ной высоты. Для д.: мелкие игр. 2 видов – по 6 шт. (или фишки двух цветов). | Н. С. Голицына Стр. 132. | Дидактические игры «Что выше?» «Больше, меньше, поровну»
| ||
«Измерение» |
Развивать пространственные представления, глазомер, мышление, внимание. Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). Воспитывать любознательность, активность. | Для в.: мяч, карт., на кот. нарисован уличн. фонарь. Для д.: карт., на кот. нарис. приставная лестница в накл. пол. (такой же высоты, что и фонарь); полоска-мерка (длин. лестн.); ножницы. | В. П. Новикова Стр. 60. | Дидактическое упражнение «Далеко – близко» | ||
«Сравнение предметов по высоте». | Развивать глазомер, внимание, память. Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше, ниже). Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый временной отрезок. Воспитывать любознательность. | Для в.: мяч. Для д.: картинка, на которой нарисованы две ёлки, слегка отличающиеся по высоте; две полоски разной длины, но обязательно длиннее ёлок; карандаш. | В. П. Новикова Стр. 62. | Дидактическое упражнение «Выше, ниже» | ||
МАРТ | ||||||
«Вместе с мамой». | Развивать понимание независимости количества от пространственного расположения. Упражнять в сравнении предметов по ширине путём наложения и приложения. Закрепить знания о геометрических фигурах; употребление в речи слов: наложить, приложить, одинаковые по длине, разные по ширине Воспитывать любознательность. | Для в.: магн. доска, силуэты мамы и девочки, 2 квадрата, 5 мячей, 5 кукол. Для д.: пол. бум. – синяя 3/15 см, красная 6/15, геометрические фигуры. | Н. С. Голицына Стр. 158. | Дидактическое упражнение «Сравни по ширине» | ||
«Порядковый счёт» | Развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о межчисловых отношениях. Упражнять в счёте в пределах 5; в сравнении предметов по величине. Продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт. Воспитывать любознательность, стремление к хорошему результату. | Для в.: 3 вазы с цветами: в первой два жёлт. и два красн. цв., во втор. вазе два крас. и три жёлтых цветка, в третьей один жёлтый и два красн. Для д.: карт. с цифр. разного цвета, по одной пирамидке. | В. П. Новикова Стр. 65. | Дидактическое упражнение «Который по счёту» | ||
«Физкультур-ное занятие». | Развивать представление о межчисловых отношениях, умение определять части суток. Упражнять в сравнении групп предметов, выраженных смежными числами. Закреплять умение отсчитывать предметы по образцу и заданному числу. Воспитывать потребность заниматься физической культурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни. | Для в.: числ. карт. с количеством предме тов от 1 до 5, 5 игрушек, картинки – символы частей суток фонограмма спокойной мелодии. Для д.: картинки действий детей в разное время суток. | Н. С. Голицына Стр. 165. | Дидактическая игра «Будь внимательным» | ||
«Опасное путешествие» | Закреплять умение сравнивать предметы по 2 параметрам; отсчитывать предметы по образцу и названному числу; соотносить натуральные предметы с геометрическими фигурами. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, сочетая в роде (квадратный, треугольный и т. д.). Воспитывать стремление придерживаться правил безопасного поведения. | Для в.: карт. предм. 5 пирожк., 4 ромашки; сил. корзин разной формы, 2 дорожки разной длины. Для д.: счётн. лин., геометрич. фигуры, полоски бумаги разных цветов, 2/5 см и 2/10 см. | Н. С. Голицына Стр. 172. | Дидактическая игры «Отсчитай столько, сколько…» «Какой формы?»
| ||
АПРЕЛЬ | ||||||
«Прогулка в лес». | Развивать пространственные представления. Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с натуральными предметами окружающей обстановки и изображёнными на картинке; представление об изменениях в природе весной; умение определять расположение предметов относительно себя; считать звуки на слух; умение образовывать прилагательные от существительных, сочетая в роде. | Для в.: игрушка птичка, картинки предметов разной геометр. формы – книга, листок, платок и т. д., макет муравейника, гнездо, круг, треуг., овал. Для д.: бумажные листья круглой, овальной, треугольн. формы. | Н. С. Голицына Стр. 179. РТ стр. 8 | Дидактическая игры «Сосчитай на слух» «Найди предмет такой же формы» | ||
«Кто прилетел?». | Развивать пространственные представления, формовосприятие, воображение, память. Закреплять представление о птицах, порядковый счёт в пределах 5, знание о независимости количества от пространственного расположения предметов, знания о свойствах квадрата и прямоугольника. Закреплять умение отсчитывать предметы по образцу и названному числу. Упражнять в употреблении порядковых числительных, слов: сторона, угол, названий птиц. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | Для в.: силуэтные изображения квадратной и прямоугольной кормушек, птиц – воробья, голубя, вороны, сороки, снегиря, синицы, ласточки, грача, скворца, полоски бумаги, равные сторонам кормушек. Для д.: счётные линейки, геометрические фигуры. | Н. С. Голицына Стр. 185. | Дидактическая игры «Зима – весна» «Что потом?» | ||
«Цветы на лужайке». | Развивать представление о независимости количества предметов от величины. Закреплять знания о частях суток и их последовательности. Упражнять в раскладывании предметов по убывающей высоте. Уточнить временные понятия: быстро-медленно. Воспитывать любознательность.
| Для в.: магн. доска, силуэты лужайки, больш. и маленьких цветов – по 5 шт., фонограмма быстр. и медленной музыки. Для д.: плоскостные цветы 4-5 размеров по высоте, картинки действий детей в разн. время суток. | Н. С. Голицына Стр. 191 РТ стр. 12 | Дидактическая игры «Стройплощадка» «Расставь по высоте» «Части суток» | ||
«Ориентирова-ние в пространстве». | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление. Упражнять в различении количественного и порядкового счёта. Учить правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счёту? Воспитывать любознательность. | Для в.: большой лист голубой бумаги, лист бумаги с наклеенными иллюстрациями знакомых детям предметов. | В. П. Новикова Стр. 68. РТ стр. 14 | Дидактические игры «Найди где спрятано» «Где позвонили?» | ||
МАЙ | ||||||
«Счёт по образцу, числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой». | Развивать логическое мышление, внимание. Закрепить умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов. Учить решать логические задачи на сравнение. Воспитывать стремление к положительному результату. | Для в.: задания на карточках, корзина с овощами и фруктами, горшочек с задачами, две картинки на нахождение отличий. | З. Т. Асанова Стр. 91. РТ стр. 5 | Дидактические игры «Число – цифра» «Больше, меньше, поровну» | ||
«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа». | Развивать зрительное внимание, мышление. Учить соотносить цифру с количеством предметов, обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине). Воспитывать самостоятельность, стремление к хорошему результату. | Игрушки: белочка и зайчик, задания на карточках, грецкие орешки. | З. Т. Асанова Стр. 89. РТ стр. 6 | Дидактические игры | ||
«Где правая, где левая» «Кто первый назовёт?» | ||||||
«Величина» | Развивать глазомер, мышление, память. Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак. Закрепить название геометрических фигур; упражнять в счёте в пределах 5. Воспитывать любознательность. | Для в.: фишки, две ленты, две куклы, две книги, две бутылки и т. д. (все разные). Для д.: набор мисочек, набор формочек, набор бочонков (по пять предметов); пирамидка. | В. П. Новикова Стр. 71. РТ стр. 11 | Дидактические игры «Не промочи ноги» «Найди свой домик» | ||
«Сравнение множеств и установление соответствия между ними». | Развивать внимание, мышление, память. Закреплять умения сравнивать по количеству две группы предметов, устанавливать равенство между ними; различать, где один предмет, а где много; считать слева направо, называть числительные по порядку. Воспитывать стремление к хорошему результату. | Для в.: посылка, внутри которой пять апельсинов цифры от 1 до 5, игрушка Чебурашка, набор кубиков. | З. Т. Асанова Стр. 90. РТ стр. 7 | Дидактические игры «Какое число пропущено?» «Найди такую же» «Волчок» |
Используемая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 368 с.
- Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
- Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа / авт.-сост. З. Т. Асанова.
- Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 246 с.
4. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 96 с. Н. С. Голицына
5. Рабочая тетрадь по математике 4-5 лет. В.П. Новикова. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Образовательный процесс в ДОУ немыслим бе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1219114-1584274775.jpg)
Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие»
Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-515786-1602066628.jpg)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (средняя группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-515786-1602066628.jpg)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (старшая группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" (старшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114422-1549725667.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП)«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/10/picture-1529715-1723308991.jpg)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» для старш...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/12/picture-1550636-1736693630.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Цель программы:Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.Задачи программы:1. Формировать познавател...