Квест-игра «Кладоискатели» как способ активации познавательных, мыслительных и творческих процессов у детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Алёна Геннадьевна Мерзлякова

Квест­-игра  «Кладоискатели» как способ активации познавательных, мыслительных и творческих процессов у  детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра  «Кладоискатели» как способ активации познавательных, мыслительных и творческих процессов у  детей старшего дошкольного возраста.

В этой работе рассматривается ценность квест-игры как мероприятия развивающего познавательные, мыслительные и творческие навыки дошкольников. Так как нацелена она на развитие самостоятельности, инициативности и поисковой активности ребенка. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Квест-технология в образовании и воспитании детей широко применяется с 1995 года, профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую положительную систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий. В принципе изначально квест-технология сводилась  даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры стали той точкой, которая послужила развитию такого направления. По мнению исследования отечественных и зарубежных ученых и педагогов идея квестов идеально подходит для ДОУ. Сокол И.Н. рассматривает квест-технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей знаний и умений. По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Ботвенко .А.) в основе квест-технологии лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые «квесты».

Использование «квестов» в образовательной деятельности очень актуально так как выдерживает основное требование ФГОС ДО.  Именно «квесты» способны сформировать те качества личности, которые отвечают современным требованиям информационного общества. Современные дошкольники намного лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного добывания и систематизирования. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Представленная квест-игра «Кладоискатели» отличительна тем, что дети сами создают сценарий квеста. Педагоги мотивирую  воспитанников стать авторами своей Квест-игры и пригласить поучаствовать в ней ребят из параллельно группы. Данная форма работы с детьми имеет следующую цель и решает следующие задачи:

Цель: создать  интересную игровую  ситуацию для детей; создать  условия для развития творческих способностей дошкольников; способствовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми параллельных групп.

Задачи:

  • Развитие познавательных, творческих способностей дошкольников;
  • Развитие способности работы в команде;
  • Развитие у детей умения ориентироваться на местности;
  • Развитие личного опыта детей по изготовлению карты;
  • Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
  • Развитие интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

В квест-игре существуют определенные правила. Выполнив одно задание,  дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию и двигательной активности.

В нашем детском саду педагогами  в работе часто  используется квест-технология. Поэтому у детей есть определенный опыт в этом направлении.  Исходя из этого педагогами нашей группы было принято решение попробовать направить детей на создание сценария квест-игры «Кладоискатели» детьми самостоятельно.

Проведя предварительную работу с воспитанниками и замотивировав их мы поняли, что игре быть! Группа «Чудо остров» отправила группе «Светлячки» письмо приглашение сыграть в квест-игру «Кладоискатели». Ребята из группы «Светлячки» отозвались положительно.

В процессе подготовки перед ребятами встала следующая проблема: что же положить в сундук с сокровищами? Дети предложили создать своими руками игры-бродилки, игры- пазлы, слепить интересные фигурки из пластилина, нарисовать раскраски и дополнить сокровища конфетами и мыльными пузырями. Ребята разделились на творческие группы и закипела работа по изготовлению наполняемости сундука.

Когда сундук был наполнен дети нарисовали карту, которую разрезали на шесть частей. Каждую часть положили в капсулу из под киндер-сюрприза. На обороте каждой части было написано задание, ответ которого являлся подсказкой,  где искать следующую капсулу. Что явилось так же эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию и двигательной активности дошкольников.

Когда подготовительный этап был окончен  группа «Светлячки» и группа «Чудо остров»  встретились на спортивной площадке детского сада. Каждая группа объявила свое название и девиз. Так же были выбраны капитаны. Капитаны команд передали друг другу подготовленные листочки с загадками, отгадка которых направляла команды к поиску первой капсулы.

По правилам игры победителем считалась та команда, которая вперед найдет все капсулы с заданиями и соединит части карты и найдет клад.

Далее ребята с особым рвением принялись решать поставленную задачу. В капсулах им попадались загадки и ребусы, которые дошкольники сами подготовили друг для друга.

Одержала победу в соревнованиях и первыми нашла клад команда «Светлячки». Разбирая сундуки с сокровищами и подводя итоги игры мы все сделали вывод, что мероприятие прошло очень весело и поставленная цель достигнута.

Квест-игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО. В данном квесте использовались такие виды деятельности как игровая, продуктивная, познавательная, двигательная. В процессе данной квест-игры работа была нацелена на поддержание детской инициативы, раскрытия индивидуальных возможностей ребенка. Были созданы условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей.

Итак, можно сделать вывод, использование квест-технологии помогает участникам развивать свои творческие способности, педагогам проявить свою профессиональную увлеченность, у детей развивать поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать практический опыт. Развивать способность сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то безусловно, квест-игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Список используемой литературы:

1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014

2. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015,

Быховский Я.С. Что такое образовательный веб- квест?/Я.С.Быховский. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php.

3. Сокол И.Н. Классификация квестов//Молодий вчений. – 2014. - №6 (09). – С. 138-140.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

5.Федеральный госсударственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17.10.2014 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание удетей старшего дошкольного возраста правового самосознания

воспитание у детей старшего дошкольного возраста правового самосознания...

«Развитие творческой личности дошкольника (старший дошкольный возраст) в процессе освоения содержания образовательных областей (познавательное и художественно-эстетическое развитие)»

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.Одно...

План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."

В данном конспекте  предлагается подробный план проведения индивидуального  логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но...

Мастер-класс «Создание лэпбука - уникальный способ развитие социально-личностных, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации....

Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия"....

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (консультация для родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ(консультация для родителей)...

Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченн...