Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Круги Луллия» как эффективное средство развития познавательных интересов и творческого воображения детей дошкольного возраста.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия". Которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

В своей работе мы используем Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).

Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Технологическая цепочка проведения игры:

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

2. Ставится задача.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т. п.)

Игры с «Кругами  Луллия» можно условно разделить на два типа:

1.Игры на подбор пар:

Окружающий мир: «Найди, где живет и чем питается», «Назови детеныша», «С какой ветки эти детки», «Чей хвост», «Часть - целое»,  «Чей детеныш», «Кому что нужно»..

ФЭМП:  «Найди такой же», «Найди по форме», «Найди по цвету», «Что такой формы и такого цвета», «Найди столько, сколько…», «Подбери цифру»,

2.Игры с элементом случайности в установке колец  на развитие творческого воображения:

Д/И «Что будет если: Золушка найдет сапоги-скороходы, мальчик с пальчик волшебную палочку, Доктор Айболит найдет ковер-самолет и т.д. «Что будет, если … зимой расцветут цветы, летом выпадет снежок», «Уменьшаем – увеличиваем»…

Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра, знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).

Варианты использования этой методики безграничны. Наши педагоги активно ее осваивают, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного  возраста»....

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».

       Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...

МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...