Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются богатой фантазией и воображением, активно стремятся к созидательной деятельности, желанию экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty.docx | 317.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»»
633010, Россия, Новосибирская обл., г.Бердск, ул. К.Маркса, 54 | тел. (383-41) 2-26-83 |
Доклад из опыта работы
«Использование лего - конструирования
для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель:
Субнишанян И.В.
Бердск, 2019г
XXI век – время прогресса и технологий. Время, выдвинувшее новые требования к тому, каким должен быть современный человек, не оставляя ему возможности стоять на месте. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все эти качества необходимо развивать в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
В связи с введением ФГОС ДО и в соответствии с его целевыми ориентирами в настоящее время перед педагогами образовательных организаций стоят задачи, решение которых предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Вот почему проблема развития познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги-психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Подьяков, А.Н. Подьяков, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия. Они определили дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования - любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Но познавательная активность не может выступать отдельным компонентом для всестороннего развития личности. Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов деятельности.
Детское творчество, как один из способов познавательного развития ребёнка, имеет сложный механизм становления, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка. Механизм творческого мышления детей зависит от множества факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития, индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), а также условия его воспитания и обучения. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. Для ребёнка важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Детское творчество неразрывно связано с игрой и между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
С позиции теории амплификации (обогащения) А.В. Запорожца важную роль в развитии творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование. Детское конструирование, в силу его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям детей, при определённой организации носит подлинно творческий характер. Конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете и конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, а также плохого качества результата работы.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются богатой фантазией и воображением, активно стремятся к созидательной деятельности, желанию экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В отечественной дошкольной педагогике достаточно изучены все виды детского конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. ( О.А. Сафонова, И.Ю. Пашилите, Г.В. Урадовских, Г.С. Виноградов, Т.Н. Ушанова, С.Н. Цейтлин, А.Г. Арушанова, Л.А. Парамонова, Е.В. Фешина, Л.В. Куцакова и др.).
Однако из всего многообразия конструкторов, которые я использую в своей деятельности решила остановиться на ЛЕГО конструкторе. Сначала он понравился мне тем, что это яркий, красочный, полифункциональный материал. Его элементы имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой очень много, что создает возможность создавать различные типы построек и игровые ситуации.
Прошла курсы повышения квалификации по теме «Основы реализаций дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении: познавательное развитие» и изучив методическую литературу («Страна из Лего» Л.Г. Комарова, «Детское творческое конструирование» Л.А. Парамонова, «Лего-конструирование в детском саду» Е.В Фешина, «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмакова и др.), опыт работы педагогов по сети Интернет (Е.В. Фешиной, Е.И. Устиновой и др.), я поняла, что лего можно использовать не только в конструктивной деятельности, но и в других видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной).
ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Она, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную активность дошкольников.
Убедившись в том, Лего - технология отвечает требованиям, предъявляемые ФГОС ДОО, и позволяет повысить качество работы с детьми, в 2016 году я приступила к работе по использованию легоконструирования в развитии познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе проанализировала развивающую предметно-пространственную среду в группе и пришла к выводу о том, что предметное пространство обогащено не достаточно. В 2016-2017 году вместе с детьми и их родителями мы приобрели большое количество лего-конструкторов:
«Лего - Дупло», конструкторы с болтовыми соединениями, криволинейные конструкторы, строительные наборы, металлический конструктор, магнитный конструктор, радиоуправляемый конструктор, электронный конструктор, конструктор - трансформер, суставные конструкторы, решетчатый конструкторы, мягкие конструкторы, тематические наборы, развивающие конструкторы - лабиринты, мини роботы Bee- Воt и другой дополнительный материал, соответствующие возрасту детей.
Создала:
- Картотеку схем по лего–конструированию для самостоятельной работы детей.
- Картотеку дидактических игр с использованием разных конструкторов.
- Картотеку игр «Веселая лего–математика».
- фотоальбомы тематических построек: транспорт (воздушный, наземный, водный); животные (дикие, домашние и т.д.); архитектурные сооружения;
В работе с детьми я использую и бросовый материал, он дает большую возможность фантазировать, творить совместно с детьми и родителями, организовала выставку «Старт в будущее», где были представлены экспонаты роботов будущего. Выставка прошла в детском саду и городском конкурсе « Признание» в номинации «Золотые ручки» заняли призовое место.
Разработала:
- методические рекомендации по организации работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- перспективное планирование работ с детьми по ЛЕГО – конструированию;
- конспекты занятий по ЛЕГО - конструированию;
- диагностику конструктивной деятельности детей, в которой выделены уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с ЛЕГО;
- консультации для родителей;
- картотеки: развивающих и дидактических игр; образцов моделей.
Работу с детьми начинала с самых простых построек, учила правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
Работу по Лего - конструированию я провожу как в непосредственной, так и в совместной образовательной деятельности с детьми. Использую четыре вида образовательной деятельности: работа по схеме, по образцу, по собственному замыслу, по карточкам с моделями.
В начале занятия включаю дидактические и развивающие игры с использованием Лего - конструктора, чтобы удовлетворить желание детей потрогать, пощупать детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно провожу пальчиковую гимнастику, физкультминутку подбираю с учетом темы занятия. На занятиях использую просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Большое внимание уделяю технике безопасности при работе с лего – конструктором.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания дети выполняют индивидуально, парами, коллективно. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Для обучения детей лего - технологиям использовала разнообразные методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Игровой | Использование для обыгрывания дидактических сюжетных игр на удачи |
Эвритический | Развитие находчивости и активности |
Сотворический | Взаимодействие детей и педагогов в едином творческом процессе |
Вместе с тем, необходимо отметить, для того чтобы избежать однообразия предпочтение отдаю различным игровым и проблемным. Наша совместная деятельность направлена, в первую очередь, на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Все занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Считаю, что такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Конструктор лего использую во всех видах детской деятельности: развитие речи, ФЭМП, продуктивных видах.
На занятиях по объемной аппликации кирпичики Лего использую как Лего - фон, Лего - секрет. Также Лего применяю как элемент пластической аппликации, лего -трафарет. Практикую сюжетно-тематическую аппликацию с использованием лего - образца.
На занятиях по лепке совместно с детьми создаем украшения для лего -героев, угощенья им. Придумываем дизайн для лего – домов .
Применение деталей лего - конструктора в нетрадиционных техниках позволяет развивать воображение, мышление, умение нестандартно мыслить и быстро реагировать в сложной ситуации.
Значительное внимание уделяю индивидуально -дифференцированному подходу к обучению детей. В центре моего внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Я убеждена, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка.
Сознавая значимость семейного воспитания в развитии познавательной активности и творческих способностей детей, стараюсь сделать родителей своими союзниками. Создаю атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки . Помогают мне традиционные и новые формы работы: творческие гостиные, дни встреч, игротеки, выставки, конкурсы, педагогические чтения и т.д.
Работу веду по двум блокам:
- Блок «Наше творчество». Он направлен на кураторскую деятельность при разработке семейных проектов с использованием конструктора Лего.
- Блок «Познаем вместе с детьми» направлен на методическое сопровождение родителей по лего - конструированию.
Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития творческих способностей и популяризации познавательной активности ребенка, в раздевальной комнате оформлен информационный стенд «Познавательная активность детей». Также в работе с родителями использую лэпбук «Удивительный мир Лего».
Это папка, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т.д.), в которых размещается изучаемый материал. В лэпбуке размещаю материал, который стимулирует познавательную активность и развивает творческие способности детей. Это развивающие игры с кирпичиками лего, схемы для создания игрушек, речевки и короткие четверостишья, сопровождающие игровые моменты.
Работа в данном направлении представляется мне актуальной и важной в свете введения новых федеральных государственных требований и обновления образовательной системы. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...
Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...
Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...
Перспективное планирование работы с семьёй по теме: «Развитие познавательной активности посредством опытно – экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста»
Перспективное планирование работы с семьёй...
Развитие связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники
Работа с мнемотехниками для детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...