Конспект открытого ООД по познавательному развитию опытно- исследовательское экспериментирование «Космическая лаборатория» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)
Цели: в процессе экспериментальной и художественной деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о космосе.
Задачи:
- формировать у детей опытным путем элементарные представления о законах космоса;
- учить делать выводы по результатам проведенных опытов;
- развивать связную речь, мышление, творческое воображение, память, общую и мелкую моторику.
- формировать самостоятельность, инициативность, ответственность.
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Оборудование и материалы: видеопроектор, презентация, , магнитофон, предметы для проведения опытов (емкость с песком, шар, веревочка; фонарик, муляж земли; пустая емкость, крахмал, вода, краситель; емкость с водой, лист формата А4 с нарисованной паутиной, ложки металлические, перманентный маркер.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа «КвантУм» дошкольное отделение детский сад № 61
Конспект открытого ООД
по познавательному развитию
опытно- исследовательское экспериментирование
«Космическая лаборатория»
в средней группе
Составила и провела
Воспитатель: Карпцова О.В.
дата проведения: 18.04.2024 г.
с. Ершово , 2024 г.
Цели: в процессе экспериментальной и художественной деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о космосе.
Задачи:
- формировать у детей опытным путем элементарные представления о законах космоса;
- учить делать выводы по результатам проведенных опытов;
- развивать связную речь, мышление, творческое воображение, память, общую и мелкую моторику.
- формировать самостоятельность, инициативность, ответственность.
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Оборудование и материалы: видеопроектор, презентация, , магнитофон, предметы для проведения опытов (емкость с песком, шар, веревочка; фонарик, муляж земли; пустая емкость, крахмал, вода, краситель; емкость с водой, лист формата А4 с нарисованной паутиной, ложки металлические, перманентный маркер.)
Ход занятия:
I. Организационная часть
Удивительный мир космоса открыли ученые, конструкторы, космонавты, но в нем еще много тайн и загадок. И некоторые из них мы раскроем сегодня (заставка на экране Космик)
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в космическую лабораторию.
С далекой планеты к нам на связь вышел Космик.
Он путешествовал по Солнечной системе и прилунился на Луну.
Космик нам прислал письмо:
«Здравствуйте, жители Земли.
Скажите мне, а что такое Луна?
Дети. Луна – это спутник Земли.
Космик. Из чего состоит поверхность Луны?
Дети. Поверхность Луны состоит из кратеров: больших и маленьких.
Дидактическая игра «Договори словечко».
Воспитатель: Космическое пространство хранит много тайн.
И следующее задание в нашей лаборатории «Договори словечко». Ребята я буду вам говорить предложения, а вы должны дополнить нужным словом по смыслу.
Сверкая огромным хвостом в темноте, несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета, загадка Вселенной…(Комета)
Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам…(Луна)
Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется…(Земля)
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный…(Телескоп)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник летит по орбите … (Спутник)
Почти что со скоростью света осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит небесный космический … (Метеорит)
Воспитатель: Молодцы, вы знаете о космосе уже много интересного.
Космик. А я хочу знать, как образуются кратеры?
Опыт №1. «Образование кратера»
Воспитатель. Предлагаю провести эксперимент и показать, как они образуются и выглядят.
Подходите к емкости с песком, что вы видите?
Дети. Мы видим песок.
Воспитатель. Представьте, что это не обычный песок, а перед вами поверхность Луны. Шарик на ниточке — это метеорит. Бросаем шарик на песок и осторожно его вынимаем. Что вы увидели на поверхности?
Дети. Мы увидели на поверхности воронки, вмятины, лунки, углубления.
Воспитатель. Эти углубление называются кратеры. А образуются они оттого, что Луна не защищена атмосферой и об нее с огромной скоростью ударяются все космические обломки, которые и оставляют следы на Луне, а по-другому - кратеры.
Космик. Как интересно! Вот как образуются кратеры, теперь я буду знать.
Опыт №2. «День – ночь».
Космик. А почему ваша планета Земля, с одной стороны освещена, а с другой - темная?
Воспитатель. А чтобы узнать это, мы проведем эксперимент. Для него нам понадобится муляж земли и фонарик. Но это уже будет не просто муляж, а наша планета Земля и мы находимся на нашей планете. Давайте определим место нашей лаборатории на планете. Обозначим его человечком. (Наклеивают человечка на муляж) У нашей планеты есть ось, палочка - это и будет нашей воображаемой осью, вокруг которой крутится наша планета. А свеча – это солнце. Подносим нашу «планету» к солнцу и что мы видим?
Дети. Одна часть планеты освещена, а другая – темная.
Воспитатель. А земля повернулась вокруг своей оси, что же произошло теперь?
Дети. Там, где наша лаборатория стало темно - значит наступила ночь, а там, где было темно – день.
Какой вывод мы сделаем?
Дети. Вывод: солнце освещает только одно полушарие.
Так и Земля поворачивается вокруг своей оси и день сменяется ночью.
Земля постоянно вертится вокруг своей оси. Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет.
Динамическая пауза: «Космонавты»
На ракете мы летели (изображаем ракету)
В невесомости парим (руке вверху водим влево-вправо)
Смотрим все в иллюминатор (руки вокруг глаз)
Ищем для посадки кратер ( повороты по сторонам).
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический, магнитный.(бьем кулачками)
Мы на кнопку нажимаем
И ракету опускаем.
Повреждений вроде нету.
Мы выходим на планету. (шагаем)
Опыт №3 «Неньютоновская жидкость»
Это самый увлекательный эксперимент - жидкость, которая имеет весьма интересные свойства. При резком быстром воздействии она твердая, при медленном- жидкая.
-Возьмем крахмал и обычную воду
-Смешаем и х в соотношении 2 части крахмала и одна часть воды.
-Воду добавляем постепенно, чтобы контролировать консистенцию.
-Для красоты можем добавить краситель
Несколько интересных фактов о неньютоновской жидкости:
1.Если состав быстро мять в руках, он становится твердым. Во время бездействия субстанция снова становится жидкой.
2.При медленном наклоне сосуда жидкость течет, как сметана. Но, если емкость резко перевернуть, ничего не прольется.
3 С одержимое невозможно выплеснуть и з емкости. Капли на поверхности превращаются в сухие комки.
4. Предметы вязнут в субстанции, как в трясине. Но, если их быстро перемещать по поверхности, двигаются, как по суше.
Опыт № 4 «Плавающие паучки»
Наливаем в прозрачную емкость воду. Под прозрачную емкость кладем лист бумаги с нарисованной паутиной. На металлическую ложку снизу наносим рисунок паука. Медленно, как буд-то вытираем ложку об поверхность воды и наш паучок остается на воде и плавает, если на него подуть.
Выводы:
Какие явления мы наблюдали, проводя опыты в нашей лаборатории?
Дети. Образование кратеров и смены дня и ночи.
А какие опыты мы проводили: неньютоновская жидкость, плавающие паучки
Космик. Спасибо, мне все понятно. До новых встреч, ребята! Мне пора на корабль и лететь на Луну…..
Выход из деятельности.
Воспитатель: Дети, вам понравилось работать в космической лаборатории?
Что вам понравилось делать? Что было сложным?
Благодарю вас за работу и горжусь вами, как маленькими учеными. Вы справились с сегодняшними задачами ученых – экспериментаторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-1075124-1700053796.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе «Теремок»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию«Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе«Теремок»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-931740-1578473603.jpg)
конспект открытого заанятия по познавательному развитию на тему «В гостях у сказки» подготовительной группы
Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности, обобщение и закрепление полученных знаний. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-1075124-1700053796.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе
Цель: Помочь детям сформировать представления о здоровье, здоровом образе жизни, органах чувств. Закреплять представления о частях тела человека.Задачи Образовательные :Повышать уровень поз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-998259-1516358509.jpg)
Открытое занятие по познавательному развитию ( ознакомлению окружающим миром). Тема: «Зимующие птицы» (средняя группа)
конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1065319-1538596399.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию " Волшебный мир математики " для детей второй младшей группы
Конспект занятия по познавательному развитию«Волшебный мир математики»для детей второй младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1060822-1541618670.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) для детей средней группы Тема: Путешествие на планету «Математикус»
В статье представлено занятие в виде игры-путешествия, помогающая детям закрепить математические представления, проявить самостоятельность, любознательность, умение понимать учебную задачу. На протяже...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/02/picture-1075011-1559497797.jpg)
Конспект открытой ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) во второй младшей группе на тему: «Домашние животные
Конспект открытой ООД по позновательному развитию (ознакомление с окружающим миром)во второй младшей группе на тему:"Домашние животные"...