Индивидуальный план работы по самообразованию По теме «Игра как средство общения детей первой младшей группы»
рабочая программа (младшая группа)

ДУДИНА Е.Г.

ИГРА – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. В игре дети не ставят каких -то иных целей, чем играть.  Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.  В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра – это самосовершенствование, стремление стать лучше. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким. Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности. (Макаренко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района

Индивидуальный план работы по самообразованию

По теме «Игра как средство общения детей первой младшей группы»

Воспитатель:

Дудина Елена Геннадьевна

2024-2025 уч.год

Актуальность выбранной темы: 

ИГРА – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. В игре дети не ставят каких -то иных целей, чем играть.  Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.  В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра – это самосовершенствование, стремление стать лучше. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким. Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности. (Макаренко)

  «Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом». У детей младшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения

 

 

Цель:

  1. Развивать умение играть вместе со сверстниками;
  2. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
  3. Активизировать речь детей;
  4. Проявлять интерес к игровым действиям сверстников;
  5. Воспитывать желание помогать друг другу.

Задачи:

  1. Работа над развитием воображения
  2. Выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр;
  3. Тренировка мелкой моторики и координации
  4. Расширить кругозор ребенка посредством игры;
  5. Развить коммуникативные способности детей;
  6. Сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает.  К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются детям для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. У детей формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, следует им помогать играть рядом, не мешая друг другу.

Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В возрасте 2 – 3 лет всё большее значение приобретает общение со сверстниками. В целях развития общения детей взрослый помогает ребёнку организовать совместные игры детей, учит доброжелательному общению, поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова.

Направления: У маленьких детей общение, как правило, тесно связано с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности. Ребёнок то занят своим ровесником, то переключается на другие дела. 

В условиях дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты у него складываются первые навыки поведения среди равных участников общения.  Именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Методы и приёмы: Игра – основной вид деятельности ребёнка. Она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков применяются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки, башенки, строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребёнок производит по подражанию после показа взрослого. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят её и укладывают спать. Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). втором году жизни ребёнок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Дети понимают элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый». Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.

 

Игры, позволяющие осуществлять общение детей первой младшей группы:

       Игра – один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

        Так как возраст детей моей группы с 2х до 4 лет- самый динамичный и вместе с тем продуктивный в жизни детей я применяю в проведении игровой деятельности разные виды игр.  Каждый вид игры выполняет определённые функции:

         Дидактические игры-  представлены умственными задачами, составленными взрослыми в занимательной игровой форме. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

       – бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых действий:

        Сюжетно-ролевые игры – наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. 

       Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссировано, а от ребёнка – проговаривания реплик.

Подвижные игры-  способствует повышению работоспособности детского организма, двигательной активности, ловкости движений. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.

Сенсорные игры- служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров, цвета различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

 

Перспективный план по теме: «Игра как средство общения детей первой младшей группы»

Месяцы

Содержание работы

Сентябрь

Игра как средство общения детей раннего возраста

1. Сбор информации и методов работы на тему «Игра как средство общения детей первой младшей группы»

  1. 2.Обратить внимание родителей на значение игр в жизни детей. 3.Консультация для родителей на тему «Игра как средство общения детей раннего возраста»

Октябрь

Знакомство детей друг с другом

1. Игра «Доброе утро» для формирования умений детей приветствовать друг друга; настраивание детей на доброжелательный лад.

  1. 2.Игра «Как тебя зовут?» для знакомства детей друг с другом; установления доверительного контакта с детьми, сплочения группы.

Ноябрь

Игры на развитие навыков общения

1. Игра «Назови ласково» для обучения взаимодействию детей друг с другом, называя имя сверстника.

  1. 2.Игра «Ласковое имя» для формирования самоуважения детей; активизации доброжелательного отношения детей к сверстникам.
  2. 3.Игра «Покажу, как я люблю» для формирования у детей умения любить окружающих.

Декабрь

Родительское собрание

1. Выяснить, знают ли родители, в какие игры играют их дети. 

  1. 2.Предоставить родителям материалы для развития речи ребенка через игры.

Январь

Развитие общения детей через сюжетно-ролевые игры

1. «Едут машины» для активизации речи детей за счет слов (водитель, водит машину, правила дорожного движения, трасса, светофор, пассажиры, маршрут)

  1. 2. «Аптека» для формирования умения в игре подражать действиям взрослых; использования приобретенных покупок по назначению.
  2. 3. «Детский сад» для формирования умения доброжелательно здороваться, приходя в детский сад; играть с детьми, делиться игрушками.

Февраль

Дидактические и подвижные игры

1. «Лягушки» для развития бега, умения прыгать на двух ногах.

  1. 2. «Катай мяч» развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.
  2. 3. «Назови весенние месяца» для умения детей по приметам называть весенние месяца.
  3. 4. «Где кто живет?» для закрепления умений называть домик для животного.

Март

 Театрализованные игры

1. «На нашем дворе» сказка «Репка»; формировать умение слушать рассказ, используя наглядные изображения; вызвать у детей положительные эмоции; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

  1. 2. «Колобок»; пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами; предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации; расширять активный словарь детей.
  2. 3. «Кто сказал Мау?»; развивать фонематический слух и звукопроизношение; воспитывать чувство гуманности к природе и животным.

Апрель

Закрепление полученных умений у детей используя все виды игр.

1. Д/и “Узнай меня” для формирования умения описывать и узнавать по описанию;

  1. 2. “Угадай игрушку” для формирования умений детей выполнять команды, следовать правилам игры.
  2. 3. «Семья» для формирования представлений о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
  3. 4. «Огуречик, огуречик»; развивать внимание; обогащать словарный запас; воспитывать осторожное поведение; осваивать ласковые обращения.

Май

Подведение итогов проделанной работы

Провести наблюдение, проанализировать выполненную работу; определить положительные стороны; выявить недостатки

Список использованной литературы:

  1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова// М., изд-во Мозаика – Синтез, 2008. – С. 91-82.
  2. Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет/Л. И. Галигузова, Е. О. Смирнова// – М. : Просвещение, 1992. – С. 56-63.
  3. Смирнова Е. О. Детская психология/Е. О. Смирнова// М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин// М., 2008.- С. 196-210.
  5. Юдина О., Христенко Н. Формируем нормы поведения // Дошкольное воспитание. 2012. – № 4 – С. 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: «Игра как средство общения дошкольников».

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

План – Таблица по самообразованию на тему: «Игра как средство общения детей первой младшей группы» 2021-2022 год.

Уважаемые родители! Основная часть развития  малышей состоит из игровых действий. Ребенок лучше усваивает и быстрее развивается, если с ним играть по ролям. Сюжетно-ролевые игры, способствуют раз...

Индивидуальный План работы по самообразованию на тему "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос нравственного воспитания детей является одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом.    В нас...

Отчёт по самообразованию на тему: «Игра как средство общения младших дошкольников»

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения...

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.

Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...