Отчет по самообразованию на тему "Игра как средство общения детей раннего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель:
Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_potapova_dv.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18
Отчет по самообразованию на тему:
“Игра как средство общения детей младшего возраста”
Составила: воспитатель
Потапова Д.В.
г. Коркино
2023-2024 учебный год
Актуальность выбранной темы:
ИГРА – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. В игре дети не ставят каких-то иных целей, чем играть. Она имеет важное значение в жизни ребенка.
Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.
Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра – это самосовершенствование, стремление стать лучше.
Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка.
Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того, чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким.
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности.
Цель:
Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Задачи:
- Работа над развитием воображения;
- Выявлять творческие возможности детей младшего дошкольного возраста;
- Тренировка мелкой моторики и координации;
- Расширить кругозор ребенка посредством игры;
- Развить коммуникативные способности детей;
- Сформировать художественно-эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Сроки работы над проектом: октябрь 2023-май 2024г.
Предполагаемый результат:
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются детям для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. У детей формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, следует им помогать играть рядом, не мешая друг другу.
Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
В возрасте 2–3 лет всё большее значение приобретает общение со сверстниками. В целях развития общения детей взрослый помогает ребёнку организовать совместные игры детей, учит доброжелательному общению, поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова.
Направления: У маленьких детей общение, как правило, тесно связано с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности. Ребёнок то занят своим ровесником, то переключается на другие дела.
В условиях дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты у него складываются первые навыки поведения среди равных участников общения. Именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Методы и приёмы: Игра – основной вид деятельности ребёнка. Она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков применяются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки, башенки, строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребёнок производит по подражанию после показа взрослого. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят её и укладывают спать. Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). втором году жизни ребёнок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Дети понимают элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый». Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.
Игры, позволяющие осуществлять общение детей первой младшей группы:
Игра – один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Так как возраст детей моей группы с 2х до 3 лет- самый динамичный и вместе с тем продуктивный в жизни детей я применяю в проведении игровой деятельности разные виды игр. Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1-Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
2-Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок.
А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.
В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик вместо того, чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.
3-Сюжетно- ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра-первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра- любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры -это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т. д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад),
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.,
- общественные (игры в больницу, в библиотеку, школу и т. д.).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.
Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.
Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
4-Театрализованные игры - Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию.
Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью я широко использую игры-драматизации. Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является поведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.
Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать свое поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.
Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
Вывод: Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности.
Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива.
Игра конкретна, ситуативна, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими.
Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Исходя из тестовых опросов родителей, которые проводились с родителями, я сделала вывод, что сегодняшнему родителю, живущему в условиях современной жизни, где появляются такие конкуренты, как компьютер и электронные игры, ради сохранения добрых и здоровых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность. Обогащать своё родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.
Детская игра всегда одновременно существует как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем.
С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей,
с другой — она всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются полученные знания и умения, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Для работы использовала следующую литературу:
Список литературы
1. Аникеева Н. П.Воспитание игрой: Книга для учителя и воспитателей. - М.: Просвещение, 2009.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2015.
3.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2013.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии: - 2006. - № 6.
5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.
6.Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч.трудов.- Новосибирск: Изд. НГПИ, 2015.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2017.
8. Яновская М. Г. Творческая играв воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. - М.: Просвещение,2009.
9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2009.
10. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: Просвещение, 2012.
11. О. А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
12. О. А. Скорлупова, Л. В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.
14. О. В. Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
15. Степаненкова Э. Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...
Отчет по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Выполнение плана самообразования...
Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Моя тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Работа н...
Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...
Самообразование «Дидактические игры на липучках для детей раннего возраста, как средство общения с детьми»
Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации...